Груз ночных воспоминаний

Владимир Арлюк-Шапиро
ВАДИК САМОЙЛОВИЧ

  Кто не делал в детстве или в юности или даже в более сознательном возрасте поступков, о которых не хотелось бы помнить. В реальной жизни Лева их и не вспоминал. Но во сне… невозможно не от чего избавиться. Вот и нынешней ночью приснился Леве его одноклассник и приятель Вадик Самойлович. С Вадиком Лева учился в первом и втором классах. И приснилось Леве – жил Вадик в Израиле и неделю тому назад умер. А перед смертью опубликовал его друг воспоминания о своем детстве.  Лева уже не спал, но от сна еще не отошел и находился в состоянии полудремы. Как же так – подумал он - Вадик жил в Израиле, а я и не знал этого. А потом  пошли воспоминания.  И не мог уже Лева разобрать, то ли это его собственные воспоминания, то ли во сне привиделось.
  Вадик жил на Каляевской улице через два дома от дома, в котором жил Лева. И ходили они вместе  в школу номер 200, что  на Сущевской улице. И представил себе Лева, как идут два мальчугана  сначала по Каляевской, затем заворачивают направо на Селезневку, ощущают запах свежего хлеба, идущий от булочной-пекарни на углу Каляевской, проходят мимо водяной колонки, переходят на другую сторону к угловому магазину «мясо-рыба», что в народе за близость его к колонке назывался «У крантика», и идут по правой стороне Сущевской улицы до здания школы.

 Вадик невысокого роста , худенький и подвижный мальчик. Лева по сравнению с ним более упитан и флегматичен. Вадик шалун  и непоседа, ему ничего не стоит во время урока запустить в соседа  шарик из жеванной промакашки, а затем с невинным видом уставиться в тетрадку. Это было время, когда мальчики учились отдельно от девочек, и такого развлечения, как подергать девочку за косичку,  нельзя было себе доставить в школе.   Лева считается любимчиком учительницы Валентины Николаевны. Он не позволяет себе никаких шалостей не на уроках не на переменках, а кроме того он единственный в классе умеет бегло читать. Учительница часто просит его читать вслух учебник, и Лева старается с выражением произносить незнакомый ему текст.
  После уроков ребята часто заходят домой к Вадику.  Он живет на втором этаже двухэтажного деревянного домика в глубине двора, отгороженного забором от небольшого заводика, выпускающего учебные пособия. В этом старом московском дворе, зеленом и уютном, Лева, Вадик и их сверстница, двоюродная сестра Вадика, Юля играют, решают свои детские проблемы, а после идут в дом. Усаживаются ребята за большой деревянный стол, пьют чай с  баранками, а бабушка Вадика, сухонькая старушка, расспрашивает о том, как прошел день в школе.  Вадик обычно отмалчивается, а Лева докладывает бабушке о проделках её внука. Бабушка вздыхает, укоризненно смотрит на внука и ставит Леву ему в пример. Но однажды произошло то, чего Лева никак не ожидал. Тогда он не понял, что произошло, он осознал случившееся много лет спустя.
Во втором классе Леву приняли в пионеры, а Вадик такой чести не удостоился. Через несколько дней после торжественной линейки заходит Лева после уроков к Вадику и как всегда, рисуясь перед тут же присутствующей Юлей, начинает выкладывать бабушке все, что произошло в школе. « Вадик вырвал страницу с двойкой из дневника, и я как пионер, поднял руку и вслух сказал об этом» - рассказывает Лева, полагая, что бабушка похвалит его за честный поступок. И вдруг доброе лицо бабушки стало злым неприятным, такую бабушку Лева видит впервые. «Хватит жаловаться! За собой следи! Доносчик!»- почти кричит она и выходит из комнаты. Ошарашенный Лева не глядя на Юлю и Вадика встает и плетется домой.
С тех пор Лева не заходил к Вадику не играл ни с ним, ни с его сестрой.  Однажды летом Вадик и Юля, жизнерадостные и веселые, забежали во двор Лёвиного дома.  А Лева спрятался от них в чужом парадном.  Не получалось у него преодолеть непонятного самому себе смущения. Хотя Юля нравилась Леве, общаться с бывшими друзьями, как ни в чем не бывало, он уже не мог.
Лева открыл глаза,  и стал соображать, сколько же лет прошло с тех пор, как он учился с Вадиком в одном классе. Получилось 66 лет. А образ сухонькой старушки, выкрикивающий  обидные для него слова, продолжает время от времени посещать его по ночам.