Собака на сене

Владимир Бердичевский
СОБАКА НА СЕНЕ.
Часть первая.               Дядя Залман. (Из рассказа о хасидах.)                .
Эту трагическую историю рассказал мне в Сан Францисской синагоге старый еврей Берл Маргулис, снайпер Великой Отечественной войны, работавший долгое время начальником вокзала в Донецке.
Отец Берла был раввином, а его  дядя Залман считался в местечке возле Умани знатоком Торы и толкователем древних еврейских книг и истории. Такие люди в еврейских общинах пресловутой черты оседлости очень уважались. К  ним относились как к учёным, с большим уважением. Иметь в семье такого человека было почётно.
Рахиль, дочь местного мельника , богатого еврея, согласилась выйти замуж за Залмана, книжного мудреца. Её отец,  мельник, спросил у Залмана, какое приданое он хотел бы получить. Залман сказал своему будущему тестю, что он хочет иметь в собственности старинные еврейские книги, чтобы он мог их изучать у себя дома, никуда не отлучаясь.
Залман получил эти прекрасные книги, в дорогих кожаных переплётах, они заняли целую комнату в доме мельника, в котором стали жить молодожёны.
Целые дни Залман изучал древние трактаты, общался с верующими хасидами, обсуждал и толковал различные хитросплетения иудейской религии и положения священных  книг.
Но началась гражданская война, погромы, грабежи, мельник терял своё имущество, всё меньше поступало заказов на помол.
Наступил момент, когда он сказал своему зятю, что комната, где находились священные книги, нужна ему для его бизнеса.
- Пусть твои книги хранятся в синагоге!
Залман заболел. Он не хотел расставаться со своими книгами. В них был смысл его жизни, без них он страдал.
В конце концов, его сумели убедить,  что в синагоге книгам ничего не угрожает,  и он сможет каждый день посвящать их  изучению, как и прежде.
Так оно и было, но недолго.
  Однажды утром, Залман нашёл двери синагоги взломанными. Когда он вошёл внутрь,  то увидел свои книги раскиданными и разорванными. На них уже не было прекрасных кожаных переплётов. Их сорвали проходившие ночью через местечко красные кавалеристы Будённого. Кожа хороша, сапоги можно пошить.
Залман умер через две недели от тоски.
 
Часть вторая.             Святые книги.
16-го января 2013 года судья Федерального округа Колумбия  Ройс Ламберт вынес постановление о штрафе в 50 тысяч долларов, которые должна выплачивать Россия ежедневно, за отказ вернуть хасидам США (Агудас Хасидей Хабад) библиотеку Шнеерсона.
Как пресса и чиновники ухватились за этот факт! Это же клад, который может навести «тень на плетень» «антимагницкого» закона, закрыть его своим телом! Михаил Швыдкой, бывший министр культуры, «государственный еврей» России высказал свое недоумение: -В России есть люди, которые хотят пользоваться этой библиотекой, живут и наследники Шнеерсона, которому принадлежала библиотека. Создавалась библиотека в России, почему она должна быть в Америке?  В центре Восточной литературы Российской Государственной Библиотеки (РГБ) выделена специальная комната, где можно работать с литературой из коллекции Шнеерсона.
Что можно ответить на этот «бред сивой кобылы »?
«Вождь всех народов» товарищ Сталин  прополол и распахал поле еврейской словесности, «отрезал так, что больше ничего не выросло», как выразился его приемник на посту вождя российского народа. Найти в России человека, умеющего читать на идиш также трудно, как найти нанайца, говорящего на родном языке. Даже главный раввин России Адольф Шаевич не знает идиш. Адольф Шаевич очень уважаемый в мире раввин, кстати, мой ровесник и земляк, родился в Биробиджане, его метрика, как и моя, написана на идиш. Умнейший человек. Кто не знает, скажу, что богослужение у иудеев идет на иврите. А кто в России знает иврит? Кто придет в эту специальную комнату в РГБ?
А вот что сказал наш мудрец Михаил Веллер по поводу коллекции священных книг Шнеерсона:
-У иудеев нет икон, нет святых изображений. У народа книги одна святость – священная книга, это- самая большая ценность. Россия должна отдать то, что ей не принадлежит и ей не нужно, так же, как другие страны отдавали ей святые иконы.  Присутствует здесь и антисемитский элемент, ведь Ирану, например, отдали бы мусульманские книги без разговоров.

Эти книги собирала династия раввинов в течение трех веков. Не было тогда ни клубов коллекционеров, ни Одесского “Староконного рынка”, где можно было купить антиквариат. Эти книги и рукописи несли к ребе евреи черты оседлости, порой за сотни километров, как величайшую ценность, и они знали, что их дар попадет в хорошие руки. Знали бы эти люди, где будет их дар спустя столетия!
Кстати, Израиль ( Ольмерт) отдал России Сергиево Подворье. Теперь российские крупные чиновники могут подолгу жить в центре Израиля, не заботясь о плате за проживание. А ведь Израиль уже уплатил России при Брежневе апельсинами («марроканскими») стоимость Подворья, построенного на деньги брата царя. Где благодарность?
Немного истории.
Иосеф Ицхак Шнеерсон (1880-1950), 6-й ребе, сын 5-го ребе Шолома Дов Бера, был женат на дочери кишиневского ребе Аврома Шнеерсона, своей троюродной сестре. Был дважды арестован за антипогромную деятельность, после смерти отца в 1920-м году стал Любавическим ребе. В 1924-м году переехал в Ленинград. В советской прессе характеризовался, как «проходимец». В 1927-м году был арестован ОГПУ, приговорен к расстрелу, под давлением международных организаций приговор был отменен, а ребе выслан из СССР. Жил в Риге, Польше. В 1940-м году при помощи адмирала Канариса (абвер) прибыл с семьей в Нью Йорк, где и умер в 1950-м году.
Коллекция состоит из двух частей. Одну –Советы национализировали, вторую- ребе возил с собой, она оказалась в Германии при захвате Польши. Советские трофейные команды доставили коллекцию в Москву в Государственный Военный архив.
Случайно, один из хасидов обнаружил на помойке листы древнего документа. Это стало известно в Америке, и в 1990 г. Любавический ребе Менахем Мендл Шнеерсон потребовал вернуть коллекцию хасидам. Госарбитраж России постановил вернуть, но не тут-то было. Некий Виктор Дерягин, начальник отдела рукописей, который в отсутствие рукописей, очевидно, лишался криминального дохода, пригрозил самосожжением вместе с рукописями, если их вернут хасидам. Такой ценитель еврейских книг! И что вы думаете? Решение о возврате коллекции отменили. После этого, части документов стали появляться ня черном рынке в Израиле.
Я думаю, что американские хасиды пойдут до конца в этой борьбе, тем более, имея поддержку закона. Американский судья –это не российская марионетка, типа Данилкина. Монументальность, неподкупность его фигуры, за которой - вся мощь мировой державы, внушает уверенность, что справедливость восторжествует и святые книги, собранные поколениями умнейших людей нашего народа, снова будут учить, лечить и вдохновлять бессмертный  Народ Книги.
P.S.
Хитроумный Берл Лазар, по моим предположениям, посоветовал российским чиновникам, а может быть, и самому Путину, передать библиотеку Шнеерсона  Еврейскому музею. Передали. Пока тихо.
 

Владимир Бердичевский. Сан-Франциско.