Вепрь - этимология

Сергей Колибаба
Лесной ВЕПРЬ подрывает ее, и полевой зверь объедает ее
(Псалтирь 79:14)

Заявленный нами для исследования термин ВЕПРЬ имеет и другие наименования - кабан, или ДИКАЯ свинья — млекопитающее из отряда парнокопытных, семейства свиней;  всеяден, является предком домашней свиньи, ареал обитания – Евразия и Северная Африка, Ближний Восток, завезены человеком в Северную Америку, в Австралии распространены одичавшие свиньи. Кабан издавна водится в Израиле, в наше время поголовье растет, в 2007 году в Хайфе было принято решение разрешить отстрел кабанов, т.к. они появились в городе; популяции диких кабанов есть на Голанских высотах и в районах Мертвого моря, это крупные животные с жесткой щетиной и весом  до 100 кг.

1) Терминология – кабан, вепрь, дикая свинья

а) Разночтения Библии
Приведенный в эпиграфе стих из Псалтыри (и зооним ВЕПРЬ) отсутствует в еврейской Библии, существует ещё около 145 разночтений  в Псалтыри, которые объясняют разными обстоятельствами: «Что же могло быть причиной такого предпочтения Псалтири в переводе LXX (70 толковников,  греческий перевод Библии) еврейскому и другим переводам? Главную причину, коей объясняется сие предпочтение, составляет ПОВРЕЖДЕНИЕ еврейского чтения. Однако оно не было единственной причиной, но за сим повреждением скрывалось еще другое начало, которым можно объяснить в св. отцах такое исключительное уважение к Псалтири по LXX Толковникам, ибо некоторые из них ставят в одном достоинстве еврейский и LXX, а держатся LXX» (Протоиерей С. Терновский. Толкование особых изречений в церковной Псалтыри, излож. по руководству Св. Отцов церкви, М., 1891).
Пс.79:14. Уединенный дивий. По Феодор.: ВЕПРЬ пустынный, дикий, который жесточе других, он означает Навуходоносора.

б) Дикий кабан в европейских языках
Соответствующее греческое понятие: agriochoiros кабан, agriochoirous дикий; латин.-  apro, aper кабан и aprum дикий кабан; термин встречается у римского комедиографа Плавта (254-184 до н.э.) в пьесе «Касина»: «In saltu uno duos APROS capere» (В одном лесу поймать двух вепрей)».

2) Термин ВЕПРЬ (свинья, ДИКИЙ кабан) в русских переводах и летописании

а) Национальный корпус русского языка

- Термин СВИНЬЯ
Употребляется в I Новгородской летописи (XIV в.), в Повести временных лет (XII в.), термин «кабан» фиксируется с XVI века (название озера).

- Термин ВЕПРЬ
Наставление Марка Подвижника о духовной жизни, (IV век)
1:15: «Юношеская плоть, утучненная разными яствами и винопитием, делается подобно ВЕПРЮ, готовому на заклание».

- Александрия – древнерусский перевод «Александрии» Псевдокаллисфена
Повествуюет о походах Александра Македонского, перевод не позже XIII в.:
«моужь косматъ, яко ВЕПРЬ, и оужасохомс;, вид;вше такова животна».

б) Словарь русского языка XI-XVII вв., Академия Наук, М., 1980, 1996
КАБАН, 1. Кабан, дикая свинья (с 1673 г.); 2. Домашняя свинья, самец (с 1603).
СВИНЬЯ ДИКАЯ. «Есть (на берегах Иордана) же тростие много, болонья имать яко Снов рЪка, звЪрь мног тут и свинии ДИКИЕ бещисла много». Х. Дан. игум. 1113 г.

Термин «свинья» употребляется в русских церковных документах с 1057 г., Остромирово  евангелие.

в) Поучение Владимира Мономаха
Литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом.
«Тура мя 2 метала на роз;х и с конемъ, олень мя одинъ болъ, а 2 лоси, одинъ ногами топталъ, а другый рогома болъ, ВЕПРЬ ми на бедр; мечь оттялъ». 


3) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -вепр;-. Значение - зоол. дикая свинья, кабан (лат. Sus scrofa)

Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. формы *veprь, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. вепрь, укр. вепер, белор. вепер, болг. вепър, сербохорв. вепар, чешск. vepr, словацк. vepor, польск. wieprz, в.-луж. wjapr, н.-луж. japr, полабск. vipr. Родственно латышск. vepris «кастрированный боров», veprelis «грязнуля (о ребенке)», лит. местн. н. Vepriai, далее, вероятно, лат. vepres «терновый куст», др.-инд. vapati «выпускает семя». Также сравнивают слав. veprъ с лат. aper, др.-в.-нем. ebur «вепрь».

б) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
Вепрь общеслав. Скорее всего, того же корня, что и латышск. vepris «боров», лат. vepres «терновник». В таком случае животное было названо по своей колючей щетине.

в) Энциклопедия архимандрита Никифора
ВЕПРЬ (лесной, дикий, иначе кабан; Пс. 79:14) - двукопытное животное, из породы толстокожих, отличающееся своею силою и свирепостью. Новейшие путешественники передают, что кабанов очень много водится в сев. Африке, Азии, частию на берегах Иордана и в тростниках моря Тивериадского.

4) Обобщения и выводы
а) Изучив «свиную» терминологию, мы обнаружили, что она непосредственно связана с переводом библейских терминов, первые письменные источники Киевской Руси применяют дублирующие друг друга термины – «ВЕПРЬ»  и «СВИНИИ ДИКИЕ».

б) В греческой и латинской «свиной» терминологии также просматривается совмещение понятий СВИНЬЯ и ДИКАЯ.

в) Понятие «ВЕПРЬ» фиксируется в восточноевропейских языках, латинское APER зарегистрировано в Вульгате, Псалом 79:14 (дикий кабан, кабан из леса). 

Вывод
Русское понятие ВЕПРЬ могло оформиться под влиянием  латинского термина  APER, однако мы выявили ещё один «след», в греческом, латинском и русском языках произошел ПЕРЕНОС понятия (образа) СВИНЬЯ в понятие (образ) ДИКИЙ - метафора (от греч. перенесение, образ), подмена обычного выражения образным. Контакты иудейского Хазарского каганата и Киевской Руси зафиксированы  в раннем периоде, гораздо позднее фиксируется связи с католическими странами. Если мы обнаружим в термине ВЕПРЬ еврейское понятие  СВИНЬЯ или ДИКИЙ, то появится основание утверждать, что русской слово ВЕПРЬ развилось из термина иврита, для нахождения этой связи  нам необходимо обратиться к образам и терминам Библии.

5) Образы иудаизма и этимология иврита

а) В иврите
Кабан обозначен как ХАЗИР БАР – вепрь, кабан, ДИКИЙ кабан; досл. свинья вне поселения: в поле, лесу, т.е. дикая. В Ветхом завете термин ХАЗИР (свинья) употреблен в Псалме 80:14 (Вестминстерский кодекс), в Новом Завете (на еврейском языке) применен у Матфея 7:6, Марка 5:16 и 2-е Петра 2:22.

б) В еврейской теологии
Евреи не употребляют свинины - запрещено Законом, исследователями также подмечен факт, что термин ХАЗИР практически не употребляют в разговорном языке.

«Дикий кабан - образ потомков Эсава (см. Псалмы, 80:14 и Раши там же). Эсав - брат-близнец Яакова, отказавшийся от духовного наследия семьи Авраама. Еврейская традиция считает европейские народы наследниками его идеологии и потомками не по крови, а «по духу». Эсав задумал убить Яакова за то, что тот (несмотря на то, что родился на мгновение позже) удостоился благословений первородного сына. Христианство, вступившее в спор с еврейским народом «о первородстве» или «об избранности», стало прямым наследником идеологии Эсава, собиравшегося доказать свою правду устранением соперника» (Примечание к тексту «Обращение к руководителям общества еврейского искусства «Бецалель»», Яффо, 1908 г., machanaim.org).

в) Образный мир Библии
Бытие 16:12: «он будет между людьми, как дикий (ПЭРЭ) осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих».

Иов 6:5: «Ревет ли дикий (ПЭРЭ) осел на траве? мычит ли бык у месива своего?».

Осия 8:9: «Они пошли к Ассуру, как дикий (ПЭРЭ) осел, одиноко бродящий».

Бытие 16:12, речь идет об Измаиле: «он будет между людьми, как дикий (ПЭРЭ) осел; руки его на всех, и руки всех на него».

Иов 11:126 «Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому  (ПЭРЭ) осленку».

Иов 24:5: «Вот они, как дикие (ПЕРАИМ множ.) ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано на добычу; степь дает хлеб для них и для детей их».

Иов 39:5: «Кто пустил дикого (ПЭРЭ) осла на свободу, и кто разрешил узы онагру».

Исаия 32:14: «ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить, вместо пещер, убежищем диких (ПЕРАИМ множ.) ослов и пасущихся стад».

г) Этимология иврита

Приведем термин в форму близкую к ивриту - ВЕПРЬ = ВЕ+ПРЬ, в древнерусском языке буква «ерь» Ь обозначала звук «Е», по другим данным «И» = ВЕ+ПРЕ, ВЕ+ПРИ. 

ВЕ (БЕ) – в иврите предлог: в, внутри, как, в виде; пишется В, читается Б + ПРЕ, ПРИ = корень П.Р., ПЭРЭ дикарь, дикий осел, онагр; ПИРИ дикий.

Таким образом, очевидно, что термин ВЕПРЬ образован от еврейских терминов ВЕ +ПЭРЭ – дикий (кабан, свинья); т.е. как дикий кабан; библейские образы, значение и грамматика иврита совпадают с русским понятием ВЕПРЬ.