На острие адреналина Парапланеризм

Фед Кович
ПАРАПЛАНЕРИЗМ


- Не тяни клеванты! Отпусти их. Подними руки вверх! – кричал Игорь вдогонку, когда я пытался оторваться от полого склона горы. - Беги! Быстрее беги!

- Бегу, бегу! – бормотал я сквозь зубы, ускоряя шаг.

- Не подпрыгивай! Не подпрыгивай! Крыло само поднимет в воздух.

Стоя в стороне, эти потуги смотрятся очень смешно. Со сбившимся шлемом на голове, в согнутом положении, руки вверх и вприсядку человек бежит вниз по спуску, тяня за собой длинный кусок материи на веревках и, пытается воспарить над землей. Автоматически всплывают две ассоциации: или это фриц бежит сдаваться, или вновь воплощенный Икар из древнегреческого мифа. Но я гордился этим, хотя это и были мои первые попытки преодоления страха высоты, первого отрыва от земли и самостоятельного пилотирования летательного аппарата.
 
- Беги! Беги! Держи ровно крыло! – вновь послышался крик за моей спиной.

Я побежал быстрее. Параплан упорно не хотел поднимать в воздух, его то потянет в правую сторону и бег начинается не прямо вниз, а по диагонали, то его клонит влево. Хаотичные дергания клевантами окончательно складывали крыло и оно падает на землю. Тогда все повторялось заново. Сгрести параплан и обливаясь потом подняться на холм под палящими лучами солнца, разложить крыло, правильно поднять и начать очередной забег вниз. Это уже была пятая попытка без единого шанса оторваться от земли.
 
Игорь наставлял, что это настоящие умение - правильно разложить крыло на земле, потянуть стропы при поднятии купола точно по ветру, поймать восходящий поток воздуха и если все манипуляции сложатся благополучно, оторваться от земли и ощутить прелесть свободного полета.

Выслушав инструктора о правильном положении рук и необходимости продолжать бег даже тогда, когда параплан немного поднял над землей, начал очередную попытку. В этот раз, после марафонского забега, параплан оторвал от земли и продолжая совершать бег ногами в воздухе, пролетел первые в жизни секунды в воздухе.

- Беги! Не останавливайся! – услышал за спиной, когда ноги коснулись земли и замедлили бег. В принципе, мне этого было более чем достаточно, и программу считал выполненной, тем более что Игорь акцентировал внимание только на отрыв от земли в первый.

На середине спуска ветер встрепенулся, наполнил купол и я резко взлетел ввысь.

- Перестань ногами дергать! Не поднимайся высоко. Лети прямо. Тяни клеванты!– кричал Игорь, когда ветер начинал сильно забирать меня над землей. - Приземляйся! Это тренировочный полет! Прижмись к земле.
 
Мне же наоборот, хотелось туда, вверх, в безграничный простор!

Ровный и пологий склон, поросший травой, тянулся на пару километров вниз в долину. Игорь предупредил, что если нет желания после приземления подниматься с грузом вверх, то лучше лететь поперек холма. Немного потянув клеванту, крыло совершило плавный поворот и неожиданно на моем пути вырос единственный на всем холме куст. Вернее, то, что от него осталось. Пара тонких прутьев без листвы и высокий, обломанный у самой верхушки, толстый сук без коры. И все бы ничего, но планирование приходилось аккурат промеж ног. Времени на размышление не оставалось, все, что успел сообразить, ухватиться за стропы и подтянуться вверх. Шорты зацепили верх сука и он с трудом прогнувшись вперед, так, что крыло ушло вперед оставил меня позади, проскользнул вниз под звонкий хруст разрыва ткани.

Приземление произошло шлепком на землю ни живым, ни мертвым. Несколько секунд ушло на осмысление случившегося и проверку самочувствия. Вроде все на месте. Ничего не болит.
 
Пострадало сидение параплана. Под внешней матерчатой обшивкой внутри находилась доска, придающая прочность. Зацепив сук, материя порвалась, а доска спасла меня от серьезных телесных последствий. Отдышавшись, собрал параплан и с облегченным чувством поплелся к стартовой площадке.

На самом верху начинала разыгрываться известная любому пилоту «театральная постановка». В базовый лагерь часто приходят любопытные люди. С интересом понаблюдав за происходящим, задают один вопрос:

- «Можно мне прыгнуть с парашютом?»

Хозяин крыла критически осматривает просящего. Не все люди понимают отличие между парапланом и парашютом.

- Точно уверен, что хочешь прыгнуть? – серьезно спрашивает хозяин.

- Конечно.

- Тогда одевай.

Ошалелый проситель одевает снаряжение, хозяин активно помогает затянуть шлейки. К месту подтягиваются другие спортсмены, знающие суть да дело. С серьезным видом дают наставления, как вести себя при прыжке, как группироваться при приземлении.

- Ну что, не передумал прыгать? – еще раз уточняют у человека.

- Нет.

- Готов?

- Да!

- Проверим. Прыгни.

Человек во всем снаряжении подпрыгивает.

- Прыгнул? – народ вокруг потихоньку начинает смеяться.

- Да!

- Тогда снимай.

Все хватаются за животы. Обескураженный человек снимает снаряжение.

- На параплане летают, а не прыгают! - дают несостоявшемуся пилоту наставление на последок.

К этому моменту погода окончательно испортилась и запланированный первый настоящий полет перенесли. Следующим утром группа пилотов, в основном новичков, как и я, собралась на краю обрывистого гребня. Снаряжение проверено, одето и затянуто. Крыло разложено на земле. Все в нервном ожидании спокойного ветра и в предвкушении от полета.

- Эй! Чего расселись, как бабки на привозе! – прокричал старшой. – Быстро все собрали парап...

Не успел он договорить, как крыло одного из новичков свечой взметнулось вверх метров на тридцать над площадкой. Кто-то вскрикнул, другой выронил сигарету изо рта, третьего охватил столбняк. Только что спокойно рассуждавшие люди о том, как они в экстремальной ситуации выйдут из трудного положения без лишних нервов, на поверку оказались домыслом, поскольку форс-мажор случается незапланированно, не давая времени на размышление.
 
В этот день, взлетевший пилот, родился «в рубашке». Когда он камнем летел вниз, и все кричали от безысходности, крыло набрало воздуха и распрямилось возле самой земли, дав пилоту совершить жесткую, но не катастрофическую посадку. Все еще не понимая, что с ним произошло, пилот рефлекторно потянул на себя стропы и с завидной скоростью намотал на руку весь параплан.

- Вот поэтому не стоит щелкать клювом над обрывом. Вы не на прогулке! – завершил свою речь старшой, когда все убедились, что с парнем все в порядке.

Часть людей решила отменить полет сегодня. Часть пребывала в раздумье. После некоторого взвешивания «за» и «против» мной было принято решение довести начатое до логического окончания. Десять минут и предстартовая подготовка завершена. Совет напоследок: главное не волноваться и не паниковать, если крыло сложится и не раскроется обратно в турбулентном потоке. Еще раз проверили отработанное движение руки в направлении кольца с запасным парашютом.

- Готов?
Я киваю головой в ответ.

- Пошел!

Сделав шаг назад, резким движением поднимаю купол, проверяю его наполняемость воздухом, разворачиваюсь и бегу в направлении обрыва. Два, три, четыре шага и я почти отрываюсь от земли. Вот уже обрыв...

- Стой! Стой! – раздался групповой крик сзади.

Не понимая, что происходит, тяну клеванты вниз и купол опал на левую сторону. Я вопросительно посмотрел на инструктора.

- Правая клеванта порвалась.

- И что было бы? – ошарашенный от услышанного, пролепетали мои губы. По телу пробежала нервная дрожь.

- Ничего. Крыло было бы не управляемо. Куда ветер, туда и ты. Мог спокойно разбиться о скалу.

После перестежки через полчаса стоял на стартовой площадке с другим парапланом, рассчитанным на тандем из двух человек. Принципиальное отличие – увеличенная площадь крыла. Вроде бы изменение пустяковое, но это существенно меняет манеру управления. Это как с маленького легкомоторного самолета пересесть на трансатлантический лайнер. Но вникать в такие «мелочи» времени не было. Ветер как раз умерил свой нрав и разрешение на полет получено.
 
Шаг, еще шаг и восходящий поток воздуха резко поднимает крыло на высоту. Все, что меня связывало с прежним миром осталось внизу: земля, деревья, люди, машины, такие маленькие и смешные.
 
В небе своя жизнь. С каждым набором высоты мир меняется, горизонт отступает и взгляду открываются невообразимые дали. По правую сторону тянулась затененная горная гряда, по левую – игриво сверкали отблески солнца на гребнях волны. Над морем горизонт воедино сливался с пронзительно голубым небом, лишая пилота ориентации в трехмерном пространстве. И только шум ветра в стропах крыла. Рядом с крылом пристроился орел. Криком отогнал его подальше. Он недоуменно обернулся в мою сторону.

Парящие птицы безопасны в небе, но могут поиграть с парапланом, летя рядом с ним или скатываться с купола как с горки. Только по чистой случайности они могут запутаться в стропах и привести к печальным последствиям. В воздухе человек для них свой и набирая высоту нужно кружиться в ту же сторону, что и вся стая, соблюдая установленный ветром неписанный порядок. В небе все по честному. Сознание полностью раскрывается для самого себя. Здесь нет места для вранья и притворства.

Но, как и всякий полет, он заканчивается приземлением. Отработанным движением потянул клеванты вниз у самой земли, крыло немного забирает воздуха, тормозя снижение, что и позволяет плавно ступить на землю. Но из-за большей площади крыла меня подбросило вверх больше обычной траектории и практически рухнул на землю с высоты в пять метров. Жестко, но не смертельно.

Вдвойне радостный, помахал стоявшим на горе людям, что у меня все в порядке.