Баллада о госте

Кот Афромеева
Это было более тридцати лет тому назад, когда страной еще руководил дорогой Леонид Ильич. Я подрабатывал в одном из московских Домов пионеров, вел занятия с малышами. Учил их, как фигуры ходят, нотации, как ставить мат ферзем и королем одинокому королю и т.п. Не могу сказать, что это мне очень нравилось, да и платили за это немного, но что делать. Денег, как известно, всегда не хватает. И в начале восьмидесятых тоже не хватало. Мне, во всяком случае.
И как-то посреди занятия заходит в комнату вполне взрослый парень, лет восемнадцати, в хорошей дубленке, в дорогих тонких очках. Усики пробиваются. И спрашивает у меня:
- Могу я в кружок записаться?
Я ему отвечаю:
- Странно, вы видите, здесь дети, малыши. Учатся самым азам. А вы вроде взрослый человек, зачем вам это?
Тут он меня отводит в сторонку и говорит:
- Тут, понимаете, какое дело. Мне в армию идти, нужно первый разряд оформить. Мне обещали, если будет первый разряд, в спортроту устроить. Можете помочь?
- Да… не знаю… вы играть-то вообще умеете?
- Да причем тут это! Я работаю в жилищно-строительном кооперативе, плотником. Вам, кстати, стройматериалы для дачи не нужны? Могу устроить, недорого. А например, оконные рамы? У меня на комбинате связи.
- Да нет, - говорю, - спасибо, мне не нужно. Да и вряд ли я смогу вам помочь.
- Ну, может у вас там знакомые какие-то есть, кто может.
- Ладно, - говорю, чтобы отвязаться, - я подумаю.
- Давайте быстрей. Кстати, «вальтер» с двумя обоймами нужен? Могу устроить, не очень дорого. Да, а это ваша основная работа? Кружок этот?
- Нет, я вообще-то в НИИ работаю, программистом. Это так, халтура.
- Ну и сколько вы зарабатываете в вашем НИИ, если не секрет?
- Двести выходит! – сказал я с гордостью.
Тут он на меня посмотрел с жалостью и говорит:
- Ну а дальше-то что собираетесь делать?
-Стать начальником отдела, - отвечаю.
Покачав головой, он побрел к дверям и остановившись, тихо спросил:
-Никто из родственников не собирается эмигрировать?
-С чего вы взяли?
-Могу помочь в овладении ивритом.
Вот здесь я и сломался. Моя сестра с мужем собирались эмигрировать в Израиль, получив долгожданное разрешение на выезд. Они искали любую возможность для изучения языка.
 
Парень в итоге попал в спортроту, а затем пошел наверх по комсомольской линии. Я с ним снова пересекся почти через десять лет, когда наше предприятие брало кредит в одном частном банке, а молодой человек там работал. Его, кстати, звали Мишей.