Весёлые звуки гудка

Олег Маляренко
Каким превосходным гобоистом был Витольд! Равными ему по мастерству исполнения в бывшем Советском Союзе было, пожалуй, не более пяти человек. Но никто из них не мог так виртуозно брать ноту «ля» третьей октавы.

Витольд служил в симфоническом оркестре при областной филармонии. Зарплата была мизерной, но для человека, влюблённого в свою профессию, это не имело никакого значения. Всё у него было ладно: жена, дочка Надя, друзья и отличная работа.

Однако счастье не может длиться вечно. Однажды он пришёл домой и застал полупустую квартиру. Из записки на столе Витольду стало ясно, что жена вместе с дочерью ушла к другому человеку и просила не искать с ней встречи. Впоследствии он узнал, что жена сбежала к любовнику, с которым якшалась несколько лет.

А тут ещё настали новые времена, когда любимец Запада Горби развалил страну. Покатились распад и разруха. Филармония накрылась медным тазом, и оркестр распустили. Друзья предлагали Витольду играть на похоронах и свадьбах, но он, первый гобой оркестра, посчитал такое занятие ниже своего достоинства.

От тоски он начал выпивать, вначале понемногу, а потом втянулся в этот процесс основательно. Все отвернулись от музыканта, кроме дворника тёти Любы, которая относилась к нему по-матерински и помогала наводить порядки в его запущенной квартире.

Нужно было искать выход из создавшегося положения. Но ничто не приходило в голову, и Витольд продолжал катиться по наклонной плоскости.

Как ни крути, а он музыкант, и от этого никуда не денешься. Желательно найти что-либо, связанное с музыкой. А что, если стать солистом-гобоистом, или открыть кружок духовой музыки, или создать квартет-квинтет камерной музыки? Нет, всё не то! Кому это нужно в наше время? Надо придумать такое, чтобы всех удивить, и никто не мог бы делать кроме него.

А теперь некоторое отступление: Прошу не читать дальше людей с тонкой душевной организацией, нервных, впечатлительных и обладающих чувствительным обонянием.


Приветствую тех, кто отважился читать дальше!

Одним ясным днём Витольд наткнулся в газетёнке жёлтого пошиба на статью о французском музыканте, который мог выпукивать мелодию национального гимна Франции «Марсельезу».

Он живо представил себе концертный зал, солидную публику, на сцене рояль с аккомпаниатором и самого исполнителя. Он в чёрном фраке с белой пуговкой на с**** обязательным галстуком-бабочкой. Вот исполнитель опёрся о рояль, сделал знак аккомпаниатору, набрал воздуха и в полной тишине начал выдувать первые ноты гимна. Все встают, а трубач, или как его там, продолжает свой пассаж. Вот мелодия закончена, а зал как заворожённый молчит. И вдруг раздаются восторженные выкрики, бурные овации, и взлетают вверх шляпки. Музыкант низко раскланивается, увёртываясь от летящих в него букетов. Неважно, что за время исполнения рояль вместе с аккомпаниатором отъехал на несколько метров. Это такие мелочи!

Вот с кого следует взять пример! Если это смог сделать француз, то почему не может сделать он? Или он не первоклассный музыкант? Могут быть, конечно, технические трудности, но если подойти с умом, то их можно преодолеть. Что особенно подкупает, так это то, что не нужно постоянно носить инструмент с собой в отдельности. Можно сказать, что такой гобой всегда с тобой. Впрочем, какой гобой? Это будет универсальный инструмент и для него подойдёт название, пожалуй, гудок.

Очень сложная оказалась задача освоения своего нового-старого инструмента, почти непреодолимая, но только не для Витольда.  Вначале гудок страшно фальшивил, порой сбиваясь на какофонию. Самым сложным музыкальным инструментом, как известно, является орган. Но там тысячи труб, через которые проходит воздух. А тут сыграй три октавы всего лишь на одной трубе с единственным клапаном! Это, пожалуй, будет сложнее, чем для Паганини сыграть на одной струне скрипки уличного скрипача.

Несмотря на то, что Витольд жил один, он начал осваивать и оттачивать мастерство игры на своём гудке в санузле. Для этого пришлось оснастить его приточно-вытяжной вентиляцией. Постепенно наш музыкант научился извлекать ноты широкого диапазона в медленном темпе. Особенно хорошо удалось ему подобрать тембр гобоя. Талант не пропьёшь! К сожалению, музыкальные фразы не превышали пока семи нот.

Один раз тётя Люба была удивлена тем, что гобой лежал на столе, а его звуки доносились из туалета. Пришлось Витольду соврать, что он имитировал гобой губами.

Для увеличения времени звучания гудка Витольд обратился к знакомому врачу, не объяснив ему истинные причины своей мнимой хвори. Доктор прописал ему отличное ветрогонное средство. Оно гнало такой ветер, что однажды погасило свечу. Теперь возникла новая загвоздка – как удержать ветер до момента, когда ему следовало дуть.
Если вы подумали, что Витольд спасовал перед этой проблемой, то ошибаетесь. Для этой цели он стал употреблять блюда, содержащие клетчатку. А она оказалась отличным поглотителем газов, простите, воздуха. Здесь подсказку ему подал сам Альфред Нобель, который аналогичным способом изобрёл динамит.

Были у ветров ещё одни недостатки, которые если и не удастся целиком убрать, то следовало, хотя бы уменьшить их. Речь, как ни странно, пойдёт о благовониях, то есть ароматах. Люди, которые с ними сталкиваются ежедневно, это… парфюмеры. Пришлось Витольду немного похимичить, вторгнувшись в неизведанную им область. Тут ему послужили примером такие известные парфюмеры как Коко Шанель и Алла Пугачёва.

После длительных и кропотливых опытов, используя себя как собаку Павлова, Витольд добился потрясающего результата. Он нашёл такую отдушку, придающую ветрам так нужную им утреннюю свежесть, благоухание вечера и ночной аромат. Ею стали цветы фиалки душистой.

Перед тренировкой Витольд садился на цветочно-овощную диету. Она состояла из пригоршни ветрогонных таблеток, пяти гороховых стручков целиком, пригоршни вареных горошин, семи кукурузных початков, кила капустных листьев и салата из цветов фиалки. Затем он взбалтывал живот и шёл в бокс.

В боксе музыкант усаживался на унитазе поудобнее. Для вдохновения он прослушивал мелодии великих композиторов – Баха, Пуччини и Игоря Крутого. Издавал для настройки ноту «ля» первой октавы и приступал непосредственно к исполнению. Играл Витольд не по нотам, а по памяти, слуху и немного по нюху. Его репертуар был чрезвычайно широк. Здесь были и классика, и хиты минувших лет, и рок, и народные песни. Одной из последних была «АнаСРАзу меНЯ полюБИла». Когда импровизатор заканчивал репетицию, утихали ветры. А скорее – наоборот. Витольд покидал студию, оставляя там утончённый аромат душистой фиалки.

Постепенно Витольд овладел приёмами искусной игры на таком неожиданном инструменте как собственный гудок. Главное, что он научился играть чисто, без фальшивых нот и посторонних тресков. Настала пора продемонстрировать своё искусство перед такими взыскательными ценителями музыки, которыми являлись его коллеги по бывшему оркестру.

Одним вечером Витольд принимал у себя семерых своих коллег. После небольшой выпивки и скромной закуски на десерт пригласил гостей на крышу дома для музицирования. С крыши открывался дивный вид на город, утопающий в вечерних огнях. Гости были удивлены, что Витольд не прихватил с собой свой любимый гобой.

Он стал с наветренной стороны перед публикой.

- Друзья, сейчас вы услышите музыку, которую никогда прежде не слышали, - обратился к ним Витольд.
- А на чём ты будешь играть?
- Сейчас узнаете. Только не пугайтесь.

Музыканты недоверчиво поглядели на него. А солист набрал побольше воздуха и начал выдувать чарующую мелодию сонаты №2 Шопена Marche funebre*. Вначале публика никак не могла понять, откуда доносятся звуки. Но когда открыли её источник, то закатились жизнерадостным смехом.

- Ну, и артист же ты, Витольд! Такого оригинального исполнения мне, и я уверен, и другим, не приходилось слушать. Сам придумал? – выдал Антон в паузах между волнами смеха.
- Эту идею подсказал мне один француз. Но технику исполнения мне пришлось доводить самому.
- Витосик, ты - настоящий гений! Сыграл почти без помарок. И на чём? На своей собственной… дупе, как говорят на Украине, - восхитился Тарас.
- Послушай, маэстро, ты можешь сыграть для меня «Чижик-Пыжик»? – поинтересовался наивный Эдуард Карлович.
- Запросто.

В полной тишине над вечерним городом неслась мелодия незамысловатой детской песенки.

- А теперь, друзья, закажите что-либо поприличнее, - подзадорил их Витольд.

Посыпались заявки, одна другой краше. Солист выбрал начало симфонии №40 Моцарта. Выдувать такую божественную музыку – сплошное удовольствие. Но в середине музыкальной фразы Витольд почувствовал, что ветры у него затихают. Нежный массаж живота вновь разогнал ветры, и музыкальная тема была успешно завершена.

Что начало твориться на крыше! Раздались громкие аплодисменты, одобрительные и восторженные восклицания, крепкие пожатия рук и дружеские объятия. За всю долгую жизнь крыша дома не видела и не слышала подобного ликования. Как выразился один известный политик, это был ПИР ДУХА.

В заключение своего сольного дебютного выступления Витольд издал громкий и протяжный низкий звук, наподобие пароходного гудка.

Этот успех следовало отметить, для чего скинулись всей компанией и отправили гонца в магазин за выпивкой и закуской.

Витольд чувствовал себя именинником и был несказанно рад поддержке друзей. Когда все разошлись, Антон ещё задержался, чтобы сказать ему:

- Я вот о чём подумал – где можно применить твои уникальные способности? Для свадеб и похорон они не подходят, но для корпоративов – в самый раз! У меня есть знакомый менеджер, который устраивает такие вечеринки. Я поговорю с ним. Возможно, твоё исполнение его заинтересует.

Через два дня Витольду позвонил тот менеджер и пригласил в свой офис. Он предложил ему «сыграть» в конце корпоративного вечера. Вознаграждение было скромным, но музыкант согласился и на него.

К этому выступлению Витольд готовился особенно тщательно. От этого зависит вся его исполнительская карьера. Нужно подумать об одежде, чтобы она была удобной и просторной, но при этом не вульгарной. Необходимо выбрать подходящий репертуар. Впрочем, стоит выполнять пожелания гостей. Остаётся самая главная проблема: как достичь пика ветрообразования к началу выступления, час которого точно не установлен. Необходимо вести себя раскованно, но не развязно. Больше уверенности в себе! Всё получится! Хотелось бы, чтобы так и случилось.

В ресторан на корпоративную вечеринку Витольд пришёл довольно поздно, незадолго до её завершения. От предложенной еды и выпивки он отказался, чтобы не нарушить баланс в организме. Присутствующие успели уже хорошо набраться. Наконец все потянулись к выходу.

Витольд занял место у выхода на площадке. Его с любопытством окружила толпа, ещё не зная, что её ждёт. Первое удивление вызвало то, что микрофон устанавливают не на уровне рта, а пятой точки. Голосом заправского ведущего Витольд объявил: «Начинается сольный концерт оригинального исполнителя Димона Пучкова (сценическое имя), вашего покорного слуги». Своё имя он взял в честь итальянского композитора Пуччини.

Для разогрева публики Витольд начал выдувать «Чаттануга чучу», пожилым для воспоминания, а молодёжи для ознакомления. Уже при первых нотах музыкант утонул во взрыве ржания. Он подождал, пока наступит тишина, а затем продолжил выступление, плавно перейдя на блюз «Сент-Луис». Когда он закончил, громкие аплодисменты и пьяные выкрики не заставили себя ждать. Публика одобрила его попу-рри.

- А теперь можете заказывать музыку, - подал голос солист.
- Хэпи бёздей! – раздалось множество голосов.

Витольд исполнил желание, но в конце второй фразы толпа закричала: «Соломон Иванович!» Седой виновник торжества зарделся. Хорошо, что из-за шума никто не услышал незапланированный треск.

- А что исполнить для Соломона Ивановича? – нашёлся Витольд.
- Мурку! – скромно ответил он.
- Замечательный выбор! – похвалил гудочник и выдал криминальный хит на все времена.
Теперь корпорация разохотилась, и заговорили все одновременно, называя вразнобой музыкальную всячину. Но ветры затихли, а с ними и музыка.

- Друзья мои! – объявил Витольд. – Я рад для вас играть бесконечно долго, но по техническим причинам вынужден закончить выступление. До новых встреч!

Толпа издала вздох разочарования, но то, что человеческие возможности небезграничны, понимали даже пьяные. После этого в ночном небе засверкали огни фейерверка.

Музыкант-дебютант шёл домой в превосходном настроении. Всё произошло, как и было задумано. Спасибо друзьям за поддержку! Его душу согревали заработанные деньги. Впервые его собственная… уникальная игра принесла доход.

Слухи о необычной манере исполнения быстро распространились по городу, и Витольда стали часто приглашать на корпоративы. Он стал известным поп-музыкантом. И с каждым разом он повышал планку своих гонораров. Теперь он мог не отказывать себе ни в чём. Новая работа требовала от него самоотдачи и ответственности, поэтому с пьянкой вынужден был покончить.
 
Во время выступлений гудочника порой случались курьёзные истории.

Так однажды вышел из строя микрофон, и ему пришлось гудеть на всю мощь. В другой раз подвыпивший амбал поднялся на подиум и обвинил Витольда в мошенничестве, мол, у него в трусах спрятано музыкальное устройство. Слушатели стали ждать ответной реакции музыканта. Витольда выручила его находчивость, когда заметил у мужика на руке дорогие часы. Он предложил обмен «часы на трусы». Если в трусах ничего не обнаружится, то он получит часы мужика, а если что-нибудь будет найдено, то заплатит стоимость часов. Амбал раскинул умом и не стал рисковать под смех публики.

Одна дамочка оказалась чрезвычайно настойчивой в разоблачении гудящего музыканта. Пришлось дать ей возможность убедиться в его честных музыкальных и чисто мужских качествах. После этого фанатки Витольда стали караулить, чтобы обольстить его. Однако он стойко давал им от ворот поворот.

Невзирая на предупреждения Витольда, не пытаться повторять его манеру исполнения, один бизнесмен всё же предпринял попытку, но не рассчитал свои силы. После первой ноты он обмяк, растеряно глядя по сторонам. Водитель подхватил его под мышки и отвёл в «Ломбарджини», где усадил на сидение из кожи бегемота.

На одном корпоративе нетрезвый старичок предложил музыканту загудеть гимн Советского Союза. На это он не согласился, опасаясь непонимания нынешних властей.

Гудочника поразила студентка-музыковед Соня, взявшая темой дипломного проекта его уникальное музыкальное исполнение. На этой почве они стали часто встречаться, пока не поняли, что созданы друг для друга. Сонечка перешла жить к Витольду, и с тех пор они стали неразлучны. На вечернюю работу ходили вдвоём: он – для исполнения, а она – для вдохновения. Одним из плюсов музыкальной практики Витольда стала его высокая потенция.

Одни шустрые ребята предложили Витольду организовать его гастроли по стране. Он и сам понимал, что масштабы города его уже не устраивали, и задумался над этим предложением. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая музыкальная карьера Витольда, если бы не случай, что его потряс.

На одном из корпоративов, когда музыкант вдохновенно гудел, ублажая своими мелодиями публику, он увидел маленькую девочку. Она пристально глядела на него, словно с укором. Что-то заставило Витольда вздрогнуть. Да это же его дочь Надежда!

Внезапно ему стало стыдно, и он покраснел до корней волос. Никогда никого не стеснялся, а тут случилось такое! На мгновение Витольд представил себя на месте дочери. Взрослый дядька, кажется, отец, стоит среди толпы людей и выпукивает музыку под их выкрики. Какой позор!

Музыкант прогудел только половину программы, как почувствовал, что его ветры утихли до полного штиля. Все его попытки изменить обстановку ни к чему не привели. Ветры словно оказались под замком, да не одним. В этот момент он увидел, как жена увела дочь. Но даже это не помогло. Пришлось объявить о завершении укороченного выступления, что случилось у него в первый раз.

Это был настоящий катарсис, возвышающий и очищающий душу от всего входящего и особенно выходящего.

Устроители вечера не потребовали от Витольда возвращения части полученных денег за неполное выступление. Ничего, не обеднеют! По возвращении домой он завёл машину в гараж, а сам присел на скамейке во дворе. Надо было подумать о многом.

Дальнейшее гудение – это путь в никуда. Надо всё кардинально менять. Его давно привлекал саксофон, близкий к гобою, но обладающий мощным звучанием и певучим тембром. Теперь он человек обеспеченный, сделавший себе имя, пусть несколько скандальное. А с саксофоном он добьётся не меньшего успеха. Вот тогда дочка и поймёт, кто на самом деле у неё отец.

Так Витольд и сделал, перейдя от гобоиста, через гудочника в саксофонисты. Он стал более востребованным, чем прежде. Женился на Соне, которая к тому времени окончила консерваторию. Встретился с дочерью и пригласил её вместе с бывшей и её мужем на свой концерт.

С великим упоением и блестящим мастерством Витольд играл на саксофоне. Порой к его исполнению пытался присоединиться дуэтом дремлющий гудок, но он научился жёстко подавлять такие поползновения.


* Marche funebre – похоронный марш (итал.)