Методичичка по комп. практикуму по open. office. o

Майоров Дмитрий Николаевич
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии


Майоров Д.Н.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КОМПЬЮТЕРНОМУ ПРАКТИКУМУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ








Тюмень 2012

 
Содержание
Введение……………………………………………………………….…….2 стр.
Возможности OpenO;ce.org…………………..………………………….4 стр.
Где можно взять OpenO;ce.org………………………………………….4 стр.
Установка пакета OpenO;ce.org……………………………………..….5 стр.
Состав пакета…………………………………..…………………………...6 стр.
Задание к первой аттестации…………………………………..………...7 стр.
Задание ко второй аттестации……………………………………….….15 стр.
Литература с краткой аннотацией.……………………………………..16 стр.




 
Введение
Студентам и тем более выпускникам вуза необходимо в совершенстве владеть навыками работы на компьютере, что относится к его профессиональной компетенции и  обеспечивает его конкурентоспособность на рынке рабочих мест. Однако компьютерная грамотность преподается уже со школьной скамьи, а степень овладения компьютером хотя бы на уровне пользователя Интернет у подавляющего большинства студентов уже есть. Что является тогда целью преподавания компьютерного практикума в вузе? 
Это зависит от конкретных требований будущего трудоустройства. Очевидно, что инженер и специалист-гуманитарий по-разному призваны овладеть компьютерной грамотностью. Если условия работы первого предполагают вполне очерченную видом производства деятельность , то для второго не все так ясно. И все же бесспорно, что работодатель ждет от выпускника внятное резюме, в котором владение основными офисными программами подразумевается без проговаривания, и увольнение грозит всякому, кто этой методикой не владеет достаточно хорошо. Следовательно, и гуманитариям, и инженерам требуется знание базовых офисных программ, предлагаемых наиболее распространенной в мире Microsoft Office. Microsoft Office – настоящий «король» среди офисных пакетов. Например, пакет Microsoft Office для дома и бизнеса 2010. Его рекламируют приблизительно так «… предназначен для управления небольшими компаниями и работы дома. Улучшенные средства и функции позволяют вести бизнес, общаться с клиентами и управлять работой по дому более эффективно. В Microsoft Office для дома и бизнеса 2010 доступны новые возможности редактирования фотографий и видео, а также улучшенные текстовые эффекты, помогающие создавать стильные документы и презентации. Новые средства связи в Outlook 2010 позволяют поддерживать порядок в делах и всегда оставаться на связи. Благодаря Microsoft Office для дома и бизнеса 2010 управлять офисными и домашними задачами проще, чем когда бы то ни было. В пакет входят следующие программы: Microsoft Office Word 2010; Microsoft Office Excel 2010; Microsoft Office PowerPoint 2010; Microsoft Office Outlook 2010; Microsoft Office OneNote 2010». Сегодня эти программные продукты уже воспринимается пользователями чуть ли не как неотъемлемая часть Windows, хотя его цена превышает стоимость самой ОС как минимум в три раза (Размер (версия XP): от 150 Мб. Commercial. Цена: $300 (Стандартный), $400 (Профессиональный)).
Не всякая компания может себе позволить приобретения на все свои компьютеры лицензионных программ, а контрафактные программы помимо сбоев в работе – вполне наказуемое законом деяние.

Хорошей альтернативой может стать Офисный пакет OpenOffice.org согласно решениям Правительства РФ передан в 2008 году во все школы России для обучения информатике и компьютерной грамотности в составе базовых пакетов программ лицензионного и открытого программного обеспечения.

Офисный пакет OpenOffice.org может свободно устанавливаться и использоваться в школах, офисах, вузах, домашних компьютерах, государственных, бюджетных и коммерческих организациях и учреждениях России и стран СНГ согласно GNU General Public License

Цель компьютерного практикума: научить навыкам работы с
1. ПО для создания и редактирования текстов OpenOffice.org Writer  Скачать
2. ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций OpenOffice.org Impress

Данное методическое пособие рассчитано для работы в течение семестра и содержит задания по OpenOffice.org на две аттестации. Третья аттестация предполагает составление творческой презентации – полного аналога Power Point. К методическому пособию имеется электронное приложение, помогающее выполнению заданий. 
 
Возможности OpenO;ce.org
OpenO;ce.org – свободный набор офисных программ, доступный каждому. Пакет кроссплатформенный — закончены порты («сборки») под наиболее распространённые ОС. Среди прочих следует отметить сборки для Windows 95/98/ME/NT/2000/XP, Linux Intel, Linux PPC, Solaris, NetBSD/Sparc, Mac OS X,FreeBSD, IRIX и др. Собственно говоря, по количеству платформ, на которых он функционирует, OpenO;ce.org не имеет себе равных.
В состав пакета входят следующие компоненты:
• Writer (текстовый процессор и редактор HTML).
• Calc (электронные таблицы).
• Draw (графический редактор).
• Impress (система презентаций).
• Math (редактор формул).
• Base (Модуль доступа к данным).
OpenO;ce.org читает и сохраняет документы в большинстве популярных форматов. К ним относятся файлы MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, RTF,2.4., html, xhtml, простые текстовые файлы в различных кодировках. Начав использовать OpenO;ce.org, вы можете по-прежнему работать со всеми файлами, которые подготовили ранее, например, в среде Microsoft O;ce, и спокойно обмениваться документами с другими пользователями.
OpenO;ce.org является полноценным свободным офисным пакетом, не уступающим по своим возможностям таким популярным несвободным программам, как, например, Microsoft O;ce. Он содержит компоненты для работы с текстом, электронными таблицами, работает с базами данных, обрабатывает графику, создаёт сложные документы интернет-публикаций.
Разработчики OpenO;ce.org, внедряя передовые технологии обработки документов, старались максимально облегчить работу обычным пользователям.
 Где можно взять OpenO;ce.org
• Вы можете свободно загрузить локализованные версии OpenO;ce.org с сайта http://openoffice.org.
• Кроме того, можно приобрести OpenO;ce.org по цене носителя, например, в Центре распространения свободного ПО http://www.lafox.net.
Независимо от того, как вы получили этот продукт, вы имеете право использовать его, модифицировать под свои нужды, распространять как без платы, так и за плату.
В операционной системе Linux офисный пакет OpenO;ce.org, как правило, используется в качестве основного и включается в состав большинства дистрибутивов.


Установка OpenO;ce.org
Требования к системе
Рекомендуемые требования к системе:
• Процессор Pentium или совместимый.
• Минимум 128 Мбайт ОЗУ (рекомендуется 256 Мбайт).
• 300 Мбайт на жёстком диске (при локальной установке).
• Операционная система Linux:
– kernel 2.2.13 и выше;14 Глава 2. Офисный пакет OpenO;ce.org
– glibc2 версии 2.2.2 или выше;
– X Server с разрешением не менее 800;600 и количеством цветов не менее 256.
• Операционная система Microsoft Windows: – версия ME/NT SP 6/2000/XP.
Следует также учитывать, что для записи пакета на диск требуется не менее 130 Мбайт, для установки расширений также может понадобиться место на диске.
Установка пакета OpenO;ce.org
В зависимости от версии пакета и от операционной системы процедура установки может меняться. В данном разделе приведены только общие указания. знакомьтесь с документацией к установленной операционной системе.
Состав пакета
Модуль Примечания Похожие приложения
 
Writer
Текстовый процессор и визуальный редактор HTML Microsoft Word
Pages
AbiWord
KWord

 
Calc
Табличный процессор Microsoft Excel
Numbers
Gnumeric
KSpread

 
Impress
Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint
Keynote
KPresenter

 
Base
Механизм подключения к внешним СУБД и встроенная СУБД HSQLDB Microsoft Access
Kexi

 
Draw
Векторный графический редактор Microsoft Visio
Microsoft Expression Desigh
Adobe Illustrator
CorelDRAW
Kivio
Dia

 
Math
Редактор формул MathType
Microsoft Equation Tools
KFormula


 
Задание к первой аттестации
По книге: Литвинова А.В. Л 641 Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. – Москва 2008. (С. 41-49).
1. Наберите текст и отформатируйте в соответствии с заданием.
Классификация компьютерных вирусов.
Среда обитания. По среде обитания вирусы могут делиться на сетевые, файловые и загрузочные. Сетевые вирусы распространяются по компьютерной сети, файловые внедряются в выполняемые файлы, загрузочные — в загрузочный сектор диска (Boot-сектор) или в сектор, содержащий системный загрузчик винчестера (Master Boot record). Существуют сочетания, например файлово-загрузочный вирус.
Задание:
• заголовок отформатировать на размер больше основного шрифта
текста (14 пт) и расположить по центру;
• разделить текст на два абзаца, в абзацах установить красные
строки (отступы первой строки 1,25);
• текст отформатировать по ширине;
• установить альбомную ориентацию;
• изменить поля:
i. вверху — 2 см;
ii. слева — 3 см;
iii. справа — 1,5 см;
iv. внизу — 2 см.
2. Создайте таблицу следующего вида:
 
Задание:
• расположите таблицу по центру;
• первую строку сделайте заголовком;
• в таблицу добавьте столбец справа.
41

3. Создайте маркированный список типа:
A.Глава 1
I. Тема 1
II.Тема 2
III.Тема 3
B.Глава 2
I. Тема 1
II.Тема 2
a. §1
b. §2
4. Наберите текст и задайте параметры страницы.
Способы заражения.
Способы заражения делятся на резидентные и нерезидентные.
Резидентные вирусы при инфицировании компьютера оставляют в
оперативной памяти свою резидентную часть, которая затем
перехватывает обращения операционной системы к объектам
заражения и внедряется в них. Нерезидентные вирусы не заражают
память компьютера и являются активными в ограниченное время.
Задание:
1). поля
a) вверху – 2 см,
b) слева – 3 см,
c) справа – 1,5 см,
d) внизу – 2 см.
2). ориентация альбомная;
3). обрамление страницы;
4). нижний колонтитул с полями номер страницы и количество
страниц.
5. Создайте оглавление следующего вида:
Оглавление
Глава Тема Тема Глава Тема Тема 6. 
7. Создайте текстовый файл и отформатируйте согласно
требованиям.
Деструктивные возможности.
По деструктивным возможностям вирусы можно разделить на: -безвредные, то есть никак не влияющие на работу компьютера (кроме уменьшения свободной памяти на диске в результате своего распространения);-неопасные, влияние которых ограничивается уменьшением свободной памяти на диске, графическими, звуковыми и прочими эффектами; -опасные, которые могут привести к серьезным сбоям в работе компьютера; -очень опасные, которые могут привести к потере программы, уничтожить данные, стереть необходимую для работы информацию, записанную в системных областях.
Задание:
• заголовки отформатируйте на размер больше основного шрифта
текста (12 пт.) и расположите по центру;
• проверьте орфографию текста;
• измените регистр текста;
• в текст вставьте изображение из файла;
• оформите текст в два столбца.
8. Преобразуйте текст в таблицу и выполните предложенные
задания.
Особенности алгоритма.
По особенностям алгоритма можно выделить следующие группы вирусов: - вирусы-«спутники» (companion) – это вирусы, не изменяющие файлы. Алгоритм работы этих вирусов состоит в том, что они создают для exe-файлов файлы-спутники, имеющие то же имя, но с расширением com. При запуске системы ищет вначале файл с расширением com, запускает его, вирус выполняет все свои действия, а затем запускает настоящую программу, у которой расширение exe; - вирусы – «черви» (worm), вирусы, которые распространяются в компьютерной сети.
Задание:
• в таблице столбцы оформите одинаковой ширины;
• границы таблицы обрамите толстой (4 пт) синей (синий 1 из
палитры цветов) линией;
• страницу обрамите.
9. Преобразуйте следующий текст, согласно заданию:
По особенностям алгоритма можно выделить следующие группы
вирусов:
вирусы-спутники (companion);
вирусы-черви(worm);
«паразитические»;
«студенческие»;
стел-вирусы (вирусы невидимки stealth);
вирусы-призраки.
1). заголовок: жирный,14 пт, межсимвольный интервал
разреженный 5пт, по центру;
2). основной текст представьте в виде нумерованного списка и
расположите его в два столбца.
10. Отформатируйте текст в соответствии с заданием.
Шахматы. Шахматы — это очень старая игра, в которой игрок  стремится поставить мат королю противника. Игроки ходят по очереди; у каждого игрока имеется 16 фигур. Обычно первой ходит пешка. Она ходит только вперед, перемещаясь только на одну клетку (за исключением первого хода, когда она может пойти сразу на две клетки), или по диагонали, когда бьет фигуру. Ладья ходит по прямой в любом направлении. Слон ходит и бьет только по диагонали. Ферзь ходит в любом направлении на любое количество клеток. Король ходит также в любом направлении, но только на одну клетку. Справка. Шахматы (от перс. шах мат – властитель умер) — игра 32 фигурами (по 16 белого и черного цветов) на 64-клеточной доске для двух партнеров. Родина шахмат – Индия. В России шахматы появились в IX – X вв.
Задание:
1. Отформатируйте абзацы в конце предложений после слов: шахматы,
фигур, клетку.
2. Для заголовка определите форматирование:
• выровнять по центру;
• шрифт жирный (14 пт);
• цвет: синий;
• эффекты шрифта: мигание;
• все буквы прописные;
• межсимвольный интервал – разреженный – 3 пт.
3. Отформатируйте основной текст:
• выравнивание по ширине;
• шрифт 12 пт;
• первая строка – отступ 1,25 см;
• междустрочный интервал – полуторный.
4. Для справки шрифт курсив размером 16 пт.
5. Для всех подчеркнутых слов задайте следующий формат:
• шрифт 14 пт;
• гарнитура Arial KOI-8;
• курсивное начертание;
• цвет: сиреневый;
• межсимвольный интервал — разреженный 4 пт.
11. Отформатируйте текст в соответствии с заданием.
Приглашение.
Уважаемый господин Соколов Геннадий Юрьевич! Приглашаем вас на общее собрание общества «Союз студентов России». Будем рады видеть вас и ваших друзей, которые хотели бы познакомиться с членами нашего общества и принять участие в обсуждении вопросов. На вечере вы сможете посмотреть студенческое шоу и посетить студенческий бар и дискотеку. Президент общества «Союз студентов России» В.К. Молодцев
Задание:
1). заголовок: жирный, 14 пт, межсимвольный интервал
разреженный 5пт, по центру. Обрамление заголовка: рамка двойная,
ширина 3 пт, цвет фона любой;
2). для абзаца основного текста: 14 пт, отступы слева и справа 0,
первая строка отступ 1 см, междустрочный интервал полуторный,
выравнивание по ширине, отбивка после абзаца 2 см, отбивка перед
абзацем 0 см;
3). для абзаца подписи: отступ слева 0 см, междустрочный интервал
одинарный, интервал перед и после абзаца 0 см, выравнивание по
ширине;
4). замените в «Союз студентов России» все строчные буквы на
прописные.
12. Создайте аналогичную таблицу:
 
13. Наберите текст по образцу:
Бумага
Ксероксная
Писчая
Канцелярия
«Глобус», ул. Алтайская, 107-а.
Тел. - факс 21-13-56 с 9 до 17 часов, без перерыва.
Выходной — воскресенье.
Задание:
1). оформите заголовок крупным жирным шрифтом, а атрибуты – мелким шрифтом и расположите по центру листа;
2). оформите основной текст в виде многоуровневого списка (структура). Сделайте отступ для данного фрагмента текста слева на 6 см;
3). вставьте символ телефона.
14. Создайте произвольную блок-схему с помощью панели рисования. Заголовок оформите с помощью галереи текстовых эффектов.
15. Наберите следующий текст с учетом шрифтового оформления
(14 пунктов):
Общая сумма человеческих знаний в XVIII веке удваивалась каждые 50
лет, к 1959 г. — каждые 10 лет, к 1970 г. —каждые 5 лет, к 1989 г. —
каждые 2-3 года.
С помощью соответствующей команды замените следующее:
• «2-3» на «два-три»;
• cлово «Удваивалась» замените на «увеличивалась в 2 раза»;
• «50» замените на «пятьдесят»;
• замените «1970 г.» на «тысяча девятьсот семидесятому году»;
• «1959 г.» на «тысяча девятьсот пятьдесят девятому году»;
• измените«1989 г.»на «1989 году».
16. Наберите следующий текст с учетом шрифтового оформления
(12 пунктов):
От числа одну восьмую
Взяв, прибавь ты к ней любую
И восьмушка превзойдет
Не чуть-чуть - на пятьдесят
Три четвертых. Буду рад,
Если тот, кто знает счет,
Мне число то назовет.
Эту задачу задал более 200 лет назад своими учениками
учитель арифметики Иоганн Хемелинг.
Задание:
1). сохраните текст в своей рабочей папке под именем TEXT и в
формате, отличном от ODT, например DOC;
2). выйдите из редактора;
3). перепишите TEXT.DOC в домашнюю папку под именем T1.DOC;
4). войдите в текстовый редактор OpenOffice.org Writer и загрузите
сначала документ T1.DOC, а потом TEXT.DOC.
17. Создайте документ, состоящий из трех страниц произвольного
текста. Внутри документа создайте перекрестные гиперссылки ( в
качестве гиперссылок может выступать любой текст) с первой
страницы на третью.
18. Отформатируйте текст стихотворения в соответствии с
заданием.
Я ухожу и уношу ненастье глаз твоих. Но даже издали дышу, оттаивая их. Они замерзшие слегка под инеем ресниц. Когда-нибудь издалека оттаявшей проснись. Проснись внезапно и светло, чтобы в глазах — весна. Чтоб я, отдавший им тепло, вдруг понял суть тепла. Н. Игнатенко. (Три возраста любви).
Задание:
1). установите конец абзаца (клавиша ENTER) в конце каждого
предложения;
2). после слов уношу, дышу, слегка, издалека, светло, тепло
установите принудительный конец строки (SHIFT+ENTER);
3). установите отступ слева 5 см, первая строка — выступ на 2,8 см,
интервал перед абзацем 12 пт;
4). фамилию и инициалы автора выделите курсивом и выполните
выравнивание по правому краю.
19. Отформатируйте текст в соответствии с заданием.
Классификация компьютерных вирусов.
Среда обитания. По среде обитания вирусы могут делиться на сетевые, файловые и загрузочные. Сетевые вирусы распространяются по компьютерной сети, файловые внедряются в выполняемые файлы, загрузочные — в загрузочный сектор диска (Boot-сектор) или в сектор, содержащий системный загрузчик винчестера (Master Boot record). Существуют сочетания, например файлово-загрузочный вирус. Способы заражения. Способы заражения делятся на резидентные и нерезидентные. Резидентные вирусы при инфицировании компьютера оставляют в оперативной памяти свою резидентную часть, которая затем перехватывает обращения операционной системы к объектам заражения и внедряется в них. Нерезидентные вирусы не заражают память компьютера и являются активными в ограниченное время. Деструктивные возможности. По деструктивным возможностям вирусы можно разделить на:- безвредные, то есть никак не влияющие на работу компьютера (кроме уменьшения свободной памяти на диске в результате своего распространения; - неопасные, влияние которых ограничивается уменьшением свободной памяти на диске, графическими, звуковыми и прочими эффектами; -опасные вирусы, которые могут привести к серьезным сбоям в работе компьютера; -очень опасные, которые могут привести к потере программы, уничтожить данные, стереть необходимую для работы информацию, записанную в системных областях. Особенности алгоритма. По особенностям алгоритма можно выделить следующие группы вирусов: - вирусы-«спутники» (companion) – это вирусы, не изменяющие файлы. Алгоритм работы этих вирусов состоит в том, что они создают для exe-файлов файлы-спутники, имеющие тоже имя, но с расширением com. При запуске системы ищет вначале файл с расширением com, запускает его, вирус выполняет все свои действия, а затем запускает настоящую программу, у которой расширение exe; - вирусы-«черви» (worm), вирусы, которые распространяются в компьютерной сети. Они проникают в память компьютера по сети, вычисляют адреса других компьютеров и распространяются по этим адресам; - «паразитические» - все вирусы, которые при распространении своих копий изменяют содержимое дисковых секторов и файлов. В эту группу входят все файлы, которые не являются «спутниками» и «червями»; - «студенческие» - крайне примитивные вирусы, часто нерезидентные и содержащие большое  количество ошибок; - «стелс»-вирусы (вирусы-невидимки stealth) – это очень совершенные программы, которые перехватывают обращение DOS к пораженным файлам или секторам диска и «подставляют» вместо себя незараженные участки; - вирусы-«призраки» — достаточно трудно обнаружимые вирусы, не имеющие ни одного постоянного участка кода. Вирус шифрует свой адрес. При шифровке каждый раз используются разные ключи. Кроме того, модифицируется и программа-расшифровщик. Таким образом, код вируса в разных случаях заражения будет разным.
Задание:
1). где введены курсивом пояснения в фигурных скобках, вместо скобок создайте три последовательно пронумерованные римскими цифрами сноски. Соответствующие тексты сносок из скобок расположите внизу страницы;
2). используя верхний колонтитул, поместите нумерацию страниц по центру на расстоянии 0,5 см от верхнего края страницы.
20. Наберите следующий текст и отформатируйте в соответствие с заданием.
Немецкий язык
Разговорный язык и письмо
Индивидуально и в группах
Опыт работы
Апробированная методика
Тел. 23-45-67
Оформите объявление:
1). для заголовка примените текстовые эффекты;
2). основной текст оформите в виде нумерованного списка;
3). номер телефона оформите в виде отрывных листочков в таблице.__

ЗАДАНИЕ КО ВТОРОЙ АТТЕСТАЦИИ
(Ковригина Е.В., Литвинова А.В. К 568 Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие. — Москва, 2008. С. 49-51 с.)

1. Создать презентацию из трех слайдов, используя макеты слайдов  и фоны страниц. На первом слайде макет с заголовком, на втором — макет с маркированным списком, на третьем — с графическим объектом. Фоны страниц различные на всех слайдах по выбору читателя.
2. Создать презентацию из трех слайдов, для создания текста и фона не использовать макеты.
3. Создать анимированную презентацию из трех слайдов с текстом и графическим изображением, также использовать анимацию для смены слайдов. Для анимирования объектов использовать анимацию Вступления и Выделения. Анимацию слайдов сделать автоматически через 5 секунд и одинаковую для всех слайдов.
4. Создать и отредактировать растровое изображение с помощью одного из фильтров.
5. Создать презентацию из трех слайдов, анимация смены слайдов разная для каждого слайда (появление, жалюзи, наплыв). Все нижеследующие задания оформляются по выбору читателя
6. Создать анимированную презентацию из трех слайдов с диаграммой и оформить текст в виде маркированного списка.
7. Создать на слайде электронную таблицу и диаграмму, отражающую данные об успеваемости учеников.
8. Создать анимированную презентацию из 5 слайдов. Вставить гиперссылку на первом слайде, позволяющую переходить на третий, на четвертом — слайде гиперссылку, переходящую на текстовый доку- мент (предварительно созданный).
9. Создать презентацию, состоящую из четырех слайдов, с оформле- нием ссылок на использованные источники. Установить смену слай- дов автоматически. Вставить нумерацию слайдов.
10. Создать презентацию, состоящую из трех слайдов, в которой установите гиперссылки внутри презентации.
11. Создать презентацию, состоящую из четырех слайдов. Вставить рисунок и применить функцию кадрирование.
12. Создать презентацию с использованием режима примечаний.
13. Создать презентацию из пяти слайдов и поменять местами 1 и 3, 2 и 5 слайды.
14. Создать анимированную презентацию (все переходы автоматически), используя для написания заголовка галерею текстовых эффектов и панель рисования (например, для создания какой-либо блок-схемы).
15. Создать анимированную презентацию из 5 слайдов, произвести настройку демонстрации. Сохранить презентацию.
16. Настроить рабочую область мастера презентаций (установить линейки, добавить необходимые панели инструментов или убрать неиспользуемые, показать линии сетки). Пользоваться пунктом меню Вид.
17. Создать анимированную презентацию из 5 слайдов. Изменить порядок их следования, настроить обычную демонстрацию, скрыть первый и третий слайды.
18. Создать презентацию из 5 слайдов, на одном из которых вставьте диаграмму. Создайте заголовок диаграммы, подпишите оси, поле легенды разместите снизу. Создайте фон области диаграммы.
19. Создайте презентацию, состоящую из четырех слайдов. Сделайте фоном слайда свой рисунок. Вставьте нижний колонтитул, в котором укажите автора презентации.
20. Создайте анимированную презентацию, оформите заголовки с помощью галереи текстовых эффектов. На одном из слайдов оформите текст в виде многоуровнего списка. 
Литература с краткой аннотацией:
1. OpenO;ce.org: Теория и практика / И. Хахаев, В. Машков, Г. Губкина и др. М. : ALT Linux ; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 318 с.
Данная книга открывает многие нетривиальные возможности офисного пакета OpenO;ce.org (версии 2 и выше), которые поясняются на римерах конкретных задач. Рассмотрены автоматическая нумерация и перекрестные ссылки при оформлении курсовой работы, тонкости набора математических формул, вычислительные возможности электронных таблиц на примере задач из курсов экономического цикла, создание презентаций и составление собственной галереи элементов для создания схем и многое другое.
Сайт книги: http://books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice
Для широкого круга пользователей офисных приложений

2. «ПО для создания и редактирования текстов OpenOffice.org Writer». Автор А.В. Литвинова. Москва, 2008.
Настоящее учебное пособие – практическое руководство по созданию и форматированию документов в текстовом редакторе OpenOffice.org Writer. В нем описаны основные принципы работы с редактором и его базовыми компонентами. Материал пособия проиллюстрирован множеством примеров.
Пособие ориентировано на начинающего пользователя и может использоваться как при изучении курса «Информатики» в вузе и школе, так и в системе дополнительного образования. Кроме того, оно будет полезно при самостоятельном изучении офисных технологий.

3. «ПО для создания и редактирования электронных таблиц OpenOffice.org Calc». Автор Е.В. Ковригина. Москва, 2008.

Настоящее учебное пособие включает в себя теоретический и практический материал, позволяющий получить представление о существующем открытом программном обеспечении и принципах работы с ним. С помощью данного пособия можно овладеть основами работы с электронными таблицами, производить простейшие вычисления, составлять диаграммы. В пособии включены практические задания.
Пособие ориентировано на начинающего пользователя и может использоваться как при изучении курса «Информатики» в вузе, так и в системе дополнительного образования.
4. «ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций OpenOffice.org Impress». Авторы Е.В. Ковригина, А.В. Литвинова. Москва, 2008.
Настоящее учебное пособие включает в себя теоретический и практический материал, позволяющий получить представление о существующем открытом программном обеспечении для создания и редактирования мультимедийных презентаций и принципах работы с ним.
Пособие ориентировано на начинающего пользователя и может быть полезно как при изучении курса «Информатики» в вузе и школе, так и в системе дополнительного образования.

5. Пакет свободного программного обеспечения для образовательных учебных заведений России. http://linux.armd.ru/ru/documentation/metod/