Исламский мат шахиншаху

Костантин
Исламский мат шахиншаху

Извилиста и трагична судьба персидского государства.  С момента своего рождения (за 550 лет до Христа), на протяжения последующего тысячелетия  Иран был членом тогдашнего клуба Великих держав. Сменялись династии – Ахеменидов, Селевкидов, Аршакидов, Сасанидов. Но обитатели тронных залов во дворцах Суз, Селевкии, Ктефестиона на равных с императорами Рима и Константинополя определяли вектор развития той части материка Евразия, где формировалось то, что ныне именуется сердцевиной цивилизации homo sapiens.
Вскоре после смерти Мухаммеда (конец 7 века), арабская конница, состоящая из фанатиков, обуянных мессианской идеей, вторглась в пределы империи Сасанидов. Иран пал. 
И трудно представить, что бы происходило на протяжении дальнейших веков с Ираном, если бы арийцам (иранцам) удалось отразить семитскую агрессию. Однако, с учётом всех поправок на историческую условность, в принципе можно заявить, что с жизненным укладом тогдашнего иранского общества 7 века произошло нечто похожее с тем, что произошло с аналогичными параметрами общества российского в первой половине века 20-го.   
Мусульмане впервые появились на сасанидских территориях в 633 году н. э., когда под руководством генерала песчаных пустынь Халида ибн Аль-Валида вторглись в Месопотамию. В её степях со времен Красса до времен Юлиана Отступника Иран и Рим разыгрывали своим кровавые турниры за кубок мании политического величия, посредством легионов и орд на протяжении полутысячи лет.
Иран оказал сопротивление агрессии.
Первый удар мусульман в 633 году персы не смогли отразить и потерпели ряд поражений. В «Битве сцеплённых». В «Сражении на реке». И в других побоищах.
Тем не менее, Империя Сасанидов все ещё оставалась огромной державой, владевшей землями от Турции до Индии.
Вторая волна вторжения нахлынула в 636 году н. э. Полчище фанатичных и обуянных жаждой наживы дикарей, ведомые генералом Саадом ибн Абу Ваккасом, нанесли персам поражение персам Битве при Кадисии. Де-факто предрешившей судьбу компании. Это побоище между семитами и арийцами стало переломным моментов в истории Востока.
Победа мусульман в битве при Кадисии привела к созданию новой арабо-персидской границы — в районе хребта Загрос.
Персы не примирились с новым статус-кво в регионе и несколько раз пытались вернуть завоёванную мусульманами Месопотамию.  В 642 году халиф Омар начал широкомасштабную агрессию с целью полного завоевания Сасанидского Ирана.
В 642 году произошла решающая битва у Нехавенда, в которой персидская армия была разгромлена.
Магометанский блицкриг был стремительный как удар шила в подворотне при гоп-стопе. Катастрофа, произошедшая с государством  Сасанидов вполне сопоставима с той, которая произошла с 3-ей французской республикой в июне   1940 года, когда танковые клинья вермахта обогнули с севера фортификации «линии Мажино» и обрушились на Париж…
642 год после Христа, он же 20 год Хиджры. Месопотамия. Семитский генерал Са;ад (Саид) наголову разбил  140-ка тысячную арийскую армию возглавляемую лично шахиншахом. Однако агония Сасанидов продолжалась ещё почти 10 лет. В 649 году семитские дикари взяли штурмом древнюю столицу арийцев Истрах (Персиполис).
В 651 году пришёл черёд последнего шахиншаха.  После милитаристского поражения Йездегерд III бежал на Север. В Согдиану. Где вскоре окончил так же, как и его дальний предок – царь царей Дарий III за 700 лет до этого. Предан и убит имперским наместником на Северо-востоке Махуем Саури, так же точно как Дарий был предан сатрапом Бессом.
Тем не менее, некоторые иранские историки, ссылаясь на арабские источники, рисуют иную картину завоевания Персии — с ожесточённым сопротивлением местного населения арабам.
Ко второй половине VII века н. э. ислам стал доминирующей религией в Иране. Но зороастризм никогда не был уничтожен полностью. Большинство иранцев относились к арабской культуре с презрением. Считали завоевателей дикарями.
Под «людьми писания», называвшимися также «людьми завета», или зимми, Мухаммед подразумевал иудеев, христиан.
Мусульманские войска предоставляли им тройной выбор – смерть, ислам или уплата дани.
Прочим неверным теоретически предлагалось только два выбора – смерть или принятие ислама.
С завоеванными зороастрийцами, исходя из их большой численности, приходилось обращаться как с зимми (несмотря на сомнения, что они являются «людьми писания», преобладавшие в течение столетий – а де-факто так оно и было – какое отношения имеют откровения еврейских пророков к Авесте?).
Арабы переняли сасанидскую налоговую систему с ее поземельным и подушным (названным арабами джизйа) налогами; последний и был превращен в специальный налог на неверных и в средство их унижения.
В руководстве обязанностей государственного служащего даются следующие указания по сбору подушного налога: «Зимми… обязан стоять, уплачивая налог, а чиновник, получающий его, сидит. Зимми нужно дать почувствовать, когда платит налог, что занимает более низкое положение…В определенный день он лично отправляется к эмиру, назначенному для сбора подушного налога. Эмир сидит на высоком престоле. Зимми предстает перед ним, протягивая подушный налог на ладони. Эмир берет налог так, что его рука наверху, а рука зимми – внизу. Потом эмир бьет его по шее, а тот, кто стоит рядом с эмиром, грубо прогоняет зимми прочь… Народ допускается на это зрелище».
Хотя многие обращения в ислам были вынужденными или же продиктованными личной выгодой, дети новообращенных вырастали уже в лоне новой веры, с детства учась произносить арабские молитвы вместо авестийских, и с каждым поколением число иранцев, не знающих иной веры, кроме ислама, возрастало.
Среди новообращенных, в свою очередь, были такие, которые сами становились ярыми адептам религии завоевателей или для того, чтобы приобрести поддержку новой власти, или же просто из миссионерского рвения, ведь не все, кто принимал ислам, поступали так из корыстных соображений или по принуждению.
При немецкой оккупации на захваченных фашистами территориях в полицаи и бургомистры ведь шли только садисты и уголовники – хотя спору нет, человеческое огребье среди прозелитов «Нового Порядка» преобладало.
Одни были уверены в том, что победа мусульманского оружия доказывает правильность мусульманского учения, а другие поддавались уговорам религиозно настроенных арабов. Учение раннего ислама привлекало простотой.
А некоторые важнейшие постулаты, типа вера в ад и рай, в конец мира и в День Суда, взяты из зороастризма. А потому хорошо знакомы, так же как и некоторые мусульманские обряды: пятикратная ежедневная молитва (тоже заимствованная из зороастризма), отрицание изображений, обязанность давать подаяние.
Но под тысячелетней историей доисламского Ирана была подведена черта. Впрочем, как и под национальным величием, вполне реальным кстати.
 Реза Пехлеви пришел к власти в 1941 г. на фоне потери страной своей политической независимости. СССР и Британская империя оккупировали Иран в целях профилактики против возможного сотрудничества Реза-Шаха (отца Мохамеда) с Гитлером.
Ему тогда было 22 года.
Полный титул последнего цивилизованного правителя Ирана — Его Императорское Величество Шахиншах (Царь Царей) «Солнце Ариев».
В 1963 г. был провозглашен новый курс развития Ирана, получивший название «Белая революция».
Курс представлял собой комплекс из 19 реформ, направленных на преодоление феодальных пережитков и зачистки кожи иранской нации от коросты исламского мракобесия.
На территории Ирана не стояли военные базы США, как в Турции, да и Никите Хрущеву шах обещал никому никогда не предоставлять свою территорию для возможной агрессии против СССР.
Слово сдержал.
Безоговорочная поддержка Запада, стабильные отношения с СССР, подавление оппозиции при помощи тайной полиции САВАК, вооруженная до зубов верная полумиллионная армия, постоянный рост добычи энергоносителей, а значит, и увеличение доходов с продажи нефти…  казалось «революция царя царей» обречена на успех. А так ли?
Шах даже обеспечил себе безоговорочную поддержку общественности и научных кругов Запада, регулярно оплачивая работу известных журналистов, политологов, экономистов и социологов.
Рост валового национального продукта Ирана за годы «Белой революции» составлял в среднем более 10% в год. По этому показателю из азиатских стран его опережала только Япония.
Успешно проведенная сельскохозяйственная реформа наделила землей значительное количество крестьян (до 2,5 миллионов человек).
Осуществлялись грандиозные проекты строительства промышленных предприятий в городах Ирана. Они требовали привлечения значительного количества рабочей силы. Массы хлынули в города – но иранцы, как и многие соседние этносы, были больше расположены к базарной торговле, чем работе на конвейере. Да и родители больше стремились дать своим отпрыскам образование религиозное – чем инженерное. Жизнь богослова-муллы в глазах многих выглядела весьма привлекательной. Весь день читаешь Коран, изрекаешь прописные истины – за это пользуешься уважением и хорошим кормом. Примерно такой же образ жизни  – жизни воинствующих тунеядцев, вели партийные секретари в соседнем СССР. На сложные технологические комплексы большинство простых иранцев смотрело на троянских жеребцов из авгиевых конюшен «Большого Сатаны» - США и «Сатаны Малого» - Советской России.
В 1971 году широко отмечалось 2500-летие персидской монархии в археологическом комплексе Персеполис. К специальному приёму, на который были приглашены исключительно зарубежные гости, власти заготовили более тонны осетровой икры. Это вызывало ярость и раздражение среди религиозных люмпенов во главе с муллами. Икра согласно Корану была есть нечестивая пища гяуров.
Шах пытался порвать со многими исламскими традициями, даже ввёл ненадолго летосчисление не от хиджры, а от начала династии Ахеменидов. 1976 год от Р. Х. был объявлен им вместо 1355 года хиджры 2535 годом  власти ираских императоров.
Обилие «легких» нефтяных денег немедленно породило чудовищную коррупцию. Председатель сената Дж. Шариф-Имами, например, за взяточничество был прозван «господином пять процентов».
Возможно, что этот деятель послужил источником вдохновения для Грефа – заявившего, что за приватизацию национального достояния России им с Чубайсом положена маржа в искомые 5%.
С не меньшим размахом действовали военные, наживавшиеся на размещении заказов в различных американских и европейских компаниях.
Но кара за взяточничество и растраты была более чем нарицательной.
Например, проворовавшийся взяточник генерал Ф. Джем был отправлен послом в Испанию, хотя в любой другой стране, кроме Ирана, его ожидали бы суд и тюрьма.  Хотя тот  Лужков все же не посол в Пакистане.
 70-е г. правительство приступает к реализации программы по превращению Ирана в шестую промышленную державу мира, а армии - в пятую по величине и силе. Планируется возвести несколько атомных электростанций Причем возможность осуществления полного цикла обогащения иранского урана тогда не пугала Соединенные Штаты.
Иран воспринимался как цивилизованная страна. Подтверждением чему являлось наличие дип.отношений с Израилем.
Поставщики из США были настолько уверены в союзнике, что продавали Ирану такие уникальные виды вооружений, как новейшие самолеты F-14 и F-16, которых не было даже у европейских членов НАТО, а также ультрадорогие АВАКС.
В будущем Иран предполагалось использовать для сдерживания амбициозных арабских националистических режимов Ближнего Востока.
Отношение к улемам - мусульманским богословам, обеспечивавшим легитимность шахской власти на протяжении почти 500 лет, - у главы государства и прозападной верхушки было пренебрежительно-снисходительным. Религия в рамках европейской либеральной традиции воспринималась как феодальный пережиток, который будет преодолен при помощи научно-технического прогресса.
Такое отношение к Аллаху, мало чем отличалось от вульгарного атеизма. Гагарин в космос летал, Армстронг по Луне гулял и типа никакого Аллаха или Иегову там не обнаружили.
Это было ошибкой шахиншаха.
Решительный Мохаммед Реза, веривший, неожиданно сдался в самый разгар революционных событий. К началу 1979 г. бунт еще не превратился в революцию. Однако шах пошел на поводу у восставших, назначив премьер-министром либерала Шапура Бахтияра (в 1991 году, в Париже, зверски убит агентами исламистов) и поручив ему и армии урегулирование ситуации. Сам правитель не захотел мараться в крови, сел за штурвал личного Боинга (Шах-Реза был квалифицированным пилотом) и отправился с семьей в Асуан. Там его и настигло известие о возвращении из Франции в Тегеран аятоллы Хомейни - единственного на тот момент политика, способного взять власть в свои руки. Шах превратился в изгнанника. Союзники и друзья предали его. Его лично. Легат Маргарет Тачер в конфиденциальной встрече передал что «железная леди» просит его не пересекать границу Объединённого королевства.
Шах был воспитан – не менее, чем горд и все понял.
Первоначально Мохаммед Реза направился в Египет, затем жил в изгнании в Марокко, на Багамах и в Мексике. Исламское зверьё спущенное с цепи имамом Хомейни начло настоящую охоту за бывшим благодетелем нации. Иран требовали его выдачи. Тем временем состояние здоровья бывшего монарха ухудшилось. У него была обнаружен рак крови. Прибытие Мохаммеда Резы на лечение в США вызвало в ноябре 1979 захват «бешеными псами» из корпуса стражей исламской Революции захват американского посольства в Иране. Махмуд Ахмадиниджад – был членом банды погромщиков совершивших сие злодеяние.
Свергнутый шах покинул США и перебрался в Панаму, а затем снова в Египет, где умер от рака 27 июля 1980.