В начале было Слово

Владимир Лосев
  Когда мне предложили назвать свою любимую книгу, я поневоле задумался. Действительно: читать книги я активно начал лет в 13 и практически без перерывов продолжаю до сих пор. Сколько книг прочитано за это время-сказать трудно. Помнится начал почему-то с романа Ф.Купера ,,Последний из могикан,,.
Я знал его чуть ли не наизусть. Самый активный период чтения пришёлся на 7-8 класс. Я перечитал, наверное, всё, что было в районной библиотеке в жанре путешествий, приключений, фантастики. А библиотека,надо сказать, была довольно богатая. Собрания сочинений Майн Рида, Жюль Верна, ф.Купера, А.Беляева прочитывались от корки до корки.
   С годами менялись литературные пристрастия. Помню, в 10 классе одним из любимых был роман Д.Лондона ,,Мартин Иден,, В то же время началось и увлечение поэзией. Началось со стихов Е.Есенина, который тогда возвращался к читателям после многолетнего запрета. К этому же времени относятся и первые пробы пера. Так что ко времени окончания школы для меня не было вопроса-куда пойти учиться. Я поступил на филологический факультет Томского университета.
  В университете была богатейшая научная библиотека, в залах которой я провёл в основном все годы учёбы. Помимо мировой литературы, положенной по программе, многое читалось и для души. За эти годы у меня набралось бы по крайней мере десятка три книг, которые я мог бы назвать любимыми. Много времени посвящалось чтению и впоследствии, во время многомесячных морских экспедиций.
   И вот из всего этого океана книг мне  нужно было выбрать одну. Поневоле призадумаешься. После долгих раздумий я остановился на романе Булгакова ,,Мастер и Маргарита,, Роман этот был самым любимым произведением Булгакова, в нём выразил все свои заветные мысли и образы. Он создавался на протяжении многих лет и ещё столько же лежал ,,в столе,, Как и  другое широко известное теперь произведение-повесть ,,Собачье сердце,, За чтение последнего в то время вполне можно было схлопотать крупные неприятности вплоть до исключения из университета и из комсомола. Однако же читали, перепечатывали на машинке, передавали друг другу.

    В первый раз я прочитал роман ,,Мастер и Маргарита,,в двух номерах журнала ,,Москва,, в конце 1968-начале 1969 года. Теперь, когда книги Булгакова издаются стотысячными тиражами, я бережно храню два этих журнальных номера. Они напоминают мне мою юность. Помню, как с восторгом сообщил о нём сосед по комнате в общежитии Володя Гефсиманский. Такая была настоящая фамилия. Роман сразу же стал тем, что сейчас называют бестселлер. Впоследствии я знал, человека, который переписал роман от руки, получая удовольствие от самого процесса переписки.

     Начиная чтение сразу попадаешь под обаяние булгаковского таланта:

 Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Париарших прудах появились два гражданина.

   И обаяние это не покидает вас до последней строки. Фразы из романа сразу становились крылатыми:

-Никого не трогаю! Починяю примус!
-Второй свежести не бывает! Есть только первая, она же и последняя!
-Рукописи не горят!
-Правду говорить всегда приятно.

  И многие другие. Кот Бегемот, Азазелло, Коровьев становились как будто нашими добрыми знакомыми.

  Потом настало время освоения второго, бытийного плана романа, более сложного, но тоже интересного. Библейская история Иешуа Га-Ноцри, прообразом которого послужил Иисус Христос, Понтия Пилата, Иуды Искариота, других библейских персонажей тесно переплеталась с историей земной любви Мастера и Маргариты, рождая размышления о любви и верности, о жизни и смерти, о бренном и вечном.
   
   Хотелось бы в этих заметках сказать пару слов о кинематографическом воплощении романа. Попыток создания фильма по этому роману было несколько. Мне довелось посмотреть последнюю-многосерийный фильм режиссёра В.Бортко. Я-не кинокритик, поэтому выскажу лишь свои зрительские впечатления. Во-первых, образ строгой прокурорши Марии Швецовой /актриса А.Ковальчук/,в котором привыкли её видеть зрители, как-то не очень вяжется со страстной и порывистой Маргаритой. Во-вторых, история Иешуа показана как история реального земного человека. Но ведь автор не случайно назвал своего героя Га-Ноцри, а не Иисус. По-моему, в фильме не хватает того элемента мистики, который есть в романе. По отзывам критиков, и другие попытки экранизации романа не были успешными. И всё же думается, фильм, благодаря таким замечательным актёрам, как К.Лавров, А.Абдулов, В.Галкин приблизил бессмертный роман широкому зрителю.

   Завершить эти короткие заметки о романе хотелось бы опять словами самого Мастера:

-Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния его не потревожит никто. ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

  Поскольку уж речь зашла о любимых книгах, не могу не упомянуть здесь ещё о двух романах. Это ,,Двенадцать стульев,, и ,,Золотой телёнок,, И.Ильфа и Е.Петрова. В первый раз я прочитал их где-то классе в десятом. Неунывающий характер главного героя Остапа Бендера, сразу привлёк к себе. Фразы из лексикона Остапа были очень популярны в молодёжной среде. Особенно популярен он стал после выхода на экраны фильма ,,Золотой телёнок,, с Сергеем Юрским в главной роли. Шура Балаганов и Паниковский /З.Гердт и Л.Куравлёв/ сразу стали любимцами публики. Думается, это была наиболее удачная экранизация романа. Впрочем, и А.Гомиашвили с С.Филипповым запомнились не меньше. Сейчас, когда многочисленные последователи Корейко воруют миллиарды, Остап с его миллионом выглядит наивно, он всё равно остаётся любимым героем для ля людей нашего поколения.
  А перед окончанием школы мой одноклассник Толя Каргин подарил мне два этих романа в одной книге. Тогда это считалось самым дорогим подарком. Он сделал на книге надпись:

  Лучшему другу Лосеву Владимиру.

  С тех пор я храню эту книгу вот уже скоро полвека.

  Владимир Лосев