Волчьи Горы

Николай Кранцевич
   Еще в раннем детстве я стал задумываться, почему местные жители часто произносят слово Волчьи Горы, и с чем это связано? Если у жителей моей деревни спрашивали, где растет земляника или черника, они, не задумываясь отвечали,- в Волчьих Горах, и никогда не ошибались. В пору сбора грибов жители нашей округи стремились в урочище, заранее зная, что там обилие грибов и тихая охота будет удачной. Охотники обычно перед охотой пытались уточнить, где зверь, и лесник в ведении которого  были знаменитые горы, хитро улыбаясь, произносил в Волчьих Горах. Лесник всегда был прав, если зверя и не оказалось там, то все лазы и маршруты парнокопытных, хищников проходили через горное урочище. Первый раз за ягодами я попал именно туда, мне тогда было восемь лет. Переспевшая ягода росла на уклоне с солнечной стороны, её было много и собирать было одно удовольствие, но мне мерещилось, что за каждой сосной и елью сидит волк и что бы не показать свою трусость я отходил подальше от матери, а тогда вместе с мамой и соседкой. Постепенно по мере удаления от сборщиц ягод у подножья горы зашел в заросли лещины и от неожиданности оцепенел, у норы большого диаметра валялись груды костей, сам пришел в логово волков, пятясь задом от норы и выбравшись на боровой лес, сиганул поближе к мамаше и под предлогом, что я хочу пить, пойти быстрее домой. За время моего хождения в поисках волков женщины наполнили свои ведра душистой ягодой и, вняв мою просьбу громко разговаривая, отправились домой.
   В средневековье наш край процветал, экзотический горный рельеф местности привлекал к себе простых людей и знатных господ. В Логойске построил родовой замок князь Тышкевич, а в пяти километрах от городища на Гостинце вдовой старшего брата была воздвигнута неприступная крепость. Старожилы поговаривали, что между замком и крепостью существовал подземный ход, которым пользовались во времена лихолетий, тем самым спасая себя и местных жителей от иноземных завоевателей. Край был богатейший, в окрестностях Логойска на лугах паслись большие стада скота, крестьяне на полях выращивали хлеб, лен. Мастеровые кузнецы изготавливали первоклассное оружие, лучшее в Европе, ковали орудия для обработки земли.
   Все события, связанные с Волчьими Горами, развернулись в прошлом столетии, когда в августе месяце староста деревни Лядо ни свет, ни заря на взмыленной лошади громкими ударами в дверь крепости разбудил княжну Елену. Недовольная княжна накинула на плечи шитый золотом персидский халат, подарок мужа, пышные русые волосы перевязала золотым шнурком, на ноги обула сафьяновые сапожки, отделанные бисером и с недовольным видом появилась перед старостом. Староста низким поклоном поприветствовал хозяйку и рассказал ей о беде произошедшей со стадом коров. Поздно ночью большая волчья стая ворвалась в изгородь стойбища, и перерезала  пол стада породистых животных. Княжна, не задумываясь, приказала высечь пастухов и бросить их в темницу, как не пытался выгородить своих подопечных Ясь, так звали старосту, Елена свое решение не отменила. Но каково было удивление княжны, когда на третьи сутки Ясь ранним утром встречал хозяйку замка стоя на коленях с просьбой, не вели казнить, а помиловать. Уцелевшее стадо коров после первого набега волков, во второй раз было уничтожено полностью, разъярившиеся звери резали обезумевших животных прямо в изгороди. Когда пастух пытался спасти стадо и схватив в руки вилы кинулся в гущу волков, то был растерзан на куски на глазах у сторожа. Княжна молча выслушала старосту и не произнеся ни единого слова показала утреннему визитеру на дверь, а сама удалилась в свои покои. Вся челядь замка застыла в ожидании решения хозяйки, она жестоко могла расправиться с Ясем, прошел час. и княжна появилась перед охраной замка в походной форме. Прихватив с собой стражу и старосту на лошадях, поскакала к месту ночной трагедии. Ворота изгороди были открыты настежь, и Елена во главе конного отряда первая влетела в стойбище, лошадь от запаха свежей крови взбесилась и понесла наездницу с изгороди в открытое поле, следом за всадницей ринулась вдогонку охрана, но резвая кобыла легко оторвалась от стражников и понесла по дубовой роще. Ударившись головой о дубовый сук, княжна рухнулась на землю, подоспевшая охрана столпилась вокруг безжизненного тела, не зная, что делать. Начальник охраны снял с себя плащ и осторожно уложил на него госпожу.
   Местный люд, узнав о разбое волков, дружно сбежался к месту кровавой резни, женщины охали и ахали, мужики у изгороди копали яму для захоронения коров. В небе темными тучами носилось вороньё. Причитала над останками мужа, вдова погибшего пастуха и все это зрелище придавало жуткую картину. Ловчий, княжеский Лазарь, предупреждал княжну о возможном повторном налете хищников, но она не придала значения его словам. Лазарь понимал, что гнев княжны за гибель породистого стада ляжет на него и, узнав от начальника охраны о тяжелом состоянии Елены, предпринял дерзкий вариант по уничтожению волчьей стаи. Из опыта охоты на волков он знал, что наевшись до отвала, хищники далеко уйти не могли. В двух километрах от деревни тянулась небольшая гряда гор, из-за крутых склонов там землю было обрабатывать трудно и с годами урочище заросло непролазными зарослями лозы. По всем расчетам Лазаря, волки должны были устроить именно там дневную лежку, скорее всего ближе к горам. Ближе к вечеру к собравшимся крестьянам и воинам своей дружины прискакал Тышкевич старший. Арбалетчиков и лучников расположили полукольцом с северной стороны гор, оттуда пришли хищники, крестьяне вооружившись топорами и вилами улюлюкая, стуча палками по деревьям, под предводительством ловчего подняли серых хищников и погнали их на линию стрелков. Долго ждать не пришлось, и отяжелевшие волки попали в западню, их было тринадцать, стрелки в упор на открытом поле расстреляли двенадцать, а самы крупный вожак стаи, простреленный стрелой князя навылет, сумел уйти. Трупы хищников собрали водно место, сняли шкуры и по приказу Тышкевича пустили на выделку. Через месяц, когда княжна выздоровела, то первые её Двенадцать шагов были по двенадцати волчьим шкурам. На лице Елены засветилась слабая улыбка, и она произнесла: - Волчьи Горы. С тех пор до нас и дошло это название гор.