Песнь о Звере и Охотнике

Горос
Действующие лица:

Князь
Княгиня
Княжич – их сын
Воевода
Няня
Охотник
Невеста
Молодой воин
Баян
Дружина князя, горожане, неприятели, музыканты, гонцы


ПРОЛОГ

Появляется Баян.

БАЯН:
Всем привет, честной народ!
Чествуйте Баяна!
Чародея слов и нот,
Друга балаганов.
Я желанный гость везде.
Песня – сердце пира,
С песней проще жить в нужде,
Грусть не так тосклива,
С песней спорится работа,
С песней мы врага встречаем,
И, вернувшись из похода,
С песней кубки поднимаем.
В колыбели песню слышим
Матери родной,
С песнею во время тризны
Нас проводят в мир иной.
То, что мы сейчас расскажем –
Тлен минувших давних лет.
Честно, мы не знаем даже:
Было это или нет.
Ни в правдивости зерно,
Главное – мораль!
В общем, жил давным-давно
Древний государь.
Был он храбрым, бой любил,
Вечно жаждал славы.
А жена его и сын
Дома дожидались.
Но однажды, пока князь
Был походом увлечен,
Вдруг жене его приснился
Очень странный сон...

АКТ I

Сцена 1

Княжеская палата. Княгиня сидит на кровати. Входит няня.

НЯНЯ:
Что печалишься, княгиня?
Что от слез красна?

КНЯГИНЯ:
Неспокойно, няня, мне
От чудного сна.
Нынче ночью, нянюшка,
Вижу я во сне,
Будто бы бреду одна
В белой пелене.
По колено в снег ступаю.
Ветер жжет до слез.
Сквозь рубашку продирает
Яростный мороз.
Шепчет, стонет и трещит
Вековечный бор.
Леший видимо шалит?
В небе черно от ворон.
Слышу вдруг: неужто топот
Конских резвых ног?
Правда мчится конь!
Но где ж его седок?
«Как же смог оставить ты
Друга боевого?
Иль метели укрывают
Всадника лихого?»
У меня сдавило сердце,
Бешено забилось.
«Не иначе как несчастье
С кем-то приключилось!»
Хохот леденящий
Прогремел в ответ.
Средь деревьев спящих
Вдруг забрезжил свет.
Ветви-лапы расступились,
Словно пропуская.
Вот пред мной поляна,
Полыхает пламя.
У костра склонившись,
Девица сидит
На меня с презрением
Холодно глядит.
«Кто ты, незнакомка?
Отчего глаза горят?
Чем я заслужила
Твой суровый взгляд?»
Девица лишь ухмыльнулась,
Яростней сверкнул огонь.
Тут я и проснулась,
Мокрая как в зной.

НЯНЯ:
Да, княгиня, не к добру
Видится такое.
Как бы к нашему двору
Не ворвалось горе.
 
Вдали трубит рог.
 
КНЯГИНЯ:
Няня, няня, слышу я,
Рог вдали зовет!
Не иначе, как ладья
К городу идет.
Это знак, что враг разбит.
К милому порогу
Наших братьев ветер мчит
По реке-дороге.
Няня, вспомни мой рассказ.
Может в руку он?
Вдруг мой милый славный князь
Был в бою сражен?
Уходил он со щитом
На боевой ладье,
А сейчас, быть может,
Он мертвый на щите?
 
Княгиня убегает.

НЯНЯ:
Да, мужчина в битву рвется.
Но исход героя:
Сколько братьев остается
После сечи в поле.

Сцена 2

Пристань. Толпятся горожане. Вбегает взволнованная княгиня.
 
КНЯГИНЯ:
Други, подскажите мне:
Средь дружины нашей,
Видит кто-то, на ладье
Есть мой милый княже?
 
ГОРОЖАНИН:
Вон, стоит наш славный князь,
К солнцу подняв стяг.
Значит, битва удалась
И повержен враг!
 
КНЯГИНЯ:
Незавидна доля быть
Воина женой
Постоянно в страхе жить:
Мертвый иль живой?
Храбрецы все рвутся в бой,
В славные походы.
Но не все придут домой.
Так проходят годы:
Горечь расставанья,
Радостные встречи,
Не глядя на рыданья вдов,
Чьи не вернулись с сечи.
И берут оружье дети
Умерших отцов.
Вертится история
Кровавым колесом.

Входит князь.
 
КНЯЗЬ:
Здравствуй, милая жена!
Здравствуй, милый край!
Своих соколов с победой
Радостно встречай!
 
Вбегает княжич и бросается к отцу на шею.
 
КНЯЖИЧ:
Папка, папка, ты вернулся!
Как прошел поход?
Много горя испытал
Вражеский народ?
 
КНЯЗЬ:
Была битва не легка,
Но трофей богатый.
Мы везем с собой шелка,
Серебро и злато.
Богатей наша земля,
Пока силы с нами!
 
КНЯЖИЧ:
Пока держит меч рука
И трепещет знамя!
 
КНЯЗЬ:
Вижу, крепким молодцом
Ты растешь, сынок.
Славным будешь ты бойцом.
Вот настанет срок
И со мною по волнам
Ты помчишься в бой.
А пока держи подарок –
Ножик боевой.
 
Князь протягивает княжичу клинок. Тот осматривает его и радостно, размахивая ножом, убегает. Князь подходит к княгине.

КНЗЬ:
И тебе подарок мой –
Нити из жемчужин.
 
КНЯГИНЯ:
Мне подарком муж живой,
И другой не нужен.
 
Входит воевода.
 
КНЯЗЬ:
Вот он – славный наш герой,
Лучший из дружины.
Всегда первым рвется в бой
И прикроет спину.
Молодец мой верный брат!
Ты ведь брат мне?
 
ВОЕВОДА:
Брат!
 
КНЯЗЬ:
Я рад!
Кровной клятвою связали
Судьбы мы в походе.
Братом я своим назвал
При честном народе.
Лишь меня послали боги
Матери с отцом,
Но теперь в пылу сражений
Брата я обрел.
Видела б, как он рассек
Одного бойца
От плеча до поясницы!..

Княгиня вынимает из ножен князя меч и игриво проводит им, словно нанося удар.
 
КНЯГИНЯ:
Так?
 
КНЯЗЬ:
Княгиня, да!
Не забыла, я смотрю
Давний мой урок.
Ну-ка, защищайся!
Брат мой, дай клинок.
 
Воевода протягивает меч. Князь и княгиня обмениваются не сильными ударами.
 
КНЯЗЬ:
Вот удар.
 
КНЯГИНЯ:
А вот защита.
 
КНЯЗЬ:
Атакуй! Ага, отбита!
 
КНЯГИНЯ:
Вот и твой удар отбит!
 
КНЯЗЬ:
Ну, попробуй так...
 
Княгиня останавливает клинок у горла князя.

КНЯГИНЯ:
Убит!

Князь опускает меч.

КНЯЗЬ:
Ох, ловка ж моя жена!
Фору даст бойцу.
Не суди соперника
По формам и лицу.
Сколько раз случалось –
Выйдет опытный боец
И его уложит
Щупленький на вид юнец.
Бдительность важней порой
Храбрости и силы.
Бывает, вроде кончен бой,
Удар получишь в спину.

Княгиня возвращает меч.

КНЯГИНЯ:
Это воинов удел:
Бить мечом, стрелять из лука.
Не нужна для моих дел
Ратная наука.
Я умею, как жена
Ткать, вязать, прилежно шить.
Все равно я никогда
Не смогу убить.
 
КНЯЗЬ:
Иногда приходится
Брать из ножен меч,
Чтобы сохранить свободу,
Чтобы честь сберечь!
 
Подбегает дружинник.
 
ДРУЖИННИК:
Княже, там мужик пришел
К нашему двору.
Говорит, есть разговор
К князю самому.
 
КНЯЗЬ:
Что ж, пойдем, посмотрим,
Что там за ходок.
Что за новости принес.
Брат, держи клинок.
 
Князь возвращает меч воеводе. Он и княгиня уходят. Воевода какое-то время сурово смотрит им вслед, а потом резко убирает в ножны меч идет за князем.

Сцена 3
 
Зал для пиров. Во главе стола сидит князь. По правую руку – воевода, по левую – княгиня. Также за столом сидит вся дружина. Входит Охотник – бородатый мужик, одетый в шкуры.
 
ОХОТНИК:
Княже, мой тебе поклон!
Вам поклон, дружина!
 
КНЯЗЬ:
Здравствуй гость. Садись за стол.
Эй, подайте пива!
С чем пришел ты к нам домой?
Что хотел сказать?
Ты ж не станешь ерундой
Князя отвлекать?

ОХОТНИК:
Истоптал я сто дорог,
Шел я много дней.
Небеса мне потолок
И земля постель.
Жизнь бродяги не легка,
Зато видишь много.
Неизвестно ведь куда
Заведет дорога...
Вот она и завела:
В северной земле
Встретил дивные места –
Город на горе.
 
КНЯЗЬ:
Странно, северные тропы
Все мы обошли.
Никаких селений больше
Там мы не нашли.
 
ОХОТНИК:
Оказалось, город тот
Стоит там меньше года.
Пришел с запада народ,
Спасаясь от невзгоды.
Мирного житья ему
На родине не дали –
Варвары-соседи
Грабили и убивали.
В дальнюю чужбину
Погнал несчастных страх.
Спрятаться решили
В северных лесах.
 
КНЯЗЬ:
Трусу места нет нигде.
Защищай свой дом!
А коли вечно прячешься,
Так вечно будь рабом!
Хочешь быть соседом с нами,
Так плати оброк.
Нет? Придем с мечами!..
Что, богатый городок?
 
ОХОТНИК:
Серебром коней куют,
А люди так богаты,
Что холопы там живут
В княжеских палатах!
 
КНЯЗЬ:
Есть у них бойцы?
Дружина там крепка?
 
ОХОТНИК:
Сплошь купцы, а стражи
Не видал пока.
Нужно? Покажу дорогу...
 
КНЯЗЬ:
Долго ли идти?
 
ОХОТНИК:
Нет, от этого порога
Пара дней пути.
 
КНЯЗЬ:
Что же хочешь ты за дело?
Чем мне отплатить?
 
ОХОТНИК:
Ох, как надоело
Мне бродягой жить...
 
КНЯЗЬ:
Тебя понял. Коль добычи
Много мы возьмем,
Я тебе наполню
Шапку серебром.
 
КНЯГИНЯ:
Неужели, милый мой,
Снова ждет дорога?
Ты ведь только что домой
Прибыл из похода!
 
КНЯЗЬ:
Мы всегда готовы драться.
Нам не привыкать
Вечерами возвращаться –
Утром выступать.
 
КНЯГИНЯ:
Неужели не побудешь
Ты и пары дней?
Утром снова ветры вздуют
Паруса ладей?
 
ВОЕВОДА:
Нет для женщин голоса
В воинском совете.
Мы ж не лезем в ясли к ним,
Где резвятся дети.
 
КНЯЗЬ:
Держи слово, воевода.
Твое какое мнение?
 
ВОЕВОДА:
Да, мы только из похода.
Но опасно промедление.
Есть охотники без нас,
Есть бойцы чужие.
Город не возьмем сейчас,
Так возьмут другие.
 
Князь встает и поднимает кубок.
 
КНЯЗЬ:
Ну, готовы вы, братушки?
Снова нас сраженье ждет!
Так сомкнем пивные кружки.
 
ДРУЖИНА:
Выпьем за поход!

Сцена 4
 
Княгиня смотрит вдаль. Слышны звуки подготовки к походу: скрип мачт, разговоры, звон оружия.
 
КНЯГИНЯ:
Где ж вы ураганы злые?
Где же ты, гроза?
Где вы, ливни проливные?
Ясны небеса!
Как безжалостна природа –
Не отсрочит миг прощанья.
Все готово для похода.
Пришло время расставанья.
Вот уже дружина ждет
И надрывно рог трубит.
Еще миг – за горизонт,
Ладья милого умчит.
 
Входит князь.

КНЯЗЬ:
Вот, пришел тебя обнять,
Прежде, чем уйти.
Можешь мужу пожелать
Счастливого пути.
 
КНЯГИНЯ:
Говорят в народе, лихо
Бродит по лесам.
Мол, разбойники шалят...

КНЯЗЬ:
То не страшно нам.
Ты не видишь, у ладей
Брони витязей блестят?
Только сунется злодей –
Мигом шапки полетят!

Княгиня бросается ему на шею.

КНЯГИНЯ:
Не ходил бы ты сейчас
В дальнюю дорогу.
Сон я видела плохой.
Сердце рвет тревога.
 
КНЯЗЬ:
Сны разгадывать оставь
Ведьмам-колдунам.
Я же верю только в сталь.
Не до суеверий нам.
А предчувствия плохие
Будут пусть у тех,
Кто познает нашу силу.
Наша храбрость – наш успех!
 
КНЯГИНЯ:
Выслушай меня, мой милый.
Не устал в походах жить?
Для чего тебе чужбина?
Для чего мечи багрить?
Может, князь, пора прервать
Свой кровавый путь:
Бросить щит, кольчугу снять,
В ножны меч вернуть?
 
КНЯЗЬ:
Ты ли говоришь, княгиня,
Эти речи мне?
Разве б ты сейчас ходила
В злате, в серебре?
Да и княжие хоромы,
Не имели б мы с тобой
Если б только не походы,
Если б я не рвался в бой.
 
КНЯГИНЯ:
Князь, взгляни по сторонам:
Нет природы краше!
Разве больше нужно нам?
Вот богатство наше!
Счастье златом не купить.
Все, что нужно мне –
В мире и свободно жить
На своей земле.
 
КНЯЗЬ:
Что же мне годами чахнуть,
Сидя у печи?
И с дружиной брагу пить,
Лопать калачи?
Мы – бойцы! И лучше в битве
Славно умереть,
Чем сидеть по лавкам
И в избе жиреть.
 
КНЯГИНЯ:
Князь, играть со смертью –
Опасная игра.
Ведь всегда исход один:
Победит она.

КНЯЗЬ:
В мире всех могила ждет,
Все не вечны в Яви.
Но нам решать, кто как уйдет:
Бесславно или в славе.
 
КНЯГИНЯ:
А как же жизни тех несчастных,
Что забрал твой меч?
Разве можно за богатства
Невиновных сечь?
 
КНЯГИНЯ:
Этим миром правит сила
И закон один:
Испокон веков, княгиня,
Прав лишь тот, кто победил.
Я за слабых не в ответе.
Будет вечно в рабстве жить,
Кто не может взять оружье,
Чтобы дом свой защитить.
Бесполезны эти споры,
Милая жена.
Так оставим разговоры.
Рог трубит. Пора!
 
Князь уходит.
 
КНЯГИНЯ:
Тяжело ему желать
Боевой удачи,
И на подвиг провожать.
Ну а как иначе?
Если он придет домой –
Кровь невинных пролилась.
Если ж враг его живой –
Значит, пал мой милый князь.
Кровожадные забавы,
Хищная судьба!
Убийство называют славой,
В мире жизнь – тоска.
Не пройдет пяти годов,
Подрастет наш сын.
Меч возьмет и ступит он
В наш кровавый мир.
И прощаясь, скажет: «Мать,
Слезы прочь с лица!
Тебе это не понять.
Таков удел бойца!»
Может так... И нет желанья
Это понимать.
Их привычка – расставаться,
Наша участь – ждать.

Княгиня машет платком вслед князю и печально уходит.

АКТ II

Сцена 1

Князь с дружиной плывут на ладье.

КНЯЗЬ:
Ну-ка дуй сильнее, ветер!
Погоняй ладьи!
(воеводе)
Ну а ты чего не весел?
Битва впереди!
Ожидания нет лучше,
Чем вот-вот случиться бой.
И нет сладостнее чувства,
Чем с победой плыть домой.
Что ж тебя сейчас тебя тревожит,
Названный мой брат?
Расскажи, что сердце гложет?
Отчего не рад?

ВОЕВОДА:
В дом охота возвращаться,
Где любимая живет.
Есть кому везти подарки.
А меня никто не ждет.

КНЯЗЬ:
Ничего. Вот кончим дело
И закатим свадьбу!
Есть невеста на примете?

ВОЕВОДА:
Есть такая, брат мой.

КНЯЗЬ:
Ну а ты-то ей по нраву?
Как у вас – взаимно?

ВОЕВОДА:
Я пока и сам не знаю.
Скоро будет видно.

КНЯЗЬ:
Ждет тебя успех, поверь.
Жених ты примечательный.
Станет девица твоей!

ВОЕВОДА:
Станет. Обязательно.

КНЯЗЬ:
Ну а ты, мужик, всегда
Жил бродягой-одиночкой?

ОХОТНИК:
Были тоже времена –
Ждала меня жена и дочка.

КНЯЗЬ:
Отчего же стал блуждать
И покинул милый дом?

ОХОТНИК:
Долго это объяснять.
Как-нибудь скажу потом...


Сцена 2

Князь с дружиной и проводником сходят на берег.
 
КНЯЗЬ:
В глушь какую-то привел
Ты отряд, мужик.
Лес везде, где глянет взор.
Не ошибся, проводник?
Верен я своим словам:
Коль не лжешь – озолочу!
Ну а если врешь ты нам,
Шкуру я с тебя спущу!
 
ОХОТНИК:
Нет, все верно. Места те.
Вот курган, овраг.
Вот зарубка на сосне –
Мной оставлен знак.
Видишь холм? С него видны
Городские башни,
Терема, мосты, дворы,
Мельницы и пашни.
Княже, вы свои ладьи
Оставляйте здесь.
Дальше две версты пройти
Придется через лес.

КНЯЗЬ:
Что ж, братушки, парус прочь
И сушите весла!
Ставьте лагерь. Близка ночь.
Видны на небе звезды.
 
ВОЕВОДА:
Князь, к чему нам отдыхать,
Для чего шатры,
Если город можем взять
Мы до темноты?

КНЯЗЬ:
Люди целый день гребли,
Измотались очень.
Хорошо бы им с пути
Дать отдых этой ночью.

ВОЕВОДА:
Ты ведь слышал, нам осталось
Пару верст преодолеть?
Солнце не коснется леса,
Будет в битве сталь звенеть.
Не дадим собраться с силой
Нашему врагу!
Ударим мы дружиной
Сейчас по городку!
 
КНЯЗЬ:
Что ж, быть может ты и прав,
Мой надежный брат.
Неожиданный удар
Сильнее во сто крат.
Так давай держать совет,
Спросим у народа.
Други, ваш каков ответ:
Прав наш воевода?
 
ДРУЖИНА:
Ни к чему нам ждать рассвета,
Под открытым небом спать,
Если можем в честь победы
Уже скоро пировать.
 
КНЯЗЬ:
Хорошо. Хотите драться?
Значит, нужно выходить.
(молодому воину)
Тебе ж, малец, велю остаться.
Нужно лодки сторожить.
 
МОЛОДОЙ ВОИН:
Вот, опять лишают славы!
Снова мне позор!
Как на подвиг – так бывалым,
Коли молод – так в дозор.
 
КНЯЗЬ:
Герой не тот, чей меч разит,
А кто прикроет друга!
И защитить надежно тыл
Не меньшая заслуга.
Ты не печалься, что другие
Уходят воевать.
Твоя задача – глядеть в оба,
И если что, дать знать.
 
Князь, воевода, дружина и мужик уходят. Молодой воин остается.
 
МОЛОДОЙ ВОИН:
У костра всю ночь сидеть –
Та еще работа,
Да по сторонам глазеть...
Не охота что-то.
Кто же станет в темноте
Бродить на берегу?
Вроде тихо на реке.
Лучше уж вздремну.
 
Молодой воин ложится. Едва он засыпает, из кустов выглядывают двое вооруженных людей в шкурах.
 
ПЕРВЫЙ ПРОТИВНИК:
Да, отличный караул!
Что же тут сказать?
Сами боги нам велят
Такого наказать.
 
ВТОРОЙ ПРОТИВНИК:
Тише ты, а то разбудишь.
Затрубит в походный рог,
И весь план ты нам разрушишь
Князя захватить врасплох.
Ну давай, рази мечом
Сонную вражину.
Да скорей пойдем с ватагой
Догонять дружину.
 
Первый неприятель подкрадывается и пронзает спящего ножом. Второй сигналит кому-то. Выходят еще несколько человек в шкурах и идут в том же направлении, куда ушел князь.

Сцена 3
 
Лес. Выходит князь с дружиной.
 
КНЯЗЬ:
Эй, мужик, где ж город твой?
Солнце спряталось вдали.
Холм давно уж за спиной.
 
ОХОТНИК:
Скоро, князь. Почти пришли.
 
КНЯЗЬ:
Лес вокруг дремуч и дик,
Зверь не пуган, тишина.
Мы туда идем, мужик?
 
ОХОТНИК:
Не волнуйся, князь, туда.
 
КНЯЗЬ:
Путь нам не пересекала
Ни одна тропа.
Явно годы не ступала
Здесь людей нога.
Ты уверен, что есть рядом
Люди кроме нас?
Не заблудимся с отрядом?..
 
ОХОТНИК:
Да, уверен, князь.
 
Князь настороженно вынимает меч.

КНЯЗЬ:
Что это? Неужто треск!
Словно по следам
Враг крадется неизвестный,
Злобно смотрит в спины нам.
 
ВОЕВОДА:
Тише, князь. Расслабься.
Спрячь оружье в ножны.
Брат, не стоит волноваться.
Проводник надежный.
Знаю, мы до сумерек
Городок найдем.

Князь прячет меч.

КНЯЗЬ:
Хорошо. Раз доверяешь,
Мы еще пройдем.
 
В лесу раздается уханье филина. Мужик останавливается и прислушивается.

ОХОТНИК:
А больше и не нужно
Никуда идти.
Вот заветная полянка.
Все. Конец пути!
 
КНЯЗЬ:
Что за шутки? Лес вокруг –
Сосны да кусты!
Иль над князем вздумал
Посмеяться ты?
За такие шалости
Есть одна награда –
С головой расстанешься!
 
ДРУЖИНА:
Берегись! Засада!
 
Несколько воинов падают, пронзенные стрелами. Со всех сторон выскакивают люди в шкурах. Завязывается бой.

КНЯЗЬ:
Ах ты червь, завел в ловушку!
Ну так будь готов:
Я отправлю твою душу
В царство праотцов!
 
Охотник хватает топор убитого дружинника и готовится встретить князя.
 
ОХОТНИК:
Долго ждал я этой встречи,
Ненавистный князь!
Не уйдешь от моей мести
Ты на этот раз!
 
Охотник знаком показывает своей ватаге не вмешиваться и вступает в схватку с князем. Князь постепенно побеждает, сбивает врага с ног и уже заносит меч, чтобы нанести решающий удар, как вдруг к нему подбегает воевода и вонзает ему в спину нож. Князь оборачивается и хватается за одежду убийцы.

КНЯЗЬ:
Что я вижу! Брат мой? Ты?
Нет, не может быть,
Чтобы твой нож со спины
Мог меня пронзить!
Как ты мог, мой верный брат?

ВОЕВОДА:
Был я братом, нынче – враг.

КНЯЗЬ:
Ты же клятву мне давал!

ВОЕВОДА:
Дал вчера, сейчас забрал.
Где богатство с властью нет
Места для родни.
Вот такой простой секрет.
А теперь умри!

Воевода еще раз пронзает князя ножом. Тот падает.

ВОЕВОДА:
Так бесславно кончил князь
И его дружина.
Жизнь героев прервалась
От ударов в спины.
В схватке рукопашной
Их не было сильней.
Но разве это важно?
Ведь важно – кто хитрей!
Нам же остается взять
То, что мертвым ни к чему.
Так пойдем же пировать!
 
ПРОТИВНИКИ:
К княжьему двору!


АКТ III

Сцена 1

Спальная княгини. Входит няня и видит княгиню, рыдающую на постели.

НЯНЯ:
Что ты, милое дитя?
Снова слезы на щеках!
Отчего опять тоска
И в глазах я вижу страх?

КНЯГИНЯ:
Нянюшка, мне вновь приснился
Этот жуткий сон.
Снова лес во сне явился
В сумрак погружен.
Вновь, от стужи коченея,
Босиком по снегу шла
С чувством загнанного зверя
Я брела одна.
Вновь увидела поляну,
А на ней костер,
Девицу в одежде странной
И ее суровый взор.
Я не подошла, а стала,
Скрытая ветвями.
С замираньем сердца ждала.
А чего? Сама не знаю...
Вдруг раздался веток треск,
Скрипнул снег под сапогами,
Будто кто-то через лес
Брел туда, где греет пламя.
Вижу, воин показался
Средь колючих крон.
Падал он и поднимался,
За стволы хватался он.
По его следам тянулся
Алый след кровавый.
На груди его кольчужной
Полыхала рана.
Он добрался до поляны
И упал без сил.
И, прикрыв ладонью рану,
Помощь попросил.
«Что ж, – сказала дева,
Над раненым склонясь. –
Здравствуй, мой убийца!
Вот и дождалась.
Навь для всех едина,
Смерть ровняет нас:
Смерд ли, господин ли,
Раб ли или князь».
Тут она сорвала
Шлем с главы его...
Няня, я узнала
Мужа своего!
Незнакомка, между тем,
Черный плащ снимает,
Моего любимого
Тело накрывает.
Вздрогнул князь, словно проснулся,
На ноги встает,
Деве улыбается,
За руку ее берет
И, не глянув на меня,
С ней уходит в лес дремучий.
Следом стаи воронья
Устремились черной тучей.
Я пытаюсь закричать,
Силюсь, не могу.
Я бегу, но вязну
Босиком в снегу.
Ветви не пускают,
Будто бы стена.
Только вижу, пожирает
Деву с князем тьма...
А потом меня в слезах
Пробудил рассвет,
Но остался в мыслях страх:
«Князя больше нет!»

НЯНЯ:
Не пугай меня, княгиня?
Выбрось этот вздор!
Мало ли, что ночью сниться?
Это ж только сон!
Погоди, вот князь вернется
Как всегда с дарами,
И тогда ты посмеешься
Над своими снами.

КНЯГИНЯ:
Все готова я отдать,
Чтоб сбылись слова твои.
Мужа милого обнять
И забыть чудные сны.
Только сердце все твердит,
Что погиб наш славный князь.
На чужбине он лежит.
Нить судьбы оборвалась.

Вбегает горожанка.

ГОРОЖАНКА:
Радуйся, княгиня! Счастье!
Паруса видны вдали!
К городу по речке мчаться
Боевые корабли!

НЯНЯ:
Видишь, я была права!
Что я говорила?
Верить снам никак нельзя!
То идет дружина!

Княгиня вскакивает и с тревогой смотрит в окно.

НЯНЯ:
Да ты что не весела?
Я не понимаю?

КНЯГНЯ:
Но тревога не прошла!
Я сама не знаю...

Сцена 2

Княгиня выходит на городскую стену и смотрит вдаль.

КНЯГНЯ:
Это точно наши люди?
Наш ли поднят флаг?

ГОРОЖАНКА:
Кто же сомневаться будет?
Наш флот на волнах!
Вон, щиты в бортах сияют
Княжьими гербами
И стоит наш воевода
На носу под парусами.

КНЯГИНЯ:
Отчего же воевода?
Ведь всегда там князь стоял,
Когда воинов с похода
Наш народ встречал.

ГОРОЖАНКА:
Всякое могло случиться.
Раньше князь, теперь другой...

КНЯГИНЯ:
Лучше нам укрыться
За городской стеной.
Пусть покинут наши люди
Пристань поскорей.
Никого там пусть не будет
До прихода кораблей.

ГОРОЖАНКА:
Странен твой приказ,
Милая княгиня.
Отчего ты гонишь нас?
Какова причина?

КНЯГИНЯ:
В чем природа этих страхов
Я не в силах объяснить.
Если ж я ошиблась,
Попрошу меня простить.
Торопитесь – лодки близко!
Милые, спешите!
И ворота городские
Поскорей заприте!
Вот уж паруса убрали,
Вот уж весла подняли,
Вот ударились бортами
В пристань корабли!..

Горожане укрываются за стенами. Запирают ворота.

ГОРОЖАНКА:
Что такое? С наших лодок
Сходят чужаки!
И сверкают кровожадно
Обнаженные клинки!
Как такое может быть?
Где же наша рать,
Что недавно уходила
С князем воевать?

ВТОРАЯ ГОРОЖАНКА:
Горе нам! Неужто пали
Наши славные бойцы?
Смерть свою снискали деды,
Братья, сыновья, отцы?..

КНЯГИНЯ:
Сон проклятый был правдив.
Как я не боялась,
Князь погиб, дружина с ним.
Я вдовой осталась.
Ты не слушал мой совет
И в поход пошел.
И теперь тебя уж нет.
Смерть искал – нашел!
Но не время горевать –
Враг стоит у стен.
Нужно город защищать!
Но вопрос лишь: кем?
Что же делать? Как нам быть?
Как мы без бойцов?
Город не оборонить
Без наших молодцов!
Вы сказали воевода
На носу стоял?
Ясно мне теперь, кто князя
Нашего предал!

ГОРОЖАНКА:
Поглядите, белый стяг
Поднят на копье!
Говорить надумал враг.
Приближается к стене.

К стене подходит воевода с двумя предателями-дружинниками.

ВОЕВОДА:
Я не вижу твой поклон,
Князя бывшего жена!
И умерь свой гневный взор –
Власть к вам новая пришла.

КНЯГИНЯ:
Мерзкий гнусный ты червяк!..

ВОЕВОДА:
Князь убит? Какой пустяк.

КНЯГИНЯ:
Как ты мог так поступить?
Святы братства узы!
Брата своего убить –
Нет поступка хуже!

ВОЕВОДА:
Разве плохо поступил я,
Ну-ка объясни?
Твой ведь муж всегда учил:
Коль сильней – бери!
Правда, сам он в этот раз
Головой поник...
Видишь, мой учитель – князь.
Я ж – достойный ученик.
И теперь я заявляю:
Что было его – беру!
Все владения забираю и...
Красавицу жену.

КНЯГИНЯ:
Как ты смеешь! Никогда
Мне не быть твоей!
Чем тебе отдаться,
Я умру скорей!

ВОЕВОДА:
Твое право, недотрога.
Смелая? Ну что ж,
Можешь хоть сейчас
Броситься на нож.
Но учти, своею смертью
Ты подпишешь приговор
Своим людям. На рассвете
Город мы возьмем.
Улицы покроются
Кровавыми ручьями,
Стены городские
Украсим головами.
Но не трону город, если
Под венец со мной пойдешь,
Ну а, став моей невестой,
Новым князем назовешь.
Думать срок дам до рассвета,
Но не дольше. А потом...

КНЯГИНЯ:
Дашь своим головорезам
Разорить наш дом?

ВОЕВОДА:
Говоришь, «головорезы»?..
Вам ли их так называть?
Кто они на самом деле
Хочешь ли узнать?
Эй, певец, поди ко мне!
Гусли доставай.
Песню княжеской вдове
Спой про дивный край.

Подходит Баян.

КНЯГИНЯ:
Не до песен нынче нам.
Прочь пусть он уйдет!

ВОЕВОДА:
Нет уж, все же ты узнай,
Что народ поет.

БАЯН:
Жил-был чудесный дивный край
Цветущий весь в садах
Свободней вольных птичьих стай,
Кружащих в небесах.
Сверкали золотом поля.
Всем, кто трудолюбив
Дарила добрая Земля
Сполна сынам своим.

И словно праздник жизнь была.
Рекой тек хмельный мед.
И жизнь бурлила, как река
И бед не знал народ.

Жил-был в краю том паренек.
Жила-была девица.
Расцвел у них любви росток,
Решили пожениться.
На загляденье молодец,
Прекрасна и невеста.
Сверкал супружеский венец
Под свадебные песни.

И словно праздник жизнь была.
Рекой тек хмельный мед.
Невестушку и жениха
Нахваливал народ.

Жил-был в соседних землях зверь
С драконьей головой.
И в дивный край пришел злодей
Дорогою-рекой.
И вместо песен крик и стон
Наполнил те места.
И в битве пал муж молодой
Погибла и жена.

Под звон клинков и треск огня.
Рекой бежала кровь.
И жадно зверь ее лакал
Драконьей головой.

Жил-был невесты той отец.
На свадьбу он спешил
И в дар идущей под венец
Оленя он убил.
Но вдруг увидел он вдали –
Пожары красят ночь.
И как драконьи корабли
В волнах уходят прочь.

И тризна по земле была.
Рекой тек хмельный мед
У погребального костра,
Где раньше жил народ.

Но жив огонь, что сердце жжет.
Те, кто остался жить,
Клялись отмстить за свой народ
И зверя погубить.
Охотник был ты иль рыбак –
Стал воином теперь!
Так жди расплаты мерзкий враг
Драконоглавый зверь!

И братину пустили в круг.
Рекой тек мед хмельной.
Лишь зверь умрет, тогда придут
Охотники домой.

Отец несчастный взял топор
И с горсткой храбрецов
Пошел воздать свой приговор
За вдов и за вдовцов.
Он шел полями и лесами
По горам он шел,
Ночами брел, и брел он днями –
Зверя он нашел.

Так бродят звери по земле
С драконьими главами
И мстители глядят им вслед
Свирепыми глазами.

ВОЕВОДА:
Узнала ты, кто этот зверь
С драконьей головой?

КНЯГИНЯ:
Не верю я...

ВОЕВОДА:
А ты поверь!
Ведь это муж был твой!
Когда я сделку заключал
Чтоб план свой воплотить,
Лишь имя я того назвал,
Кого нужно убить.
Мне отвечали смело:
«Готовы в пекло лезть!
Не нужно денег нам за дело,
Пусть лишь свершиться месть!»
И вот их зверь во тьме лестной
Лежит, сраженный наповал.
Охотники – перед тобой.
Теперь явились к вам.
Запомни, время до утра,
Тебе подумать срок.
А на рассвете полыхнет
Твой чудный городок.

Воевода уходит. Княгиня опускается на колени, закрыв лицо руками.

Сцена 3

Княжеская палата. Княгиня стоит на коленях у кровати напротив окна.

КНЯГИНЯ:
Вечер, будь вечен!
Ночь, поди прочь!
Но утро всегда неизбежно.
Никто не сможет помочь.
Жила я, голубка, горя не зная,
За голубятни прочной стеной.
И верила, сокол мой, вдаль улетая,
Всегда вернется домой.
Мой сокол любил со своей верной стаей
Гонять на просторе чужих голубей.
Я ж в страхе, глаза закрывая,
Старалась не видеть кровавых затей.
И все же я ведала – кончится воля,
Не может быть вечен полет.
Однажды мой сокол сорвется с простора
И больше домой не придет.
И вот наступил этот миг неизбежный.
Предатель пронзил тебя в диком лесу.
И тело осталось в чужбине враждебной!
Я даже тебя схоронить не могу!
Не слушал моих ты, княже, советов.
Ты в сечу спешил, смерти искал.
Но смерть принес нам: теперь на рассвете
Твой город охватит пожар.
Спасение мне постыднее смерти:
С убийцей твоим пойти под венец!
Но коли я клинок приму в сердце,
Познают боль сотни любимых сердец.
Да только моя покорность не краше:
Пойти за предателя – жизни сберечь,
При этом обречь их на вечное рабство.
Не лучше ли все-таки меч?
Уже сомкнулась ночь за окошком.
Впервые с ужасом жду новый день.
Солнышко, ну подожди хоть немножко!
Рассвет станет красен кровью людей!

КНЯГИНЯ:
Но что там за шум? Скрип половиц?
Кто ночью по терему бродит?
Эй, кто здесь! А ну отзовись!
Вот кто-то к двери подходит...
Знакомая поступь, уверенный шаг...
О боги, ведь это же... он!?

В палату медленно входит князь.

КНЯГИНЯ:
Улыбка застыла на бледных губах,
И кровь по кольчуге струиться на пол.
Я сплю? Или, может, схожу я с ума?
А может муж явился за мной?
Тогда я готова! Вот она я!
И с радостью в Навь шагну за тобой!
Когда мы, любимый, жизни связали,
Клялись: даже смерть нас не разлучит!
Верна я той клятве, что прежде давала
И сердце как раньше любовью горит!
Бери, ненаглядный! Навеки твоя!
Клинок или яд я приму хоть сейчас...

КНЯЗЬ:
Не время еще, дорогая жена,
Чтоб нить твоей жизни оборвалась.

Княгиня бросается к его ногам.

КНЯГИНЯ:
Мой милый!..

КНЯЗЬ:
Меня ты выслушай, лада!
Мне в Яви отпущен короток срок.
Манит меня Навь, возвращаться мне надо.
И все ж я уйти, не простившись, не мог.
Я раньше убийства звал словом «честь».
В твоих речах мудрости я не прочел.
Настигла меня справедливая месть.
Быть странником вечным я обречен.
Отличный был воин, но скверный правитель.
Не строят хором на невинных костях.
Ведь рано иль поздно появится мститель,
Который за род свой повергнет все в прах.
Чем больше я жег деревень с городами,
Чем больше разил мой жадный клинок,
Тем крепче беда нависала над нами,
Жестокой расплаты близился срок.
И вспять обратились кровавые реки,
Направлены в нас теперь наши мечи.
Ведь все возвращается большею мерой.
Мы сами своей судьбы палачи!
Теперь я бессилен. Я – дух бестелесный.
Я в битвах выигрывал – жизнь проиграл.
Позволь я тебе представлю невесту,
Ту самую, что я смерти придал.

Входит дева, та самая, что снилась княгине. За ней идут бледные окровавленные люди.

КНЯЗЬ:
За ней жутким строем шагают фантомы
Людей – тех невинных, что я погубил.
Но вы-то, живые! В выборе вольны!
Вы вправе пойти по иному пути!
Вот меч мой. Держи. Передай его сыну.

Князь протягивает клинок.

КНЯЗЬ:
Пусть им защищается, но не разит!
Пусть вновь соберет из бойцов он дружину:
Не в битвы водить, а блюсти рубежи!
Пусть в городе стены покрепче построит,
Чтоб враг вероломный расшиб себе лоб.
В другие же дни пусть ворота раскроет,
Чтобы названный другом всегда войти мог.
По рекам пойдут не ладьи со щитами,
А лодки с товарами бравых купцов.
Пусть праздники осветятся кострами.
Хватит нам тризн погребальных костров!
Кончится время военных советов.
Теперь в залах будет шуметь хмельный пир.
Запомни, княгиня, эти заветы.
Таким должен князем стать наш с тобой сын!
Теперь мне пора...

Княгиня хватает его за ноги.

КНЯГИНЯ:
Не бросай меня, милый!

КНЯЗЬ:
Увы, я не властен теперь над собой.
Пусть боги даруют тебе завтра силы.
Прощай, моя лада!

КНЯГИНЯ:
Прощай, милый мой!

Князь уходит, а за ним невеста и окровавленные люди. Вбегает няня.

НЯНЯ:
Милая моя, беда!
Солнышко встает!
Снова к нам сюда
Мерзкий враг идет!
Что прикажешь?

Княгиня встает, все еще держа в руке меч.

КНЯГИНЯ:
Ворота
Шире распахните.
Выйду встретить жениха.
В двор его впустите!


АКТ IV

Сцена 1

Княжий двор. В распахнутые ворота входит довольный воевода с несколькими дружинниками-предателями и останавливается перед теремом. Княгиня выходит на балкон.

ВОЕВОДА:
Утро доброе иль нет
Пожелать тебе, краса?
Что, готова дать ответ?

КНЯГИНЯ:
Я готова! Да!

Княгиня вынимает лук. Натягивает тетиву.

КНЯГИНЯ:
Как ответ тебе такой?
Вижу, ты не рад?
Распрощайся с жизнью,
Ядовитый гад!

ВОЕВОДА:
Вот ты значит как? Ну что ж,
Сами виноваты!

Воевода выхватывает меч.

КНЯГИНЯ:
Смерть предателям! Вперед!
Нет врагам пощады!

Рядом с княгиней появляется еще несколько лучников – женщины, старики и дети, среди которых юный княжич.

ВОЕВОДА:
Братцы, отступаем!
Это западня!
Воины, щитами
Прикрывай меня!

Дружинники-предатели, сняв щиты, прикрывают воеводу.

КНЯГИНЯ:
От возмездья щит не скроет.
Получай же мой ответ!
Пусть воткнется тебе в сердце
Княжеский привет!

Княгиня спускает тетиву, и воевода падает, пронзенный стрелой.

КНЯГИНЯ:
Ворота скорей заприте,
Чтоб никто не уцелел!
И предателей учите,
Градом наших стрел!

Лучники со стен расстреливают предателей. Один дружинник отступает к терему, но ему в спину вонзаются вилы, которые держит женщина. Другому дружиннику дед бьет по шлему дубиной, тот падает и дед наносит еще несколько ударов, забивая его до смерти. Княгиня сходит вниз и ставит ногу на труп воеводы.

КНЯГИНЯ:
Вот, у наших ног предатель.
Князь наш отомщен!
Тот, кто предал узы братства,
В грудь стрелой сражен!

ГОРОЖАНКА:
Но у города стоит
Вражеская рать.
Что же делать нам, княгиня?

КНЯГИНЯ:
Будем воевать!

ГОРОЖАНКА:
Как же одолеть врага,
Коли нет дружины?
Пали братки!

КНЯГИНЯ:
Они – да.
Ну а мы-то живы!
Что ж, ворота заперев,
Милость ждать нам от богов?
Боги в помощь только тем,
Кто за правду встать готов.
Или, может, город сдать
И врага впустить
Да у неприятеля
Пощады попросить?
Даже если сжалятся
Недруги над вами,
Вы и все ваши потомки
Будут жить рабами.
А по мне, так лучше в руки
Меч каленый взять,
Платье заменить кольчугой.
Пусть их будет трижды рать,
Разве мы не в силах с вами
Подхватить упавший стяг
И, стеной став пред врагами,
Победить иль смерть принять?
Говорил мой муж когда-то:
«Нужно брать из ножен меч,
Чтобы сохранить свободу,
Чтобы честь сберечь!»
Жду от вас сейчас ответ:
Кто готов дать бой?
Вы со мною или нет?

ГОРОЖАНЕ:
Да, княгиня, мы с тобой!

КНЯГИНЯ:
Оружейни раскрывайте.
Доставайте все, что есть.
Шлемы, брони надевайте.
Этого у нас не счесть!

Люди облачаются в доспехи, берут в руки оружие. Появляется княжич в броне и с подарком отца – боевым ножом.

КНЯГИНЯ:
Ну а ты куда собрался?
Мал еще, сынок!

КНЯЖИЧ:
Коль земля в опасности,
Взрослеть приходит срок.
Нам добра других не нужно.
Но свое не отдадим.
Так давайте встанем дружно
Дом свой защитим!
Пусть отца подарок – нож,
Примет нынче бой!

КНЯГИНЯ:
К битве все готовы? Что ж...
Верные, за мной!

Сцена 2

Поле битвы. Лагерь врага.

ПРОТИВНИК:
Объясни, чего мы ждем?
Вот он – город княжий!
Так давай его возьмем!

ОХОТНИК:
Как же слово наше?
Был у нас ведь уговор...

ПРОТИВНИК:
Уговор с врагами? Вздор!
Не забудь, что воевода,
Сам когда-то вместе с князем
Разорял деревни, села,
Убивал и край наш грабил!

ОХОТНИК:
Да, предавший князя воин
Не достоин жить.
Только может кто угодно,
Кроме нас его убить.
Коли клятву мы нарушим,
Друг мой, объясни:
Чем, по-твоему, мы лучше
Тех, кому мы мстим?
Учит путь таких судьба.
Волею небес
Тех, кто гнусно жил, всегда
Гнусный ждет конец.

ПРОТИВНИК:
Неужели мы оставим
Княжий град в покое?
Наш край охватило пламя!
Ну а их не тронем?

ОХОТНИК:
Ты поверь, коль воеводе
Город покориться,
Смерть покажется им краше.
Наша месть свершится!

ПРОТИВНИК:
Возвращается гонец!

Входит гонец.

ОХОТНИК:
Говори! Мы ждем вестей!

ГОНЕЦ:
Воеводы больше нет
И его людей!
А из града против нас
Выступила рать.

ОХОТНИК:
Кто ж ведет ее?

ГОНЕЦ:
Сам князь!

ОХОТНИК:
Чушь! Довольно врать!
Князь в глухом лесу лежит –
Лакомство для зверя.

ГОНЕЦ:
Враг уж рядом. Сам взгляни,
Если мне не веришь!

Появляется войско в доспехах и становится напротив противника. Впереди воин в княжеском доспехе и с мечом.

ПРОТИВНИК:
Быть не может! Но откуда
Витязи все эти?
В городе ведь были бабы
Старики да дети!

ДРУГОЙ ПРОТИВНИК:
Чур меня! Неужто князь
Смог из мертвых встать
И придти сюда с дружиной
Город защищать?!

Армия охотников пятится.

ОХОТНИК:
Стой! Куда? А ну стать в строй!
Даже если князь и жив,
Значит снова мой топор
Его отправит в нижний мир!

ПРОТИВНИК:
Мертвец живому не соперник.
Лучше отступить!
Разве можно нам – живым,
Мертвого убить?

Армия охотников продолжает пятится.

ОХОТНИК:
А по мне хоть сотню раз
Пусть из мертвых восстает
Тот, кто дочь мою убил –
Моя месть его найдет!

В войске напротив.

КНЯЖИЧЬ:
Ну и войско – просто сброд!
В шкурах и с дубьями!
Может силой мы слабей,
Но в кольчугах и с мечами.
Глянь, они ведь нас боятся.
Что ты скажешь, мать?
Это ж – просто оборванцы!
Прикажи атаковать!

Княгиня медлит.

КНЯГИНЯ:
Не спеши, сынок. Не долго
Кровь людей пролить.
Только отнятые жизни
Вновь не возвратить.
Слишком часто твой отец
Истреблял чужой народ.
Хватит смерти, наконец!
Это люди, а ни сброд!

Княгиня снимает шлем и идет навстречу врагу. Охотник выходит ей навстречу. Они какое-то время смотрят друг другу в глаза.

КНЯГИНЯ:
Все готовы и вот-вот
Кровь друг другу пустим мы.
Я не знаю, чья возьмет.
Шансы, в принципе, равны.
Только нужен этот бой?
Для чего нам воевать?

ОХОТНИК:
Жизнь за жизнь – закон такой!
Я пришел за род воздать!

КНЯГИНЯ:
Знаю о твоей утрате.
И, поверь, скорблю с тобой.
В тризну обративший свадьбу
Поплатился головой!
Разве мало тебе мести?
Может, хватит кровь вам лить?
Ты считаешь делом чести
Наш род истребить?
Но взгляни вперед на годы:
Что же ждет потом?
Остатки моего народа,
Потеряв свой дом,
Будут помнить, кто убил
Их родных и близких.
Придет срок, возьмут мечи
Чтобы лишить вас жизни!
Так не лучше ли сейчас
Прервать кровавый круг?
За павших хватит воевать,
Ведь мертвых не вернуть!
Никто не в силах воскресить
Ушедших в мир иной.
Зато могу я предложить:
Пусть будет мой дом – твой!

Княгиня втыкает в землю меч.

КНЯГИНЯ:
У ног твоих мой меч. Врага
Ты другом назови!
Пусть будет мир, а ни война!

Охотник долго задумчиво смотрит на княгиню. Медленно вынимает топор и втыкает его в землю рядом с мечом.

ОХОТНИК:
Что ж... Мой топор прими!

ЭПИЛОГ

Выходит Баян.

БАЯН:
На том закончим этот сказ.
Что, спросите, потом?
Охотники остались там
И обрели свой дом.
А юный княжич, меч приняв
Погибшего отца,
Стал править, как тот завещал,
И расцвела земля.
С тех пор как праздник жизнь была.
Рекой тек хмельный мед.
И жизнь бурлила, как река.
И бед не знал народ.