Пять хороших императоров 96-180н. э. Рим

Елена Грислис
                PROVIDENTIA SENATVS 
                (Волей сената)


Нерва был юристом знатным!
Императора стезя:
Сделать право всем понятным,
В жизнь обычную внеся.

Став избранником Сената,
Сам   опалу отменил –
Власти – что лелеял свято.
И законы – ей –  ссудил.

Век устал  от игр артиста:
Дух Нерона сеял страх.
Вся беда того статиста –
Пораженье слуг в правах.

В рамках нового закона
Полились благи дары,
Чтоб  жила опора трона –
Императора  миры!

После  дел Домициана,
Что  продлил Нерона путь –
«ДОМ  НАРОДА» … против клана
Марк  направил, видя суть:

Положить конец застою,
Что при Флавиях царил!
Дать народу хлеб и волю
И земли кусок, и  мир!

Нерва – имя непростое.
АнтонИнов здравый глас,
На  законах зиждя долю,
Люд, детей от глада спас.

Уподобленный  надежде,
Правил бережно и впрок.
Рим законом стал, как прежде –
В том истории урок.



                ФОРУМ  ТРАЯНА

На основанье Квиринальского холма -
Величественный и тревожный -
Лежал сей форум как венец
Побед над даками, роскошный.

Разгром тех даков был отмечен
Азартом зрелищ заказных.
Как грома гул, нам слышны речи
В амфитеатрах золотых.

Здесь толпы праздных для затей
К аренам цирков подходили.
И тысячи рабов, зверей
Они в мир духов проводили.

И Ты - на мраморном коне, -
Игрою, хлебом мир наполнив,
Стал горсткой пепла, как и все.
А форум - лишь чужой любовью!



                ИСКУССТВО ВЕРЫ

Золотой век Адриана
Начал путь с Афин.
Там правителем являлся
Римский гражданин.

Зевса храм многометровый - 
Антиноя стать -
Нам, любящим Иегову,
Сердцем не объять!

Все ж гармоний сладкозвучье,
Пантеона светь
Будит благостное чувство -
От искусства весть.

А когда-то в этом крылся
Смысл совсем другой.
Древний римлянин молился,
Как и я с тобой?..

Не понять христианину
Пантеона власть.
Ведь не смог помочь он Риму -
Не упасть!



                АНТОНИН ПО ПРОЗВИЩУ ПИЙ

Рим! Празднуй благочестья день!
Столетий пролетевших  тень
Не скроет сумрачной завесой
Дел Антонина! Не повесой

Он  восходил на много лет,
Себе  дав нравственный обет:
Чтить Адриана равно Бога
До избранной судьбы порога.

Сей прозван Пием  император,
Поскольку долг свой твёрдо знал:
Не лицемер и не диктатор
За Адрианом  вырастал.

Тот – честность видя в Антонине –
Ввёл в  Императорский Совет.
Когда же дело шло к кончине –
Усыновил на склоне лет.

Пий пёкся о народном праве.
Тревожил равенства вопрос.
Провинции   к  забытой славе   
Он возвращал, в предверье гроз.

Расцвет империи коснулся
Не  только граждан… а рабов!
Закон лицом к ним повернулся,
Ослабив  тяготы оков.

Пий христианства не приял:
Молился как отцы и деды.
Но и гонителем не стал –
Считал, что в страхе нет победы!

Аequitas, felicitas, fides  -
Три постулата  жития.
В них места нет  былой нужде
По воле щедрого царя!

Земля – отчизна для людей,
Мать общая для всех живущих.
А храм –  хранилище идей,
Обожествлённого из сущих!


               
                ФИЛОСОФИЯ МАРКА АВРЕЛИЯ

В нем божество таилось.
Он гений свой берег
От ложных устремлений.
Философ - не игрок!

Разумность жизни рода
Чтил истинный пророк.
В согласии с природой
Он исключал порок!

Он добродетель чести
Из тьмы интриг извлек.
Встречать врагов без мести -
Властителя урок.

И смерти не боялся!
Перед лицом конца
Он сына испугался -
Наследника-глупца.

Аврелия наследье
Времен изменных вне -
Философа бессмертье
На бронзовом коне!



______________________


Пять хороших императоров (англ. Five Good Emperors) — пять последовательно правивших римских императоров из династии Антонинов: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий. За время их правления (96 — 180 н. э.), которое отличалось стабильностью и отсутствием репрессий, Римская империя достигла своего наивысшего расцвета. Термин введён Э. Гиббоном. Римские историки, которые чётко делили всех императоров на «хороших» и «плохих», относили Антонинов к числу хороших и составили их биографии исключительно в хвалебных тонах. Нерве, по выражению Тацита, удалось соединить несоединимое — принципат и свободу. Траян стал для римлян мерилом успеха, последующие императоры желали походить на него. Антонин носил прозвище Пий — Благочестивый. А Марк Аврелий воплотил идеал правителя, став философом на троне. Современные исследователи, соглашаясь со многими фактами, тем не менее склонны с большей осторожностью превозносить данную эпоху, поскольку вся сохранившаяся о ней информация отражает точку зрения лишь высшего слоя римского общества.

Фото: форум Траяна.