Имперский Трир

Георгий Асеев
ПОСВЯЩАЕТСЯ 1700-ЛЕТИЮ ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ,
ОСНОВАННОЙ СВЯТЫМ РАВНОАПОСТОЛЬНЫМ ИМПЕРАТОРОМ
КОНСТАНТИНОМ ВЕЛИКИМ



Совсем недавно мы всем миром отмечали наступление 2000 года от Рождества Христова! Это событие в мировой истории для всего человечества ознаменовало наступление новой эры – эры христианской цивилизации. Но не сразу преобразился привычный уклад языческой жизни! Прошло более трёх веков, прежде чем христианство обрело полноценное бытие в Римской империи, благодаря личности святого равноапостольного императора Константина Великого, издавшего в 313 году эпохальный Миланский эдикт о веротерпимости.
Святой царь Константин провозгласил новый принцип: священна и неприкосновенна универсальная религия всего человечества, принадлежащая всем народам, – христианство!
За Миланским эдиктом равноапостольным императором Константином были изданы следующие императорские указы:
о прекращении языческих игр (314 г.),
об освобождении духовенства от гражданских повинностей и церковных земель от дополнительных обложений (313-315 гг.),
об отмене казни через распятие (315 г.),
о запрете клеймения преступников (315 г.),
против иудеев восставших на Церковь (315 г.),
об освобождении рабов на церковных собраниях без особых формальностей (316 г.),
о запрещении частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому при оставлении этого права только обществам (319 г.),
об отмене законов против безбрачия (в ограждение христианских девственников и девственниц) (320 г.),
о праздновании по всей империи воскресного дня (321 г.),
о праве епископов быть третейскими судьями (321 г.),
о запрете насильно привлекать христиан на языческие празднества (322 г.),
о предоставлении Церкви права получать имущество по завещанию (325 г.),
об отмене гладиаторских боёв (325 г.),
о допущении христиан к занятию высших государственных должностей (325 г.),
о строительстве христианских храмов и запрете вносить в них (по обычаю языческих капищ) императорские статуи и изображения (325г.), т. е. при Константине Великом началось постепенное воцерковление всех сфер жизни в Римской империи.
Величайшей заслугой Константина является созыв для утверждения Символа Христианской Веры Первого Вселенского собора в городе Никее 20 мая 325 года.
Во время похода на персидского царя Тапура II заболел и после безуспешного лечения ваннами скончался в Анкироне, пригороде Никомедии, 22 мая 337 года, незадолго до кончины приняв христианское крещение из рук Евсевия. Равноапостольный Константин Великий был похоронен в церкви Апостолов в Константинополе.
Из биографии великого вершителя судеб мира нам известно, что Константин родился 27 февраля предположительно 288 года н.э. в Наиссе (ныне Ниш) в Верхней Мезии (Сербия) и был незаконнорожденным сыном императора Констанция Хлора и трактирщицы Флавии Елены. По смерти своего отца Константин был возведён войсками в императоры, приняв титул кесаря в 306 году, стал править в Трире на реке Мозель. Римские легионы захватили плодородные земли Мозельского бассейна примерно в 50 году до н. э., а в 17 году до н. э. основали город Трир, который получил название – Augusta Treverorum. Наибольшего расцвета Трир достиг при императоре Диоклетиане (284-305), который провел административную реформу в Римской империи, разделив ее на четыре части и сделав город Трир одной из четырех столиц империи. Отсюда соправитель Диоклетиана Констанций Хлор управлял всей Галлией и Британией. В IV веке в городе Трире проживало 80 тыс. жителей, ныне чуть более 100 тысяч жителей.
С 306-го по 316-й годы при императоре Константине Трир становится столицей объединенной Римской империи. Город рассматривался как вариант постоянного место- пребывания императора взамен старого Рима. До наших дней сохранилась базилика Константина, находящаяся в списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, - некогда Тронный зал императора Константина (размеры: 67 метров в длину, 27,2 метров в ширину, 33 метра в высоту, толщина стен до 2,7 метров, размер оконных проёмов 7 метров в длину).
С историей Трира неразрывно связано имя матери Константина – святой равноапостольной царицы Елены (250 – 327), родившейся в маленьком посёлке Дрепан в Вифинии. Церковь неразрывно чтит память святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены 21 мая по старому стилю.
Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божьим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году.
Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова. При раскопках в Святой земле было обретено множество реликвий, ставших бесценными христианскими святынями, многие из которых святая Елена привезла в Трир и среди них – Нешвенный Хитон Спасителя (Ин.19, 23-24).
С 13 апреля по 13 мая 2012 года часть Нешвенного Хитона Спасителя в 30 кв. см., вшитая в более позднюю ткань наподобие хитона I-ого века и хранящаяся в Кафедральном соборе во имя первоверховного апостола Петра в старейшем германском городе Трире, была открыта для непосредственного поклонения верующих (см. фото над заголовком статьи).
История Трирского Кафедрального собора – самого древнего на немецкой земле: богослужения в нем не прерываются вот уже более 1600 лет – тесно связана с именем святой равноапостольной царицы Елены. Основанием для собора послужил ее дом, который она передала христианской общине Трира под церковь.
В настоящее время великолепно украшенный собор Трира – хранилище величайших святынь: в алтаре храма хранится Нешвенный Хитон; в крипте почивают Глава святой равноапостольной царицы Елены; в ризнице собора – часть цепи, которой был скован в узах в Риме первоверховный апостол Петр; сандалия и гвоздь со креста, на котором был распят святой апостол Андрей Первозванный; частицы мощей святых праведных Иоакима и Анны.
В Великую Субботу 14 апреля 2012 года в православном приделе во имя святителя Афанасия Великого Трирского Кафедрального собора на мощах равноапостольной царицы Елены состоялась Божественная Литургия у Нешвенного Хитона Господа нашего Иисуса Христа. Богослужение совершил настоятель прихода во имя святых 40 мучеников Севастийских Берлинско-Германской епархии Русской Православной Церкви в городе Трире иерей Вадим Карпенко.
Визитной карточкой Трира считаются легендарные Черные ворота – самые большие и лучше всего сохранившиеся ворота на всей территории Западной Римской империи. Сохранились ворота благодаря тому, что в башне в ХI веке была устроена христианская церковь.
Согласно преданию, в 1028 году в городе Трир поселился греческий отшельник по имени Симеон. Он был сыном грека в Сиракузах (Сицилия), однако вырос в Константинополе и там получил образование. Затем Симеон семь лет подвизался руководителем богомольцев в Иерусалиме и, наконец, удалился как отшельник и монах в монастырь в Вифлеем, а позднее перешёл в монастырь Святой Екатерины на Синае. Отправленный своим настоятелем к герцогу Нормандии Рихарду II за ежегодной милостыней, в 1026 году Симеон встретил в Антиохии настоятелей Рихарда из монастыря St. Vanne in Verdun и Эбервина из монастыря Санкт-Мартин в Трире, паломничествующих в Святую Землю. С ними он отправился в обратный путь. Узнав о смерти в Руане герцога Рихарда II, отшельник отправился в Верден, затем в Трир. В 1028 – 1030 годах Симеон сопровождал архиепископа Трирского Поппо в паломнической поездке в Святую Землю, а затем он распорядился замуровать себя в северной башне Черных Ворот в Трире, где и умер 1 июня 1035 года. В конце того же года Симеон, затворник Трирский, был причислен Римским Папой Бенедиктом IX к лику святых. В 1041 году архиепископ Трирский Поппо принялся за перестройку Черных Ворот с могилой Симеона в церковь, в которой 750 лет не прерывалась молитва. Об этих временах напоминают десять больших барельефов с изображениями святых разных веков, сохранившихся в западной башне Ворот.
Среди христианских культовых достопримечательностей Трира следует отметить: храм святого Павлина, в крипте которого хранятся его мощи наряду с нетленными мощами трирских мучеников, 7000 фифейских легионеров и мирян в гонения Диоклетиана пострадавших; а также основанный около 1000 году от Рождества Христова бенедиктинский монастырь святого Матфея, где находятся саркофаги с мощами апостола Матфея (от семидесяти) и первых епископов Трира Евхария и Валерия (III век).
Россия, как и вся Европа, исторически принадлежит к христианской цивилизации, в основе которой лежат библейские духовные ценности: Бог есть Дух Свободы и Любви!
Перед российскими паломниками стоит благородная миссионерская задача – внести посильный вклад в сохранение культурного наследия европейской православной христианской традиции первого тысячелетия от Рождества Христова. Реализовать эти благие намерения поможет Паломнический центр апостола Фомы в Европе во главе с его руководителем, замечательным гидом, историком, богословом Тимофеем Китнисом.

P.S. Фоторепортаж “Высокое паломничество к Хитону Господа нашего Иисуса Христа” -

Фоторепортаж “По древним городам Священной Римской империи” -