Чем отличается самолёт от птицы

Александр Соханский
               
        Каждый водитель автомототранспорта периодически проходит медицинский осмотр.
        Но, как говорят врачи - нет здоровых людей, есть плохо обследованные больные. Поэтому, даже полный здоровья человек испытывает некоторую ажитацию, обходя с деловой бумагой в руке многочисленные кабинеты строгих эскулапов.
        Лучше всего при этом, не вступать ни в какие разговоры с медиками, не блистать медицинской эрудицией и изысканным юмором. Молча подал документ, молча сделал, что попросили, молча вышел. Так вернее.
        Боже упаси рассказывать в этот ответственный момент шаткого околошоферского бытия анекдоты про медиков, даже самые остроумные, вроде этого:
 
        Психиатр ничего не знает и ничего не умеет.
        Терапевт всё знает, но ничего не умеет.
        Хирург ничего не знает, но всё умеет.
        Патологоанатом всё знает и всё умеет. Но слишком поздно.

        В свете таких блёсток юмора у вас обязательно что-нибудь обнаружат...

        Тем более, если вы направляетесь на приём к психиатру. Это категория врачей, которая всегда задаёт вопросы, и абсолютно невосприимчива к юмору.

                *    *    *

        Областной психоневрологический диспансер накануне получил в подарок от областного центра новое помещение. Не зная об этом, я заявился в старое, купеческих времён, приземистое кирпичное строение, чтобы на входе прочитать объявление о переезде. Весьма кстати приспел водитель с автомобилем и мы на его машине отправились на поиски новой резидентуры этого медицинского заведения.
        Разместился диспансер с размахом в районе улицы Рабочая. Просторный вестибюль, стеклянная регистратура с кассой, длинные коридоры, многочисленные кабинеты, строгие таблички на дверях. После уплаты таксы пристроился четвертым или пятым к небольшой очереди в указанный мне кабинет.

        Судя по всему, рвение психиатрических медицинских работников в новых апартаментах существенно возросло. Из кабинета вышел крайне взволнованный клиент, сразу же встреченный обеспокоенной супругой. Они удалились к окну у выхода, но по репликам можно было понять причину недовольства. Пенсионер в годах, бывший водитель-универсал, бурно негодовал, что ему в справке психодиспансера, на сей раз, открыта только категория «В». Супруга пыталась внушить, что остальные категории ему сейчас совсем ни к чему. Хватит, мол, и этого для поездки на дачу. Но пенсионер продолжал кипятиться, что у него всю жизнь были открыты все категории, что ему предложили пройти дополнительное обследование в другой организации для разрешения на остальные категории, что он пройдёт любые комиссии  и всем им докажет…
 
        Чем закончились тщетные увещевания супругой разбушевавшегося водителя-универсала, я не узнал. Из кабинета вышла медик в белом халате, пробежалась взглядом от начала до конца очереди и предложила пройти в кабинет почему-то мне, стоявшему в хвосте очереди. Может я показался ей менее проблемным, чем впереди стоявшие пожилые претенденты на справку.
 
        В кабинете стояли два стола буквой Т. За приставным столом сидела, по-видимому, врач-психиатр, а напротив неё пожилой мужчина заполнял какую-то анкету или тест. Моя докторша, скорее всего, медсестра, приняла чек на оказание услуг, паспорт, военный билет (раньше его вполне хватало для признания вменяемости) и стала заполнять справку.
        Мужчина, сидевший ко мне спиной, вдруг заёрзал на стуле и сообщил своей визави, что ошибочно не в той клетке проставил пометку. Тоном разговаривающей с тяжелобольным,  врач его успокоила:
        - Не волнуйтесь, успокойтесь. Ничего страшного. Вот Вам чистый бланк.
        Мне показалось, что тот действительно волнуется и испортил уже не первый бланк.

        К этому времени моя справка была готова, оставалось только сделать в ней отметку «годен» - «не годен». Я выглядел целиком и полностью адекватно, но моя медичка, на всякий случай, обратилась к коллеге-психиатру:
        - У Вас будут вопросы к моему клиенту?
        Та, повернувшись ко мне:
        - Чем самолёт отличается от птицы?
        Вопрос очень интересный. Мне он понравился. Здесь сведущий человек очень многое может рассказать собеседнику об особенностях различия птицы и самолёта. Я собрался было уточнить, какая сторона вопроса её более всего интересует, но женщина тут же добавила:
        - Принципиально!
        И этим сильно ограничила возможность использования моей блестящей эрудиции в области авиации и орнитологии. Я  сразу почуял подвох.

        Каверзные вопросы психиатров могут поставить впросак любого нормального человека и превратить его в глубокого идиота.
        Вспомнить хотя бы анекдот про незадачливого корреспондента, который спрашивает директора дурдома:
        - Какой тест является критерием для выписки?
        - Мы наливаем полную ванну воды, кладём рядом чайную ложечку и большую кружку и предлагаем освободить ванну от воды.
        - Ну, любой нормальный человек возьмёт кружку.
        - Нет, - говорит директор, - нормальный человек вынет пробку.

        Поэтому в психдиспансере лучше не попадать в нелепую ситуацию, иначе придётся заполнять более серьёзный тест на сообразительность, как тот пожилой мужчина, что справа от меня. Как я сразу понял, он на этом самом самолёте и «залетел». И ему предложили тест поглубже. И, судя по всему, не факт, что от этого психиатра он выйдёт со справкой «годен».
 
        Мне очень хотелось поюморить. Просто язык чесался. Про отличия можно было сказать, что самолет не машет крыльями, а птица машет. Или у самолёта колёса, а у птицы лапки. Опять же птица питается зёрнышками, а самолёт бензином… Но это не принципиально. А потому опасно! В этом кабинете шутки неуместны!
        И я, недолго думая, ответил  в соответствии с подсказкой, которую содержало уточнение - "принципиально":
        - Самолёт отличается от птицы тем, что…
        И желанная справка тотчас была у меня в кармане.

        Но главное в моей истории совсем не это.
        Самое странное стало твориться, когда после прохождения комиссии я, без всякой задней мысли, стал задавать этот же несложный вопрос знакомым автомобилистам и соседям по гаражу. Я просто хотел поделиться своими наблюдениями за изысканным коварством этих самых врачей-психиатров и чуть-чуть приколоться над ними. Ведь ответ-то на поверхности!
        К моему великому удивлению никто из опрашиваемых ни разу не решился дать прямой ответ, то ли из боязни попасть в неловкое положение, то ли и в самом деле не находя правильной версии в недрах своих знаний. Они всячески петляли вокруг да около, словно зайцы по заснеженному лесу, и в итоге, как бы между прочим, осведомляясь:
        - А ты как ответил?

        Поразительно, но я до сих пор так и не получил ни одного уверенного ответа! 

        В отличие от всех искренне ответил только один малость дурковатый паренёк, который живёт по соседству и постоянно ошивается в наших гаражах в качестве шалопая и дарового помощника. Я подозвал его и с напускной строгостью потребовал быстренько объяснить мне, чем самолёт отличается от птицы.
        - Я ни сна-а-а-ю, - как-то жалостно протянул он, даже ни на миг не задумавшись.

        Чем всё же отличается самолёт от птицы? Принципиально!



         Александр Соханский,
               Тюмень, 2011 г.


.