Уроки музыки

Ксения Оруджова
Пьеса «Уроки музыки»

Комедия в десяти действиях


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Анастасия – жена
Виктор – муж, глава компании по рекламе
Аня – их дочь
Екатерина – учитель фортепиано в «Школе музыки»
Девушка за ресепшн в «Школе музыки»
Первый и второй грузчики
Секретарь Виктора
Ж. и Д. – подруги Анастасии
Пассажирка автобуса

Действие происходит в Санкт-Петербурге.


Действие первое

Дом супругов. Окончание ремонта. Гостиная, грузчики привезли фортепиано и стали устанавливать.

Явление первое

Грузчики, Анастасия.

Анастасия (с ужасом)

Куда же? Я говорила вам, что нужно ставить правее. А вы ставите левее! Что, совсем ничего не понимаете?

Первый грузчик (с усмешкой)

Наше дело маленькое – пианино привезти, поставить. А уж нравится вам это или нет, забот нам не прибавит.

Анастасия (с изумлением)

Как это, не прибавит? Я же вам заплатила!

Второй грузчик (почти задыхаясь от противного хохота, уходя)

А так это! Мы привезли? Привезли. Вы заплатили? Заплатили. Не понравилось? Нам очень жаль. Как говорится, деньги наши, проблемы ваши. Все, мы отчаливаем!

Анастасия (крича им вслед)

Ух, я вам! Жалобу напишу, будете за моральный ущерб платить! Век не расплатитесь!
(Сама двигает фортепиано, вытирая пот со лба. Восхищенно улыбается)
 Хм, в общем, вышло неплохо. Последний элемент декора уже на месте, наконец-то расправились с этим дурацким ремонтом. Скорее позвоню Виктору, чтобы он пораньше приехал домой.
(Звонит)

Действие второе

Офис. Виктор собирается домой, беседуя с секретарем.

Явление первое

Секретарь и Виктор

Секретарь (строго)

Распорядиться, чтобы машину подкатили к главному входу? Все отчеты о проделанной работе за день на столе у вас уже около получаса, послезавтра у Вас три деловых встречи. К переговорам с одним клиентом нужно тщательно подготовиться. Очень странная женщина, впрочем, сами убедитесь.

Виктор (дотрагиваясь до затылка и  щурясь, будто от солнца)

Машину? Нет, не стоит. Я сегодня доберусь на общественном транспорте. Сегодня очень хороший день. Тем более, пробки, сам знаешь. Легче стоять посреди дороги в транспорте и быть пассажиром, чем водителем. О, спасибо, я уже посмотрел в ежедневник, а с бумажками завтра разберусь. Сейчас не до них, жена просила быть дома пораньше. Говорит, ремонт совсем готов, привезли последнюю деталь. (С улыбкой) Хотя, сам понятия не имею, что за деталь.

Действие третье

Виктор едет на автобусе, оглядывая дома, и видит на одном из балконов вывеску «Школа музыки». На том же самом балконе стоит красивая женщина со скучающим видом.

Явление первое

Виктор и пассажирка

(Задумывается, трогая затылок)
Да, по себе знаю, как плохо, когда нет клиентов.
(Сочувственно вздыхает)
А ведь я никогда ничем не увлекался. Все мои детские друзья играли в футбол, хоккей, занимались музыкой, рисованием, танцами. А я ничего такого не умел. Так, книжки читал. Даже горько.

Пассажирка автобуса (с оживлением)

Эй, мужчина. Это конечная, мы приехали. Пора выходить.

Виктор (вздыхая)

Ой, что-то я задумался, спасибо Вам!
(Вспоминая балкон и девушку, выходит из автобуса.)

Действие четвертое

Дом супругов.

Явление первое

Виктор, Аня и Анастасия. Вся семья собралась за столом, отмечая окончание удавшегося ремонта.

Виктор (с улыбкой жене)

Здорово это ты придумала с пианино! Только зачем оно, если на нем никто не играет?

Анастасия (с недоумением)

Как это зачем? По-моему, все ясно, как божий день! Вот придут к нам гости и сразу увидят, что мы богато живем. Дорогой ремонт, хорошее фортепиано и совсем не важно, что на нем никто не будет играть. Лучше посмотри, какие шторы я заказала в магазине у Д. и Ж. Нигде таких не увидишь! Авторская работа. Правда, пришлось снять все деньги с карточки, ничего, правда? (Улыбаясь)

Виктор (по-доброму ухмыляясь)

Я как будто знал, что ты это скажешь сейчас!

Все трое дружно смеются, Виктор обнимает жену и дочь.

Действие пятое

Полупустой автобус

Явление первое

Виктор снова возвращается с работы на автобусе и проезжает мимо балкона с вывеской «Школа музыки». Там, как и тогда стоит девушка.

Виктор
А может, стоит попробовать сходить туда разок? Никогда ведь не пробовал даже учиться на чем-то играть, да и от музыки я далек.
(В нерешительности встает с места, чтобы пройти к выходу, потом останавливается.)
Нет, глупая это затея. Даже самому смешно. Хотя, что я, как мальчишка? Схожу, посмотрю что там. Если не понравится, всегда можно уйти.
(выходит на остановке и направляется к дому с вывеской)

Действие шестое

Офис компании Виктора. Все готово к проведению переговоров

Явление первое

Виктор, Екатерина

Виктор (ошарашено)

Очень приятно познакомиться с вами лично (узнавая в собеседнице вчерашнюю девушку на балконе)

Екатерина (любезно)

Взаимно. Надеюсь, мы сработаемся.
(Пожимают друг другу руки)
Я работаю в «Школе музыки». Мы открылись недавно и нам нужна реклама. Давайте обсудим детали.

Виктор

Конечно! (Жестом приглашая сесть)

Действие седьмое

Приемная «Школы музыки»

Явление первое

Виктор, девушка за ресепшн

Виктор заходит в дверь с надписью «Школа музыки», оглядывается по сторонам.

Девушка за стойкой (приветливо улыбаясь)

Вы хотите записаться? У нас как раз набирается новая группа по классу фортепиано.

Виктор (растерянно)

Я? Нет, что Вы… То есть, да. Я пришел записаться. (Смущенно)

Девушка (продолжая улыбаться)

Прекрасно, тогда заполните анкету.

Виктор (заполняет)

А когда можно приходить на занятия? Сколько они стоят и что нужно для них?

Девушка

Занятия только что начались. Проходите по коридору и направо. В анкете все написано.

Виктор (трогая затылок)

Спасибо. (Отдает анкету и уходит)

Явление второе

Маленькая комната с мягкими диванами и старым фортепиано. На диванах расположились люди, вероятно, ученики. За инструментом сидит та самая девушка, которая стояла на балконе, она и есть учитель.

Екатерина (играет)

А это Антонио Вивальди «Времена года» концерт №3 фа мажор «Осень» часть 2 «Октябрь». Знаете, это мое самое любимое. Вам нравится? Если вы будете стараться, вы станете играть также, а может, даже лучше. Нужно не просто любить музыку, нужно дышать ей, становиться ее кровью, ее плотью. Только тогда вы сольетесь в один единый звук и научитесь нажимать на клавиши так, будто листаете чувства. Это самое большее, что может взять из музыки исполнитель, то есть, в скором времени, мы с вами.

Виктор (слегка кашлянув)

Вы прекрасно играете. Простите, если помешал. Я – Виктор, только что записался к Вам.

Екатерина (мягко улыбаясь)

Мы Вам очень рады, не помешали, располагайтесь. Я узнала Вас. У нас проходят индивидуальные занятия, мы уже распределили все по дням. Ваш день – среда, то есть послезавтра, приходите в любое удобное для вас время. Продолжим занятия…
(Играет) А это Рихард Вагнер «Реквием по мечте». Всегда, когда я играю или слышу его, у меня даже мурашки по коже. Каждому вспоминается что-то свое, будто из-под клавиш высыпаются крупинки нашего прошлого и когтями впиваются в душу. Чувствуете?..

Явление третье

Среда. Та же маленькая комната. Екатерина сидит за фортепиано, Виктор расположился рядом. Они безустанно учили ноты, Екатерина просвещала во все тонкости.

Виктор (мысленно)

Иногда меня навещают мысли, что нужно собирать вещи и уходить. Порой все очень надоедает, но я понимаю, что нельзя отступать, когда пройдено полпути.
Желание играть сильнее моих предрассудков, а значит, я должен идти до конца.

 Действие восьмое (спустя полгода)

Дом Виктора и Анастасии. Вечер.

Явление первое

 Виктор и Анастасия одни.

Анастасия (с укором)

Ты часто стал поздно приходить. От тебя пахнет женскими духами. Не хочешь объяснить мне, в чем дело? У тебя другая женщина? (Прикрывает глаза рукой)

Виктор: (опустив голову)

Да как ты можешь? У меня нет и не было никого кроме тебя! (Срывается на крик)

Анастасия (задыхается от возмущения)

Ты врешь! Тогда где ты был сейчас? Где ты вообще пропадаешь последние полгода?

Виктор (остывая)

Я же работаю. Да-да, я работаю. Сегодня я тоже задержался в офисе.

Анастасия (с отчаянием)

Не правда. Я звонила тебе на работу, ты уехал в 6 часов, а сейчас уже 11. Где ты пропадал? Что, пробки? Я не верю ни слову! Кто она?!

Виктор (вздыхая)

Хорошо, я все расскажу тебе. Просто я думал, ты будешь смеяться надо мной. Я занимаюсь в «Школе музыки» с Екатериной, она обучает меня игре на фортепиано. Видишь, у меня нет никаких женщин. Только прошу тебя, успокойся.

Анастасия (решительно)

Глупости это все. Она и есть твоя любовница, не смей прикрываться этой «Школой музыки». Ты просто лжец, а не пианист! Забирай свой чемодан, я уже собрала твои вещи, завтра подам на развод.

Виктор уходит.

Явление второе

Анастасия и дочь Аня

Аня (с недоумением)

Мама, куда ушел отец? Вы поссорились?

Анастасия молчит и закрывает лицо руками.

Действие девятое

Суд. Идет бракоразводный процесс.

Явление первое

Присяжные заседатели, суд присяжных, судья, Анастасия, Виктор

Судья (бесстрастно)

 Ответчик Виктор, вам по брачному договору отходит все имущество…

Виктор (откашлявшись)

Я думаю, нужно разобраться с бумагами и расторгнуть договор. Пусть жене и дочери достанется все, я заберу только фортепиано.

(Все участники заседания удивленно смотрят на него)

Присяжный заседатель (иронично)

(Судье) Ваша честь, вы позволите?
(Виктору) Простите, но почему именно фортепиано?

Виктор (серьезно)

Понимаете, оказалось так, что меня любила не жена.

(Анастасия изумленно смотрит)

Виктор (продолжает)

Да-да. Меня любила не жена, а музыка.

Действие десятое

Квартира Виктора, полное одиночество.

Явление первое

Виктор

Виктор сидит у фортепиано, открыв крышку. Думает начать играть. Но вдруг слышит, как кто-то скребется в дверь. Он открывает дверь и видит там котенка, который жалобно мяукает. Мужчине стало жалко его, и он хотел было забрать животное к себе, но тут котенок сам зашел в квартиру и сел на кресло.

Виктор (усмехаясь)

О, да ты здоровый котяра. Как будто всегда жил у меня. Идем, я тебя вымою и накормлю.
(Берет котенка на руки и уносит)

Явление второе

Виктор сидит у фортепиано и играет, кот расположился на верхушке инструмента и слушает.

Виктор (коту)

А это мое любимое – Рихард Вагнер «Реквием по мечте». Всегда, когда я играю или слышу его, у меня даже мурашки по коже. Каждому вспоминается что-то свое, будто из-под клавиш высыпаются крупинки нашего прошлого и когтями впиваются в душу. Чувствуешь?..