Мой неангажированный репортаж

Семён Вексельман
МОЙ НЕАНГАЖИРОВАННЫЙ РЕПОРТАЖ

               
Эту статью я решил написать, по возможности, простыми словами, без глубоких исторических, политических и религиозных обоснований.  Т.е. именно так, как говорим об этом мы, живущие в Израиле, бывшие советские люди. И таким же ''бывшим'' я, собственно, и адресую мой рассказ. А эпиграфом к нему будет старый анекдот советских времён.


                Стоят и разговаривают два
                еврея: ''ехать – не ехать??''
                Тут подходит к ним третий
                еврей и говорит: ''Я таки
                не знаю о чём вы говорите, но
                ЕХАТЬ НАДО!!!'' 
               
               
     По прибытии на постоянное место жительства в Израиль, получаешь гордое наименование оле хадаш. Это с иврита переводится, как ''вновь прибывший''. Во множественном числе - олим хадашим...

     А много ли знают читатели, не имеющие права на получение израильского гражданства, о том, кто и почему едет в эту страну? Как встречают здесь прибывающих, что им полагается по приезде, какие права предоставляются и какие обязанности возлагаются на их плечи?
     Если учесть, что за годы, прошедшие после распада СССР, в государство Израиль перебралось многим более миллиона граждан славной некогда страны, то надо полагать, вопросы о том, как они там устроились и что с ними происходит, интересуют не малую часть друзей и знакомых, не сохранивших, по той или иной причине, связи со своими прежними приятелями.
     Понятно, что ''ворота'' давно открыты, и многие уже сами лично побывали в таком малюсеньком и, при этом, необыкновенно удивительном государстве, коим является эрец исраэль - Страна  Израиль. Но, ведь, пока  далеко не все смогли себе это позволить, или просто выбрать время для путешествия.
     Я подумал, что несколько страничек на эту тему из первых рук не будут обременительны для самого широкого круга интересующихся. Тем более, что пропагандировать, или же, наоборот, критиковать израильскую жизнь я здесь не собираюсь. Рассказ мой не будет ангажированным репортажем. Я постараюсь здесь изложить в хронологической последовательности  порядок подготовки к отъезду и то, чем приходится заниматься  в первые дни по прибытии в  новую страну абсолютно каждому, решившемуся на беспрецедентно смелый и важный шаг - эмиграцию.
     А после длинной вступительной статьи вас ждут совсем нескучные иллюстрации, в которых местом действия будет эта самая страна, а героями - наши люди. Ведь на Святой Земле, как её окрестили  христиане, или, пользуясь иудейским наименованием, на Земле Обетованной, живут те самые персонажи, с которыми мы все прекрасно знакомы. И случается с ними много забавного.
    
……………………………………………………………


     В эту страну, с тех пор как она образовалась шестьдесят пять лет назад, чуть ли не ежедневно прибывают новые и новые граждане. Но они не считаются иммигрантами. В государство Израиль нельзя иммигрировать. Страна просто не может позволить себе принимать всех желающих. А, вот вернуться (репатриироваться) на историческую родину  могут все, кто является этническим или религиозным иудеем.

     Не секрет, что евреи были рассеяны по всему миру и за несколько тысячелетий проникли абсолютно во все мыслимые и немыслимые уголки планеты (в космос, кстати, тоже). Последние полвека они особенно активно возвращаются на родину предков. В этом им способствует один из важнейших законов государства Израиль - Закон о Возвращении. По нему право на израильское гражданство имеет еврей, сын еврея и внук еврея, вне зависимости от страны проживания и наличия у него любого другого гражданства. Также, право на репатриацию имеет вдова еврея! Однако, если она повторно выйдет замуж, то утрачивает право на израильское гражданство.
     Одновременно с имеющим право на репатриацию, гражданство Израиля предоставляется всем членам его семьи: супруге (супругу) и детям.
     Есть, однако, в законе оговорка. Она - несколько шокирующая, особенно для непосвящённых. Касается она детей ''внука еврея''. То есть, если в страну репатриируется еврей в третьем поколении, то жене  его  гражданство предоставляется, а их детям - нет! Дети уже не подпадают под закон о возвращении, так как они - евреи в четвёртом поколении, правнуки еврея.
 
     Но не подумайте, что детей бросают на произвол судьбы. Их никто не отделяет от семьи и не запрещает им въезд и проживание с родителями. Однако, они имеют особый статус на протяжении 10 лет, прежде, чем получат гражданство. Такой статус не ущемляет их, практически, ни в чём, кроме избирательных прав и  обладания израильским загранпаспортом. Они учатся в школах, служат в армии, поступают в университеты. Но ездить по миру, как израильтяне, не могут. У них остаётся загранпаспорт той страны, откуда они репатриировались. Хорошо, если это - Франция или США. Если же это - Россия или Туркмения - не повезло...
     Разумеется, у каждого из таких алим - своя история, своя трагедия и комедия - тоже своя!

     По-русски, как я уже несколько раз упомянул, мы тут себя называем ''репатриантами''. Чтобы быть ''патриантом'', надо, по-видимому, здесь родиться. А вот те, кто возвернул свой патриотизм, родившись в другом месте, тот приставку  ''ре-'' носит в кармане, пропечатанную в документах чернилами и, зачастую, - на лице, пропечатанную прежней жизнью.
     Понаехало всяческих репатриантов сюда миллионы и,  как я уже сказал, - изо всех стран, какие только есть. Большая часть прибыла из стран бывшего Советского Союза. Среди них имеются евреи, евреи на половину, на четверть, на одну сотую... А многие - вообще не имеют никакого отношения к еврейству. Но это нас не касается!..

……………………………………………………………....


     Жить в Израиле хотелось бы довольно многим. Но, чтобы здесь жить, надо сюда, как минимум, приехать. А чтобы сюда приехать, необходимо сначала выехать оттуда. Вот тут-то и возникают проблемы. Проблем может быть масса самых разных: и по сути, и по сложности. Но, как правило, две из них всегда  составляли основные препятствия: или у человека не было права на выезд, или оно таки было, но не было права на въезд.
     После перестройки с правом на выезд дела стали обстоять уже не так катастрофично, как раньше, а вот право на въезд в Израиль продолжало представлять действительную проблему. Проблему серьёзную, но не так, чтобы совсем нерешаемую. Люди изощрялись и выкручивались как могли: заключали фиктивные браки, подделывали свои, или же покупали фальшивые документы, бог знает, что ещё придумывали, лишь бы добыть израильскую визу и получить гражданство.
     Приобреталось гражданство через сохнут, еврейское агентство, призванное решать подобные вопросы.
     В самом начале девяностых в московское отделение сохнута образовалась очередь на много недель и даже  месяцев вперёд. И увеличивалась она с каждым днём.
     О том, чего только не насмотрелись и не  наслушались сотрудники агентства, можно (и нужно бы) написать многотомный труд, с которым, я думаю, по трагикомичности не будет сравнимо абсолютно ни одно известное ныне литературное произведение.

     Но я не могу долго останавливаться на самых первых ступеньках, по которым только начинает подниматься среднестатистический оле хадаш. У него (и у нас вместе с ним) впереди ещё длинная дорога.
     Кстати, ''оле'' дословно именно так и переводится - ''поднявшийся, взошедший''! А всё потому, что главной  мечтой евреев всего мира в последние две тысячи лет было вернуться в эрец исраэль - Землю Израилеву, и не куда-нибудь, а именно в Иерусалим. Но ведь вечный город находится высоко, в горах, поэтому туда нельзя просто прийти, а можно именно подняться. Так возникла в еврейском языке идиома: ''подняться в Иерусалим''. Позже этот термин в целом перенесли на возвращение в Страну Израиль.

     А ну-ка, всё таки давайте мы с вами продолжим двигаться дальше по, добровольно избранному нами, пути.

     Важным и весьма необходимым делом для каждого, ''смазавшего лыжи'', было пробивание контейнера с багажом. Разумеется, цивилизованным образом ничего сделать было нельзя. Отправить свой багаж за рубеж, при выезде на ПМЖ, было совершенно законным делом, но осуществить своё право на это мероприятие становилось возможным лишь по преодолении невообразимых преград. И тут требовались железные нервы, масса времени и, конечно, немалые деньги.
     Заниматься сборами и непосредственно отправкой люди начинали после получения разрешения на выезд. В этот непростой период им, как правило, приходилось увольняться с любимой работы, поэтому времени у отъезжающих, скажем так, хватало. А вот с деньгами, по той же самой причине ( - увольнения) становилось туго. Не говоря уже о нервах.
     Очереди на таможне, через которую оформлялись контейнеры, закручивались в спирали из многих сотен желающих послать ''куда подальше'' всё своё, годами копившееся, богатство. Необходимость отмечаться в очередях, в том числе и по ночам, радости не прибавляла, а продвигались эти очереди медленнее черепах-инвалидов, и когда, наконец, подходил твой черёд, тут же возникали новые проблемы.
     Вывозить из страны было нельзя ничего мало-мальски ценного и нужного. То есть, трусы и алюминиевые ложки вывозить было можно (вещи, не поспорю, вполне необходимые для жизни). Но, вот, например, серебряные ложки-вилки, подсвечники, фамильные ценности, картины, коллекции марок, монет и прочее, что согревает душу человеку, даже не покидающему навсегда родимый дом, а просто, сидящему на своём диване, везти категорически не разрешалось.
     За взятки, конечно, вывозили и не такое... Но почему же в принципе нельзя было забрать с собой личные и семейные реликвии, ценные совсем не стоимостью драг-металлов, а прежде всего - людской памятью? Ведь все эти вещи были оплачены потом и кровью; а теперь ещё приходилось отдавать деньги, такие необходимые для другого. Тут, как обычно, страдали простые люди. Подпольные миллионеры (были и такие, конечно, и - не один, не два...) оплачивали вывоз своих ценностей огромными податями, а люди бедные теряли последнее ценное, что хранили на чёрный день, так и не раздобыв денег на подкуп таможенников.
     Отдельная песня - качество доставки в этих контейнерах посуды, книг, мебели, бытовой техники, да и всего остального. Перевозилось-то всё по морю, долго стояло в портах, кантовалось нещадно и, в итоге, зачастую вещи доходили до адресата отсыревшими, битыми, совершенно непригодными к использованию.
   
     В начале больший алии’ (волны прибытия в Израиль,  с 1989-90 годов) отношения между Советским Союзом и Израилем были не очень... Да, попросту, их не было, уж, во всяком случае - дипломатических. Тех, кто перебирался ''за бугор'', сразу лишали советского гражданства. Это вообще не лезло ни в одни ворота, откровенно нарушало конституцию СССР, но зато наполняло государственные карманы. Или, скорее - карманы некоторых государственных мужей. Ведь за отказ от гражданства самой большой в мире страны и тариф был соответствующий! А ещё, было время,  удумали взимать плату за высшее образование у тех, кто имел несчастье его в своё время получить.
     Теряя гражданство люди теряли абсолютно все права, оставались без прописки, без собственности, без возможности продолжать работу до последнего момента... Даже умереть в этот момент я бы вам не посоветовал! Представьте, как бы, убитые горем, родственники могли похоронить усопшего, не имеющего паспорта? Да они сами в этот момент сидели на чемоданах без каких-либо документов, окромя чужестранной визы на въезд, ожидая последнего смачного пинка под зад.
    
     Но, ежели в конце концов мытарства заканчивались, и эмигранты оказывались таки на борту самолёта (или корабля) по билетам, полученным в сохнуте, то это означало лишь одно: новый этап нелёгких испытаний ожидал их в самом скором времени!

     Вариантов попадания в Израиль было и остаётся не много: самолётом или пароходом! На верблюдах через пустыню тоже можно, но мы, почему-то, здесь такой способ не рассматриваем.
     Во времена не столь далёкие, всего каких-нибудь лет двадцать-двадцать пять назад, народ массово перемещался на землю обетованную по воздуху. Меньшая часть репатриантов прибывала в хайфский порт, по Средиземному морю. И те и другие новые израильтяне сразу же, прямо на месте прибытия, попадали в добрые руки, встречавших самолёты и корабли, сотрудников израильского министерства абсорбции.
    
     Придётся тут сделать отступление, дабы уточнить кое-что важное.
     Вы помните про очереди в сохнуте? Тогда, скажите:  зачем, собственно, там толпились люди? Правильно, за получением визы на въезд в страну. Но визу-то им давали не простую, а иммигрантскую! Это означало, что каждый человек становился гражданином Израиля, даже ещё не покинув своей прежней родины. Ведь в  аппарате израильского министерства внутренних дел сразу же заготавливалось разрешение на выдачу внутреннего паспорта, а точнее - удостоверения личности, каждому, обратившемуся в отделение сохнута той или иной страны.
     Именно поэтому в русскоязычных средствах массовой информации иногда появлялись утверждения типа: ''Израиль - единственная в мире страна, где гражданство предоставляется прямо в аэропорту''. Конечно, в такой формулировке это - ошибочная информация.
 
     Теперь мы с вами возвращаемся в международный аэропорт имени Бен Гуриона, или в морской порт Хайфы, куда только что прибыла новая группа  ошарашенных, перепуганных, но одновременно и  радостных переселенцев.      
     Тут, в специально отведённых помещениях,  сотрудники соответствующего ведомства выдавали каждой семье удостоверения новых репатриантов, а также - положенную законом, сумму наличными, на обустройство в первое время. Тут же люди получали инструкции о том, что им необходимо предпринять в следующие несколько дней их новой жизни.

     Перечень первостепенных задач был коротким, и первым номером в нём значилось - открыть счёт в одном из израильских банков!!! Счёт, как правило, открывался семейный, на имена обеих супругов. Важность и срочность открытия счёта обуславливались тем, что, буквально, с первых дней и в течении следующих пяти лет на него должны были поступать выплаты от министерства абсорбции, министерства строительства, органов социального страхования и т. п. С этого же счёта осуществлялись перечисления на медицинское обеспечение.
      Потому, совершенно логично, что номером два в списке неотложных дел стояла задача записаться в больничную кассу. (Это - немаловажный шаг, который, впрочем, в будущем всегда будет можно исправить, как, кстати, и перевести счёт, при необходимости, в другой банк.)
     Третьим пунктом был визит в ближайшее отделение министерства внутренних дел для получения всеми совершеннолетними членами семьи удостоверений личности.
     Далее в памятке о первых шагах по исторической родине говорилось, что нужно сходить на приём в министерство абсорбции, узнать, кто назначен вашим персональным куратором и получить направление на запись в ульпан (курсы иврита). 
     Предполагалось, что отныне все возникающие вопросы будут решаться через личного куратора.
     А вопросов возникало и возникало...
     Как снять квартиру? Как искать работу? Как записать детей в садик... в школу... в университет? Как устроить престарелых родителей? Как расшифровывать и оплачивать счета? Как надо пользоваться кредитной карточкой и чековой книжкой? Что выгоднее: покупать квартиру, или снимать? Как вызвать врача на дом? Что делать в шабат, когда не ходит транспорт? Что такое - этот ''шабат'', вообще? Как правильно отмечать праздники? Положены ли мне скидки на покупку машины? Почему так шумят соседи?...
     Думаю, вам надоело... Так, я этого и хотел!

     Первые дни, недели, месяцы, а у многих - и годы, на новом месте были связаны с особыми трудностями, неуверенностью, сомнениями и стрессами. Кто-то так и не сумел абсорбироваться, притереться, прижиться. Кто-то быстро и легко преодолел все преграды и сложности. Судеб - миллионы, историй об этом - ещё больше! Сколько ни рассказывай, всего не передашь.
     И, всё же, я попробую здесь привести несколько сценок о последних днях там, о первых днях тут...
     А, также - о некоторых интересных ситуациях, возникающих в жизни ''свежих граждан'' нашей необыкновенной, самобытной и удивительной страны!
Все нижеописанные случаи действительно произошли на моих глазах, или глазах моих близких. Такое не придумаешь.

                29-30.09.2013. Хайфа