Раннее детство 1930-1933 гг

Игорь Суриков
Рассказы о моей жизни в России

Раннее детство 1930-1933 гг.

   Я родился в 1930 г. в г. Ленинграде (Санкт-Петербурге). Говорят, что меня крестили, но кто (возможно бабушка Фекла) и где (если бабушка,  то очевидно в городе Торжке),  никто не помнит. Неопределенность сведений о моем крещении связана с тем, что я родился в трудное для российского православия время.

   Моя мать в год рождения своего сына была комсомолкой. Тогда участие комсомольца в церковной церемонии не приветствовалось, и эта процедура проводилась в условиях определенной конспирации, возможно без участия моих родителей.

   Так или иначе, но мама оставила мне мой крестик. Зарегистрировали меня в Ленинградском Загсе. Мои родители переехали в Ленинград за несколько недель до моего рождения.

   По-видимому, этот переезд был как-то связан с судьбой односельчанина Суриковых Собинова Ф.Е., еще до 1917 г. взявшего фамилию и имя Комарова Н.П. Возможно, именно Собинов-Комаров проторил для Суриковых дорогу в Питер, куда он переехал еще в 1902 г. До 1917 г. он стал солдатом ленинской гвардии. В октябре 1917 г. участвовал в штурме Зимнего дворца, затем стал членом Выборгского райкома РСДРП, а в 1920 г. руководителем Петроградского Губчека.

   В 1926 г. Комаров избран председателем исполкомов Ленинградского городского и губернского Советов трудящихся. В начале 1930 г. переводится в Москву, где становится народным комиссаром коммунального хозяйства РСФСР. Член Президиума ВЦИК СССР. В 1937 г. расстрелян.

   Брат Комарова Собинов Е.Е. был председателем первого колхоза в дер. Барыково, родине Суриковых, находящейся недалеко от города Торжок.  Потомки Собиновых, как и Суриковых, еще и сейчас живут в Барыково и даже состоят в родстве.

   Мой отец, Суриков Михаил Иванович, родился 26 (13 по старому стилю) октября 1903 г. в Барыково в семье  солдата Сурикова Ивана Ивановича и его жены Ягненковой Феклы Ивановны в доме своего деда. Именины отца справлялись 21 ноября, а день рождения не справлялся вовсе. Запись о рождении отца я нашел в Метрической книге церкви Михаила Архангела в отделе ЗАГС Горисполкома Торжка. Отец учился в Высшем начальном  училище  (в 1918 г. в 3-м классе) Торжка.
 
   В годы НЭП с 1926 г. отец работал в Льноводческом кооперативном товариществе Торжка в качестве прессовщика  сена.  В  марте 1928  г.  поступил работать в Слесарно-механическую мастерскую Якушева в Торжке в качестве подручного токаря и затем токаря.  В декабре  1928 г.  уехал  работать  в Казахстан на станцию Джусалы в качестве слесаря-токаря в Механическом цехе  Байконурских  Каменноугольных  копей Карсакпайского  Комбината (недалеко от нынешнего космодрома в Байконуре).  Однако уже через полгода уволился и весной 1929  г.  вернулся  в Торжок, где работал в Военных мастерских в качестве токаря.

   В январе 1930 г. отец переехал в Ленинград, а 7 мая (за три недели  до  моего рождения) в Новоторжском уездном ЗАГСе Торжка зарегистрировал брак с Надеждой Васильевной
Сретенской. После этого новая семья перебралась в Ленинград. Насколько я знаю, в Ленинграде мы жили вместе с другими Суриковыми на Большой Вульфовой улице, 2 на Петроградской стороне.  До 7 мая мои родители состояли в гражданском  браке  и жили  вместе  в  Торжке по адресу улица Володарского, 57 (есть запись в старом паспорте об их прописке 19 ноября 1929 г.).  Однако  их  свадьба вроде справлялась в Торжке 17 апреля 1928 г.  (именно эту дату отмечали ежегодно мои родители как день свадьбы).

    В Ленинграде с  февраля 1930 по февраль 1934 г.  отец работал на заводе «Знамя труда» № 1 в качестве токаря 5-7 разряда,  далее инструктором  в  Бюро  технических приспособлений, а с 1933 г., после окончания Арматурного техникума, механиком Механического цеха на участке инструментально-хозяйственных приспособлений и ремонтно-монтажного оборудования.

   На заводе «Знамя труда» он в 1931 г.  вступил в ВКП (б).  С октября 1930 по июнь 1933 г. отец  учился на вечернем отделении Ленинградского Арматурного техникума, получив квалификацию техника-механика. Перед этим он недолгое время был студентом 2-го Государственного рабочего Университета в Ленинграде,  вскоре ликвидированного.
 
   В августе 1932 г. комнату на Б. Вульфовой обменяли на две комнаты по улице Пушкинской,  3.  В одной из комнат поселилась моя семья вместе с тетей Анной.

   Далее эту комнату обменяли на комнату на ул. Рылеевой (бывшая Спасская) 21, кв. 54 в доме, который до 1917 г. принадлежал семье великого князя Константина Константиновича Романова (см. книгу А.Дубина Улица Рылеева, Москва, 2008). Константин Константинович был известен в России как поэт, печатавшийся под псевдонимом К.Р. Из его произведений особенно популярен текст романса Чайковского «Растворил я окно». К.Р. умер в 1915 г., не дожив всего два года до потрясений 1917-го.

   В комнате на Рылеевой мы прожили весь 1933 год и затем еще много лет до войны и после неё.