Семь дней творения

Нелли Мельникова
Бывает, и довольно часто, прочтешь книгу и, ещё разок окинув прочитанное внутренним взглядом,  спокойнёхонько отложишь в сторону.
Совсем не так всё произошло с романом Марка Леви «Семь дней творения» (Издательство «Иностранка» 2012 год. Москва). Перевод с французского Аркадия Кабалкина (на мой взгляд – хороший).
Вначале – «проглатывание» первых страниц, как бы прикидка: стоит, не стоит читать. И вдруг – стоп: поняла – стоит, да ещё и с  блокнотом, и именно читать, обдумывать, сопоставлять, размышлять.
Первое, что приятно удивило – абсолютная современность  темы  и мышления при бережной сохранности лучших литературных  традиций прошлого, ясность изложения даже глубоких мыслей и виртуозное использование «машины времени», помогающей преодолеть пространство и время.
Как-то очень своевременно попала мне в руки эта книга: 10 лет со дня  её написания и почти ко Дню  рождения автора (16.10. 1961 года, Франция, Булонь).
Уже в ранней юности определилась яркая одарённость Марка, неординарность и многогранность его личности, работоспособность. В 19 лет он уже руководил крупным предприятием, дальше карьера шла и успешно, и стремительно в основном  в Штатах. Высшее образование получал во Франции, продолжая работать в области компьютерной графики.
Писателем стал неожиданно и также стремительно, как и предпринимателем: начал, на ночь глядя, рассказывать сыну всякие истории.
 По настоянию родных где-то годам к 37-ми стал их записывать.
 Первая же история сразу  была издана, востребована миллионной читающей аудиторией, имела оглушительный успех и сделала Марка Леви самым популярным писателем Франции, на сегодняшний день автором 13 романов, три из которых экранизированы.
Случайности?
Вот как отвечает на этот вопрос Жан  Кокто:
Случай – это обличье, которое принимает Бог, чтобы остаться инкогнито.
Лучшего эпиграфа к своему роману Леви подобрать не мог, и это тоже талант, вкус, масштабы личности.
(Подбираемся к роману).
К какому жанру отнести мои рассуждения о романе?
Даже отдалённо не представляю.
 Наоборот.
 Собираюсь пренебречь или отбросить рамки любого и отправить в совершенно свободный полёт свои мысли и фантазии.
Получу порицание, «отлуп» - ну и пусть!
И так, в путь!
Несколько слов из предпосланной роману аннотации:
«Чтобы положить конец бесконечной войне  Добра и Зла, Бог и Дьявол посылают на Землю двух своих лучших агентов. У них всего семь дней, чтобы одолеть врага».
Уже по одной этой фразе понятно, что нам предстоит знакомство с неординарным романом – романом - ПРИТЧЕЙ,  АЛЛЕГОРИЕЙ,  МЕТАФОРОЙ,  СКАЗКОЙ И АБСОЛЮТНОЙ ПРАВДОЙ ХХI ВЕКА.

 Добро зовётся Софией. Помогать людям – её любимое занятие.
 Она - ангел и поэтому ей не знакомы усталость, голод; она не нуждается в сне, но в то же время имеет вполне женственную, притом, современную сущность: лихо водит авто, служит в торговом порту  Сан-Франциско, помогая всеми силами сохранить как сам порт, так и все его рабочие функции, ибо  порт - яблоко раздора, лакомый кусочек берега, который «некоторым» видится, как пляжный рай с доходными отелями.
Бороться за этот пляжный рай Люцифер откомандировал Лукаса .
Он деловит, пунктуален, находчив, смел, бесстрастен, жёсток в обращении,  прямолинеен в высказываниях, но хитёр и изворотлив в действиях. У него своеобразное представление о пользе:
 - Вы не любите солнце?
 - Отнюдь, очень даже люблю! Солнечные ожоги, рак кожи, гибель от теплового удара…повальные простуды от кондиционеров, дырявящих озоновый слой, растущее загрязнение окружающей среды, падёж скота от жажды…
 - Странное у вас представление о жизни!
Посылая на Землю своих лучших агентов (обратите внимание на современный  лексикон – не поломников, даже не посланников, а именно агентов), автор явно намекает на присутствие определённой политической и экономической составляющих, которые хорошо «просматриваются» на протяжении всего романа:
« Компании лишатся около десяти тысяч человек, а этого будет достаточно, чтобы взорвать экономику всего региона и вызвать такую закупорку сосудов, какую никто и представить себе не мог: у мировой информатики откажутся лёгкие».
Судьба безработного и бездомного Джулиуса (экономическая составляющая) также удачно и ловко «завёрнута»  в интересную фабульную обёртку, ещё и с элементами детектива.
 Голой публицистики и резонёрства автор избегает, потому роман читается легко.
Мистика…
Как же, как же без неё!
Лучшее кафе для Лукаса № 666! И таких штрихов, явных и междустрочных в тексте немало.
 Хорош принцип контраста (к чему располагают сами образы). Лукас – обжора и гурман. София вообще не ест и т.д.
В целом, роман оптимистичен с определённой долей юмора, но  для того, чтобы читатель это почувствовал, автору нужно было проделать чертОвски сложную работу: сгладить резчайшие контрасты главных образов -   носителей всей квинтэссенции, всей тугой пружины развития.
Отвлечёмся на чуть-чуть от плавного течения наших размышлений и вернёмся на минутку в самое начало ВЕЛИКОГО ПАРИ: всё, казалось, предусмотрели Демиурги, но встреча и, тем более, ЛЮБОВЬ Лукаса и Софии! Это ими не планировалось. Даже в голову не приходило, но именно это и случилось.
Кто дал «слабину»?
Кто начал сдавать свои позиции?
Думается, что всё-таки Лукас (иначе получилось бы нечто совсем другое), у которого не до основания были  стёрты галантность и прочие мужские «причиндалы».
А впрочем  - София-ангел добра, любви, терпения – это СИЛА! Это круто! Это  трудно перебороть.
В общем, бывали и моменты компромисса, прихода к общему знаменателю и, конечно же, стоЯщая над схваткой ЛЮБОВЬ!
«Их руки переплелись, Лукас поцеловал Софии запястье и, вдыхая аромат её кожи, прошептал:
-Одно мгновение с тобой стоит вечности.
София прижалась к нему. Под таинственным покровом ночи Лукас любил её с неутолимой нежностью».
«На заре я уйду (из прощального письма Лукаса Софии).  Я исчезну за этим деревом, отдамся во власть худшего. Позволяя им прикончить меня, мы возвестим победу твоей стороны, и она простит тебя, какими бы ни были твои прегрешения.
Из седьмого дня творения  (а вот он и юмор!)
Сатана – Богу:
 - Это ты первый стал жульничать.
 - Скажи, в чём состоял обман?
 - Ты опять начал ТВОРИТЬ ЛЮДЕЙ!
………………………………………..,..
 - МЫ СТАНЕМ ДЕДУШКАМИ!

Заключение.
                « …ВЕЧНОСТЬ
В Центральном парке дул ветерок.
Бог и Сатана сидели на СПИНКЕ скамейки (значит, на дворе был XXI век).
Издали в их сторону брели они. Лукас не выпускал руку Софии. Свободной рукой каждый держал ручку коляски с близнецами.
Бог и Люцифер вместе слезли со спинки скамейки и побрели бок о бок по аллее».
Добро и Зло помирились…
Человечеству забрезжил СВЕТ НАДЕЖДЫ.