Исторический материализм

Владимир Морозов 5
            Безусловно, начать нужно с основной, с самой основополагающей марксистской идеи - с идеи исторического материализма.

     Как известно, марксисты стоят на материалистической позиции. Суть материалистической позиции заключается в признании того, что мир представляет собой объективную реальность, существующую и развивающуюся по своим собственным, присущим ему объективным закономерностям. Исторический материализм означает безусловную приложимость этого и к развитию истории.

     Исторические идеалисты рассматривают ход истории человечества как результат произвольных действий различных личностей. У них получается, что люди могут действовать, как хотят, что в основе действий людей лежат произвольные мотивы их сознания.
   
     Если это так, то ни о каких закономерностях развития истории не может быть и речи. История в этом случае будет какой-то свободно извивающейся линией, направление и зигзаги которой будут непредсказуемы.

     Из математики мы помним линии графиков функций, вид которых строго определяется формулой этой функции. Зная формулу, мы можем заранее сказать, какой вид примет эта линия в той или иной точке. Идеалистически же понимаемую историю можно сравнить с линией, абсолютно произвольно проводимой каким-нибудь человеком, - ни понять, почему она именно такова, ни предсказать, какое направление она примет в следующий момент, совершенно невозможно.

     Марксизм же своей идеей исторического материализма утверждает, что история развивается закономерно, что она, образно говоря, имеет свою формулу. А раз имеются законы развития человеческого общества, значит их можно открыть и познать, и познав, получить возможность научного предвидения хода истории.

                - - - -

            Исторические идеалисты рассматривают в качестве мотивов деятельности личностей или больших групп людей их идеи. Так-то так, но почему возникают именно эти идеи? Какова причина появления именно таких, а не иных идей?
   
     Неужели не ясно, что истинной причиной действий людей являются не идеи, а то, что их порождает. Идеи же, сознание оказываются лишь промежуточной инстанцией между этой первопричиной и действиями.

     Исторический материализм утверждает, что есть некие обстоятельства, которые не зависят от воли людей, люди не могут их ни отменить, ни проигнорировать. Эти обстоятельства в конечном счете диктуют людям линию их поведения. Знают ли люди эти обстоятельства или не знают, хотят ли подчиняться им или не хотят, им всё равно придётся следовать требованиям этих обстоятельств в своей деятельности.
   
     Если действия людей совпадают с требованиями этих обстоятельств, дела у людей идут положительно. Если же люди отклоняются от линии, предписываемой этими обстоятельствами, в их жизни появляются отрицательности, заставляющие их искать выход в каком-либо другом поведении, и таким образом через ряд попыток они выходят, наконец, на положительность, когда их действия совпадут с предписанием обстоятельств.

        (Уже давно в древности люди заметили эту связь. Разве идея о неотвратимости божьей кары, если человек будет нарушать предписания бога, и о благе при их соблюдении не является выражением этой истины, но только в религиозной форме?)

     Разумеется, лучше следовать этим объективным обстоятельствам не слепо, не через ряд попыток, а сразу сознавая, как надо действовать. Да, но для этого нужно ясно знать требования этих обстоятельств.

     Были и есть такие философы, которые первопричиной поведения людей всё же считают их произвольное сознание, не признавая наличия диктующей объективной силы (таких философов называют - субъективные идеалисты). Но среди идеалистов есть и такие, которые признают наличие такой объективной силы, но называют её Абсолютной Идеей (с большой буквы) или Волей Абсолютного Духа, требованиям которого люди вынуждены следовать (таких философов называют - объективные идеалисты).
 
     Сказать "Абсолютный Дух" легко, но как познать его требования? Как понять, что стоит за этими выспренными словами? Очевидно, что это объективное явление надо истолковать материалистически, иначе закономерность хода человеческой истории по-прежнему останется непостигнутой.

     Исторический материализм марксистской теории даёт ответы на этот вопрос. Главной, определяющей стороной общественной жизни он считает материальный фактор и прежде всего фактор производственный. Об этом и пойдёт речь в следующей главе.

( mvm88mvm@mail.ru )