Европейский традиционализм

Георгий Асеев
ПОСВЯЩАЕТСЯ 1700-ЛЕТИЮ ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ,
ОСНОВАННОЙ СВЯТЫМ РАВНОАПОСТОЛЬНЫМ ИМПЕРАТОРОМ
КОНСТАНТИНОМ ВЕЛИКИМ

Вселенская Церковь Христова породила и осмыслила идею всеобщности человеческой истории, в которой царит синергия – принцип сотворчества действий Пресвятой Троицы и человеческой личности. При этом Божественная сущность остаётся вне нашего разумения, а приобщение к Божественной благодати (энергии) доступна каждому православному христианину в церковных таинствах. В основе христианской культуры – воплощённой жизнедеятельности Святого Духа – лежат библейские ценности Закона Божьего: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Ин.17,3) [1]. Бог есть Дух свободы и любви. Суть призвания человека – стать личностью: раскрыть Божий замысел о себе, преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в своём сердце. Духовная красота человеческой души есть богоподобный образ благодатной простоты, являющей миру истинное добро. Ибо одухотворённая Божественной благодатью душа, добровольно исполняя волю Бога Вседержителя, самобытно, интуитивно, в меру ограниченных возможностей, материализует в своей земной жизни «трансцендентный идеал небесного совершенства».
Экологически чистоплотная, аккуратно-рачительная и гуманистическая западноевропейская цивилизация, культурно облагородившая свою среду обитания – создавшая уникальную ноосферу с высоким уровнем качества жизни и социальной защиты граждан, вызывает чувство заслуженного уважения и желание перенять полезные достижения и хозяйственный опыт комфортного обустройства. Но мы не должны забывать, при этом, что всякая сложившаяся форма общежития выросла из определённых исторических условий. Язык, вера, история, культура и природа формируют особенности национального склада личности и духа нации в целом[2].

Кратко опишем в хронологическом порядке специфические особенности исторического развития Западной Европы.

6-ой век до Р. Х. – Преобладающее значение в Латинском федеративном союзе тридцати городов Лациума (Древней Италии) получил Рим.
«Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая, от преступления отпугивает... Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, ... на все народы в любое время будет распространяться один извечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — Бог, создатель, судья, автор закона. Кто не покорится ему, тот будет беглецом от самого себя и, презрев человеческую природу, тем самым понесет величайшую кару», – написал римский политический деятель, адепт имперской идеи «управляющей власти Рима над миром» (orbis terrarum Romanus – «земля Рима»), оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до Р. Х.) в Диалогах о государстве (книга III, глава XXII).
Римская государственная (языческая) религия, оберегающая интересы государства, занимала традиционно-господствующее положение. Попечение о нравственности лежало на семье и государстве. Глава семьи был обязан следить за соблюдением Mores patrum – совокупности правил поведения гражданина в отношении к богам, семье, обществу и государству. Глава государства был блюстителем народных нравов. Управление делами религии не отделялось от управления делами государства. Оно находилось в ведении и распоряжении государственных властей как составная часть государственного управления. Государственный закон регулировал также и религиозные дела.
Начиная с Августа (63 г. до Р. Х. - 14 г. по Р. Х.) до Грациана (убит в 383 г. по Р. Х.) каждый Император становился верховным жрецом – Pontifex Maximus. Римским Императорам принадлежала прерогатива первосвященства. В те времена существовал культ божественности Цезарей (обязательный для всех – поскольку все наслаждались римским миром и жили под покровительством империи). Таким образом, религиозная жизнь подданных как часть публичного права подвластна верховному жрецу – Императору.
Политические взаимоотношения со своими соседями Империя осуществляла на основании «федуса» (foedus) – союзнического договора Рима с другими народами и племенами – «федератами».
Подобные федусы составлялись с целью интеграции подписавших договоры федератов в имперскую структуру. С каждым из них Рим имел особое двустороннее соглашение, а комплекс прав и обязанностей всякого союзника-федерата определялся его конкретной политической и военной полноценностью, при этом Рим всегда стремился сохранить в неприкосновенности для своих граждан статус имперской нации.
По праву римлян, принципиально стоявших выше норм естественного права, т. е. права народов на общение с Римом, Империя не позволяла федератам объединяться против себя и развивала в них чувство здоровой конкуренции за право получения новых привилегий.
Под римскими штандартами, увенчанными орлами, плечом к плечу с римлянами сражались готы, гунны, ланы, мавры, персы, франки, руги, вандалы, славяне, лангобарды, армяне. Языком межнационального общения в императорской римской армии была латынь. Провинциальная латынь легла в основу современных европейских языков романской группы. Кстати сказать, такие cлова как: «феодал», «федерат» и «федус» – происходят из одного латинского корня.
Основателем нынешней европейской христианской цивилизации является святой равноапостольный Император Константин Великий. Основной заслугой Императора Константина были труды по утверждению христианства в Римской империи: Миланский эдикт о веротерпимости (313 г.), основание новой столицы империи – Константинополя (331 г.), строительство храмов, созыв I Вселенского Собора в городе Никее (325 г.). По предложению святого Константина в Символ веры внесён термин «Единосущный» навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественном достоинстве Иисуса Христа.
Готовые государственные формы и правовые нормы, складывающиеся за долгие годы существования Римской республики, а затем империи, стали наполняться новым христианским, человеколюбивым содержанием. Первым упорядоченным сводом императорских законов (постановлений), принятых христианскими императорами, стал Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus), опубликованный в 438 году. Этот свод представляет собой систематическое собрание постановлений со времен равноапостольного Константина Великого, состоящее из 16 книг, каждая из которых делилась на титулы. В пределах титула соблюдался хронологический порядок, чтобы было видно, какие постановления уже утратили силу. Шестнадцатая книга Кодекса содержала в основном законы, регламентировавшие церковную жизнь.
Взятые вместе: Кодекс (свод императорских законов, включающий около 4600 постановлений, начиная с актов Андриана (117 г.) и кончая актами Юстиниана I (565 г.)); Дигесты (компиляции из сочинений классических римских юристов в 50 книгах); Институции (систематический учебник римского права, утверждённый 21 ноября 533 года) и Новеллы (законы Юстиниана, выпущенные после публикации отредактированного Кодекса в 534 году) – получили, начиная с XII века, название Corpus Juris Civilis, который до сих пор влияет на дух мироощущения европейского законотворчества[3].

Итак, продолжим исторический экскурс:
В конце 2-ого – 4 вв. наступает первый период эпохи «Великого переселения народов» (ВПН), ознаменованный продолжительным и ожесточённым противостоянием Римской империи агрессии со стороны варварских племён галлов и германцев.
Во второй период ВПН (конец 4-ого – 5 вв.) Римскую империю сотрясает нашествие гуннов.

301 г. – Согласно легенде, член одной из первых христианских общин с острова Раб в Адриатическом море (территория современной Хорватии) каменотёс Марино с друзьями нашёл убежище от преследований христиан императором-язычником Диоклетианом на Апеннинах, на вершине отвесной горы Монте-Титано (750 метров над уровнем моря). Таким образом, формально Сан-Марино стало независимым государством с 3 сентября (день памяти святого Мартина) 301 года, а фактически – начиная с 6-ого века, когда Италия распалась на множество зависимых и независимых территорий. Сан-Марино часто называют «самой старой республикой Европы». По традиции, государство возглавляют два капитана-регента, избираемые на срок 6 месяцев, с 1 апреля до 1 октября и с 1 октября до 1 апреля каждого года. Они выполняют функции главы государства и осуществляют исполнительную власть. Большой Генеральный Совет является парламентом Республики, он состоит из 60 депутатов, избираемых всеобщим голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет. «Аренго», или ассамблея глав семейств, в древности было верховным органом, в настоящее время «аренго» сохранило за собой право модифицировать Статуты Республики и «право петиции». Это последнее право используется и в наши дни — капитаны-регенты получают многочисленные прошения, предоставляемые гражданами в первое воскресенье после 1-го апреля и после 1-го октября. Поданные прошения в обязательном порядке должны быть рассмотрены в течение 6 месяцев. Современная Республика Сан-Марино (итал. Serenissima Repubblica di San Marino, дословно Светлейшая Республика Сан-Марино) — одно из самых маленьких стран в Европе — процветающее, живописнейшее, суверенное государство-анклав в Италии, расположенное в 22 километрах от итальянского курортного города Римини на Адриатическом море. Миролюбие и нейтралитет – самый лучший «этикет» для европейской миниатюрной (площадь всего 60,57 кв.км, население составляет около 30 тысяч человек, официальный язык – итальянский, религия – христианская католическая, денежная единица – евро), но авторитетной и неприступной крепости-страны!
Слыть отважными, в меру важными для дела и жизнерадостными в час веселья, знать историю славных предков, хранить рыцарские традиции и средневековые обычаи, жить по совести, быть гостеприимными и предприимчивыми, – жизнестойкие народные качества, определяющие успешное развитие христианской, аристократической республики свободолюбивых санмаринцев, помнящих заветные слова святого диакона Марина: «Свободными вас оставляю от других людей!»

395 г. – После смерти Императора Феодосия I Великого происходит между наследниками раздел Римской империи на Западную и Восточную (иначе Византия) части.

410 г. – Рим разграблен готами, по мнению аланского историка шестого века Иордана, высказанному в труде «О происхождении и истории готов», – это «германское племя родом с острова Скандзы» (Скандинавский полуостров).

470 г. – Низвергнут последний Западно-Римский Император Ромул Августул.

493 г. – Образовано Готское королевство в Италии. В пятом веке германцы расселились по всей территории империи: вандалы – в Северной Африке; вестготы – в Испании; остготы (баварцы, бургуны, лангобарды) – в Италии; франки – в Галлии; англы и саксы – в Британии).
Гражданское население римских провинций перемешивалось с варварами-федератами, что вело к «варваризации» провинциальной культуры и «романизации» германцев.
Так, в облике римско-варварской федеративной системы закладывались основы территориально-политического устройства и культурного развития национальных королевств эпохи Меровингов – древнейшей королевской династии франков, царствовавшей с конца пятого до середины восьмого века.
Во времена Великого переселения народов начинается зарождение европейского рыцарства под благородным девизом: «Истина ХРИСТОВА свободу духу подаёт. Свободы нет без чести, а чести – без долга. Долг без веры профанация. Вера – жизни сублимация». «Иметь честь» – значить «жить по совести», т. е. сохранять в себе образ Божий, постоянно очищая совесть в церковных таинствах и преображаясь Духом Святым в «соль земли и опору мира». Высокое призвание православного человека – образа и подобия Божьего – быть, по слову святого первоверховного апостола Петра, достойным «роду избранному, царственному священству, народу святому» (1Пет. 2, 9).

530 г. – В Италии основан христианский монашеский орден Бенедиктинцев, проводящий миссионерскую политику Папства.
В третий период ВПН (6 – 8 вв.) европейский континент испытал на себе нашествие аваров, а Византия стала главной политической силой в Европе. В Византии готы составили целую прослойку привилегированной военной аристократии, очень ценившей полихромные украшения в стиле «клуазонне», или «перегородчатых инкрустаций» – его отличительная черта: сочетание яркого золота и красного граната (альмандина). Важным считалась и принадлежность к византийской государственности, даже политически независимые государства франков, вестготов, остготов, лангобардов считали себя вассалами Империи, её частью. Могущественный Король франков Хлодвиг – один из первых Меровингов – торжественно отпраздновал получение знаков консульского достоинства, а Теодорих Великий считался наместником Византийского Императора.
Национальные королевства напоминали этнические воинские подразделения федератов, во главе которых стояли короли с их официальными званиями римских консулов, командующих, наместников, а над всеми возвышался Византийский Император. В годы правления Императора Юстиниана I Великого (527 – 565) Византийская империя достигла наивысшего расцвета, её территория увеличилась почти вдвое, были присоединены Далмация, Италия, Северная Африка, юго-восток Испании, острова западного Средиземноморья.
Византия при Юстиниане I сохранила единое кодифицированное и обязательное для всех подданных римское право, «одухотворённое» в условиях действия соборно-идеократической по содержанию и дискуссионно-демократической по форме (в эллинской традиции) «симфонии царской и церковной властей», опирающейся на принцип «канон церковный – закон государственный». Византийские церковно-законодательные акты имели церковный авторитет в силу подписей епископов; государственная же власть, скрепляя подписью эти акты, придавала им статус гражданских законов, обязательных для подданных. Две короны, два крыла, меч и крест в орлиных когтях византийского двуглавого орла указывают на единый источник власти Святой Соборной и Апостольской Церкви, коим является Господь Вседержитель Начальник Мироздания и Глава Церкви Иисус.
Стараниями святого Императора Юстиниана в Константинополе за пять лет и одиннадцать месяцев был воздвигнут храм Святой Софии – «творение Божией силы, а не человеческого гения». Поныне на Божественной литургии в конце второго антифона в православных церквах поётся песнь, написанная Императором Юстинианом Великим, «Единородный Сыне и Слове Божий».

756 г. – Из земель, отвоёванных Франкским Королём Питином Коротким у лангобардов и подаренных им папскому престолу, возникла Папская область в Центральной Италии со столицей в Риме. Область просуществовала до 1870 года.

800 г. – В день Рождества Христова Папа Лев III коронует в Риме Карла Великого Императором Священной Римской империи.
Древняя паломническая традиция, зародившаяся с первых веков христианства, хранит память о миссионерском подвиге проповеди Евангелия в Римской провинции – Испании одного из двенадцати апостолов, святом Сантьяго, или Иакове (Зеведееве), старшем брате Иоанна Богослова. По возвращении в Иерусалим Иаков был арестован и убит царем Агриппой. Ученики апостола вернули тело своего учителя в Галисию в поселение Ирия Флавия. Последующие за этим событием нашествия варваров и мусульман заставили на время забыть о могиле Святого Иакова. Тело Апостола в Arcis Marmoricis было найдено в период между 820 и 830 гг. Об этом есть записи в документах, составленных в Compostela в 9 – 11 веках. В местечке Mahia (Amaea) некий отшельник Пелайо и прихожане очень старой церкви св. Феликса Солобийского стали свидетелями чуда: они увидели свет, идущий из лесной чащи, и услышали голоса ангелов. Теодомир, епископ Ирии, отправился в лес и нашел захоронение апостола. После чего епископ перенес свою резиденцию в Arcis. Король Альфонс II Целомудренный (791-842) провозгласил святого Иакова своим небесным покровителем и издал указ о воздвижении церкви. Место обретения мощей назвали «Компостела» (лат. Campus Stellae – «Место, обозначенное звездой»).
Предание гласит, что Императору Карлу Великому в вещем сне приснился Млечный путь, простирающийся к Компостеле через Францию и Испанию, и Господь, призывающий Карла расчистить «звёздную» дорогу от мавров. Император повёл войска через Пиренеи и освободил Кастилию и Леон, Галисию, Наварру и Ла-Риоху.
Первым паломником, чьё имя известно, был епископ Годескальк (Готшальк) из Ле Пюи, совершившим путешествие из Франции в Компостелу зимой 950-51 гг. В 12-ом веке Папа Каликст II даровал паломникам к городской святыни право на получение индульгенции (прощение грехов), что поставило Компостелу на одну ступень с Иерусалимом и Римом.
В Средние века количество странников, путешествующих по дорогам, ведущим в Компостелу, было весьма велико. Значительные и постоянные миграции благочестивых христиан благотворно влияли на нравы обитателей городов вдоль протяжённого паломнического пути, делая их более милосердными и человеколюбивыми. Вдоль Пути Святого Иакова стали появляться новые гостеприимные поселения, уютные гостиницы, радушные таверны. Доброжелательные монахи-страннолюбцы строили монастыри и странноприимные дома, становившиеся душевным приютом для многих бездомных богомольцев. Так гостеприимство становится общепризнанной христианской добродетелью.
Но со временем эпидемия чёрной чумы, резко сократившая население Европы, а затем Реформация и последующая эпоха Просвещения привели к спаду паломнической активности. Лишь в 19-ом веке произошло «второе открытие» Пути Святого Иакова учеными и искусствоведами, которые с изумлением обнаружили вдали от основных культурных центров и столиц, в небольших городках, выдающиеся памятники средневекового искусства, выпавшие из общественного внимания в предшествующие века. Паломничество в Сантьяго де Компостела совершили в разное время английский Король Эдуард I, Король Святого Града Иерусалима Жан де Бриенн, основатель Ордена Францисканцев святой Франциск Ассизский, фламандский живописец раннего ВозрожденияЯн ван Эйк, Папа Римский Иоанн Павел II, известный бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие выдающиеся деятели.
Европейский Совет (англ. European Council — высший политический орган Европейского Союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов) провозгласил в 1987 году Путь Святого Иакова — «Первой европейской дорогой культуры», а в 1993 году этот маршрут был включен в список памятников ЮНЕСКО. Если в 1980-е годы количество пилигримов можно было пересчитать по пальцам, то в 2004 году их количество достигло почти 180 000 человек, прибывших из разных уголков планеты.

962 г. – Германский король Оттон Первый принимает титул Императора и основывает новую империю – Священную Римскую империю Германской нации («второй рейх») – правопреемницу древней Римской империи и Священной Римской империи Карла Великого. Просуществовала до 1806 года. В двадцатом веке планы построения «третьего рейха» провалились.

972 – 973 гг. – Оттон Первый достигает зенита славы. Начало активных попыток германских Королей закрепиться в Италии и распространить влияние на Папскую власть.

1054г. – Разделение епископата Кафолической Церкви. Есть в латинской (западной, римской) и эллинской (восточной, греческой) церковных традициях различия переживаний вопросов догмы и благочестия, приведшие в конце концов к роковому распаду Вселенской Церкви на две, врознь разошедшихся ветви. Восточное православие не принимает римско-католическое учение о верховной вселенской церковной власти епископа Рима и его вероучительной непогрешимости, отвергает как еретические римско-католические догматы: о исхождении Святого Духа от Бога-Отца и Бога-Сына (Filioque) и непорочном зачатии Богородицы. Если метафизическая, эллинская традиция исчерпывающе проработала тему символа веры в Пресвятую Троицу, то деятельная, латинская детально изучила антропологический, морально-практический вопрос сочетания свободы человека с благодатными силами, подаваемыми свыше в акте спасения.
Восточный религиозный опыт отличает присутствие дедуктивной интуиции в «разумном созерцании» духовного бытия макрокосмоса; западный – индуктивный позитивизм в апробации античных форм бытия микрокосмоса.
В отличие от интеллигибельного пути богопознания, характерного для латинской теологии, православная мысль неотделима в созерцании Пресвятой Троицы от молитвенных возношений к Ней. Она опирается на опыт живого общения с Богом-Личностью: Отец является нам через Сына в Духе Святом. Основываясь на многовековом святоотеческом духовно-молитвенном опыте, cвятитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (1296 – 1359), развил учение о непознаваемости Божественной сущности и узнаваемости свойств Бога в Его Нетварных Энергиях.
Нетварный Свет благодати Божьей – Свет Божественной славы Господа нашего Иисуса Христа зримо явленный Преображённым Спасителем апостолам на горе Фавор – сообщается всему человеку в целостности, давая ему способность жить в приобщении Святой Троице.
Русская религиозно-философская мысль, преображённая учением о Нетварном Свете афонских исихастов, отличается интуитивным чутьём «идеала». Отсюда стремление русского народа к соборно-иерархической гармонии, к одухотворённому единству содержания в многообразии форм общественной жизни, в которой каждый человек способен стать личностью («обожженной ипостасью»).
У католического пастора инструментом воздействия на сознание верующих является рассудительная воля, мобилизующая личность на плодотворный труд и самоотдачу общественным интересам «здесь и сейчас»; у православного священника – кроткая сердечность, преображающая с душевной любовью и смирением окружающий мир.

1084 г. – Рим разрушен норманнами (северогерманскими племенами: датчан, норвежцев, шведов) под водительством Роберта Гвискара. В средневековый период феодальной раздробленности Папство – единственный, централизованный, объединяющий центр в Западной Европе. Для отпора нашествий варваров и утверждения во Христе языческих народов необходима объединяющая духовно солидарных людей самодержавная теократическая власть Папы, епископа Римского, Наместника Иисуса Христа, Преемника главы апостолов, Верховного Первосвященника Вселенской Церкви, примаса Италии, архиепископа и митрополита Римской провинции, главы государства Ватикана (с 1929 года), раба рабов Божьих.

1095 г. – Папа Урбан II выступил вдохновителем крестовых походов на Восток и в Прибалтику.

11 – 12 вв. – Бенефиций (условное земельное держание, за которое вассал должен нести службу, чаще всего военную, сеньору) превратился в наследственное рыцарское держание лен, или феод, – форма собственности, характерная для развитого феодализма.

1096 – 1270 гг. – Эпоха восьми Крестовых походов на Восток.

1099 г. – Крестоносцы освободили от агарян Иерусалим и образовали Иерусалимское королевство; им принадлежит идея соединения отдельных часовен в единый Храм Гроба Господня. Рыцари превратили развалины ограды Иудейского храма в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а рядом выстроили дворец Иерусалимских Королей (Palatium).

1118 г. – В Иерусалиме основан Орден Тамплиеров (Храмовников), а в Палестине – духовно-рыцарский Орден Госпитальеров (Иоаннитов), которому в 1530 г. Император Карл V передал остров Мальта, отсюда произошло новое название «Мальтийский Орден» (в 16 - 17 вв. вёл борьбу с турками, в 1834 г. капитул Ордена переместился в Рим).

Конец 12 в. – Учреждён католический духовно-рыцарский Тевтонский Орден (Немецкий Орден), осуществлявший в 13 - 14 вв. политику «натиска на Восток». Отделение Ордена в Ливонии получило название Ливонского Ордена. Тевтонский Орден установивший своё господство над территорией Восточной Пруссии, частью Литвы, польским Поморьем с Гданьском образовал феодальное государство, превращённое в 1525 году в светское герцогство Пруссию. После объединения в 1618 году маркграфства Бранденбург и герцогства Пруссия образовалось Бранденбургско-Прусское княжество, объявленное в 1701 году королевством Пруссия. После побед в войнах (австро-прусской 1866 г. и франко-прусской 1870 - 1871 гг.) Пруссия завершила объединение Германии. После разгрома «нацистского третьего рейха» 25 феврaля 1947 года союзный Контрольный совет стран антигитлеровской коалиции вынес решение о ликвидации прусского государства.

1160 г. – В Испании основан Орден Сантьяго (исп. Orden Militar de Santiago), точное название Великий военный орден Меча cвятого Иакова Компостельского. В 12-ом веке Орден совмещал монашеские обязанности (сопровождение и устройство на ночлег паломников, таких рыцарей называли госпитальерами), военные, связанные с охраной паломников и собственных владений, а также принимал участие в войнах с мусульманами и крестовых походах. В 1931 году Орден насчитывал 30 рыцарей (в том числе наследник престола и члены королевской семьи) и 35 послушников. В 2008 году главным командором Ордена Сантьяго стал наследник испанской короны Фелипе, принц Астурийский, вступивший в него в 1986. Великий военный орден Меча cвятого Иакова Компостельского действует поныне.

1202г. – Основано католическим епископом Альбертом Бугсгевденом (заложившим в 1200 году у устья Двины город-крепость Ригу) немецкое братство воинствующих монахов-рыцарей, или Орден Меченосцев, получивших устав Палестинского Храмового Ордена. Они носили белый плащ с нашитым красным мечом и крестом, вместо которого впоследствии начали нашивать звезду. В 1237 году после разгрома литовцами Меченосцы вошли в состав Тевтонского Ордена.

1202 – 1204 гг. – В результате успешного IV Крестового похода, организованного по инициативе Римского Папы Иннокентия III, на части территории Византии создана Латинская империя (1204 - 1261). Наивысшего могущества власть Рима достигла при Иннокентии III в начале тринадцатого века, утверждавшем: «Мы призваны господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приёмах все должны были приклонять перед Понтификом колени и целовать его туфлю. Вассалами Папы признавали себя короли Англии, Польши, Швеции, Дании. Иннокентий III вмешивался в отношения между государствами, во внутренние дела европейских стран, Главы последних имели их во владении на ленном праве как вассалы и поэтому подчинялись Папскому престолу не только в духовных, но и в светских делах. Папа был в силе низлагать верховных правителей, а подданных освобождать от присяги неугодным владыкам. Никто не вправе был отменить его решение. Известны случаи сопротивления Папской власти, пример тому, ожесточённая борьба в одиннадцатом веке между Папой Григорием VII и Германским Королём Генрихом IV за инвеституры – акты передачи земельных владений.

13 в. – Для борьбы с ересями Папством образованы монашеские ордена: Доминиканцев, ведавших специальным церковным судом – инквизицией; Францисканцев – Хранителей Святой Земли (монахи ордена впервые поселились в Иерусалиме в 1335году). Ныне только Греко-Православная Патриархия, Францисканский Орден и Армянская Патриархия (монофизиты) имеют эксклюзивные права на храмовое здание и места паломничества внутри Иерусалимского Храма Гроба Господня.

1471 г. – В Риме учреждаются Капитолийские музеи – самое древнее публичное собрание в мире. В средние века в Западной Европе наблюдается расцвёт готического художественного стиля. В 1773 году в программной статье «О немецком зодчестве», посвященной готическому Страсбургскому Кафедральному собору "Розовый ангел", построенному из красного вогезского песчаника в 1277 – 1439 гг. по проекту зодчего Эрвина фон Штейнбаха, её автор, Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832) противопоставляет античному искусству с его стремлением к идеальной красоте «характерное искусство готики». Гёте писал: «Характерное искусство и есть единственно подлинное. Когда оно порождено искренним, цельным, самобытным и своеобразным чувством и не заботится ни о чем для него постороннем, даже не знает о нем, оно будет всегда цельным и живым, родилось ли оно из суровой дикости или из тонко воспитанного чувства».

1503 – 1513 гг. – Папа Юлий II начинает разрушение старого здания базилики Святого Петра для возведения современного собора под руководством Браманте. Появляется интерес к эстетике античного искусства – древние греки сумели обожествить и опоэтизировать физическую красоту, неразрывно слить её с красотой душевной, выразив гармоничное единство души и тела словом «калокагатия» [4].

1512 г. – В Кафедральный собор во имя святого первоверховного апостола Петра древнего имперского города Трира на реке Мозель совершил паломничество Император Священной Римской империи Максимилиан. По его настоянию закрытый ковчег с Хитоном Господа нашего Иисуса Христа Спасителя открыли и торжественно выставили для всеобщего поклонения. Это событие приостановило на время смуту Реформации в Европе. С тех пор христианскую реликвию нечасто, но все же открывают для всеобщего поклонения. В 1810 году перед святыней молилось 200 000 паломников, в 1844 году больше миллиона, а в 1933 году больше двух миллионов человек. Последний раз Хитон Христа Спасителя открывали в 2012 году.

1513 – 1521 гг. - Папа Лев X превращает Рим в культурный центр эпохи Возрождения, «сотворившего натурального человека, доброго по своей природе, но удручённого неблагоприятными внешними условиями». Улучшение последних, посредством научно-технического прогресса, восстановит, согласно взглядам гуманистов, «райское состояние человечества». Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы. Особенно в католических странах центральной Европы, барочный стиль присутствовал в духовной музыке до конца 18-ого века. Мессы и оратории Гайдна и Моцарта содержали множество барочных приёмов. Во многих городах Германии барочная практика исполнения сохранилась до 1790-х годов, например, в Лейпциге, где в конце своей жизни работал И. С. Бах. Оратория зародилась в конгрегации ораторианцев в 16-ом веке. Собрания их, в которых пелись «Laudes spirituales» (лауды), происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся ораторий (oratorium). Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. Оратория развивалась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с её нехристианскими сюжетами; но главное назначение оратории — не сцена, а эстрада. Старинная оратория делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в оратории имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. Оратории давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. Оратория, наряду с мессой и хоралом, являясь вокальным жанром барроко, достигла пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя. Оратория получила новый характер при Генделе, когда увеличилось число исполняемых арий.

1540 г. – Учреждение Ордена Иезуитов с целью противодействия Реформации.

1618 – 1648 гг. – Тридцатилетняя религиозная война Католической лиги под руководством Императора «Священной Римской империи германской нации» Габсбурга (его союзники: Папство, Испания, католические германские князья под началом герцога Баварии) с Протестантской унией во главе с курфюрстом Пфальца (в антигабсбургскую коалицию кроме протестантских германских князей в разные годы противоборства входили: Франция, Англия, Швеция, Голландия, Дания). Однако в ходе опустошительной бойни, повлекшей за собой разорительную децентрализацию Германии, возникла необходимость выработки принципа толерантности (веротерпимости, нравственной солидарности и добрососедства), опирающегося на общечеловеческие христианские ценности (свободы, закона и морали), взаимоприемлемые для враждующих сторон – католиков и протестантов (преимущественно мелкобуржуазных приверженцев «дешёвой церкви»).
Избавляясь от «обмирщвления» Католической Церкви, вероучительно лишившей падший человеческий род «благодати первозданной праведности» и отяготившей западных христиан учением об «удовлетворении Божьей справедливости добрыми делами», реформаторский протестантизм провозгласил «предопределённое личное спасение только верой» (sola fide). Практически развивая тем самым благотворный «жизненный принцип мирского аскетизма, в соответствии с которым, человек мог косвенно судить о своей предопределённости к спасению по мирскому преуспеянию – «избранных к небесному спасению Господь благословляет процветанием в их земной жизни». Такая религиозная мотивация стимулировала эффективное владение частной собственностью и экономическую активность в правовом поле; но привела в результате к «сакрализации капиталистического стяжательства» западной цивилизации.
Современная западная философская и политическая мысль с её «базовыми рыночными ценностями» (свободы и республиканской демократии), положенными в основу американской «Декларации независимости» (1776 г.) и французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.), есть толерантный плод рационалистической эпохи Просвещения, хронологически зажатой между двумя социальными потрясениями в Европе: «Славной (по сути «протестантской») революцией» в Англии (1688 г.) и «Великой (по сути «атеистической») французской революцией» (1789 г.).

1809 г. – Папская область включена в состав Французской империи Наполеона I, коронованного 2 декабря 1804 года в Парижском соборе Нотр-Дам с благословением Папы Пия VII (1742 – 1823). До сей поры парижский ампир символизирует французскую славу времён Бонапарта (фр. la gloire du nom francais), но душу Франции олицетворяет святая дева Жанна Д’Арк.

1814 – 1815гг. – Венский конгресс, собравшийся после разгрома Наполеона I Бонапарта, образовал для поддержания мира «Священный Союз» христианских монархий России, Австрии и Пруссии.
Исторически сложилось так, что душой национального единства Российского государства являлось добровольное восточнославянское православное братство великороссов, малороссов и белорусов, опирающееся на «варяжско-прусский царственный хребет державных собирателей земли Русской». Имперский дух России запечатлён в аристократическом облике блистательного Санкт-Петербурга c роскошными пригородами[5].

1929 г. – Ратификация Латеранских соглашений (договора, финансовой конвенции, конкордата по образованию теократического государства Ватикан) между Римско-Католической Церковью, в лице Римского Папы Пия XI, и итальянским правительством Бенито Муссолини (1883 - 1945).

1949 г. – Страсбург избран штаб-квартирой Европейского Совета, а с 1979 года здесь заседает Европейский Парламент – консультативный орган стран Общего Рынка. Современный Страсбург (известный с 12 г. до н. э. как город Стратисбург – укреплённый аванпост Римской Империи на торговых путях Северной Европы) – классический образец демократической толерантности европейского традиционализма – ухоженный город-музей разноликой европейской истории. Городской центр, названный «Большим островом» («Grand Ile»), первым во Франции признан ЮНЕСКО мировым наследием человечества, здесь любознательного туриста окружают жилые средневековые древности Страсбурга – некогда бюргерской республики с Советом из представителей гильдий во главе и живущей по Магдебургскому городскому праву, а в период Реформации активной участницы протестантского движения.

1957 г. – Римским трактатом установлен Европейский Экономический Союз.

2006 г. – Принята резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) № 1481 (от 25 января 2006 года) – официальный документ Совета Европы, призывающий к осуждению преступлений тоталитарных коммунистических режимов. Резолюции по режиму Франко была принята Постоянной комиссией ПАСЕ 17 марта 2006 года, а по недопущению возрождения нацизма – 12 апреля 2006 года.
Особую роль в освобождении Восточной Европы от атеистического порабощения принадлежит 264-ому Римскому Папе Блаженному Иоанну Павлу II (в миру Кароль Юзеф Войтыла, 1920 - 2005), который в 1978 году стал первым Римским Папой неитальянского происхождения на Святом Престоле, избранным за последние 455 лет (Адриан VI, ставший Папой в 1523 году, был голландцем по рождению), к тому же ещё одним из самых молодых Понтификов в истории и первым Папой славянского (польского) происхождения.
Ныне самобытная и благоустроенная Польша динамично развивается. Особенно отрадно отметить, что «Церковь, дети, дом» для большинства современных прекрасных полячек, по-прежнему, являются важнейшими житейскими ценностями

Во многом благодаря духовному влиянию русской диаспоры (вспомним имена: святителя-чудотворца Иоанна Шанхайского, философа-правоведа И. А. Ильина, богослова-исихаста В. Н. Лосского, искусствоведа-иконописца Л. А. Успенского) Европа пережила катаклизмы 20-ого века.
C восстановлением 17 мая 2007 года евхаристического общения во всей полноте Поместной Русской Православной Церкви наступила эпоха воссоединения разделённой русской нации. Миссионерское служение Русского Зарубежья явило миру подлинно христианскую аристократию русского духа, воспитанного на вековых традициях жертвенной любви, чести и долга! Именно: сословно-профессиональная, иерархичная соборность русского народа, основанная на православном мировоззрении, чувстве ранга и верности заветам Святой Руси, — позволила не только сохранить национальную языковую уникальность, но и обогатить сокровищницу мировой культуры!
В 21-ом веке продолжателем православной миссионерской традиции на европейском континенте стал, расположенный в Западном благочинии Берлинско-Германской епархии Русской Православной Церкви неподалёку от уникального города Трира, паломнический центр апостола Фомы во главе с замечательным историком и богословом Тимофеем Китнисом.
Старейший немецкий город Трир сохранил многочисленные памятники имперских времён. Римские легионы захватили плодородные земли Мозельского бассейна примерно в 50 году до н. э., и в 17 году до н. э. основали город Трир, который получил название – Augusta Treverorum. Наибольшего расцвета Трир достиг при императоре Диоклетиане (284-305), который провел административную реформу в Римской империи, разделив ее на четыре части и сделав город Трир одной из четырех столиц империи. Отсюда соправитель Диоклетиана Констанций Хлор управлял всей Галлией и Британией. В 4-ом веке в городе Трире проживало 80 тыс. жителей, ныне чуть более 100 тысяч жителей.
С 306-го по 316-й годы при Императоре Константине Трир становится столицей объединенной Римской империи. Город рассматривался как вариант постоянного место- пребывания императора взамен старого Рима. До наших дней сохранилась базилика Константина, находящаяся в списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, - некогда Тронный зал императора Константина (размеры: 67 метров в длину, 27,2 метров в ширину, 33 метра в высоту, толщина стен до 2,7 метров, размер оконных проёмов 7 метров в длину).
История Трирского Кафедрального собора – самого древнего на немецкой земле: богослужения в нем не прерываются вот уже более 1600 лет – тесно связана с именем святой равноапостольной царицы Елены. Основанием для собора послужил ее дом, который она передала христианской общине Трира под церковь.
В настоящее время великолепно украшенный собор Трира – хранилище величайших святынь: в алтаре храма хранится Хитон Господа; в крипте почивают Глава святой равноапостольной царицы Елены; в ризнице собора – часть цепи, которой был скован в узах в Риме первоверховный апостол Петр; гвоздь с креста, на котором был распят святой апостол Андрей Первозванный; частицы мощей святых праведных Иоакима и Анны.
Визитной карточкой Трира считаются легендарные Черные ворота – самые большие и лучше всего сохранившиеся ворота на всей территории Западной Римской империи. Сохранились ворота благодаря тому, что в башне в 11-ом веке была устроена христианская церковь[6].
Привлекательность паломнического центра апостола Фомы заключается в удачном сочетании профессионально разработанных маршрутов, безукоризненной работы квалифицированных гидов, исконно русского благочестия и немецкого радушия.
В комфортабельной гостинице паломнического центра в уютном городке Бэконд (в 15 км от города Трира) есть православный храм во имя апостола Фомы. В гостинице двадцать две комнаты, одиннадцать из них имеют балконы, предлагается широкий выбор услуг для досуга: поля для игры в гольф, верховая езда, полеты на воздушных шарах, трассы для катания на горных велосипедах по живописным холмам с виноградниками.
В ресторане 80 посадочных мест. В хорошую погоду ужин подается на летней террасе с площадкой для гриля. Германская кухня славится мясными блюдами: рульками и колбасками, шницелями и дичью. Все это прекрасно сочетается с мозельским вином, секрет изготовления которого знают только здесь. Местные виноделы умеют, без добавления сахара, из кислого «Рислинга» делать изысканное, наполненное ароматами, с тонким сладким вкусом, вино. Желающим предлагается постное меню.
Центр апостола Фомы приглашает совершить паломничества к великим святыням неразделённой Святой Соборной и Апостольской Церкви: Терновому Венцу Христа Спасителя, c времён Императора Наполеона I хранящегося в Соборе Парижской Богоматери; Хитону Господа нашего Иисуса Христа, находящемуся в Кафедральном соборе во имя апостола Петра немецкого города Трира; Плату Пресвятой Богородицы, покрывавшему главу Девы Марии в ночь Рождества Богомладенца Иисуса Христа, размещённому в специально выстроенном в 743 – 1520 гг. непревзойдённом по красоте готическом Кафедральном Соборе Божьей Матери во французском городе Шартре; а также пройти «Первой европейской дорогой культуры» к мощам апостола Иакова в испанском городе Сантьяго де Компостела; осмотреть Равеннские мозаики Византийской эпохи в Северной Италии.
Центром апостола Фомы на 2013 год подготовлена специальная паломническая программа, посвящённая 400-летию Императорского Дома Романовых. Маршрут пройдёт через Бельгию, Францию, Германию.
В 2014 году открываются (по сложившейся европейской традиции, через каждые 7 лет) для общехристианского поклонения святыни, хранящиеся в немецком имперском Ахене – городе святого Карла Великого. В дар Императору из Византии были доставлены христианские реликвии: пелены Богомладенца Христа, Риза Божьей Матери, плат от усекновенной главы пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, вервие и повязка Страстей Господних.
Итак, гостеприимство – визитная карточка отличного качества европейского туристического сервиса, имеющего вековые христианские культурные традиции веротерпимости и субсидиарности (организационно-правовой принцип децентрализации, стимулирующий личную ответственность и общественно полезную самореализацию индивидуума), основанные на уважении человеческого достоинства. Туристическая индустрия обладает богатой материально-технической базой, повсеместно использующей социально-экономические достижения Единой Европы. В первую очередь это: культурно-исторический опыт имперской толерантности, выраженный в зрелом правосознании солидарного гражданского общества европейцев, воспитанных в духе римского права, чётко определяющего справедливый баланс между свободой и ответственностью; частное экологически чистое землепользование; высокотехнологичную пищевую промышленность с развитой инфраструктурой и новейшими средствами коммуникации.

P.S. 12 октября 2012 года – в юбилейный день празднования 520-летия открытия европейцем Христофором Колумбом (1451 – 1506) Америки Европейскому Союзу присуждена Нобелевская премия мира!

Литература

1. БИБЛИЯ. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М.: Российское Библейское общество. 2005. 308 c.
2. Асеев Г. Е. Единство во Христе. М.: ПРОЗА РУ.2009. http://www.proza.ru/2009/10/19/950.
3. Священник Алексей Николин. Церковь и государство (история правовых отношений). М.: Издательство Сретенского монастыря. 1997. 430 c.
4. Асеев Г. Е. Древняя Эллада. М.: ПРОЗА РУ.2009. http://www.proza.ru/2009/10/17/1012.
5. Асеев Г. Е. Петра творенье. М.: СТИХИ РУ.2009. http://www.stihi.ru/2009/04/06/2577.
6. Асеев Г. Е. Имперский Трир. М.: ПРОЗА РУ.2013. http://www.proza.ru/2013/10/05/934.