Интервью с Людмилой Клёновой

Попова Марина
Дорогие читатели Проза.ру, приглашаю познакомиться с интервью, взятому у Людмилы Кленовой на Парнасе. Приятного чтения.
Страница Людмилы Кленовой на Прозе.ру  http://proza.ru/avtor/jukana4


Людмила Клёнова «Без полёта души разве мыслима ПОЭЗИЯ?»

26 сентября 2013 - Марина Попова
 
 
Дорогие друзья, здравствуйте! Сегодня у нас в гостях в нашей жемчужной комнате Парнаса профессиональный музыкант, пианистка, поэт, концертмейстер, педагог, член СП России, член Союза русскоязычных писателей Израиля, член Международного Союза Писателей «Новый Современник» и Международной Творческой Ассоциации "Тайвас" (Финляндия), член общественного совета и редколлегии литературного альманаха мировой русскоязычной диаспоры "Под небом единым", Судья с Серебряной Мантией Международной Судейской Коллегии, Лауреат международных конкурсов поэзии и прозы Людмила Клёнова (Лютель Эдер). На счету Людмилы 9 изданных сборников, публикации во всеизраильских и международных альманахах.
 
Беседует с Людмилой наш редактор, писатель и художник, Марина Попова.

М.П.:- Дорогая Людмила, рада приветствовать тебя на Парнасе! Спасибо, что согласилась виртуально побеседовать со мной. Позволь мне обращаться к тебе по имени Лю. Предлагаю начать разговор с твоей автобиографии.

Л.К.: - Здравствуй, Марина! Да с удовольствием…  Так называет меня полмира.  Давно уже привыкла я к своему «Лю»…

Родилась на Украине, в Харькове. Жила в небольшом посёлке Рыжов в двадцати минутах езды электричкой от города. Когда мне было 4 года, в поселковый наш клуб приехал симфонический оркестр Харьковской филармонии. Естественно, весь «цвет» местной интеллигенции был в этот вечер в клубе. А моя мама, само собой, к интеллигенции относилась, поскольку преподавала в школе английский. Когда дирижёр вышел на сцену, встал перед оркестром, поднял руки и зазвучали первые такты музыки, для меня всё изменилось…

Я тихонечко соскользнула с маминых коленей и пошла к сцене. Дирижёр меня увидел, улыбнулся, и продолжил дирижировать. А я стояла позади него – и тоже дирижировала… С тех пор в моей жизни поселилась, вела меня по всем дорогам – и продолжает звучать – МУЗЫКА…

Дирижёром на том концерте был прославленный Натан Рахлин. Это он сказал маме, что меня нужно учить музыке…

...И вот вышел дирижёр, поднял руки – и...

Всё для меня окончилось в этот миг - когда зазвучала самая первая нота – и ВСЁ - началось... Меня подхватила волна – огромная, тёплая, сияющая – и унесла с собой в неведомые мне прежде края, где звуки пели и смеялись, разговаривали со мной, растворяли меня в себе – и мне не было страшно – только РАДОСТЬ – всепоглощающая радость затопила всё моё существо... (Из рассказа «Блики»).

Потом была поселковая музыкальная школа… переезд в Харьков - и учёба в музыкальной специальной школе-десятилетке. Консерватория… Вернее, Харьковский Институт Искусств (ныне – академия) – это консерватория и театральный институт, объединённые «под одним» ректором.

Замечательное было время! Хоть и очень трудное. Игра на рояле требует многочасовой каждодневной работы… Но мы как-то ухитрялись успевать делать всё…

Отдельно можно рассказывать об учёбе в школе – сколько там было чудесных и талантливых друзей! Консерватория – незабываемые впечатления…

М.П.:- Лю, что было дальше, после завершения обучения в Консерватории?

Л.К.: - Ну, дальше – нормальная жизнь. Замужество – очень раннее, ещё во время учёбы в консерватории… Это – отдельный рассказ – история нашего знакомства и взаимоотношений с моим будущим мужем. У него есть замечательное эссе - именно по этому поводу…

Рождение сына, переезд в Херсон – поехала за мужем, получившим туда распределение. Преподавание по классу специального фортепиано в тамошнем музыкальном училище. Кроме работы – бесконечные капустники - студенческие и педагогические, вечера профессиональные и развлекательные…

Рождение второго сына – «не отходя от кассы» - бросить работу не могла – Госэкзамены были на носу – кто ж бросает студентов-выпускников в такой ситуации? Вот мои младшекурсники и нянчились с моим новорожденным, пока я репетировала с выпускниками и принимала ГОСы…

М.П.:- Лю, а как ты обнаружила у себя поэтический дар?

Л.К.:- Сначала я просто не обращала на это внимание – писала «по случаю»: поздравления друзьям, праздничные стишочки своим студентам (Все праздники мы проводили вместе. До сих пор вспоминаем, когда встречаемся курсами. Я  ещё и куратором была с самого первого года работы).  Ну, там песенки всякие на капустники…

Однажды, готовя со студентами моего класса совершенно не академический концерт (коллеги меня поймут), а внеклассный, в котором ребята играли только джазовые произведения – благо, иллюстраторами (ой, надо объяснить, наверное, что оно такое – иллюстраторы) у меня в классе работали солисты филармонии и камерного оркестра, я сообразила, что куда проще написать стихи к каждой композиции самой, чем искать подходящий материал где-то по другим литературным источникам…

А потом написала либретто - в стихах, конечно, с ариями, дуэтами и хорами – как положено - для детской оперы, написанной одной студенткой класса композиции. Это была «Муха-Цокотуха», исполненная детишками музыкальных школ, показанная много раз с «большим успехом», как говорят в таких случаях, по всем этим музыкальным школам… Вот с тех пор оно как-то и началось…

М.П.:- Лю, расскажи, пожалуйста, о своем  Первом сборнике стихов.

Л.К.:- Первый мой сборничек, совсем маленький, вышел на Украине в 1998 году. Назывался он «Я слушаю дыхание стиха»… И тогда же состоялся первый мой авторский вечер… ЧЕРЕЗ ГОД – ОТЪЕЗД В ИЗРАИЛЬ.

М.П.: - С тех пор вы так и живете в Израиле?

Л.К.:- Да. С апреля 1999-го мы с семьёй все там и живём. В городе Ашкелон. Совсем рядом с сектором Газа. Так что все падения «касамов» и «градов» - это именно у нас… Ашкелон стал нашей непреходящей любовью – с первого дня знакомства…

М.П.:- Как сложилась ваша судьба в Ашкелоне?

Л.К.:- Вхождение в жизнь другой страны – дело непростое и нелёгкое… Прошли всё, что положено…
    И, тем не менее – с первого же года репатриации - участие во всеизраильских конкурсах, фестивалях – поэтических и исполнительских. Потом – выход на просторы Интернета… Многочисленные Лауреатства. Дальше - членство в Союзе Писателей Израиля, в Международном «Новый Современник», в СП России.
Каждые два года – выход в свет нового, очередного сборника – сначала только стихов, а потом - и стихов, и прозы. Последний, изданный в 2011-м – двухтомник «Планета Любовь» - более пятисот страниц… Разогналась – остановиться не могла...
Сейчас - концертные выступления в разных городах Израиля и Украины. Знакомство, дружба и тесные связи с моими многочисленными соавторами из многих стран мира. Мы с мужем – Ансамбль Концертных Композиций «Дуэт ЭЛ». Записали три альбома в совместном исполнении – мои стихи с классической музыкой…

М.П.: - Ашкелон - одна из самых горячих точек планеты! И у вас ни у кого не возникает желания покинуть ее?

Л.К:- Желание покинуть эту страну? Нет, не возникает. Эта страна уже стала частью нашей жизни. Израиль – удивительнейшее место на Земле. Библейские места ведь… Именно здесь всё связано с именем Иисуса. И это единение ощущается, как абсолютная реальность…

Виа Долороза

В Ерусалим ни въехать, ни войти
Нельзя. В него возможно лишь ПОДНЯТЬСЯ * -
Настолько выше торного пути
И всех земных сует его богатства:

Его небес просторных синева,
Где абрис птицы зыбок и нечаян…
И сквозь века летящие Слова,
Что в Книге Книг продолжили звучанье;

Его дорог змеистый серпантин,
И вздох олив, касающийся звёзд… Но
Здесь – Путь Души. Алтарь её – един.
А крест и плоть страдающая – розно;

Его холмов святая тишина –
В ней – каждый шаг по Виа Долороза…**
И эта боль из медленного сна,
Когда ответы знаешь на вопросы,

Когда за всех грешащих – одному…
На плечи – небо… Камнем – чувство долга…
И лишь в глазах – безмолвно: «Почему?
Зачем же… так? Мучительно и долго…»

Взращённый Храм… Сияние икон…
А на кресте – распятие…
Доныне…
К Нему идут… Идут со всех сторон…
А Он один…
О Д И Н …
В своей пустыне…

И сотней глаз глядит иконостас…
А на Голгофу – толпами… Без спроса…
ОН достучаться пробует до нас…
И вновь
Идёт
По Виа Долороза…

*На языке иврит применительно к городу Иерусалим есть только один глагол: «лаалОт» - «подниматься»
**Виа Долороза – Путь Страданий Христа – путь на Голгофу, к месту казни на кресте. Нынешняя традиция насчитывает 14 остановок на этой дороге – из крепости Антония – от встречи с Пилатом и суда – до места казни. Последние 5 остановок – во Храме Гроба Господня.

Я могу долго говорить на эту тему. И написано у меня много – именно на эту тему. Древнейшая культура, древнейшая история. Вот совсем недавно, в начале сентября, Израиль отметил свой Новый Год – Рош а ШанА – встретил 5774-й год. Здесь летоисчисление ведётся от сотворения человека, от шестого дня Творения Господня…

"Ашкелонский январь в подарок"

А у нас, в Ашкелоне, городе, который упоминался ещё в 5-м веке до нашей эры – тогда он звался АСКАЛОН – в городском парке – и римские колонны, и греческие скульптуры… Все побывали здесь… Самсон и Далила – эта легенда широко известна и на её сюжет написаны и оперы, и оратории – это у нас, в Ашкелоне. По этому парку, по этому берегу они ходили:

…И волны целуют прибрежные камни...
В их шорохе чудится снова тоска мне
По силе Самсона, по юной Далиле,
По жаркой любви, что друг другу дарили

Они в ЭТОМ парке, на гребне рассвета,
Когда лишь росою бывала одета
Их нежность и ласка... Ещё ДО предательств...
До отнятой силы... Судьбы... Обстоятельств...

Пропитаны прошлым пески Ашкелона –
Здесь Время, как царь, восседает на троне –
Короною Вечности призрачно светит...
Б Е З М О Л В И Е . . .
Пляж...
И песчинки столетий...

И царь Ирод, и Висячие Сады Семирамиды – одно из чудес света – это всё было у нас, в Ашкелоне… Можно ли не полюбить всей душой эту землю, этот город?

Кроме того, сын отслужил в израильской армии положенные 3 года – в очень трудный период… И остался верным и преданным ЦАХАЛу – так называются военные силы здесь…

М.П.: При подготовке к вью пробежалась по твоим виртуальным поэтическим и прозаическим, музыкальным  страницам... Лю, есть сайты, на которых у тебя свыше 350 тысяч читателей! Конечно, сайт наш молодой и ты не так давно зарегистрирована на нем, поэтому статистику посещений у нас не привожу.

Л.К.:- Можно добавить ещё Проза.Ру - Читателей: 7625. Мало – но я практически прозу сейчас не пишу. Хотя люблю то, что уже написано. Это стихи пишутся в любом месте – в автобусе, на остановке, просто посреди улицы,- тогда я сажусь на скамейку и записываю – карандаш и листы бумаги всегда со мной… А вот для прозы мне нужна тишина и письменный стол… А это – очень трудно достижимые вещи в моей стремительной жизненной круговерти.
Да, Марина, я меньше года на Парнасе – но не жалуюсь…
Главное: сайт успела полюбить, и общением не обижена… Но никогда никого не приглашаю (как это делают многие авторы, к сожалению) на каждую новую работу.
Я нигде и никогда не интересуюсь своим рейтингом – какой есть – такой и есть, и для меня совершенно неважно, какой он.  С сайта НГ ушла из-за этого.  Там основа - именно погоня за рейтингом. Для меня – чрезвычайно неприятная и ненужная трата времени…

 М.П.:- Жаль, что больше не пишешь прозу. Не могу не сказать несколько слов о ней. Каждое твоё произведение  буквально пронизано музыкой. При чтении Посвящения безвременно ушедшей от нас пианистке Наталье Новицкой "Воспоминание о концерте” душа читателя рыдает, а в Сердце остается восхищение от прикосновения к Красоте.  Дорогая Лю, ты  увлекаешь этим произведением читателя в Высшие сферы, туда, где переплетается жизнь и смерть, где живет Вечность.
 

"...Зал  замер.  Люди,  казалось,  даже   дышать  перестали – такая  полная,  всеобъемлющая  вдруг  наступила  тишина...

В  этой  тишине  дирижёр  поднял  палочку – и  солистка  коснулась  пальцами -  ласково,  нежно,  почти  бесплотно – клавишей...

Почудилось,  что  Рояль  вздрогнул,  вздохнул... Ожил – и  отозвался  на  это  прикосновение...

... И  перестало  существовать  Время  и  Пространство...

Душа,  воплотившись  в  звуке,  пела  и  смеялась,  печалилась  и  радовалась,  металась  в  тесной  клетке  тела  и  бытия...   Взлетала  в  недосягаемые  красоты  звёздных  высей... Низвергалась  в  объятые  багровым  пламенем  глубины  ада  и  страданий... Жаловалась,  рыдала,  робко  умоляла... Гневно  требовала,  грозила... Поднимала  цунами,  сметающий  всё  на  своём  пути… 

И  растворялась   в  бездне  небытия,  чтобы  возродиться  чистым,  слепяще-белым  сиянием  где-то  уже  за  гранью  восприятия,  в  иной,  недоступной  осознанию  реальности... "

А твой рассказ "Картина”. Знаешь, Лю, от восторга я смеялась и плакала одновременно. Чудо! Так суметь закрутить сюжет и подать вкусно и по-доброму. Или  стихотворение в прозе "Музыка любви”,  ... тонешь в океане нежности и неземной красоты...

"...Я и вправду никогда не знаю, ЧТО это было...

И ты всегда отвечаешь шуткой... Но сегодня ты серьёзен.

- Музыка, - отвечаешь ты...

- Космическая?

- Нет, земная... Очень земная – и очень человеческая...

- Но тогда – почему – ТАК?.. Мне казалось, что вокруг - звёзды и лунный ветер...

- Потому что НАША музыка подняла нас до небес – и подарила нам ощущение полёта... Это была Музыка нашей Любви... ”
 Полагаю, твое творчество никого не может оставить равнодушным. Лю, много ли  получаешь писем от своих читателей?

Л.К.:- Не могу сказать, что получаю много писем – именно писем. Потому что как-то так получается, что многие мои читатели становятся моими друзьями – и тут уж общение прямое- или творческое… Но иногда вдруг получаю письмо от кого-то совершенно незнакомого – и с такими тёплыми, такими искренними словами о моём творчестве, что просто бываю тронута до слёз. Ведь никто же не заставляет этих людей писать мне – а значит, пишут просто потому, что чувствуют необходимость что-то сказать… И вот это – чрезвычайно важно – тот след, что остаётся в сердцах и душах людей…
Всегда бываю взволнована, когда от незнакомого человека получаю великолепный подарок: видео на какую-то из работ с моими соавторами. И таких подарков – много…
Кстати, не так давно - пару месяцев тому назад - получила письмо от совершенно незнакомого мне человека, который отследил, как используют мои стихи в интернетовских блогах. Получилась любопытная картинка: после классиков - чуть ли не на первом месте…
Ну, а уж где только я ни нахожу свои стихи! И часто, конечно, без указания авторства. Свинство, конечно… Но – Бог им судья…

М.П.:- Лю, скажи, пожалуйста, свое мнение об интернете в целом, и для творческого человека, с возможностью своей реализации, в частности.

Л.К.:- О, Интернет – это и вправду – весь мир на ладони. Ценю и считаю одним из важнейших достижений современности. Так уж получалось, что мы со всеми моими соавторами «находились» сначала именно в сети – на разных сайтах… Возможность сотрудничества при современных способах связи - великое дело…
Это потом мы выясняли, что живём, скажем, в одной стране – и встречались уже в реале. Или, даже живя в разных странах, находили возможности для совместных гастролей – у нас, и Израиле, или на Украине, скажем – как происходит, например, с той же любимой мною  Инной Труфановой.

М.П.: - Лю, весь твой творческий путь увенчан лаврами. Не стану приводить здесь список многочисленных наград. Твое отношение к наградам.

Л.К.:- Я бы не сказала, что прямо уж так и «увенчан»… Дипломов и вправду много… Только разве это что-то меняет? Я имею в виду качество творчества… К наградам отношусь поэтому очень спокойно, без малейшего фанатизма. Какие-то, безусловно,  ценю – те, что для меня самой важны.
Это, скажем, дважды лауреатство на Международном (Третьем и Четвёртом) конкурсе русской поэзии имени Владимира Добина;  Диплом Конкурса Лит. объединения «Дворянское Гнездо». С почтением отношусь ко всем завоёванным призовым местам и полученным Дипломам в Международном СП «Новый Современник»
 Теперь я там в конкурсах участвую редко – всё больше – в жюри – увы… И дорожу полученной там же медалью «За заслуги в культуре и искусстве» - висит она на стене у меня в гостиной…
 Очень ценю две Победы моих соавторов с нашими совместными работами на Грушинском международном Конкурсе-Фестивале: в 2011 году с Сергеем Морозовым, и в 2012 – с Инной Труфановой.
И полученный там же Специальный Диплом, именной, где мне присвоено гордое звание «Поэт-песенник», дорог мне. И этот диплом висит в гостиной тоже - прямо рядышком с медалью (улыбаюсь).  Радуюсь и победам на исполнительских чтецких конкурсах – в декламации и мелодекламации. Люблю этот вид творчества. Уже упоминала, что мы с мужем именно этим и занимаемся на сцене, и альбомы наши записываем – с огромным желанием и радостью… Ну, я думаю, хватит – чтоб не утомлять наших читателей…

М.П.:- Хотелось бы узнать больше  о вашем  семейном  дуэте - Ансамбле Концертных Композиций, «Дуэт ЭЛ».

Л.К.:- Да это давно произошло – мы же ещё на Украине стали выступать вдвоём. Это идея Эдуарда. О, кстати, нужно же сказать несколько слов  о нём… Муж мой, прекрасный преподаватель-теоретик, блистательный лектор-музыковед, журналист и эссеист, в «прошлой» нашей жизни зам. директора музыкального училища и художественный руководитель филармонии - Эд Добрыкин.  О том, почему у нас разные фамилии, я ещё скажу… Он вообще – «генератор идей» - я, как правило, просто их воплощаю потом. Видишь, даже название Дуэта – это первые буквы наших имён – «Э» - Эдуард, «Л» - Людмила. Первоначальное название, ещё там, в прежней жизни, было «Дуэт КД» - тут были «в деле» первые буквы наших фамилий – К-лёнова, Д-обрыкин. Здесь, в Израиле, окончательно остановились на «Дуэт ЭЛ» - так мягче звучит.

А «Концертных композиций» - потому что так оно и есть – литературно-музыкальные и музыкально-поэтические композиции – наш любимый сценический жанр. Кстати, все сценарии – опять же – «дело рук» Эдуарда. Я – только исполнитель - вместе с ним. Ну, и соавтор, само собой – часто ведь используем именно мои стихи и прозу в композициях… Репертуар у нас довольно обширный – и темы самые разные…

М.П.- Лю, твое видение современной литературы.

Л.К.:- Ну, чего ж тут говорить – уходит литература в сетевое пространство. Думаю, будущее именно за этой сферой. Хотя и сожалею – мне так приятно держать в руках печатную книгу – она живая, греет ладони и душу, дышит и волнует – уже одним прикосновением к листам страниц…

М.П.:- Лю, при такой огромной загрузке всевозможными обязанностями, которые лежат на твоих плечах, плюс творческий процесс остается ли время для чтения книг? Твои любимые авторы, поэты?

Л.К.:- Ох, мне так много приходится читать (и часто совсем не то, что даёт пищу уму и сердцу) в моих бесконечных «жюрениях», что для действительно интересных и любимых книг времени остаётся очень мало. Но читаю, конечно. Люблю романы Генри Лайон Олди – практически не пропускаю их новых работ, очень ценю – и учусь. Там два автора пишут. Талантливые ребята.
Из украинских (и тоже моих харьковчан) ценю и читаю Андрея Валентинова – замечательно пишет в жанре криптоистории… Из настольных – «Остров любви» Юрия Нагибина – не устаю восхищаться, – и «Мастер и Маргарита». Но и другое, конечно – стараюсь держаться на волне… Ну и, кроме того, на наших еженедельных семинарах в СП Израиля мы следим за всеми новинками современности в разных странах и во всех литературных жанрах – так что более-менее в курсе…
  Из поэтов – Максимилиан Волошин и Цветаева. Само собой, и люблю и других: щедра талантами земля…

М.П.:- Истоки нашего творчества, считаю, в детстве. Лю, поделись, пожалуйста,  своими воспоминаниями.

Л.К.:- Это длинный рассказ, Марина. Воспоминания самые светлые. Жили трудно и небогато, но ощущение радости присутствует всегда в этих воспоминаниях. Об этом – моя исповедь «Блики»- она опубликована и в книге, и на сайте Проза.Ру. А вот несколько дней тому назад я разместила её здесь, у нас на Парнасе…

Оттуда вошла в мою жизнь Музыка… МОЯ музыка...

"... Она звучит во мне и сейчас - у этих окон, в этом саду - и я не могу отойти от тебя, Дом моего счастья, моего детства...

Я не могу оторвать ладони от твоих стен... Я не могу оторвать души от твоего тепла...

Но нужно, необходимо уйти... Отойти на безопасное расстояние... Снова... Успокоиться... Вдохнуть холодного воздуха... Просто перевести дух... Вернуться в ту действительность, которая СТАЛА моей - теперь... Иначе не выдержит сердце – слишком много воспоминаний, ничуть не потускневших, оказывается, всё ещё живут в нём... "

С огромной любовью и благодарностью вспоминаю бабушку Саню, маму мою Ольгу – и отца, Петра, с которым мы были очень близки духовно - всегда, до самых последних его дней…

 М.П.: - Лю, из чего, по-твоему, складывается счастье человека?

Горькое счастье моё

Горькое счастье – с кем ты?
Тёплая радость – где ты?
Светлое наше лето
Вдаль убегает лентой –
Лентой лесной тропинки,
Зыбью дорожки лунной…
Душ окрылённых струны –
Чистые половинки
Жаркой одной молитвы -
Радуги тонкой связью…
Чувства поют – не разум –
В шёпот единый слиты…

Вечная неизбежность -
Тихие наши будни…
Только просветом будет
Мысль о тебе – и нежность,
Та, что струится в строках,
Та, что не гаснет ночью,
Звёздное многоточье
В нас поселив без срока…

Тоненький луч-дорожку,
Словно перо Жар-Птицы,
Словно зерно пшеницы,
В небо ночное брошу…
Пусть прорастает семя,
Сердце надеждой грея…
Вовсе неважно – где я…
Вовсе неважно – с кем я…

Каждый мой миг – с тобою,
Каждый мой вдох – тебе лишь…
Знаю, ты в это веришь,
Знаю – зовёшь судьбою…
Странное счастье это
Нужно ли нам, скажи мне?..
Но на дороге зимней
Светится
Наше
Лето…

Л.К.:- Судя по стихам – вот этим, взятым тобой наугад, я думаю, можно  понять, что для меня счастье - это, прежде всего, ЛЮБОВЬ.
 И - ДА, так оно и есть. Для меня это – ОСНОВА ОСНОВ земного нашего бытия. Любовь мужчины к женщине; любовь женщины к мужчине; любовь к детям и близким; любовь к людям вообще; любовь к природе и животным, любовь к миру в целом – со всеми его проблемами, болезнями и сложностями – это тот стержень, который делает людей людьми. Ибо, утрачивая эту любовь, человек превращается в животное, а часто и просто – в зверя…
Мы, каждый из нас – часть этого мира, в котором ВСЁ взаимосвязано. А этот мир – часть Вселенной. Всё, что создано Богом – существует в Единстве. И, если человечество этого не поймёт, катастрофа неминуема.  Но это уже – тема совершенно отдельная и очень сложная, конечно же…
Скажу ещё только, что ЛЮБВИ надо УЧИТЬСЯ – всю жизнь, каждую минуту бытия. Любовь - это и наука,  и искусство, требующие постоянного совершенствования…

 М.П. - Лю, все твои стихи  излучают любовь и  красоту. Возможно, это и есть одна из главных причин интереса к твоему творчеству читающей публики. Что для тебя есть Красота? И ты сознательно творишь в этом ключе, или просто иначе не можешь?

Так бывает – когда зазвенит остриё
Близко-близко, у самого сердца -
Переполнено нежностью сердце моё,
Мне от нежности некуда деться;

Я дарю её капле росы поутру,
Пересвисту певцов-невидимок,
Не рождённому слову, листу и перу,
Чей извечен союз-поединок;

Я дарю её небу, в распахнутость дня
Улетая на крыльях рассвета…
Это нежность – спасенье и Свет для меня,
В ней – моё не ушедшее лето,

В ней – любви моей светлой тепло и свеча;
В ней – тобой не заполненный вечер…
И горячая сила родного плеча,
И бездонная наша не-встреча;

В ней – захлёст перекрестий – и радужных струй,
Блеск клинка, покаяньем грозящий;
В ней – ветра и метели… И наш поцелуй –
Не придуманный… Тот, настоящий,

Что взлетит, словно птица - в неистовстве уст…
Что закружит под нами планету …
И покажется - холоден, мрачен и пуст
Целый мир, коль не сбудется это…

Золотая мелодия – сна бытиё –
Зазвенит тетивой на пределе…
Переполнено нежностью сердце моё…
Эта нежность – ТЕБЕ…
Безраздельно…

Л.К.:- Думаю, частично я уже ответила на этот вопрос, Марина. У меня светлый взгляд на мир, и я отчётливо вижу все сложности современной жизни. Но я оптимист по натуре – я же Стрелец!

Нам ход времён не изменить -
И за весною будет лето…
А позже - осени приметы
Вплетут янтарной грусти нить
В зеленопенную листву,
В берёз изысканные кроны…
И кружева красавца-клёна
Багряной кистью наяву
Октябрь раскрасит. И дожди
Зальют простор холодной влагой.
Бессильным стоном на бумагу
Прольётся горькое: «Не жди…»

Не жди возврата тёплых дней –
Ноябрь остудит всё, что живо,
Собьёт ветрами торопливо
Заплатки с гордых тополей;
И в чёрных росчерках ветвей
Проступит абрис зимней боли –
И сердце вздрогнет поневоле
От обречённости своей…

Безмерно долгий зимний сон
Молчаньем ляжет на ресницы…
И чистота пустой страницы
Впитает снег иных времён…

Но слышишь – где-то через грусть
Отважным вестником весенним
Стучит подснежник – воскрешеньем
Надежд и радости… И пусть
Ему и страшно, и темно
Под стынью льда и снега плачем…
Но Ожил он уже - и, значит,
Пробьётся к солнцу всё равно!
 
ДА! Конечно! Я оптимист! Иначе разве бы выдержала всё то, что выдержала? И выдерживаю…
И Любовь – самое главное в моей жизни… Оттого и пишу о ней, о самых разных её ипостасях. Мне это дорого, мне это близко. Это – моё пространство, оно – внутри меня – и снаружи… Это - моя Планета. Наверное, не просто так мой двухтомник поэзии и прозы так и называется: «Планета Любовь»

М.П :- Лю, понимаю, что не просто, но, возможно, сумеешь нам поведать тайну рождения стихов, песен, образов?

Л.К.:- Вопрос сложный. Все поэты немножко шизофреники. И могут поэтому пребывать одновременно в нескольких мирах.

В поэзии своей я предельно откровенна – и говорю о том, о чём просто так бы никогда и никому вслух не сказала…

Помнишь, Александр Вертинский начинал свою карьеру, свои выступления в маске Пьеро. Я тоже начинала печатать свои стихи и первая книга под псевдонимом – «под маской» Лютэль Эдер. От «ЛЮтэль» - моё нынешнее «Лю», а «Эдер» на иврите - «клён»…

Смоделировать можно любую ситуацию – и написать о ней так, чтоб поверили, что это истинная правда… В театральном искусстве есть понятие: «сыграть этюд».

Вот и я часто «играю этюд» - примериваю на себя, проживаю какую-то ситуацию, какое-то чувство… Иногда просто пишу на заданную тему – это интересно – суметь написать так, чтоб поверили, что это – о себе самой…

Вот недавно в одном из конкурсов дали задание. Предложили посмотреть на фото волка в клетке – представить себе его переживания и чувства – и написать об этом. А значит, надо вжиться в образ, правильно? Вжилась, написала.

И ненависти нет
(у клетки - глаза в глаза)

И ненависти нет… Уже прошла…
Осталась боль, тягучая и злая…
Она горит в тебе – и не сгорает -
Металлом, раскалённым добела…

В привычной клетке, как внутри костра,
Ты должен жить, дышать, и даже мыслить…
А ночью зависает коромыслом
По краю неба - горькое «вчера»…

Ты тянешься к дуге его душой,
Завыть себе не позволяя даже;
Ты – волк, и волчья суть твоя на страже:
Не воют волки в клетке… Вой смешон,

Когда нельзя на волю да на снег,
И не считать шагов дорожкой лунной…
И вой - внутри тебя… Пылают струны,
Звучащие в тебе – на весь твой век…

И волчий плач беззвучно к облакам
Летит – и тает дымом в небе чёрном…
И у тебя мерцает обречённо
В глазах бесслёзных смертная тоска…

А Сергей Морозов ещё и спел это как Балладу… И кто-то из наших читателей пришёл в ужас: как можно жить с ТАКИМ внутри? И как можно это ПЕТЬ? Морозов ответил, что, раз спел, значит – можно (улыбаюсь). А я поблагодарила за столь лестный отзыв: значит, задание выполнила хорошо, раз ПОВЕРИЛИ…

Я свою Литературную героиню - мою ЛГ- отпустила на свободу – и она давно живёт своей собственной жизнью… И я уже давно не знаю, где она главенствует, а где – я...

М.П.-Где ты черпаешь свои силы? Свое вдохновение?

Л.К.:- Здесь ответ очень прост: в ЛЮБВИ…

М.П. - И природа дает человеку силы. Часто удается бывать на природе?

Л.К.:- Нет, не часто. Море под боком, в пяти минутах ходьбы. Вечерами иногда ходим просто полюбоваться им, подышать…

Но я больше люблю лес. Это у меня с детства осталось – любовь к лесу.  Мы с папой исходили столько белорусских лесов (папа мой родом из Белоруссии, а вот мама моя – украинка). И он научил меня понимать и любить каждое дерево, каждую травинку… А у нас здесь в лес нужно ехать на машине. Такая возможность есть не всегда…

 М.П. -  Лю, тебе нравится бывать одной?

Густо-горький полынный вкус,
Ветра северного пророчество…
Безнадёжный, спокойный пульс -
Внутривенное одиночество…

Как свободен полёт души,
К обязательствам не прикованной!
Над порогом прибить спеши
Счастье звонкой, литой подковою…

Но замкнёт полукруг кольцо,
Не выдерживая реальности –
И родное твоё крыльцо
Выбивается из тональности,

Где звенит золотой рассвет
Ре-мажорной кантатой гения…
Есть душа… Но свободы нет
В человеческом воплощении,

Если помнится тёплый взгляд
И часы, что считать не хочется…
Только – Время…
Подкожно - яд…
Изначальное
Одиночество…

-  Лю,  какой смысл ты вкладываешь в понятие  «изначальное одиночество»?

Л.К.:- Каждый человек должен обязательно иметь возможность побыть в одиночестве. Когда нужно осмысление чего-то, работа души – это необходимое условие. Да и для творчества – очень нужная вещь. Хотя бы иногда…

«Изначальное одиночество»? Очень просто, Марина. Каждый человек приходит в этот мир совершенно одиноким – изначально. Это потом у него появляются близкие, друзья, враги…  И уходит из этого мира человек в ОДИНОЧЕСТВЕ – даже если рядом с ним множество народа в этот момент – УХОДИТ он всегда в одиночку… Потому что взять с собой ТУДА никого нельзя…

 

М.П. - Тебе знакома тишина? Или для тебя все пространство постоянно звучит различными мелодиями?

...Я открою окно в тишину
И вечернего неба прохладу,
Звёздам ранним в глаза загляну -
И отвечу их чистому взгляду...

Л.К.:- Интересный вопрос… Тишина? Она всегда – живая… Если я не слышу дыхания Тишины, то это – Пустота. Это плохо…

 

Весь мир наполнен звуками…
Нет, не всегда мелодиями, почти всегда – Музыкой. Я слышу её во всём – от плеска волн и шума ветра – до шороха шин по асфальту и стука капель дождя по стеклу; от пенья птиц – до скрипа дверных петель…

Тут ещё и свойство слуха – слух у меня абсолютный – то-есть, я слышу звуковысотность в музыке, просто слышу любую ноту в любом аккорде. Но к этому - повышенная звуковая чувствительность – если где-то за километр залаяла собака – я услышу её среди всего дневного шума (улыбаюсь).

Поэтому громких звуков не переношу. Возможно, по этой же причине никогда в своей жизни – ни разу, поверь – голоса не повысила… Ни дома, ни на работе, ни с детьми, ни с самыми скандальными соседями, к примеру… Правда, иногда мне говорили, что уж лучше бы я накричала, чем вот так, тихо, сказала несколько слов…

 М.П.:- Пофантазировала, представив, как все женщины Земли научились во всех жизненных ситуациях тихо говорить... смеюсь... до чего было бы здорово! И счастья точно прибавилось бы, а горя стало меньше. И «одиноких половинок»,  страдающих от своего одиночества не было бы так много. Кстати, о «половинках», Лю, ты веришь в возможность одинокому человеку встретить в виртуальном пространстве настоящую любовь, которая не разлетится подобно дыму при реальной встрече?

Мне не проснуться на твоём плече,
И не гулять с тобою тихим сквером…
Тогда зачем… Скажи, тогда зачем
Так жду я слов, которым очень верю?

Тогда зачем, стреножив облака,
Смеётся солнца круг – весёлый мячик?..
Тогда зачем нужна твоя рука –
И наяву, и в снах моих горячих?..

Мне на плече твоём не засыпать,
И губ твоих пожара не изведать…
Тогда зачем, скажи, шепчу опять
Слова любви – и им лечу вослед я?

Они как парус, верный кораблю…
Пусть утолит Господь мои печали…
Но всё равно – я так тебя люблю…
И всё равно – я по тебе скучаю…

Не суждено нам – знаю - быть вдвоём –
Разводит судеб нас неразбериха…
Мне не проснуться на плече твоём –
И не гулять с тобою сквером тихим…

 Л.К.:- Конечно.  И даже не «одинокому» (улыбаюсь). Потому что верю в Любовь ВООБЩЕ. Где она может найтись – знает один только Бог… А Его пути, как известно, неисповедимы… Но, если «разлетится» - значит, это и НЕ любовь вовсе…

Пальмы разбросали листья-веера
В стороны, чтоб тенью хоть спасти меня…
Ну, а если ветер прилетел с утра –
Я его зову
Твоим
Именем;

Осень на пороге гостьею опять…
Самый щедрый дар её – не ливень ли?
Он меня целует с головы до пят…
Я его зову
Твоим
Именем;

Если я услышу зимних снов мотив –
Тот, который ночь осыплет инеем,
Всем нездешним Светом душу осветив –
Я его зову
Твоим
Именем;

Зябко мне под снегом, если нет огня…
Только, если в холоде остыну я,
Солнца луч проснётся, чтоб согреть меня…
Я его зову
Твоим
Именем...

 М.П.:- В комментариях к твоему стихотворению «Настоящий мужчина»

Восторг мой рассветный,
Огонь мой Небесный,
В ладонях меня убаюкай;
Молитвою светлой –
И всЕнощной мессой
Звучи, моя сладкая мУка...

Живи, пробиваясь
Ручьём из-под снега –
И первой проталинкой вешней,
Греша – и не каясь...
Надеждой побега
Окрасив рождённый подснежник -

Побегом – мечтою,
По следу которой
Теплеют пространства и шири...
Не ново ничто... И
Лишь наша love story
Для нас – словно первая в мире...

В ней грезится слаще...
И в том ли причина,
Что в будущем всё неизвестно?
Когда НАСТОЯЩИЙ
Приходит МУЖЧИНА –
Становится
ЖЕНЩИНА
Песней...

прочла:

*** «Эх... а бывает ли такое… Бывают НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ? И что это, в принципе, такое?...
Так хочется верить после Ваших стихов :-)»
Мэйпл

 Л.К.: «Привет, Мэйпл!
Верьте, милая - бывают...
Не часто, но всё же :-)
...
С теплом – Лю»
***

И родилась мысль. Наверное, малое количество женщин верит в то, что есть настоящие мужчины, (простите, мужчины, смеюсь, поскольку сами мужчины вкладывают в это понятие совершенно отличный от женского понимания смысл). Настоящие мужчины где-то там, за облаками, на других планетах (смеюсь).
Но, с другой стороны, откуда на Земле появились Величайшие мужчины – Великие Мессии?! Величайшие Святые?! Величайшие Герои?!
Их родили Женщины! Выходит, в нашей власти наполнить Землю Настоящими мужчинами.
Выходит, что секрет-то кроется в самой Женщине, сумевшей родить, и воспитать, и одухотворить таких достойных Мужчин, о которых во все времена существования Земли и человечества с благодарностью будут говорить потомки.
 
Л.К.:- Ну, так и я ответила: БЫВАЮТ! – и ты за меня дальше всё правильно сказала, Мариночка!

М.П.: -Как ты считаешь, Лю, возможно ли обрести счастье человеку на Земле среди всех несчастий, обрушивающихся  на Человечество в целом?

В звёздных безднах – узкая протока
Чуть рябит теченьем Бытия...
Колесо Реальности жестоко –
И Галактик призрачны края...

Зыбкий свет свечи осветит лица...
В Млечный Путь сквозь тысячи веков
Робкой каплей Солнце просочится –
Судеб суд... Коварство, власть, любовь...

Острый отсвет боли и страданья,
Остров бед и радости – Земля –
В холодах и мраке мирозданья
Всё летит, тепло сердец храня –

Словно здесь, на маленькой планете –
Тот единый выстраданный мир,
Где цветы, фантазии и дети
Обретают силу вешних крыл –

Вздох рассвета... ночи откровенье...
Нежность вёсен... грусть осенних дней...
Это – Жизнь... И пламя дуновенья
Кратких мук, что радости длинней...

Но, отринув времени контрасты,
Не сдаюсь – и памятью плачУ –
Это я – листом кленовым красным -
Над камнями Вечности лечу...

Л.К.:- ДА. ВОЗМОЖНО. Потому что и Рай, и Ад – в нас самих. И только от нас зависит, что будет главенствовать в нашей жизни.
 
М.П.: -  Читала, что любишь собак и кошек. А у вас дома они есть?

Л.К.:- Есть, конечно. Всю жизнь, всегда, у нас жили и собаки, и кошки, и  прекрасно уживались вместе – и спали в обнимку, и ели из одной миски.

Когда мы уезжали в Израиль, забрали с собой и нашего потрясающего сеттера – ирландца Рэда, и нашего кота Дария породы коларпойнт. О Рэде у меня цикл рассказов «Охотничьи страсти» - всё из жизни, без слова вымысла…

А о нынешней нашей любимице, бессовестно пользующейся нашим к ней хорошим отношением, чистопородной дворняге по имени Дарси, или, как определил сын её породу, «израильской оборзевшей» (в отличие от «русской борзой») – другой цикл рассказов:«Собачьи радости».
 
М.П.: - Да, перевезти в другую страну своих питомцев дорогого стоит! Сколько возникает сложностей в пути. Лю, а откуда появилось пристрастие к  драконам?
 
Л.К.:- О, это давняя любовь - и бесконечное уважение и почитание. Драконы… я всегда пишу это слово с заглавной буквы… Так вот, Драконы - древнейшие и мудрейшие существа. Они – были, конечно же, были… ЕСТЬ они и сейчас – просто мы их разучились видеть: http://proza.ru/2007/07/29-239

 Как и эльфов, кстати… http://proza.ru/2008/08/19/17

 В этом рассказе, между прочим, у героини твое имя, Марина… На самом деле, это миры, в которых я частично существую. Все поэты, как и актёры – обязательно немножко шизофреники (я уже говорила об этом – значит, так оно и есть (улыбаюсь), умеющие пребывать одновременно в нескольких измерениях, в нескольких мирах.

 Наше ВООБРАЖЕНИЕ позволяет нам это. А без живого воображения разве возможен полёт души? А без полёта души разве мыслима ПОЭЗИЯ? Без полёта фантазии получится в лучшем случае просто зарифмованная проза жизни…
 
М.П.: - Непременно почитаю о своей тезке (смеюсь). Лю, тебе нравится готовить кушать, заниматься домашними делами? Твое любимое блюдо?
 
Л.К.:- Заниматься домашними делами – нет, не люблю, но исправно делаю всё, что нужно. Дом есть дом, в нём должно быть уютно и тепло, красиво и приятно.

Готовить еду – да, люблю. И всё, что готовлю – делаю с большой любовью. Любимое блюдо – украинский борщ. Я его делаю потрясающе! Вот тут - без ложной скромности.

А ещё – мои фирменные круглые пирожки с картофелем – особый рецепт, никто, кроме меня, таких делать не умеет. И все всегда от них просто балдеют, на любом застолье… Честное слово! Но, в принципе, готовить умею абсолютно всё…
 
М.П.:- Так вкусно рассказала, что всем читателям захочется отведать твоих пирожков (улыбаюсь). В наше время праздники перемешались с буднями. А как ты относишься к праздникам? Какие предпочитаешь?
 
 
Л.К.:- Стараемся отмечать все – хоть немножко придерживаясь традиций… Мы хорошо устроились (улыбаюсь) – отмечаем как израильские, так и наши, исконно русские праздники… Любимые, конечно – Новый Год и Дни Рождения. Вот тут уж наша буйная фантазия границ не знает! И дом украшен по-особому, и сюрпризов множество, и стихов, и поздравлений…

Концерты наши – бывают и «проходными», как мы говорим, будничными, рабочими. А бывают и настоящими праздниками – тут всё зависит от конкретного случая…
 
М.П.:- Лю, для тебя не секрет, что Человечество больно. И на всей Земле редко можно отыскать счастливую семью. Как полагаешь, не является ли совместное творчество тем самым ключиком к семейному счастью? Не станет ли в будущем совместное творчество супругов одним из самых действенных лекарств  к выздоровлению семей и обретению людьми потерянного счастья?

Л.К:- Интереснейший вопрос… И очень сложный… Вот здесь я и расскажу, почему у нас с мужем разные фамилии… Смотри, уже тогда, когда мы поженились – совсем юнцами (глядим вот частенько на наше свадебное фото – и умиляемся: ну, детский сад! И как только родители позволили нам пожениться?) я оставила СВОЮ фамилию, не взяла фамилию мужа. Я понимала, что работать мы будем, скорее всего, вместе, я уже тогда хотела творческой самостоятельности и независимости. То-есть, хотела быть уверенной, что и сама по себе смогу чего-то достичь, не прячась за спину и возможный авторитет мужа…

Бедным работникам ЗАГСА пришлось потрудиться, переделывая уже заготовленное брачное Свидетельство, где я была записана на фамилии мужа. Я «встала на дыбы» (в этом отношении я прекрасно сохранилась и до сегодняшнего дня) и сказала категорически: «Нет!»

  Два лидера в одной семье – а так оно и есть – это не просто. Да ещё мы с ним и по году рождения оба – Собаки. Нам говорили, что «двум Собакам в одной конуре не ужиться», а мы отшучивались, что мы – Собаки разных пород. Кроме того, Эд – Лев по гороскопу. А я Стрелец. Представляешь эту гремучую смесь в семье?
Так что, готовя очередную программу или спектакль, репетируя и корректируя, спорим мы крепко… И довольно громко… Но, с другой стороны, мы мгновенно, буквально с полуслова, понимаем друг друга – сфера интересов ведь общая… Поэтому всегда приходим в итоге к «консенсусу», как говорится – и с большой любовью делаем что-то совместное… У каждого из нас есть и свои собственные проекты и интересы, само собой…

 Среди деятелей искусства есть, конечно, примеры счастливых семей – та же Майя Плисецкая и Родион Щедрин, например. Или Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. И – гораздо раньше по времени – Роберт Шуман и Клара Вик или Гектор Берлиоз и Гериэтт Смитсон (и там были свои сложности, и очень немалые)…
Но гораздо больше как раз семей несчастливых, даже с драматическими и трагическими сюжетами жизни… Так что, думаю, не в этом дело… Всё гораздо сложнее с семьёй в нынешнее время: идёт процесс отмирания, как мне кажется, самого Института Брака. Тут и множество людей с нетрадиционной ориентацией, и множество пар, живущих в гражданском браке…

Как ни взгляни, а создание СЕМЬИ - это процесс сложный и достаточно болезненный, если разобраться: тут и ограничение личной свободы, и куча обязанностей, далеко не всегда самых приятных, и бытовые проблемы, которые нарастают, как снежный ком. И ответственность, которую берёт на себя в случае законного брака каждая из сторон. Вернее, ДОЛЖНА ВЗЯТЬ… И желание…умение сохранить свежесть чувств и отношений…

 Мне кажется, что умение ЛЮБИТЬ - это тоже - большой талант, И, как любой талант, это умение требует огромной работы – работы души и сердца, прежде всего. И, если эта «работа» ведётся с двух сторон – вот тогда семья и сохраняется как счастливая (несмотря на все сложности, которые, конечно же, есть в любой семье) - на долгие годы. Чего я искренне и желаю всем, кто читает сейчас это интервью…
 
Рядышком…

Падает медленно в сон
Ночь – синекрылая птица…
Бархатной глуби криница
Дарит единство времён;

Пропасть потерянных лет
Тает в тумане меж снами –
И зажигается пламя:
Нежности радужный свет;

Время ему – нипочём,
Вёрсты ему – не помеха…
Тихое -тихое эхо
Шепчет над сонным плечом:

«Рядом я… Рядышком… здесь…
Спи, мой котёнок усталый»…
Тёплыми рунами стали
Лунные блики небес;

Завтра шепнёшь поутру:
«Здравствуй, мой ангел рассветный!»
Слёз золотые монеты
Тихо в ладонь соберу –

И отпущу, как птенцов,
В звёздный портал полуночный…
Так и рождаются строчки –
Те, где хозяйка – ЛЮБОВЬ…

М.П.:- Стихотворение завораживает своей нежностью и красотой. Считаю, всё же причина не в отмирании института брака, и, как многие говорят и пишут, что спасут положение новые формы. Дело, на мой взгляд, скорее всего, в утерянных основах.

Полагаю, семья, как ячейка в пчелиных сотах, без которой и соты не будут сотами,  на все времена останется опорой любого государства. Для этого она должна быть здоровой.

Но пока человечество не вспомнит об основах семьи – почитание женщины, дающей жизнь всему человечеству и возвращение нравственности и верности, то, что делает человека человеком.

 До тех пор и будут семьи рассыпаться, как легкие бумажные домики на песке от малейшего дуновения ветра.  А государство с такими семьями будет слабым… Вопрос, ты права, Лю, слишком серьезный и ёмкий, поэтому предлагаю вернуться к теме творчества, хотя все эти темы так тесно переплетены между собой.

Лю, ты полностью себя реализовала, как творческая личность? Или есть еще какие-то мечты, которые ждут своего часа? (о деятельности в других сферах искусства).

Л.К:- Реализовала полностью? Да что ты, Марина! Я только сейчас начинаю немножко понимать, КАК и ЧТО нужно делать правильно.

Майя Плисецкая в 75 лет сказала: «Вот, кажется, я научилась танцевать»… Не знаю, доживу ли я до этих лет – на вулкане ведь живём… Но планов – множество… Дал бы Бог сил и времени для их осуществления!

М.П.:-Лю, твои пожелания начинающим поэтам.

Л.К.:- УЧИТЬСЯ! Не считать, что, ежели умеете рифмовать слова и писать в столбик – пишете стихи. Каждый день, в каждой строке искать свою образность, свои рифмы… Учиться у других поэтов – ХОРОШИХ!

И, если стихотворение написано, дать ему «отлежаться» день-другой, а потом прочесть его заново, как чужое произведение – и увидеть все его недостатки, и не стесняться работать над ним – над каждым словом, над каждой строкой, над композиционным построением.

И ЗНАТЬ теорию стихосложения – а не писать, как Бог на душу положит.
Я же говорю – учиться! Лично я учусь каждый день, каждый час…
 
М.П.:- Еще раз спасибо тебе огромное, Лю, что уделила время для встречи со мной и с нашими читателями. Конечно, мне еще о многом хотелось бы тебя спросить... Но, к моему огромному сожалению,  наша беседа подошла к концу.

Прикоснувшись к красоте и нежности, не хочется расставаться. Душа радуется и сердцу тепло. Спасибо тебе,  дорогая Лю,  что  даришь людям надежду и несешь утешение своим творчеством, освещая их путь красотой своего Сердца.
 Твое заключительное слово читателям и администрации нашего сайта.

Л.К.:- Это тебе спасибо,  Марина.
Я не очень люблю говорить о себе – мне интереснее – о других… И сама бы я никогда не рассказала о себе столько, сколько рассказала, отвечая на твои вопросы…
 Я уже говорила, что успела полюбить Парнас. Вижу, чувствую заинтересованность администрации, желание сделать сайт по-настоящему интересным и жизнеспособным. И, мне кажется, это удаётся: сайт уже собрал много талантливых людей на своём пространстве.

Очень нравится мне и стремление, с одной стороны, поддерживать определённый профессиональный уровень сайта – и, с другой - привлекать авторов новых и молодых, и давать им трибуну для высказывания и возможности поделиться своим творчеством. А значит, и возможности совершенствоваться…

 Так что могу только от всего сердца пожелать успехов, удачи и дальнейшего процветания Парнасу! А я – чем смогу – помогу…

Жизнь моя

Запросто вещи меняют сущность,
Соприкоснувшись с живым огнём –
Стало важнее, чем хлеб насущный,
Слово – и смысл, заключённый в нём;

Жизнь моя – странная ось смещений –
И отрицанье былых утех;
Жизнь моя – нежный цветок осенний,
Храбро проросший сквозь первый снег;

Жизнь моя – путь от строки, рождённой
Словом и лаской, летящей в звук…
Жизнь моя – лист, облетевший с клёна –
И не упавший в надёжность рук;

И безнадёжный полёт над морем,
Знающим - места причалу нет;
Долгое эхо – с пространством в споре,
Лунные тени – и звёздный свет,

Снежные сны – и горячий ветер,
Шизофрения – и там, и тут…
И ожиданье… Паденье в лето
От волшебства золотых минут:

Слышать (о, да, не коснувшись взглядом)
Сердца пожар – и восторг души –
Песню, звучащую близко, рядом…
Ветер, волнующий камыши…

Жизнь моя, что ты? Мосток над бездной?
Или мелькнувшего Чуда свет?
Жизнь моя странная – где-то между
Ласковым «Да» и тревожным «Нет»…

Счастья и радости каплю мне бы,
Да настоящей любви в пути…
Жизнь моя – птица в весеннем небе…
Будь же отважной - лети… Лети!!!

М.П.: .: Дорогие читатели, благодарю вас за ваше внимание. Надеюсь, что и вам было приятно прикоснуться к светлому творчеству Людмилы Кленовой и узнать ее поближе.

Большое спасибо нашим администраторам за их неоценимую моральную и техническую поддержку, за их титанический труд.

Всех вам благ, дорогие друзья и удачи! С любовью, ваша Марина Попова.