Штрихи к портрету. Генри Миллер

Родионов Виталий Константинович
1. Образы

В минуты творческого вдохновения Генри Миллер в высшей степени красноречив и убедителен. Вероятно, Божественный огонь нисходит даже на писателей-циников!

В эротических романах Миллер прославляет откровенный разврат!

Миллер ловит «любовь» в грязной луже секса.

Миллер банальный секс подслащает риторикой любви: в его романах придорожные лопухи превращаются в розы.

По книгам Миллера растекается кровавый гной жизни. Каково читать их тому, в чьей душе – алая заря?

От романов Миллера веет пронизывающим холодом одиночества и отчаяния.

Миллер – глашатай мрака и смерти.

Сущность идеологии любви Миллера определяют три слова: оргазм, агония, смерть.

Для главного героя автобиографических книг Миллера секс – электрический скат, обжигающий плоть и дух.

Миллер, раздосадованный банкротством в любви, бьёт по физиономии деляческой Америке!

В Миллере живёт дух противоречия: герой его романов идёт за манящей звездой любви по болотной хляби секса.

Скабрезность литературных текстов Миллера не убивает фиалку любви, растущую в душе писателя: и это благодаря тому, что он всё-таки – романтик, мечтающий встретить идеальную женщину.

Книги Миллера интересны тем, что в них совершается великое множество метаморфоз плотской любви. На наших глазах происходит увлекательное сексуальное мифотворчество!

В прозе Миллера распускается не земная, а вселенская роза любви.

Миллер описывает в романах грубый, пошлый, отвратный секс и одновременно возвышенный – фиалково-вселенский, розово-космический. Такова плотская любовь их главного героя.

В книгах Миллера одиночество паясничает, словно вселенская обезьяна.

Миллер – абсолютный пессимист, в романах которого встречаются такие жуткие понятия, как «вселенская гангрена», «вселенская агония»!

2. Имена

В прозе Генри Миллера развёртывается поистине гомеровская космология эротизма: драма любви происходит вокруг образа Елены Прекрасной.

Цветок любви Овидия растёт в саду, Миллера – на мусорной свалке.

Миллер предлагает читателям американскую версию «Науки любви» Овидия.

Сексуальная риторика Миллера иной раз достигает высокого поэтического стиля. Она вполне сопоставима с любовным красноречием апостола Павла.

Миллер создаёт грандиозную «Божественную комедию» секса, в которой тоже есть место для прекрасной Беатриче.

В поэзии Уолта Уитмена мужская гомосексуальная любовь носит вселенский оттенок, напротив, в романах Генри Миллера – гетеросексуальная.

Американская литература делает крутой поворот от уитменовской вселенской скорби к миллеровскому вселенскому отчаянию.

Герой философии Ницше – «сверхчеловек», романов Миллера – «сверхобыватель».

Обличительную драйзеровскую критику Америки Миллер доводит до предощущения скорого конца Света.

В XX веке интеллектуальный роман смещается в определённом направлении: у Оскара Уайльда – это интеллектуально-эстетическое повествование, у Андре Жида – интеллектуально-нравственное, у Генри Миллера – интеллектуально-эротическое. Логика писательских интересов такова: эстетика, этика, эротика.

Разбойничью сущность капитализма обнажают английские и американские писатели: скептик Бернард Шоу, фантаст Герберт Уэллс, реалист Теодор Драйзер, натуралист Генри Миллер.
 
Не всякий великий художник обладает культурой воображения и культурой фантазии. Прилично ли поступает композитор Карлхайнц Штокхаузен, показывая на оперной сцене рождение мира из чрева Матери-Вселенной? В таком же духе действуют писатель Генри Миллер и кинорежиссёр Паоло Пазолини.