Остров псоя

Виталий Бурик
Пробовали ли вы когда-нибудь представить все несметные сокровища мировой народной культуры одновременно? Танго и городской романс, клейзмерские мелодии и песни акынов Туркмении? Тексты Священных книг и бестселлеры Виктора Пелевина, «наше всё» классической поэзии и экспериментальные тексты постмодернистов? Сложно… А ведь всё это существует одновременно, и огромный поток информации лавиной ежедневно накрывает нас. В нём есть всё, стоит только быть в потоке и вовремя ловить его блестящие струи… «Остров, где всё есть» - смешная и немножко грустная песня об избыточности нашей цивилизации, которой прославился в эфире пресловутой передачи «Минута славы» Псой Короленко. Точнее, прославился герой Интернета и московских интеллектуальных клубных шоу Псой Короленко – видная сценическая фигура, а вместе с ним – оставшийся за кадром творец весёлого и беспредельного имиджа, шансонье, интерпретатор песен и текстов, вдумчивый и талантливый филолог Павел Эдуардович Лион. Это настоящее имя оригинального артиста, выступающего под экзотическим псевдонимом.
На острове из песни «есть всё» - от Басё до вкусной колбасы, и непонятно, чего ещё желать. А вот на открытом Псоем Короленко острове народной культуры есть стихи и песни. Разных времён и народов. Причём поются они на разных языках, часто вне зависимости от языка своей родины, времени происхождения, традиционного канона. Метод Псоя – подать старое, зачастую затёртое традиционным исполнением произведение в новом свете аранжировки, в какой-нибудь совершенно немыслимой ранее интерпретации. И тогда слово и музыка оживают вновь! «Хочу сиять заставить заново..» - этот тезис Маяковского – про песни Псоя. Но не стоит считать оскорблёнными свои лучшие чувства, если вдруг из знакомого с детства патетического текста у Псоя получается «полный балаган». Балаган этот полон веселья, задора и оптимизма, однако не без философской иронии и грустинки..
Кроме городского фольклора, этнических песен, которые Псой поёт на разные лады, мастер смело экспериментирует и с текстами, ставшими классикой. Чего только стоит в его исполнении вокальная сюита на знаменитое стихотворение Есенина «Чёрный человек». Захватывает дух, и вместе с вкрадчивой интонацией псоевского пения-наговора в сознание проникают все гротескные, явные и неявные смыслы великого и трагического произведения, одного из лучших есенинских творений. Застывшее в культуре, как монумент Псой «очеловечивает», пропуская через сердце, освещая новой осмысленностью.
Конечно, сам имидж Псоя, его фигура на сцене, наряд, позы зачастую гротескно комичны. Он играет на своей электронной клавишной «гармохе», напоминая тапёра в зале, где показывают немое кино. А с кадрами из этого фильма можно сравнить быстро сменяющие друг друга образы, аллюзии, шутки и многозначные фразы из песен. И вот, как ни странно, крупный, с окладистой марксовской бородой Псой на этом нашем острове цивилизации, откуда нам никуда не уплыть, начинает напоминать иную фигуру, иной образ эпохи немого кино… Да, это всё он же – маленький человек с большим сердцем, которого когда-то подарил кинематоргафу Чарли Чаплин. Если лишь небо множеством звёзд или город холодными огнями своих окон безучастно смотрят на твоё островное одиночество – можно ли говорить о чём-то очень всерьёз? И тут островитяне, и маленький Чарли и большой Псой, начинают ломать комедию. Очень искренне и очень всерьёз. Комедию – потому, что для обывателя спорить с небом и мироустройством – нелепо, всерьёз – потому, что наши герои иначе не могут. И тут их искренность долетает до островов нашего отчуждения какой-то странной, нелогичной надеждой – всё непременно будет хорошо! Даже если никто ни чего нам не может пообещать. И на сердце становится тепло, как от любимой песни с дедушкиной пластинки, которую услышал в семь лет с кухни, уплетая бабушкины блины.
Конечно, в репертуаре Псоя Короленко есть и достаточно едкий бытовой юмор, напоминающий зачастую юмористические сцены из рассказов Зощенко, и явные пародии на известные произведения – артист выступает перед совершенно разной публикой и в любой обстановке не может себе позволить быть скучным. Но даже злободневные проблемы и ситуации сквозь ироническую призму творчества Псоя Короленко воспринимаются как канонические притчи «и было всё, и будет, и всё – суета сует», а не приходящее – искренность, сердечность и искусство.