Свобода слова или лезвие выбора

Сергей Сириус-Цей
Свобода слова или лезвие выбора

«Свобода есть право делать все, что не запрещено законом»
Ш. Монтескье, философ
«Для нас свобода есть право делать все, что запрещено законом»
А. Декурсель, писатель

Написав заглавие, я задумался: а что такое «свобода» вообще?
Для меня важно найти тот доподлинный смысл, во-первых, потому что это мой долг как филолога, во-вторых, что самое важное, – проблема «свободы» становится более чем актуальной – она становится опасной.
21 февраля 2012.  Храм Христа Спасителя. Все также ставятся свечки за родных и близких, слышится шепот молитв, Святой отец крестит покаявшихся.
Вдруг влетают непонятные девицы на алтарь и начинают петь, что-то выкрикивать, устраивать концерт. Причем, как оказывается, против полит. режима.
Но ведь нет закона, в котором черным по белому прописано: запрещается устраивать протестные акции в стенах церквей и храмов. Так что же, философ Шарль Монтескье был прав, говоря, что «свобода есть право делать все, что не запрещено законом»?
Недавно к нам в университет приехал свежеиспеченный «гений», коих расплодилось столько, что боишься лишний раз шагнуть – на рясу не наступить. Буквально за день я решил ознакомиться с текстами, ну чтоб хоть немного иметь представление о том, кто к нам пожалует, и прочел первое попавшееся:
 «До последнего драться, не бздеть, не скулить по Зулейкам
 Толстомясым своим, – так задрыгам-арабам на канале
 Суэцком я внушал, бля; на "Волгу", думал, талон получу", –
 Папочка мой говорил в гараже, "Москвичонку" соплю утирая».

И не советую читать «Баба в любой позе храпит…».
Как говорится «из песни слов не выкинешь»? Или выкинешь?
Неужели, чтобы быть популярным, теперь «модным» писателем, нужно доказывать свою причастность к слабостям 21 века? Неужели сложно удержаться от всех ассоциаций с красной чакрой?  И самое любопытное, что никто слова не сказал про это на конференции, посвященной писателю. Пропустили мимо ушей, точнее глаз. Но ведь свободу слова ж никто не отменял…
Интернет. Вот уж где свобода слова развернулась во всю ширь бесконечных гигабайтов. Для справки: к 2009 году по данным аналитической компании IDC, проводившей исследование по заказу EMC Corporation, общее количество информации составляет 500 млрд(!) гигабайтов.
NB! Каждые полтора года количество информации в Интернете увеличивается в 2 раза.
О свободе слова как умалишенные не повторяет,  кажется, только немой. Что можно подумать о выражении свободы в такой форме: во время выступления Дмитрия Медведева, еще бывшего президента нашей державы, какой-то молоденький лидер «Марша несогласных» перебил речь 1-го лица государства. Любопытно, что речь президента шла как раз о свободах… 
Получается, что свои пять копеек может вставить любой желающий. Свобода слова, однако.
И «Pussi Riot», и гений-Кононов, и Интернет – все являет нам свободу слова. Но где та грань между свободой и анархией?
Все мы прекрасно помним бессмертные слова Ф.И. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». И с этим «эффектом бабочки» мы встречаемся почти на каждом шагу.
Отец психоанализа сказал: «Культура – есть система табу». Так чего же нам сейчас не хватает?
Давайте вспомним, что обсценная лексика известна с XII века. Но употреблялась она исключительно мужчинами и исключительно на периферии города. Сейчас получается, что мы теряем центр вообще. Вспоминаются лабиринты Борхеса, Эко и становится страшно.
Об искажении «слова» не приходится и говорить. Еще недавно слова  «голубой» и «трахать» были просто нормальными. Напрашивается вывод о том, что мы сами себя загоняем в лузу.
Есть такой термин «spin-doctoring», в функционале которого  дополнение или кардинальное изменение информации. Разумеется, Интернет – это самый просто способ давления на массы и надо быть весьма наивным, чтобы верить той информации. Важны слова С.С. Бодруновой, кандидата политических наук: «Спин — это рамочная социокультурная и социально-коммуникативная ситуация, <…>характеризующаяся тоталитаризацией управления информационными потоками с использованием манипулятивных дискурсивных и управленческих практик, разрушающих этические каноны и ценностные комплексы социума». Если короче: из нас делают стадо, которому просто не суждено даже голову поднять выше. При этом, будучи уже в рамках, возникает вдруг вопрос о свободе. А не поздновато ли?
Во время написания этого зубастого материала появлялось бесконечно множество аргументов  и еще больше мыслей. Но мне хотелось бы, чтобы каждый человек сам для себя (хотя бы для себя) ответил: свободен ли он на данный момент, был ли и будет ли?
Если меня спросят: «А ты, свободен?», то мой ответ таков: Гарри Гордона сказал следующее: «Свобода – не то, когда ты делаешь то, что хочешь. А то, когда ты НЕ делаешь того, чего НЕ хочешь».