Грозная картина

Евгений Габелев
По капле выдавливать из себя Ивана Грозного…




Земля наша богата и обильна, да только дураков в ней полно. Вот и вышел у нас конфуз, многих рассмешивший, иных огорчивший, но в целом ожидаемый. Рано или поздно что-то подобное должно было случиться.


Группа патриотически настроенных лиц, руководствуясь верноподданническими чувствами, божьей помощью, и заботой о судьбах страны, потребовала запретить одну из картин, составляющих национальное достояние.


Гнев этих добрых людей вызвала картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына», второй век подряд украшающая стены Третьяковской Галереи. Страшно подумать, сколько вреда она успела нанести за это время.


По мысли патриотически озабоченных граждан, ущерб, наносимый картиной слабому уму россиян, состоит в том, что та подрывает основы российской государственности и внушает сомнения в величии страны.


Вид царя, застигнутого за сыноубийством, способен склонить многих к измене Родине. Тем более, если царь этот, известный своей лютостью, почитается в качестве одного из наших национальных кумиров.


Святыни, как известно, принято защищать.




Весь этот глупый конфуз, сразу вызвавший лавину самого безжалостного стеба, казалось, не заслуживает особого внимания. В конце концов, демарш чудаков не имел юридических последствий, и картина пока на месте.


К тому же, подобные казусы, что нам в диковинку, являются обычным делом для стран с хорошей демократической традицией. В мире, где каждый имеет право на мнение, высказывают еще и не такие вещи.


Там, где закон и порядок защищают право личности иметь и публично выражать любые идеи, пусть даже представляющиеся безумными, не станет дело за курьезом. Никто не запретит вам верить в плоскую землю.


Более того, наличие независимого суда и состязательной судебной процедуры позволяет любому из вас обратиться в суд с требованием запретить преподавание в школе теории Коперника, и отменить глобус.


Подобные казусы время от времени происходят в каждой стране, служа предлогом почесать языки. И никто всерьез не тревожится. Потому что, с чудаками все понятно, и решение суда легко предсказать.


Вот только у нас все иначе.




Мы привыкли к тому, что нам постоянно что-то запрещают. Привыкли, что от гражданских свобод, чудом вырванных четверть века назад, с каждым днем остается все меньше. Мы чувствуем, что это продолжится дальше.


Мы привыкли, что рядом с нами существуют люди, чьи религиозные и патриотические чувства каким-то образом оказываются важнее, чем наши. И все, что способно эти чувства задеть, наказуемо и преступно.


Мы знаем, что группа решительно настроенных граждан может запросто разгромить выставку, оскорбившую их религиозные чувства. Привыкли, что картины можно рубить топором, а художников судить за кощунство.


Мы понимаем, что возможно все. И нисколько не удивимся, если вслед за запретом преподавания астрономии в школьную программу будет введен курс составления гороскопов и гадания на кофейной гуще.


Самое удивительно, что мы ничего не собираемся с этим делать. Мы живем в стране, на глазах скатывающейся в средневековое мракобесие. И лишь хватаемся за голову, веря и надеясь, что все еще обойдется.


Но ничего уже не обойдется.




Везде в мире эти вопросы решает суд. Но, суда у нас нет, а есть фикция. И уровень здравомыслия в обществе не самый высокий. Поэтому, перспектива решений по подобным делам не только туманна, но и мрачна.


Характерно, что заявители не обратились в суд. Будучи осведомлены в особенностях порядка принятия решений в нашей стране, они апеллировали к высшей власти. А та, если надо, прикажет суду, и депутатам...


Так что, услыхав об этом, с виду курьезном деле, мы понимаем, что это не шутки. Потому что, лишь от решения одного человека в стране зависит, какие картины мы можем видеть в музеях, и какие книги читать.


А если он не в полной мере пользуется этой властью, и дозволяет нам многие вольности, то в этом не наша свобода, а его милость. В любой миг он может передумать, и поступить по своему усмотрению.


Все прочее, существующее в стране, и составляющее видимость эффективно работающего государства, суть декорации. Видимость парламента, иллюзия суда… потемкинская деревня для зарубежных гостей.


А внутри все тот же Иван Грозный.




Поэтому, каждый из нас, и в каждый свой час, осознает свою хрупкость. Свою обнаженную беззащитность перед лицом всемогущего государства. Государства, где каждый начальник является маленьким Грозным.


Мы живем в стране, где каждый может оказаться на месте убитого царского сына. Перейти кому-то дорогу, непочтительно написать о местном начальстве… или просто оказаться не в том месте и не в то время.


И ни одна сила в мире не защитит нас от державного гнева. Потому что, бог, судя по всему, давно отвернулся от нас, а у вселенной нет желания нас спасать. А защищать свои права самостоятельно мы не любим.


В обществе, где большинство привыкло полагаться на доброго царя, всякий правитель будет вынужден становиться Грозным. Другого эти люди не примут. Они презирают доброжелательность и мягкость.


Так их учили. Из века в век мы учились наступать на горло собственной песне. А потом, наступать на горло другим. Запрещать, стращать и непущать. Поэтому, Иван Грозный до сих пор наш национальный кумир.


А мы, его беззащитные дети…




Вот такая картина.