Рива дель Гарда - Ai caduti del mare

Борис Готман
  Этот памятник я сфотографировал в прекрасном городке Рива дель Гарда.

  Многие читатели не только слышали о нём, но и побывали в этом городе с богатой историей, с хорошо сохранившимися старинными зданиями и оборонительными сооружениями.

  Об этом городе и его достопримечательностях заинтересованный читатель может прочесть в статьях на десятках сайтов в интернете.

  Но вот о памятнике на моем снимке в интернете пока ничего не опубликовано.

  Как и о здании, которое видно правее памятника, от которого в горы уходят трубы.

  Со зданием проще – несмотря на то, что многие считают его каким-то сантехническим сооружением, это на самом деле гидроаккумулирующая электростанция.

  В часы, когда в электрических сетях появляется избыток энергии, она, эта энергия вращает мощные насосы, закачивающие воду Гарды в высокогорные резервуары.

  Когда же потребность в электроэнергии возрастает, вода из резервуаров по тем же трубам падает на турбины станции, высвобождая запасённое ранее электричество.

  Ну, для того, чтобы определить назначение этого здания, достаточно немного разбираться в технике.
 
  С памятником сложнее.

  Как видно на снимке, он представляет собой стилизованный нос корабля.

  Внутри корпуса из-под гранитных плит бьют струи фонтана – как будто из пробоин.

  На плитах высечена надпись: "Ai caduti del mare" – "Павшим в море".

  Никто из встретившихся местных жителей не смог сказать, в память какого события сооружен монумент. Только, что построен он совсем недавно. Ну, это я видел и сам по состоянию памятника.

  Ничего, решил я. Прочту потом в интернете.

  По моим сведениям, надпись "Ai caduti del mare" в Италии делают на памятниках военным морякам.

  Но в интернете об этом памятнике ничего не нашел.  Даже городской сайт Рива дель Гарда не помог.
 
  Помог мне новый сайт русскоязычного итальянского гида, специализирующегося, в том числе, на озере Гарда и прилегающим к этому озеру-морю городкам - www.veronavisita.it/?tag=озеро-гарда.

  В статье, посвященной поискам погибшей более ста шестидесяти лет назад итальянской канонерки "Сезия", я прочел:

  "В это время проходили поиски другого судна, американского корабля  «Дюкв»,затонувшего с 24 военными на борту 30 апреля 1945 года рядом в Ривой дель Гарда. Команда  общества Добровольцев Гарды: Мауро Фузато, Лука Туррини  и Николо Дзанини сопоставили материалы историков и подводных исследований, чтобы определить точное место  поисков".

  «Дюкв», это, конечно, не в полном смысле корабль.

  Это достаточно известный заслуженный американский грузовой автомобиль-амфибия DUKW 353.

  Некоторые читатели помнят советский ЗИС-485 БАВ (армейское обозначение БАВ — большой автомобиль водоплавающий) — автомобиль-амфибия, конструкция которого, как скромно упоминает Википедия: "аналогична конструкции американской амфибии GMC DUKW-353".

  Что же DUKW делал в водах озера, больше напоминающего настоящее бурное море? Мне довелось видеть такие машины, оставшиеся от ленд-лиза, на морской корабль для штормящего моря они никак не "тянули" – фото DUKW-353 я поместил на фоне своего снимка.

  Ответ  нашёл на  военно-историческом сайте  Global Security.org: на этих амфибиях десантникам американской 10 горной дивизии  удалось обойти  по воде разрушенные германскими войсками мосты и тоннели и перерезать вермахту основные пути передислокации из Италии на Восточный фронт.

  Эта операция прекратила организованное сопротивление гитлеровской армии в Италии.
 
  В ходе операции был освобожден и прекрасный Рива дель Гарда.

  Замечу, что после окончания войны  DUKW обрёл новую жизнь. Сегодня каждый желающий может совершить очень интересное путешествие на бывшей боевой десантной машине. Но это тема совсем другого репортажа, теперь уже из Лондона:  http://www.proza.ru/2015/09/06/1504

  На иллюстрации я поместил фотографию памятника американским десантникам, фотографию части средневековой крепости Рока, окружённой каналом с подвесным мостом,  и фотографию тридцати четырёх метровой башни Торе Аппонале, находящейся на Пьяца Сан Роко и построенной в 1200 году. В верхней части иллюстрации читатель видит фотографии  автомобиля-амфибии DUKW 353, взятые из интернета.