Оса из параллельного мира

Алекс Черников
«Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов…»
Вчера я смотрел первую серию нового детективного сериала «ОСА». Все было в точности по вышеприведенным словам «от автора», которыми начинается очень хороший фильм «Берегись автомобиля»: я чувствовал себя на несколько порядков умнее авторов фильма. Может, это я слишком самоуверен и нагло себя превозношу в части интеллекта?
 
Сейчас на экранах детективных сериалов – море. На этом фоне выделяется долгожительством сериал «След», к созданию которого ваш покорный слуга некогда приложил руку. «След» - сериал о несуществующий структуре (ФЭС) в системе МВД, которая раскрывает запутанные и особо опасные преступления с помощью самой современной криминалистической техники, используя нестандартные и новаторские технологии в проведении экспертиз и криминалистических исследований. Эта кинематографическая идея, срисованная, кстати (даже внешне), с американского сериала «C.S.I. Место преступления», оказалась очень плодотворной, что позволяет сериалу шествовать по телеэкранам, перескакивая с канала на канал, уже более шести лет.
 
Но, как понятно любому зрителю, долго показывать одно и тоже, даже обросшее гроздьями фанатов и почитателей, невозможно. Что-то надо менять. Или запускать более продвинутый проект, который со временем перетянет на себя подготовленную аудиторию.

«ОСА», похоже, задумывался именно для этого. И что же получилось?

С первых кадров нового сериала возникает ощущение, что смотришь клон «Следа», но в более футуристической упаковке и с другими актерами. Помещения Управления Особой следственной аналитики, по сравнению с Федеральной Экспертной Службой (ФЭС) «Следа», еще менее напоминают реальные криминалистические лаборатории и все более обретают фантастический уклон. Как ни странно, туда же уклоняются и главные герои – сотрудники ОСы: у них почти нет человеческих черт, зато явно преобладают гипотетические черты и повадки роботов-андроидов. В связи с этим я вспомнил стародавний фильм «Дознание пилота Пиркса», в котором роботы как раз были настолько похожи на людей, что обычными способами, на глазок, распознать их было невозможно. Здесь же андроидная сущность сотрудников не только не скрывается, но, кажется, даже подчеркивается резкими угловатыми движениями, отрывистыми словами, полным отсутствием мимики на гладкокожих лицах. Хотя некоторые осовцы пытаются разговаривать по-человечески и даже шутить, но на фоне общей роботизированности это смотрится нелепо, как в бане нелепо смотрелся бы одетый человек.
 
Поскольку работают в ОСА роботы или очень касящие под роботов люди, то и общаются они вовсе не так, как это делается в любом трудовом коллективе. Нет ни «здрасьте – до свидания», ни слов-паразитов, ни оговорок, ни ошибок речи, даже обращений почти нет. Разговор сух и деловит, ни единого лишнего слова.

Хотя все в сериале говорят по-русски, и проскальзывающие на экране неОСовские интерьеры и ландшафты явно намекают на родное отечество, поверить в то, что события на экране происходят в России, сложно. Конечно, у нас не всегда следуют законам не только рядовые граждане, но также и представители правоохранительных структур, но что бы вот так… Говоря юридическим языком, правового поля в сериале нет, все действия, которые якобы являются следственными, совершаются сами по себе, без оглядки на соответствующие кодексы, положения, инструкции и т. д. Если снова сравнить со «Следом», то там старались хотя бы показать правдоподобие расследования. Здесь – реальность своя, ОСовская, ультрамодерновая, сверхтехническая, насыщенная в каждом углу плоскими мониторами большого размера. Здесь нет отработанных десятилетиями приемов осмотра места преступления. Здесь, чтобы разговорить свидетеля, ему могут налить водки (но, как в кабаке – без закуски). Здесь детектор лжи (бесконтактный, конечно) работает постоянно. Здесь на любой запрос, набранный на беспроводной клавиатуре, тут же следует ответ, отправленный, вероятно, из небесной канцелярии, поскольку за такой короткий срок настолько полную и, порой, нереально-фантастическую информацию получить больше неоткуда. Кстати, из-за всеобъемлющего информационного обеспечения, демонстрируемого на каждом шагу, закладывается подозрение, что герои-осовцы морочат зрителям головы и тянут время вместо того, чтобы сразу и напрямую спросить неведомого информатора, кто убийца.

Кое-какие эпизоды меня все же порадовали. Правда, не какими-то особыми кинематографическими приемами, а некой неумелой пародийностью. Главный компьютер организации, хоть и имеет свое женское голографическое лицо, очень напоминает безликий бортовой компьютер звездолета «Ностромо» из «Чужого». К нему на совет также лично, как и капитан Даллес, ходит руководитель организации. Но, если в «Чужом» капитан Даллес, чтобы пройти в заветную «совещательную» комнату должен был набирать коды и вставлять ключи, тут все проще: осторожно, двери открываются – и можешь входить. Правда, вход охраняют (внутри режимной организации) серьезные ребята со штурмовыми винтовками.
 
Про сюжет особо сказать нечего: месть брошенного при рождении ребенка своим кровным подлецам-родственникам. Ребенок, знамо дело, через некоторое время подрос и решил замочить свою бабку и мать, которые обрекли его на жуткие страдания от рук некоего фермера, который по доброте душевной воспитывал паренька кулаками. Кстати, к фермеру у молодца претензий нет. Но просто убивать ему показалось скучным и неинтересным, поэтому он решил устроить маскарад с переодеванием и несколько дней в виде собственной умершей бабушки терроризировал деревню (зачем – не понятно). Можно еще заметить, что сценарист и режиссер очень постарались показать, что они совсем не знают жизненной психологии, да и вообще жизни на бытовом уровне. Потому что в фильме полно нереальных ситуаций и непроизносимых в реальной жизни реплик. Я уже не говорю, что большинство персонажей говорят одним языком и используют общую для всех лексику – вероятно, ту, которой привык изъясняться автор сценария. Этому еще в немалой мере способствует непрофессионализм актеров, многие из которых являются, похоже, что называется, людьми с улицы (для удешевления производственного процесса).

Когда я смотрю сказку, то мне сразу дают понять, что это – сказка, здесь возможны чудеса, здесь сказочные правила. Когда я смотрю фантастику, то сразу понимаю, здесь возможны вещи, пока не достижимые для современной науки, здесь правила фантастики. Когда я смотрю детектив, то предполагаю, что меня будет увлекать противоборство преступника и сыщика, хотя, конечно, я почти уверен, что «наши выиграют» и зло будет, без сомнения, наказано. Каждый жанр подразумевает свои правила повествования и прокрутки сюжета, которые как бы негласно принимаются зрителем и соответственно настраивают его. В «ОСе» я не понял правил игры, даже досмотрев серию до конца.
 
Если это детектив, то где следствие, где анализ и умозаключения, где трудная и кропотливая работа по сбору и обработке улик? Пардон, здесь я не прав, мне сразу было сказано, что ОСА занимается делами, в которых нет улик. Хотя в том же «Следе» четко было сказано, что «не бывает преступлений без улик…» (кстати, так оно и есть на самом деле). Ну, да это было давно, теперь преступники бесплотны настолько, что следов и улик не оставляют! Правда, в этой серии улик было выше крыши, но они никак осовцев не заинтересовали. Это же не их специфика!

Одним словом, «ОСА» - сериал про роботов, которые расследуют банальные и простые (если судить по первой серии) дела, двигаясь своим особым путем, игнорируя все достижения криминалистики и получая ответы на вопросы, общаясь напрямую то с господом Богом, то с голографическим изображением женщины, которое не очень качественно (оно все время подергивается, видеокарта, вероятно, слабая) формирует почти всезнающий компьютер. А преступления эти происходят в неком параллельном мире, который отчасти похож на наш, и в котором действуют плоско-двумерные персонажи, говорящие стандартными фразами.

Любое действо, созданное на потребу публики, должно эту публику чем-то цеплять, заинтересовывать. Это может быть лихо закрученный сюжет; актерская игра, когда зритель, не отрываясь, может смотреть две минуты на гамму чувств, меняющихся на лицах актеров; головокружительные спецэффекты, наконец! Можно банальнейшую историю показать так, что зритель будет смеяться до колик или плакать навзрыд. Здесь же нет ничего! Создается впечатление, что группа начинающих (режиссеров, актеров, сценаристов и т. д.) решила на скору руку и, как говориться, за две копейки, создать стартовую серию сериала, претендующего если и не на лидерство, то на продолжительную заметность.