Осетрина, прославившая Коробки

Григорий Сухман
То, что Иркутск  ещё в начале 20 века был завален всякой рыбой во всех видах - общеизвестно. Это разнообразие включало и сибирского осетра. Размерами и скоростью роста он уступал каспийскому брату, но по вкусовым качествам таки нет - знатоки свидетельствовали. Но через каких-то 50 лет об э том уже знали лишь по литературным источникам, кроме небольшой группы очень избранных товарищей.
   Осётр пересекал Байкал в направлении нерестилищ в бассейне Селенги с притоками, но по дороге удачливые браконьеры готовили рыбке незабываемую встречу, о которой, во избежание последствий, сильно не распостранялись, потребляя продукт на месте, масштаб же добычи этой рыбы для сдачи государству не шёл ни в какое сравнение с успехами каспийских товарищей по промыслу.     И решили учёные мужи это недоразумение исправить, руководствуясь директивами родной партии, как тогда было принято, и правительства СССР.
   В начале пятидесятых на  исходе лета вверх по Селенге, самой большой, впадающей в озеро, речке, шёл хитрый караван, который и назвать-то этим словом было трудно, ибо состоял он из малосильного баркасика да прорези, в которой "свободно" плавала икряная осетриха. Для справки: прорезью называется большая деревянная посудина, погружённая до краёв борта в воду, а дно её зарешечено брусом - эдакий плавучий бассейн. Цель плавания была проста: доставить   представителя аж мелового периода на скромный рыбозаводик, дабы изготовить по весне несчётное количество мальков. В таких прорезях-аквариумах свежевыловленную рыбу доставляли в пункты её обработки - засолки, вяления, копчения, жарения и заморозки, а также продавали населению живьём: р-р-раз сачком внутрь - и твой сазан (сом, щука, судак, линь) трепыхается на весах, каких-то 70 копеек за кило. Так было, скажем, в Астрахани...Но осетровые (а 90% красной рыбы страны вылавливали именно в дельте Волги) так не продавались. Точнее, до советской власти ещё как продавалaсь, нечего и сравнивать с далёкой Сибирью, возами отправляли её по зимнику в центр империи, где за стерлядку с осетрами червонцами, "красненькими",расплачивались, оттого и рыбу прозвали "красной", очень дорогой то есть. Ах, как нахваливали в купеческих семьях стерляжью ушицу-то!
Впрочем, остальные 4 вида осетровых - белуга, севрюга, белорыбица и сам осётр также ценились за отменные вкусовые качества.
   Итак, решили производство осетра  в Забайкалье на поток поставить, в конце-концов воспроизводство омуля уже на заводе было налажено и новостью не было. Вели этот незаметный, но стратегически важный караван вверх по Селенге днём, останавливаясь ночевать в сёлах, достигнув таким макаром Коробков. Причалили, разошлись по избам спать, дабы с утренней зорькой  отправиться дальше.
  Только вот сюрприз утром команду ждал, даже ЧП: исчезла  осетриха...Откинули сетку поглядеть на неё - и не нашли... То ли сбежала, то ли ей ноги приделали местные умельцы? Контра! Враги! Только вот далеко с таким уловом ночью не уйдёшь,а? В одном из дворов как раз и люди не спят, пир горой, водка рекой да и закусон знатный - та самая осетриха... Видно,сама в котёл запрыгнула - иного и быть не могло.
Повязали всю гоп-компанию - и под суд.
   Так ГУЛаг пополнился местными новобранцами. Где именно осуждённые по "колобковскому"делу отбывали наказание, неизвестно. Скажем, браконьеры из волжского бассейна, попавшиеся на чёрной икре, сидели в 4-й колонии г.Астрахани и долго бы смеялись, узнав, что их коллеги по промыслу срок за тушку осётра мотают - в дельте Волги этих рыбин бросали сотнями, выпотрошив икру - добытая чёрная икра ценилась в десятки раз дороже. Оно и понятно: провезти незаметно рыбку в центнер весом было проблематично. Впрочем, сибирские родичи таких размеров не достигали. Ho планы воспроизводства в восточной Сибири поголовья осетров пришлось похоронить. С ОМУЛЕМ-ТО ПОПРОЩЕ И ВОЗНИ ПОМЕНьШЕ. А об этой истории, ярко оттенившей богом забытые Коробки в роли тормоза воспроизводства красной рыбы, теперь помнят разве что старожилы тех мест.
7.10.2013