Путевые заметки. Город-моряк

Юрий Комболин
Циклон, поднявший пятнадцатого ноября 1978 года уровень воды в Неве на 193 сантиметра выше ординара, усиление ветра до штормового ещё дважды – 17 и 18 ноября – причинили немало беспокойства и экипажу теплохода «Александр Мирошников». Хотя судно и стояло в это время на внешнем рейде Щецина. Поэтому все очень обрадовались, когда было получено разрешение местных властей нашему теплоходу войти в порт и встать к причалу.

Среди экипажей судов, посещающих Щецин, большой популярностью пользуется Морской центр культуры, одна из работниц которого – Лигия Галазка была награждена недавно Почётной грамотой Министерства морского флота СССР за большой вклад в укрепление советско-польской дружбы. Вот с ней-то мы и связались по телефону по приходе в Щецин.
Разговор был коротким: «Экскурсию по городу? Да, можно. Автобус? Пожалуйста». И утром следующего дня от проходной порта отошёл автобус Морского центра культуры.
Благодаря пани Галазке, бывшей нашим гидом, мы познакомились с городом, в котором проживает сейчас около четырёхсот тысяч человек, с его славными морскими трудовыми традициями. Мы кружили по улицам Щецина и, вслушиваясь в неторопливую речь пани Галазки, не переставали удивляться: город, 65 процентов домов которого после войны лежали в развалинах, сегодня был прекрасен и чист. Он высился современными зданиями, зеленел травой бульваров и скверов, открывался перед нами широкими улицами и площадями или показывал кусочек своей истории – любовно восстановленные замок, костёл.
Много нового узнали мирошниковцы о самом крупном морском порте Польши, о поляках после посещения Щецинского краеведческого музея. Потом автобус довёз нас до леса Пушта букова и озера Шмарагдове – это любимое место отдыха горожан.
Красива осенняя Пушта букова. Высокие чёрные деревья стоят совсем голые. Несмотря на пасмурный день, в лесу светло, а воздух прозрачен и чист. Тихо. И только под ногами шуршат опавшие и уже пожухлые листья. Их много. Местами нога скрывается в них по щиколотку, и тогда сухие жёлтые листья уже не шуршат под нашими шагами, а позванивают, как старое золото. И всё это – и озеро, и лес, и песчаные дорожки, будто одно полотно какого-то великого импрессиониста.
Но вот выходишь на поляну, и по твоей очарованности  больно бьёт напоминание о войне – впереди серая поганка бетонного дота, уставившегося на все четыре стороны пустыми глазницами бойниц. Щецин, насильно присоединённый во время второй мировой войны к фашистской Германии, был освобождён с помощью Советской Армии. Поляки свято чтут память героев. На Щецинском городском кладбище взметнулись к небу символические руки скорби по погибшим – памятник героям-освободителям.
Мы побывали на мемориале советским воинам, выбившим фашистов из Щецина, вскоре после Дня поминовения. У каждого памятника советскому солдату цветы и свечи, десятки оплывших, сгоревших свечей, которые поляки ставят в этот день  на могилы дорогих их сердцу людей.
Дальше дорога наша лежала на границу  Польши с ГДР. Братские страны живут в дружбе, и пограничная застава, на которой мы побывали,  - скорее символ добрососедства.
Закончили мы свою экскурсию посещением замка поморских князей, который восстановлен уже в наши дни буквально от фундамента. В просторных его залах со сводчатыми потолками размещают нынче различные художественные выставки. Вот и мы познакомились с выставкой польского плаката, произведениями художников-оформителей книги и работами учащихся школы живописи.
…На улице нас встретила морось. Мокрые плиты тротуара отражали огни фонарей. Солнце так и не выглянуло за весь день ни разу. Но настроение у всех было прекрасное, потому что мы познали радость общения с городом-тружеником, городом-моряком.

На снимках: памятник советским и польским солдатам, павшим при освобождении Щецина от фашистов; часть мемориала, где похоронены советские воины.

Фото автора.

Газета «Моряк Севера», Архангельск, 27 февраля, 1979 г.