Первая Иудейская

Костантин
1. Золотой орел. Прерванный полет.
После смерти Ирода Великого, территории, которые контролировали его наследники, римляне уменьшили и поделили в полном соответствии с девизом «divide et imperia».
            В стольном граде Иерусалиме, делами заправлял синдреон («Дума»), состоящий из «епископов», обслуживающих Храм Иеговы. Их возглавлял Первосвященник (верховный жрец). И конечно, за всем этим наблюдало всевидящее око имперского наместника, прокуратора.
В эти времена Иудея не представляла для Рима ни экономического интереса, ни как предмет удовлетворения имперских амбиций (для этой цели имелась «непаханая целина» земель германских, или острова Великобритании). Иудея являлась в те годы провинцией приграничной. А граничила она с Парфянским царством, с которым, на протяжении всего  его существования, Римская империя находилась в состоянии «холодной войны» (в том смысле, что порох изобретён ещё не был, и воевали в основном холодным оружием). На еврейских землях постоянно дислоцировались два легиона и немалое количество вспомогательных войск. А солдат и офицеров было необходимо кормить и платить им жалованье. Жалованье должно быть регулярным, а корм обильным (а иначе «гражданская война», прямая цель которой осуществление нелегитимной замены «верховного главнокомандующего»).  «Освободи» парфяне евреев от римлян, ситуация повторилась бы в зеркальном отражении.
 Евреи полагали, что если три налоговых шкуры с ним будет драть не римский наместник, а родной «ирод», то жить станет если не лучше, то веселее по крайности.
К тому же иудеи, лишённые возможности нормальной «политической» жизни, всеми душами своими жаждущими, ударились в правильное толкование и соблюдение законов Моисея, и выяснению вопроса кто мешает их истинному воплощению в жизнь. Короче, «что делать?», и «кто виноват?». «Кто виноват» было более-менее видно. Вот они - стройно марширующие когорты завоевателей, падкий на взятки прокуратор (тот же приемник Пилата Порций Феликс) и собственные каллоборанты, сотрудничающие с властями Рима.
Что делать?
Ответ тоже очевиден. Собраться силами и сбросить ненавистное иго.
Значительная часть мыслящего населения страны, разделилась на всяких там, фарисеев, ессеев, саддукеев, зелотов. Последние в свою очередь на умеренных и крайних - «сикариев» (кинжальщиков). Сикарии прямой аналог средневековых «ассасинов», иначе исмаилитов - шиитской секты. В конце XII века Христовой эры они уничтожали крестоносцев (в частности иерусалимский король Конрад был погиб от ножа «черного ангела» посланного «Старцем с горы», такая же участь постигла и магистра ордена тамплиеров, точно так же, как от кинжалов сикариев погибли два первосвященника, римский прокуратор и тьма чиновников администрации и коллоборантов).  Самый близкий современный синоним «сикарию» - «шахид».
К тому же население раскололось и по территориально-тейповому признаку. Жители Вифлеема только римлян считали более похожими на свиней, чем соотечественников из Галилеи, а обитатели территорий под властью Ирода, относились к жителям «свободного» Иерусалима на порядок с большем презрением и ненавистью, чем провинциал из Тамбова к москвичам. Вспомним фразу из евангелия от Матфея. «Что хорошего можно ждать из Назарета?» - вопрошает обычный обыватель Иерусалима, у апостола. А согласно Иосифу Флавию, жителей области Галилея, все остальные палестинцы именовали не иначе как «разбойниками».
После убийства сикариями первосвященника Ионатана, выступавшего за сотрудничества с оккупантами, в Иудее началась «чечня». К власти пришли самые отмороженные из ортодоксов. Календарь истории показывал в графе «года» цифру «66». Уже Новой эры.
Что касается имперского Рима, то там тоже происходили события весьма похожие на те, что происходили в России в первой половине 90-х. Калигулы, Нероны, Клавдии, Оттоны, Виттелии, Гальбы боролись друг с другом за Палатинский дворец не с меньшим ожесточением, чем Ельцины, Хасбулатовы, Руцкие, Макашовы и прочие «чубурбулисы» меж собой, за право гадить в сортирах Белого Дома и Красного Кремля.
Да и Иудея  у Рима была «не одна». Полыхало восстание  царицы Боудикки на Британских островах, оживилась вялотекущая война с парфянами в Армении.
По большому счёту светские представители правящей династии с властью империи давно смирились, и в итоге оказались на стороне оккупантов, что им впрочем, не помогло впоследствии.
Перипетии Первой  Иудейской войны весьма подробно описаны в книге Иосифа Флавия. Считается, что этот труд создан с проримских позиций. Но ведь история всегда пишется под диктовку победителей. Иосиф Флавий был  непосредственным участником тех событий, и не входил в число победителей. А так как, судя по всему, обладал здравым смыслом и времена написания его книг были весьма либеральны – то из них можно почерпнуть весьма объективное представление о произошедшем. Иосиф в начале кампании был полевым командиром среднего звена. Его карьеру вполне можно сравнить с судьбой  Ахмата Кадырова, если бы последний обладал литературными способностями и умер своей смертью, а первый был назначен Веспасианом наместником  усмирённого Израиля.
В 66 году Христовой эры религиозно-политическим партиям Иудеи удалось прийти к компромиссу   и создать коалиционное правительство, провозгласившее независимость от Римской империи.
В тот момент времени столица метрополии внимала песенным руладам своего повелителя Нерона. Учение Христа уже перевернуло Мир. И первое что мир сделал после этой встряски, так это распял апостола Петра вниз головой. Рим пылал страстями во всех смыслах этого слова.
Но карательно-политический механизм государства был отлажен и действовал бесперебойно. Руки империи работали рефлекторно, вне зависимости от мигрени, разъедающей мозг.
Римский гарнизон и наместник в Иерусалиме были уничтожены.
Проконсул Сирию двинул в мятежную провинцию  два легиона. Их встреча с иудейским ополчением окончилась не стандартно. Под командой полевого командира зелотов Элеозара бен Симона еврейские моджахеды («солдаты Иеговы») сошлись недалеко от Иерусалима с карательным корпусом под командой трибуна Цестия.
2. Сафари на Золотого Орла.
... В 57 году до рождества Христова, провозглашенный легионами императором ( не путать с princips или dominos)  Марк Лициний Красс во главе восьми легионов двинулся на завоевание Парфии. Близ города Кары, на севере современного Ирака, варварская армия под командованием Сурены, нанесла Римским войскам поражение сравнимое с катастрофой под Каннами в 216 году до р.Х.
Квестору Кассию, (тот самый Кассий, будущий организатор убийства Юлия Цезаря) удалось вывести лишь несколько центурий. Сам Красс был убит. Его голова стала украшением на столе во время «пира победителей». Большая часть его легионов была уничтожена. Остальная, вместе с орлами, попала в плен к парфянам.
Судьба «золотых орлов» была предметом переговоров после каждого очередного столкновения между Римом и Парфией.
Орлы были возвращены лишь после очередной «ничейной» военной компании, которую провёл  Марк Антоний, за значительные территориальные уступки в Армении.
Однако рубец на милитаристском сознании империи не зарастал ещё долго. Лишь через полтора века после Карр, Рим смог скормить Парфии «замороженную пиццу» мести, когда победоносные легионы Траяна вошли в Ктесифон, парфянскую столицу на реке Тигр. А сам император поднял кубок за здравие своих победоносных солдат, восседая на золотом троне династии Аршакидов.
Как не помянуть, о гибели трех легионов (целой армии) в Товтенбурском лесу (2 год Новой эры). Узнав об этой катастрофе, флегматичный император Август вышел из равновесия и возопил в присутствии посторонних, обращаясь к своему мертвому генералу: «Вар! Верни мне моих орлов!».
В 61 году новой эры на территории недавно завоёванной Британии восстало племя иценов, под предводительством «неистовой» Боудикки. Варвары вырезали почти всех римлян и «примкнувших» к ним бриттов, во взятом ими Лондоне, не так давно основанным лично императором Клавдием.
В ожесточённых боях инсургентам, удалось разгромить поочерёдно два из четырёх легионов Британской группировки. Но не долго золочёный милитаристский фетиш служил забавой кровожадных дикарей.
Генерал Светоний, с оставшимися двумя легионами одолел армию Боудикки в решительном сражении, не смотря на десятикратное численное превосходство мятежников. Орлы были возвращены. Ицены почти поголовно уничтожены. Боудикка отказавшись капитулировать, отравилась.
В некогда популярном румынском фильме «Даки», (1967), Бухарестские режиссеры, что бы потрафить амбициям коммунистического диктатора Чаушеску, «Гения Карпат», показали, как дакам удалось отбить легионного орла у армии императора Домициана. на самом деле, несколько когорт под командованием начальника преторианцев (по сути мента, а не вояки) Фуска, попали в засаду и понесли потери. Однако об утрате орла речи быть не могло.  Современные Румынские цыгане  даже итальянцев и французов считают  «почти румынами».
Желание видеть поверженного римского орла до нашего времени терзает воображение всех желающих ощутить на губах липкий вкус вина победы. Скорее  всего, именно этот подсознательный флюид и подсказал, отнюдь не ограниченному деспоту Джугашвили, летом 45 года на параде Победы, организовать низвержение штандартов дивизий «третьего райха» к подножию языческого храма с вяленой мумией. Фюрер, склонный к имперскому эпигонству один к одному содрал форму этих милитаристских фетишей с легионных значков, от себя добавив лишь знак свастики.
Так же точно как маршал Жуков, использовал трофейный маршальский жезл фельдмаршала Кейтеля (уменьшенную копию «легионного штандарта») в качестве  ручки на цепочке смывного бачка своего ватерклозета.
И кадры этой хроники, вместе «улыбкой Гагарина» и улетающим олимпийским мишкой, навеки запечатлеют в исторической памяти двуногих образ имперского СССР. Неотделимый от всего прочего великого, ужасного, и смешного что произошло и произойдёт в течение времён.
Воображение членов синдреона будоражили воспоминания  не только о «недавних» победах еврейского оружия над фалангами Антиоха, времён Маккавеев, но и замшелые боевые удачи Давида, Саула и Иисуса Навина.
Однако как только римляне убрались из Палестины, там вспыхнула гражданская война. Партийные лидеры саддукеев, фарисеев и зелотов сошлись в живорезной разборке, по поводу того, кто из них более правильно толкует кодекс Моисея. А если отбросить идеологическую шелуху, то цена вопроса была в том, кто получит контроль над налогово-финансовыми потоками, бремя которых не только не уменьшилось, но кратно увеличилось... Ведь древним, впрочем, как и современным богам не нужны нищие адепты, не имеющие шекеля или бакса что бы купить на них жертвенное животное, или просто кинуть монетку в кружку жреца, в надежде, что деньга дойдёт до адресата.
При всём этом каждый полевой командир из зелотов имел свою точку зрения на то правильно ли осуществляется отправления культа в Великом Храме, а главное, какую часть своих доходов должно платить им население подконтрольных территорий за свою защиту, как от интервентов, так и от центрального правительства.
Но всё проходит. Прошла и эйфория первых побед. Римская империя была не тем клиентом, который, получив удар кастетом по одной щеке, подставиться другой. Несмотря на чехарду с императорами после долгожданной гибели Нерона, в Иудею, во главе четырех легионов прибывает генерал Флавий Веспасиан, до этого проявивший себя как усмиритель мятежников на Британских островах. Легатом (начальником генштаба) у него служит сын Тит  Флавий.
Война начинается по-настоящему. Всерьёз и до победы. После ожесточенным боёв пали такие твердыни зелотов как  Хоразин, Версафин и Капернаум.
Вряд ли те «минуты роковые» как римский генерал, так и его сын предполагали, что им предстоит стать членами императорской династии Флавиев, сменивший после короткого «междуцарствия» династию Юлиев, деградировавшую до правителей типа Нерона и Калигулы.
И первым, кто предрек Веспасиану его «прекрасное далёко», был полевой командир Иосиф бен Маттаньягу. Он капитулировал перед легионами карательного корпуса, и сдал Веспасиану крепость Нахеб, комендантом которой его утвердил Верховный Совет (сендрион). Когда, не смотря на «чистосердечное раскаяние», командующий имперской группировки войск в Иудее всё же приказал на всякий случай заковать мятежника в кандалы, тот глубокомысленно заметил, что приказ надеть колодки отдал генерал, а приказ их снять, отдаст император. Веспасиан, как человек своего времени верил различным прогнозам такого рода, особенно если они благоприятные, тем более что вскоре, легионы объявили его своим верховным главнокомандующим державы. А ещё через несколько месяцев, он, перешагнув через потрошёный труп своего неудачливого предшественника Виттелия, взошёл на престол.
Впоследствии Иосиф бен Иуда был усыновлен императором, и, получив право носить его родовую фамилию, стал историком Иосифом Флавием.
3. Солдаты Иеговы» против «легионов Юпитера»
Уже в эллинистические времена Иерусалим несколько раз подвергался удачным штурмам. Когда в 67 году до р. Х., Гней Помпей Магн, устраивал большую «имперскую охоту» на ближневосточных царьков, его легионы проходили по территории, тогда ещё особо не приручённой Иудеи. В то время, представители двух группировок (Аристобул и Гиркан) делили пост Первосвященника в храме, и обратились к нему за помощью Кстати, вместе с послами от претендентов, к Помпею пришла делегация от местных обывателей с просьбой избавить население от их обоих.. Помпей решил спор подбрасыванием монетки, а когда кто-то из претендентов выразил неудовольствие, взял Иерусалим штурмом и казнил десять тысяч евреев отказавшихся принести присягу на верность республике. А за услуги по арбитражу в качестве гонорара присвоил Палестинскую госказну.  При этом его солдаты всласть покуражились в  варварском святилище.
Через десяток лет, по следу разгромленных легионов Красса, в Палестину нагрянули парфяне. Иерусалим вновь подвергся штурму, и несколько лет Иудеей управлял ставленник Аршакидов. После того как легионы Юлия Цезаря и Марка Антония отбросили парфян за реку Евфрат, а креатура парфян Антигон, кончил жизнь на плахе, Юлий Цезарь подарил провинцию пресловутому Ироду Антипатру..  Последний проводил вполне проримскую политику, заслужив ненависть соплеменников тем, что прибил к воротом храма золотой тотем римского орла.
... В 66 году легионы уже помянутого на данных страницах трибуна Цестия  (вскоре разгромленные партизанами  генерала Шимона бар Гиоры) подошли к стенам Иерусалима, однако по неясным причинам (однако никак не из страха перед еврейскими инсургентами) римские войска отступили.
Как уже говорилось, мирная передышка была использована евреями для межклановых разборок и внутрипартийных чисток.
Веспасиан взялся за дело с присущей ему торгашеской основательностью. Через несколько месяцев боёв, все укрепления Палестины за исключением Иерусалима и крепости Моссада,  находились в руках римлян. Однако неуловимые, подобно чеченским моджахедам, еврейские полевые командиры вели яростную партизанскую войну. Гражданское население их поддерживало (а куда ему было деваться). Впрочем, исход противостояния был практически предрешён. Однако Веспасиан отбыл в Рим, что бы принять участие в сваре за диадему повелителя полумира, а главнокомандующим стал его сын, генерал Тит.
Долгая изматывающая партизанская война римлян никак не прельщала. На границах «парфянский тигр», изготовился к прыжку на спину опасной дичи, ловя жёлтым, прижмуренным глазом азиатского хищника любой возможный промах империи-конкурента. Для поддержания  «ещё жгущей лоб имперской диадемы» требовалось присутствие в столице верных легионов. Да и солдаты не очень-то любили партизанские войны на измор. Они были профессионалы, и надевали калиги и опоясывались мечом исключительно не ради призрачной цели имперского величия, а для удовлетворения «своих растущих  материальных потребностей». Участь неудачливых полководцев в смутные времена междуцарствия была незавидна. Так, к примеру, в Британии командир второго легиона генерал Пений Постум, был вынужден покончить самоубийством, так как проявил нерасторопность и не «захотел успеть» к месту генерального сражения легиона своего напарника Светония, с полчищами бриттов под верховенством Боудикки. И на этот шаг его толкнуло, не столько возможная кара за отказ подчинится  равному ему по чину Светонию, сколько то, что его легионеры лишились своей части трофеев.
К тому же будущий император (а Веспасиан дал и сенату ясно понять, что ему наследовать будут «или сыновья или никто») должен был иметь за своими плечами военные победы и ветеранов обязанных ему, своим благополучием. Участь «гражданских императоров» типа Калигулы, Клавдия и Нерона свидетельствовала, что без подобного параграфа в послужном списке властителя полумира, его власть превращается в кусок мыла, смазанный салом. Своей смертью и при власти умирали за редким исключением только те императоры, которые имели право справить настоящий (а не опереточный, как Калигула или Клавдий) триумф.
Тит предпринимает два гениальных стратегических шага. На пару месяцев он приостанавливает военные действия. На фронтах устанавливается зыбкое затишье. Как  используют его повстанцы? Догадались? Собираются в столицу и начинают резню за контроль нал ней. В  песах (еврейскую «пасху») как и обычно, как и в мирное время, почти всё население Иудеи, и партизаны, и полевые командиры, и те, кто их кормит, и те, кто ими руководит, собираются что бы справить государственный праздник. Мол, война войной, а пасха пасхой.
В апреле 70 года новой эры Иерусалим, как кружка пивом, наполняется почти миллионом паломников. Незваным гостем на этом празднике жизни появляется и Тит, вместе со свежими легионами и осадными машинами. Крысоловка захлопнулось.
Тит не был ни юдофобом, ни злобным садистом. Он был хорошим генералом и, с поправкой на время, нравы и социальное положение не злобным человеком. В империи вообще отсутствовало такое понятие, как  дискриминация по расовому признаку. Население делилось по следующим категориям. Граждане и неграждане. Последние, подразделялись на свободных и рабов. Свободные делились на варваров и не-варваров. К варварам относились все народы империи, кроме греков. Варвары в свою очередь подразделялись на «хороших» и «плохих». «Хорошие» варвары это те, которые согласились воспринять цивилизаторскую миссию Римской империи, культура которой без всяких сомнений стояла на порядок выше любого человеческого сообщества ойкумены, и с годами становились подданными империи безо всякой дискриминации. Последние династии императоров состояли именно выходцы из этой среды. При этом, по крайности во «времена Флавиев» и «Золотой век Антонинов», властей не интересовали религиозные, лингвистические и даже сексуальные наклонности подданных.
  Естественно дикарские обряды, типа человеческих жертвоприношений кельтских друидов или тех же даков, выжигались калёным железом вместе со жрецами и их наиболее рьяными адептами. Учить или не учить латынь было личным делом гражданина. Если он предпочитал объясняться жестами при разбирательстве его тяжбы в суде – то это дело вкуса.
Евреи римлянами считались варварами «плохими». И хотя во время отправления религиозного культа Иеговы отсутствовали человеческие жертвы, то, что его почитатели упорно не желали делиться значительной частью своих доходов с имперским казначейством, полностью девальвировало этот положительный факт.
4. Молот Тита
К примеру, когда за полвека до рождения Иешуа бен Иеговы (бен Юсуфа? Бен Пандера?), проконсул провинции Азия Гай Флакк экспроприировал казну Иерусалимского храма, в Рим, от «коллектива верующих», была отправлена жалоба. Как ни странно она достигла сенатской комиссии. Казнокрад был предан суду.
Суд римляне любили не менее чем гладиаторские бои, и больше чем театр. Представления, разыгрывающиеся в них, порождали массу эмоций у зрителей. Выступать в качестве, как в роли судей, так и в качестве адвокатов, не брезговало большинство императоров. И даже Клавдий или Цезарь не всегда выигрывали процессы. Лишь в суде владыки имели возможность, а зрители удовольствие, выслушать о себе эпитеты, выражающие суть отношения налогоплательщиков к верховной власти. Даже свои людоедские прихоти деспоты типа Калигулы и Нерона были вынуждены оформлять в судебном порядке, причем в открытых процессах.
Так вот. Флакк был оправдан. Что не удивительно. Так его защитником выступал сам Марк Туллий Цицерон, надо полагать за соответственный гонорар. Ворюга, конечно же, имел средства, что бы нанять самого дорого адвоката республики.
Но самым занимательным является аргумент, который был приведенный защитой в качестве основания для оправдательного вердикта.
Сам факт экспроприации не отрицался. Однако внимание акцентировалось на том, что деньги изъяты у варваров. А варварам деньги не нужны. Следовательно, ограбить «ирода» - не грех.
К примеру, что будет делать шимпанзе с кредитной карточкой «Эмерикан экспресс»?
 Что касается евреев, то римлян (впрочем, как и всех остальных) они так же считали варварами. Почему так?
По тому, что они «не - евреи».
Современная, адаптированная к восприятию западным гуманизмом теория «богоизбранности» еврейского народа, в понимании автора блога, звучит примерно так.  У Создателя  Творения есть Цель. И Создатель избрал евреев, что бы они всем прочим помогли этой Цели достигнуть в соответствии с замыслом Творца. Т. е. народ Сиона есть ничто иное «авангард всего прогрессивного человечества на пути к светлому будущему».
Что ж. Возможно и так. Но мне лично более приемлема концепция апостола Павла. Неважно из кого будет состоять авангард человечества стремящегося к Вершинам развития, из эллинов, иудеев или белорусов с осетинами, - главное дойти ...
Для будущего императора подданные делились не по признаку расы, или вероисповедания, а исключительно лояльности режиму. За коллаборантами признавались все права жителей империи соответственно их социальному статусу. Пример того же Иосифа Флавия был весьма красноречив. Не подверглись репрессиям не только представители еврейской аристократии являвшие из себя представителей династии Иродов, но все те, кто сохранял нейтралитет и не принял участие в мятеже. По крайней мере до той поры, пока остервенелое сопротивление еврейских моджахедов не вызвало ответную реакцию звериной жестокости (впрочем, вполне объяснимую) которая распространилась на всех представителей иудейской популяции. Но, по крайности, во времена I  войны, официальную политику империи в отношении лоялистов нельзя назвать карательной.
Тит, кстати, чуть было не вступил в официальный брак с еврейкой. Речь идёт о дочери Агриппы Беренике, которая сожительствовала с римским главкомом, приезжая к нему в лагерь под стенами Иерусалима. Там же присутствовал в качества советника и Иосиф Флавий, ещё целый сонм такого рода консультантов. В том числе и ученик вышеупомянутого мудреца Галлея раввин Йоханн бен Закай, бежавший из осаждённого Иерусалима с воистину иудейской сообразительностью.
Этот будущий еврейский академик был вынесен из города своими «аспирантами» под видом трупа праведника, которого необходимо похоронить в соответствии с культовым церемониалом. Естественно, оказавшись в лагере оккупантов, праведник «воскрес».
Он кстати, получил лично от Тита сертификат на основание духовной академии в городе Ямине, благодаря которой фарисеям (правое крыло которых сотрудничало с оккупантами, а левое было вырезано саддукеями за подозрение в сотрудничестве с ними, сами саддукеи были поголовно вырезаны зелотами по тому же обвинению. Зелоты же, были полностью уничтожены римлянами безо всяких обвинений.). Как всегда больше всех пострадали те, кто вроде бы не причем, а именно ессеи, сторонники сатьяграхи. Их римляне не только умерщвляли, но и ещё люто пытали, требуя отречься от практики «гандизма». Если верить Иосифу Флавию, в большинстве своём, непротивленцы вынесли это испытание достойно. 
Русский генерал Ермолов, усмиритель кровожадных  дикарей в первой четверти XIX века, не без основания позванного современниками «проконсул  Кавказа», надо полагать, был знаком с милитаристским опытом Тита. Ему принадлежит фраза: «Кавказ подобен неприступной крепости. Решительным штурмом её не взять. Приступим к правильной осаде».
Тит и Веспасиан понимали. Решительным штурмом мощные фортификации города, с гарнизоном, численно превосходящим осаждающих – не взять.
Тит приступил к правильной осаде.
Тит и Веспасиан понимали. Решительным штурмом мощные фортификации города, с гарнизоном, численно превосходящим осаждающих – не взять.
Тит приступил к правильной осаде.
Со стен и башен осажденного города наверняка было хорошо видно, как легионеры очищают  поверхность земли ото всякой растительности в окружности нескольких миль от Храма. Как методично возводят изгородь вокруг обречённого города. А город совсем не питал иллюзий «что ученья идут». Город готовился к смертельной схватке, во славу Иеговы и его капища.
Но единственное что сделал Иегова для своих избранников, так это дал им достойных противников в лице генерала Тита и его легионов.
Иосиф Флавий пишет: «когда звук первого удара (тарана) прокатился по улицам, над Иерусалимом разнеслись громкие стоны. Симон и Иоанн (вожди враждующих фракций де-факто ведущую гражданскую войну в осаждённом городе) вновь заключили еще одно шаткое перемирие. Первый позволил зелотам пройти через контролируемые его людьми районы, чтобы добраться до участка стены, которая была теперь самой уязвимой. Осажденные начали сбрасывать со стены зажигательные снаряды и стреляли в любого римлянина, которого видели. Несколько отрядов осуществили вылазку, что¬бы бросить факелы на тараны и осадные укрепления. Несмотря на смелость этих атак, все они были отбиты совместными усилиями лучников, «артиллерии» и кавалеристов. Тит руководил ходом боя и перебрасывал нужные подразделения, как только в этом появлялась необходимость».
... Римский генерал лично участвовал в неудачном приступе. Получил серьёзную рану.
Но Иерусалим ждал враг не менее ужасный, чем вымуштрованные когорты завоевателей. На помощь Титу через два месяца подошёл долгожданный союзник.
 Голод.
5. "Juden divicta – Juden capta". А так ли?
    Легионы несли непривычно крупные потери. И зверели. Быстро закончить войну не получалось. Но время неумолимо работало на римлян. Жители за стенами узнали, какие на вкус сначала крысы, кошки и насекомые, а потом и трупы зарезанных людей. Несколько раз Тит через Иосифа Флавия предлагал довольно мягкие условия капитуляции. Он обещал евреям главное, как ему казалось – сохранить Храм. Предложения были отвергнуты не, потому что были неприемлемы. Их просто было некому принять. И не, потому что отсутствовало верховное командование. Оно было. Только вот менялась с ужасающей регулярностью. В осаждённом городе, чьё население поедало друг друга, шла гражданская война. Она стала неизбежна, когда в Иерусалиме сошлись представители всех иудейских партий, и не успели  вовремя расползтись по своим «норам».
Сначала саддукеи в союзе с зелотами вырезали фарисеев. Потом зелоты в союзе с сикариями уничтожили умеренных саддукеев. Потом уцелевшие саддукеи в альянсе с частью зелотов казнили наиболее буйных сикариев. Потом зелоты судили и зарезали первосвященника Захария бен Боруха, обвинив его в капитулянтстве. Оставшиеся в живых вожди зелотов методично уничтожали друг друга, борясь за призрачный титул коменданта обречённого города.
«Во время осады было замечено (римлянами), что иногда пленники (из  мирных обывателей), рылись в собственных испражнениях, чтобы выудить золотые монеты, которые они проглотили в городе, чтобы солдаты ни той, ни другой стороны не могли их отобрать. По римскому лагерю поползли слухи, что беглецы набиты золотом. Началась «золотая лихорадка». Золотая, чем кровавая не менее. Роль Колондайка для «старателей» в касках и кирасах исполняли потроха несчастных. Если злато добывалось в грудах фекалий, то  отмывалось в крови и слизи в прямом смысле. Запах денег шевелил волосатые ноздри двуногих стервятников. Это привело к ужасной резне, учиненной лагерной прислугой, вспомогательными войсками и некоторыми легионерами. Они вспарывали пленникам животы в надежде обнаружить там состояние (Иосиф Флавий пишет, что эти зверства совершили в основном сирийцы и арабы, которые испытывали ненависть к иудеям. Хотя и добавляет, что часть легионеров также была замешана в убийстве 2 000 перебежчиков.)
Тит был шокирован происшедшим — подобные зверства могли привести к тому, что остальные мирные жители перестали бы сдаваться римлянам. Он выступил с речью перед своими войсками и пообещал казнить любого, кто будет уличен в подобном преступлении. Однако ни один из виновных так и не был найден. Несмотря на предупреждение Тита, мечта о спрятанном золоте привела к очередным зверским убийствам, которые совершались, когда поблизости не было старших офицеров».
На исходе второго месяца осады Тит приказал распинать перебежчиков, что бы количество охотников на крыс и кошек не уменьшилось. А иудеи вместо того, что бы пожирать друг друга, выдали своих гуру, зачинщиков мятежа. Но это не остановило поток беженцев. Несчастные жители Иерусалима предпочитали быть прибитыми к столбам, чем  освежеванными своими же согражданами, и съедены заживо. Спорадические вспыхивающие протесты против своей фанатичной политики, зелоты подавляли с жестокостью, не меньшей чем римляне.
Естественно, военно-религиозная номенклатура получала блокадные пайки по высшей категории. В своём романе «Иудейская война» Лион Фейхтвангер ярко описал подобный эпизод. «Вожди» мятежников сожрали даже жертвенных животных, предназначенных на прокорм горячо любимому ими Иегове, якобы во славу которого они и обрекли миллион своих соотечественников на заклание в жертву.
Военные действия не затухали как вне стен города, так и за ними. Через четыре месяца после осады, в 70 году Христовой эры,  римляне предприняли генеральный штурм. Он был успешен.
Последним оплотом иудеев был Верхний город, или, как он назывался раньше, Сион. Его упорно обороняли отряды «генералов Иеговы» Симона и Иоанна. Сион римляне окружили валом. Установили тараны и пробили бреши.
2 сентября 70 года Сион был взят штурмом.
Симон и Иоанн попали в плен. Большая часть жителей была зверски перебита, остальных иудеев римляне продали в рабство. Иерусалим был разрушен до основания, сохранились лишь башни и небольшая часть городской стены для устройства укрепленного римского лагеря.
Иерусалим разделил судьбу Карфагена. Война стоила евреям около полумиллиона жизней, примерно столько же были обращены в рабство. Мужчины кончили жизнь в рудниках или на арене Колизея, женщины товарного вида в римских лупанариях.
Великий Храм Иеговы, второй по счёту, разрушен до основания. Его сокровища, в том числе и «ковчег завета» предстали перед глазами римской публики во время триумфального шествия победоносных легионов Тита. Перед ликующим римским плебсом, были проведены и «генералы Иеговы». В кандалах. Апофеозом «праздника жизни стала» их смерть. Согласно традиции. Епископы из жрецов Иеговы, в ошейниках, были посажены на цепь перед входом в дома римских патрициев вместо консьержек.
Но занавес над исторической сценой, на которой разыгрывалась трагедия под именем «История древних евреев», упадёт только через полтора века. А пока по приказу Тита каждый из римлян, участников иудейской компании, получил медаль, отчеканенную по приказу главкома.
Juden divicta – Juden capta.
Иудея побеждена – Иудея усмирена.
Вряд ли бы император поверил бы тому, кто сказал, что подобное заявление преждевременно. И даже не оттого, что ещё не сдался гарнизон  Мосады, под командованием полковника Элеозара бен Яира. Он, с упорством обречённых, будет держаться ещё целых три года после падения Иерусалима, пока не погибнет последний защитник этих «еврейских Фермопил». Вот как описано у Иосифа Флавия то, как поступили герои в ситуации, в которой оказался он сам за 6 лет до того, когда сдался на милость Веспасиана: «Не желая сдаваться римлянам, сикарии решили покончить жизнь самоубийством. Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи всех защитников крепости, женщин и детей, а затем один из них, выбранный посредством жребия, убил остальных и покончил с собой.»
Стоит заметить, что басилевс Леонидос со своими «железными гвардейцами» смог лишь два дня сдерживать атаки орды арийцев. Евреи же три года сражались с самой великой и профессиональной из армий той, предыдущей и последующих эпох – вплоть до драбантов короля шведов Карлоса и «старой гвардии» Бонапарта – имперскими легионами Великого Рима.
Итак - Juden divicta – Juden capta?! А так ли.
 У гадалки Клио по этому поводу имела своё, особое,  мнение. В её краплёной колоде до поры был припрятан пиковый король под названием – «мессия». Живой. Или «человек со звезды». Бар-Кохба.