На воре шапка горит

Дан Борисов
Что случилось 03.10.1993г?
Язык мой – враг мой. Это говорят не без основания, и вчера у меня был лишний повод в этом убедиться. Приятно было видеть, как люди, обязавшиеся хранить секрет, непроизвольно выбалтывают его перед всероссийской аудиторией.
Вчера уже ночью смотрел соловьёвскую передачу по России. Называется она «Дуэль» или «Поединок», не помню. Обычно там два достаточно известных человека ругаются по какому-либо незначительному поводу. Это что-то в малаховском стиле, чуть поприличнее. Обычно я не смотрю эту тенденциозную хрень, но вчера передача была посвящена двадцатилетию расстрела парламента. Может, и тема меня бы не вдохновила на просмотр, но интересен стал состав участников.
Вместо двоих дуэлянтов Соловьев укомплектовал две трибуны спорщиков. Справа, как бы, сторонники Ельцина, слева – его противники. Я пропустил вводную часть, поэтому на первых порах мне пришлось домысливать, кто за кого или за что? Понять это было трудно, не смотря на то, что слева в первом ряду сидели Руцкой с Анпиловым. Почему трудно? Потому что говорили остальные участники кто в лес, кто по дрова – никак было не понять, за кого они на самом деле. Единственное, что резко и совершенно непроизвольно бросалось в глаза это национальный состав. Я не знаю, что этим хотел сказать Соловьев (или это вышло случайно?), но слева трибуна была чисто славянской (литвинов я тоже отношу к славянам, хотя это вопрос спорный), а трибуна сторонников Ельцина оказалась почти полностью укомплектованной евреями. Один поляк, один армянин и один русский в общей массе только подчеркивали тенденцию. Почему так произошло, я догадываюсь, но это тема отдельного разговора. Тем более что самым интересным с этой трибуны оказался единственный русский – генерал Куликов, командовавший внутренними войсками в том достопамятном событии.
И вообще, меня лично из всей большой компании заинтересовал разговор только  четырех участников: генерала Куликова, Руцкого, следователя, фамилию которого я не запомнил и дочери Лукьянова. Только они говорили по делу, остальное всё пустой трёп и ненужные эмоции. И вот, что интересно: Из их разговора выяснилась четкая последовательность событий того, что Ельцин называл «путчем», сейчас скромнее называют «конституционным переворотом», а как назовут завтра, бог весть. И дело не в названии. В этот день двадцать лет назад в центре Москвы погибли сотни людей, а кто в этом виноват и кто был непосредственным исполнителем совершенно непонятно. Не говорят нам об этом. Тайна за семью печатями.
А что же было? Мы же следили за событиями по прямому включению CNN, по радиорепортажам, смотрели из окон автомобилей или непосредственно, но понять так и не смогли. Лично я понял только сейчас.
А было вот, что. Примерно дней десять так называемый «Белый дом» с находящимися в нём «народными депутатами» был полностью блокирован войсками МВД. Солдаты стояли в полевой форме, в касках и бронежилетах сплошной цепью, плечо к плечу. Я сам это видел, мне не нужно кого-то слушать сейчас. Внутри оцепления находились только депутаты и сотрудники МВД. И те и другие имели оружие. Острая фаза конфликта началась с выстрелов из здания мэрии (бывшее здание СЭВ), после чего сторонники Верховного совета попытались штурмовать это здание. Вопрос, кто стрелял из здания мэрии? По-моему, вопрос риторический. Если бы это были сторонники ВС, то другие его же сторонники не пошли бы на штурм, а кроме них и внутренних войск МВД там никого не было… значит кто?
Что дальше? ВС призывает своих сторонников с Октябрьской площади на подмогу, а полупьяный Гайдар по телевидению вызывает своих и Ельцина сторонников. И те и другие сторонники пришли. По CNN нам потом говорили, что это зеваки стоят на мосту. Это не зеваки были, это пушечное мясо от обеих противоборствующих сторон, как раз они-то и гибли потом сотнями. Солдаты тоже гибли, но гораздо меньше, у них хоть каски и бронежилеты, и хоть слабая, но броня на машинах.
Для меня оказались полной неожиданностью подробности штурма, оглашенные с экрана следователем, занимавшимся этим делом в 1993 году. Это в голове не укладывается! Основной бой завязался между подошедшими бойцами Кантемировской дивизии и войсками МВД!!! Что-то там не состыковалось и армия действовала «по обстановке» - она уничтожала тех, кого ВИДЕЛА виновниками происходящего! БэТээРы внутренних войск были сожжены, а крупнокалиберные пулеметы из танков били вовсе не по «Белому дому», а по зданию мэрии! Я это хорошо помню. Помню мат корреспондента радио, лежавшего, видимо, на полу в этом здании и кричавшего, что пол и стены ходуном ходят. Автоматы защитников БД и даже ручные пулемёты такого эффекта никак не дадут. Я думаю, что армия из тяжелых пулеметов пыталась погасить «снайперов», стрелявших в это время по толпе безоружных «помощников». Чьи это были «снайперы», ушедшие чуть позже через штаб МВД? Очень трудно догадаться.
Куликов явно врал в течение всей передачи. Врал неумело и конфузливо. Что-то пытался переложить на Романова, лежащего 17 лет уже в коме. Вспомнил, что где-то он автоматы крупнокалиберные видел в толпе. А знаете, зачем он про это заговорил? Все жертвы умерли от ранений калибра 7,62, а у защитников БД оружие было только 5,45. Загадка, правда? А почему тот же Куликов не дал в своё время следователям отстрелять оружие из дивизии Дзержинского на предмет проведения экспертизы? Руцкой несколько раз говорил Куликову: «Ты врешь!», а Куликов возразил только по одному поводу: «Кто вам сказал, что было 600 погибших? Не знаете – не говорите».
Я не очень уважаю Руцкого (чего стоит только его призыв к авиации бомбить Кремль), но не могу не признать, что он один в конце передачи высказал здравое предложение. Нужно передать все материалы этого дела в суд. Никаких сомнений нет в том, что события 03.10.1993г в Москве – это уголовное преступление. Преступление, совершенное с особой жестокостью группой лиц по предварительному сговору, а виновные (те, что еще не отправились в мир иной) гуляют на свободе и бряцают орденами.
Почему до сих пор не возбуждено уголовное дело? А если возбуждено, почему  не доводится до конца? И дело даже не в поимке виновных, просто нужно назвать вещи своими именами. Ведь это же нарыв и, если его не вскрыть, он сработает еще раз.
Только не решаться и нынешние власти разбираться в этом дерьме и гное, хотя, казалось бы…

Кстати, я вчера смотрел еще одну передачу – сборище по какому-то поводу активистов «Единой России». Там присутствовал и наш Президент. И знаете, что меня поразило? Совсем недавно я видел вроде бы того же самого человека на Валдае и на встрече двадцатки в Питере – это был совсем другой человек. Это был руководитель Великой Державы, способной диктовать всему миру свои условия, а вчера… какая-то неуверенная личность, прячущая глаза даже от своих «соратников». Неужели американцы со своими авианосцами и ядерной триадой слабее нашего внутреннего врага?
В чем дело, а? Что у нас происходит? И когда это кончится?