Мой верный друг

Григорий Кузнецов
                Обида,  обида   людская!
                Забудешь  одну  без  труда,
                Другую,  пол жизни  таская,
                Не  сможешь  забыть  никогда.
                Е.  Винокур.
                Малая  родина.  Какая-то  святость  живёт  в  этих  словах,  услышав  их,  встрепенётся  душа. После  долгой  разлуки  встреча  с  родной  сторонкой  вызывает  трепетную  радость,  расставание же,  наоборот,  наполняет  сердце  тягучей  грустью. Приехав  в  очередной  раз  в  отпуск,  я  навестил  моих  бывших  соседей,  свидетелей  моего  рождения,  детства  и  юности.  Они  расспрашивали  меня  о  моей  семье,  службе.  А  мне  было
интересно  узнать  о  моих  земляках: « Кто?  Где?  Как?  Куда?».  Как  и  в  детстве,  рад  был  слушать  бывшего  фронтовика  дядю  Ваню,  который  вместе  с  моим  отцом  защищал  святые просторы  нашей  Родины.
      
Задушевному  разговору  с  дядей  Ваней  помешал  зашедший,  не  ко  времени,  бывший  ветврач,  теперь  дряхлый  старик.
     - О-о!  Вот  кто  у  тебя  в  гостях.  А  я  думаю,  чья  это  машина  незнакомая  стоит  возле  твоего двора.  Ну,  привет,  Кузнец!
      Я сидел  неподвижно,  смотрел  в  волчьи,  с  прищуром  глаза  этого  человека,  если  можно  было,  по  моему  понятию,  его  таковым  назвать.  Хотел  что-то  сказать,  но  ком  подступил  к горлу  и  я промолчал.  И  хорошо,  что  ничего  не  сказал  в  ответ.
     - Чё,  богатым  стал  и  соседей  забыл?  Да-а…..
     Я  молча  встал  и  вышел  на  улицу.  Стоя  у  калитки,  смотрел  на  бывшую  усадьбу,  где  я  родился  и  вырос.  На  новом  подворье  сохранилась  половина  землянки,  служившая  теперь новым  хозяевам  как  летняя  кухня.  Рядом  был  построен  добротный  дом  на  два  хозяина.
По-прежнему  росли  три  клёна,  посаженные  мною  в  далёком  детстве.
    
Незванный  гость  прошёл  мимо  меня,  бурча  что-то  себе под  нос.  Пройдя  метров  пятьдесят, повернулся.
     - Подумаешь,  пса  застрелил.  Правильно  сделал,  мало  я  их  перестрелял.
     - Ладно,  Мишка,  иди, - посоветовал  ему  дядя  Ваня.
     Он  подошёл  ко  мне,  некоторое  время  стояли  молча.
     - Что,  Саня,  ничего  не    позабыл,  ведь  столько  лет  прошло?
     - Хотел  бы забыть,  дядя  Ваня,  да  не получается.  Детская  утрата  оставила  глубокую  зарубку на  сердце  и  даёт  о  себе  знать  как  первая  любовь.
     - Я,  сынок,  помню  свою  горькую  утрату  на  фронте,  когда  погиб  мой  друг – земляк, вроде бы  всё  вчера  произошло,  а  позади…….
       Слушая  дядю  Ваню,  я  мысленно  окунулся  в  своё  мальчишеское  послевоенное  детство.
   
 …Ночь  прошла  в  каком-то  сне.  Утром  я  не  смог  точно  вспомнить  о  чём  был  сон,  но  о чём-то  страшном.  Мать  поторапливала  в  школу.  Полусонный,  я  слабо  реагировал  на  её  слова,  за  что  получил  подзатыльник.  Я  всегда  был  труден  на  утреннее  пробуждение.  Сидел молча,  не  пререкался,  словно  предчувствовал  какую-то  беду.
      - Что  с  тобой,  приболел  что ли?
      Мать  прислонила  руку  к  моему  лбу.  Убедившись,   что   лоб  холодный,  приступила  к  действию.  Вытащила  меня  из-за  стола,  где  я  колдовал  над  кружкой  чая.
     - Проснись  ты,  наконец,  опоздаешь  в  школу – выпорю,  если  учительница  пожалуется.  Мне Тамарка  всё  расскажет.
    
 Тамарка  жила  по  соседству  и  о  всех  моих  проделках  в  школе  сразу  рассказывала  матери.
За  что  я  частенько  получал  взбучку. Я  медленно  оделся,  нырнул  в  валенки  не  моего  размера,  взял  портфель,  которым  служила  полевая  сумка отца,  привезённая  им  с  фронта.  Побрёл  на  улицу.  Сумка  была  моей  гордостью,  так  как  имел  такую  я  один  на  всю  школу.  Большую 
уверенность  в  этом  придал  мне  директор  школы,  когда  увидел  её  у  меня  впервые.
      - Береги  её,  Саша,  это  историческая  вещь.  Она  на  фронте  была  вместе  с  твоим  отцом - защищала  Родину.  Ты  поймёшь  это,  когда  станешь  взрослым.  А  сейчас  цени  отцовскую  реликвию.  Эх!  Если  бы  она  умела  говорить.
       После  таких  слов,  в  присутствии  ребят,  я  задрал  нос  кверху,  директор  же  смотрел  на  меня  с  улыбкой.  Ребята  завидовали  мне,  даже  предлагали  поменять  на  новенький  портфель.  Всем  менялам  делал  от  ворот  поворот.
      
Учился  я  во  втором  классе,  уже  умел  читать  и  писать.  Самым  надёжным  моим  другом  был  пёс  Полкан.  По  годам  мы  с  ним  были  ровесниками,  а  вот  по  возрасту  он  был  как  мой  отец.  Это  я  узнал  потом,  уже  будучи  взрослым,  что  у  собак  один  год  жизни  равен  семи  годам  жизни  человека.  Полкан  ждал  меня  каждое  утро.  Тявкнет,  если  на  цепи,  мол,  привет, а  если  отвязан,  по  случаю  прогулки,  пока  отец  в  контору  на  наряд  ходил,  тогда  встречал  прямо  у  дверей.  Вставал   на  задние  лапы,  обнимал  меня  передними.  Ткнёт холодным
влажным  носом  в  лицо,  стараясь  лизнуть  шершавым  языком.  Мог  и  свалить  с  ног,  стоило проявить  мне  нерасторопность.
      
Тем  далёким  утром,  когда  я  нехотя  вышел  на  улицу,  подгоняемый   матерью,  Полкан  не проявил  себя  никак.  Свернув  за  угол  землянки,  я  увидел  моего  четвероногого  друга  не  привязанным.  Он  лежал  на  окровавленном  снегу,  зализывая  рану  в  боку,  из  которой  сочилась  кровь.  Увидев  меня,  он  жалобно  завизжал,  дескать,  беда  у  меня,  видишь,  ранен.  Я  бросился к  нему,  стоя  на  коленях,  обнял  его  и  просто  расплакался.  Он  толкал  меня  мордашкой,  мол,
не  мешай  зализывать  раны.  Периодически  он  слизывал  мои  горькие,  солёные  слёзы 
окровавленным  языком,  окрашивая  моё  лицо.  Я  старался  его  успокоить,  облегчить  боль своими  ласками  и  уговорами.
      -  Полкан!  Ну  потерпи,  погоди,  не  умирай.  Как  я  буду  без  тебя?...
      Но  Полкан  как-то  протяжно  взвыл,  опустил  голову  и  сник.  Я  навалился  на  бездыханное  тело  Полкана,  обхватив  его  детскими  ручонками.  И  заплакал  навзрыд.  Очнулся  от  голоса  отца.
      - Вставай,  сын,  слезами  горю  не  поможешь.
      
 Я  приподнялся  и  приготовился  к  тому,  что  сейчас  получу  трёпки.  Но  отец  молча  смотрел на  Полкана.  Пёс  смотрел  на  нас  открытыми,  безжизненными,  остекленевшими  глазами.
Впервые  из  уст  отца  я  услышал  слово  сын,  а  не  привычное  «сынок».  Видимо,  то,  что  он  увидел,  взволновало  и  растревожило  его  фронтовую  душу.  Душу  человека,  познавшего много  горя  на  войне.  Поразило  отца и то,  с  какой  болью  я воспринял  первую  в жизни  утрату. Впервые  воочую  я  увидел  смерть своего четвероногого друга.
Отец  взял  меня  за  руку  и  повёл  в  дом.  В  сенях  снял  с  меня  пальто,  испачканное  кровью  и  пошёл  во  двор, чтобы  почистить  его  снегом.  Мать накапала  мне  какой-то  микстуры. До  обеда я  спал  на  печи.
      
Проснувшись,  я  опять  стал  вспоминать  Полкана.  Как  часто  он  катал  меня  и  соседских ребятишек  на  санках.  А  когда  отец  задавал  мне  взбучку,  я  шёл  к  своему  четвероногому другу,  залазил  в  его  будку  и  плакал,  рассказывая  о  своей  неудаче. Он  слегка  скулил  и  слизывал  мои  солёные  слёзы  своим  шершавым  языком,  сочувствовал.  Я  не  был  обласкан  ни дедушкой,  ни  бабушкой,  ещё  до  моего  рождения  они  ушли  в  мир  иной.  Поэтому  гордился, что  у  меня  есть  такой  надёжный  друг.  За  любовь  и  преданную  дружбу делился  с  ним  последним  куском,  не  доеденное  мясо,  украдкой  от  матери,  относил  ему.
      
 Во  дворе  отец  убрал  окровавленный  снег  и  засыпал  свежим.  Не  было  и  будки.  Ничто  не  напоминало  о  жизни  Полкана  на  этом  крошечном  пятачке  земли.  Только  в  памяти  моей поселилась  картинка  жизни  и  смерти  пса.
       Вечером,  когда  отец  пришёл  с  работы,  я  сидел  возле  сарая.  По  улице  брёл  пьяный  убийца  Полкана,  выкрикивая  отдельные  слова  какой-то  песни.  Отец  вышел  ему  на  встречу.
      - Ты  зачем  пса  застрелил?  Что  он  тебе,  мешал?  Пацану  душу  ранил….
      - Гм-м!  Обвиняешь  меня.  А  сам  на  войне  что,  в  воробьёв  стрелял?  Людей  ведь  убивал. И  орден  ещё  за  это  получил.
      - Я  врагов  уничтожал,  а  не  людей.  А  таким  как  ты, свои  в  бою  в  спину  стреляли.
      
Весной,  когда  стал  таять  снег  и  начала  пробуждаться  природа,  однажды придя  из  школы, я  увидел  оттаявший  кровавый  след.  След  смерти  Полкана.  Не  удержался, заплакал  и  не  только  я,  но  и  мой  дружок  Володька.
     …….Много  лет  минуло  с  того  времени.  Нет  моих  родителей.  Много   родных  и  друзей проводил,  оплакав,  в  последний  путь.  Но  та,  давняя  боль  живёт  во  мне  до  сих  пор,  как заноза…