Всё в жертву памяти твоей

Валентина Томашевская
Морфологический уровень анализа текста

Всё в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.

В этом стихотворении Пушкина 33 слова. Нет ни одного глагола.
С точки зрения морфологии (изучает части речи) тексты различны.
Морфологический, фонетический и другие системы – важные системы.
Части речи вступают во взаимосвязи друг с другом, возникакет целая система взаимоотношений.
Глаголы – слова, выражающие действие, состояние, процессуальность.
Глаголы имеют особое значение, скрыто действенное начало,
они взрывают статику, конструируют движение.
Асеев. Простые строки
"Нет, я к тебе не привык..."
14 знаменательны слов, 43% занимают глаголы, 2 существительных.
Глагол – движущееся сознание я.
Господство глаголов говорит о том, что сказано прямо: не привык.
Глагол демонстрирует вечное обновление, движение.
"Я тебя не умею беречь" Мартынов.
56 знаменатеьных слов, 21 глагол, 9 существительных.

О том же говорит лексика и морфология.
Существительное - статика. В существитеьных движения есть какая-то статика.
Морфологическая система – это не только части речи, но и все свойства частей речи.
Для текста важно: конкретно, абстрактно или вещественно существительное.

Андрей Белый. Жизнь. Абстрактные существительные преобладают.
Проносятся на тайной жизни пространств... Дымный сон...
Мир Белого – мир духа, абстракции, мир вечного, антивещественного.

Маяковский: "Косые скулы океана... А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?"
Конкретные существительные. Мир Маяковского – мир реальный, земной, мир вещей.
Вещи делятся на две группы: необычные и бытовые.
Флейта – водосточная труба,  скулы – океана
На оппозиции. Сопоставление я – вы. С "я" связана система существительных ярких, "вы" – вещные, вульгарные. "Я" – яркость, "вы" – пошлость.

Блок. "О доблестях, о подвигах, о славе..."
Нужно исследовать переходные и непереходные глаголы. Смена категорий ведет к изменению точки зрения, смене темы, персонажа.

Генрих Бёлль. "Глазами клоуна".
Сопоставление настоящего и прошлого ФРГ. Впадает в прошлое, переключение времени глаголов демонстрирует двойную действительность сознания.

Тютчев. Она сидела на полу и груду писем разбирала...
Несовершенный вид демонстрирует вечность происходящего здесь, что не кончится, что составляет жизнь героини. Союзы. Местоимения. Роль местоимений. Я – ты.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Я – ты. Образуется кольцо.

Блок. О доблестятях, о подвигах, о славе...
20% , одну пятую текста занимают местоимения.
Две задачи:
- конкретное: какова идея заключена в данной системе текста, как элемент демонстрирует идею текста
- как данный элемент демонстрирует мышление художника, художественное мышление эпохи.

В каждом кусочке текста воплощается структура мышления художника.
Белый. Жизнь. Видим, что демонстрирует сознание Белого, его погруженность в идеальный мир. Конструирует идеал. Через морфологию.
Сознание Блока и Белого близко. Одна эпоха.

Пушкин. Все расшифровано, нечто собирательное, различные процессы,состояния. Мир. Мир приносится в жертву не конкретному лицу, не ей, а в жертву памяти о ней. Существенное слово, потому что память и ты – подраздел. Духовное и конкретно осязаемое. Человеческая любовь поднимается на некую сферу.
Гораздо труднее принести все в жертву памяти.
Сфера я – сфера духовного.
Пушкин демонстрирует торжество духовного, торжество человека.
Именно это и рождает гармонию сознания, гармонию чувств.
Господствует абсолютная симметрия.
Восемь  стихов, строк соединены одним союзом "и" -анафора. Повтор одного и того ж типа конструкции. Мрак равно изгнание. Становятся абстрактными. Голос лиры. Лира равна голосу.
Поэтическая муза. Во всем симметрия: на одном полюсе ты, на другом – я.

Каждый стих как бы глядится друг в друга, повторяется.
Торжество абсолютной этики, духовности. Этой мыслью освящена вся его лирика:
"Чувства добрые я лирой пробуждал."
Говорит о духовном человеке. Самая высокая близость, которая может существовать между людьми – духовная близость.

Нет ни одного глагола. Все, что провозглашено, неизменно, не подвластно изменениям, трансформациям, вечно, абсолютно.
У Блока сюжет, система сообщений. У Пушкина – нет. Откровенность. Подлинный смысл пушкинских стихов запрятан. Его простота – поразительная сложность.
Ничего не обнажает, не демонстрирует, но высокая организация текста.

Продолжение:
Синтаксическая система  http://www.stihi.ru/2007/08/05-1187

http://www.stihi.ru/2007/08/05-1187