В часовне блаженной Ксении Петербургской

Наталия Владимировна Смольникова
Кто меня знал, да помянет мою душу
Для спасения своей души.
Надпись на гробнице святой блаженной Ксении Петербургской


Помню слова, услышанные несколько лет назад в Покровском монастыре в очереди к мощам блаженной Матроны Московской. Старушка, показав внукам на икону Ксении Петербургской, сказала: «Это Ксения. Она такая же, как Матронушка». Незатейливо-просто, но очень точно о духовной близости двух самых любимых народом блаженных «жен» России.

Ксения Петербургская, вслед за Матроной Московской, стала одной из тех святых, которым открылось моё сердце ещё в начале пути воцерковления. И, разумеется, я хотела побывать в часовне на Смоленском кладбище, где находится гробница блаженной Ксении.

Наконец, я в Петербурге. От станции метро «Василеостровская» маршрутки следуют до Смоленского кладбища. Несколько минут езды по полупустынным «линиям» Васильевского острова — и мы оказываемся у ворот кладбища. Здесь, напротив, многолюдно. И спрашивать, как добраться до часовни, не нужно: все идут туда.

Пасмурный августовский день. Похоже, скоро начнётся дождь. Но здесь, на кладбище, эта пасмурность приобретает какой-то уютный оттенок. Едва колышется зелёная листва деревьев. Тёмные могильные надгробья. Целые стаи голубей неподалёку от часовни. Голуби здесь «ручные»: без ложного стеснения усаживаются на вытянутых руках, карабкаются по спине.

Подходим к часовне. В предвкушении длительного стояния на улице я нетерпеливо заглядываю за угол: где же очередь? Очередь (по нашим московским меркам) совсем небольшая — да и та к свечному ящику. А к гробнице блаженной Ксении — лишь несколько человек.

Священник начинает служить молебен. Такого количества записок, которые вновь и вновь приносят батюшке (и все они прочитываются), я, наверное, никогда не видела. И всех подходящих к гробнице он заботливо-любяще помазывает освящённым маслом. Возникает ощущение, что никто и никогда здесь, у блаженной Ксении, не оказывается забытым.

Молимся от души, поём. Чувства радости и тепла переполняют сердце. Словно я не в чужом городе, а дома, в давно мне известном и родном месте. Дома тебя помнят, любят, понимают с полуслова, там готовы тебя обогреть и приласкать. Именно так матушка Ксения принимает всех приходящих в её часовню. Принимает с любовью, которая переворачивает душу человека. Ибо любовь святых — это сияние Небесной, Божественной любви.

Говорят, что каждый святой может научить нас чему-то особому, что он выстрадал на своём крестном пути. Ксения Петербургская учит нас открывать своё сердце ближнему и любить до самоотречения. Ради Христа быть в нашем холодном, озлобленном мире милостивыми чужестранцами («Ксения» в переводе с греческого — «чужестранка»). Весь жизненный путь блаженной Ксении ёмко описывается словами «подвиг любви»: любви к внезапно скончавшемуся мужу, к знакомым и незнакомым страдающим, обездоленным людям. Подвиг горячей любви к Богу. Как поётся в известной духовной песне,


Ксения блаженная, как же ты любила,
Невозможно было горячей любить.


Ещё при жизни матушка Ксения оказывала чудесную помощь в самых разных обстоятельствах. И именно потому что нужды людей были очень насущными, в этих, казалось бы, сугубо земных проблемах блаженная являла своё предстательство перед Богом и неустанно напоминала своим современникам о Его неизреченном милосердии.

Сегодня сердечная любовь матушки Ксении обильно изливается на всех приходящих в часовню на Смоленском кладбище. И вызывает отклик, который у меня облёкся в форму стихотворения памяти святой.


«Помяни мою душу
Для спасенья своей.
И в мерцанье свечей
Своё сердце послушай.

Сердце здесь не обманет,
Сердце здесь не смолчит.
Скорбь к Творцу прокричит —
И отрадою станет».

Луч Небесного света
Над часовней пролит.
Здесь никто не забыт.
Все мы — Ксеньины дети.


…Пора уходить с кладбища. Начавшийся было дождь скоро прекратился. Прощание не должно быть грустным. Ведь для настоящей любви нет расстояний. Где бы мы ни были, поддержит и утешит нас блаженная Ксения Петербургская. И любви её — нет конца.