Проза моих рассветов

Анина 2
    Первые воспоминания о детстве связаны со старым домом под камышовой крышей. Позже мой папа выстроил новый -  под шифером.
Но первую свою обитель я запомнила навсегда.Эту хату слепил из глины мамин первый муж,погибший в первые дни войны.
Мама осталась вдовой в двадцать два года с двумя маленькими детьми.Марусе было два годка, а Ванечке едва исполнился годик...

     Я помню пламя керосиновой лампы, когда ее зажигали в сумерках и первую лампочку помню, когда нам провели электрический свет.
Помню душистые булочки, только вынутые из русской печки...Мама приготовила гостинцы для Вани, собиралась его навестить в Армии.
Помню куклу Зою.Ее мне подарили львовские родственники на день рождения.Я с ней не расставалась, пока не пошла в школу.
Школьнице уже не полагалось играть с куклами, засмеют...

    Постепенно я стала взрослой. А почувствовала я себя таковой еще в четыре годика, когда родилась младшая сестренка.
Я хотела, чтобы назвали ее Зоей, как мою любимую куклу, но родители решили иначе. С того момента у меня появились мои обязанности-
следить за просушкой пеленок во дворе, чтобы ветер их не унес.

    Однажды мама надела на меня ее перешитую блузку и сарафанчик, взяла за руку и повела в школу. Мы долго шли, я еще не понимала, что этот путь
мне придется проделывать ежедневно, поэтому дорогу не запоминала.
     Первая учительница бережно взяла мою хрупкую ручонку и провела в класс за первую парту.Я была очень маленькой.
"На задних партах", как мне показалось, сидели дети достаточно высокие и хорошо впитанные.Они мне казались дядями и тетями.
Я плохо понимала, что мы будем делать в школе, но уже читала свободно, не по слогам, а как взрослые.
Меня удивляло, как мальчик, сидевший за последней партой, "ростом под потолок" читает едва складывая буквы в слоги.
    По итогам первой четверти меня объявили отличницей, я тогда не понимала значение этого понятия и удивлялась, когда взрослые тети и
дяди восторгались моими оценками, в табеле.Ставили в пример "своим разгильдяям", а я лишь удивлялась - что же тут особенного.
Школу я закончила легко, почти играючи,со всеми пятерками в свидетельстве об образовании, что потом нечаянно удивило моего покойного свекра,-
-Маша, посмотри, на ком наш шалопай женился, она же круглая отличница!!!
Я и тогда никакого значения этому не придавала. Для меня главное в человеке были его душевные качества, а все хорошие люди, как правило, отлично учились.

     Самые яркие воспоминания школьных лет представляют собой мое участие в художественной самодеятельности.
Читала поэмы и стихи со сцены, что снова вызывало восторг окружающих, а прочтение нескольких юморесок со сцены приводило моих учителей в какой-то шок...
Помню, как математик меня слушал, глядя на меня из зала,- разинув рот.И это правда.Он себя не видел со стороны, а я запомнила этот вид своего любимого учителя.
С тех пор перестала читать юморески, чтобы снова не увидеть глупое лицо своего кумира.
Папа работал в Доме культуры.Однажды меня прослушали артисты театральной группы этого Дома. Улыбались...Я часто выступала на сцене Дома культуры
в концертах, где участвовали взрослые артисты. Мало кто из детей удостаивался такой чести, а я опять не придавала этому факту никакого значения.
Об артистической карьере и не думала, я тогда и не знала, что на артистов учатся.Я сцену не считала работой.По окончании восьмилетки переехала в большой город
 к своей старшей сестре,где продолжила учебу, сначала в экономическом техникуме,а потом в университете. Моим рассветам я посвятила несколько самых первых стихотворений.
 Вот они...

Земля моих предков.

Серпень... Месяц на исходе... 
Пшеница в поле налилась,
Поспели яблоки,
Упали в травы росы,
Седьмая  я,  у мамы  родилась.

 Где небо сходится с горою
 И шумит сосновый бор,
 Природа могучей рукою
 Расстелила  волшебный ковер.

Здесь девчонкой , в платье из ситца,
Я к речке неслась босиком,
О дальних дорогах мечтала
И звезды считала на небе ночном.

Земля моих предков хлебами вскормила
И поила парным молоком,
В путь-дорогу меня снарядила,
Согретая,  теплым лучом.

И в жизнь большую я шагнула смело
Надеясь только на себя
Как сердце бедное болело
И плакала душа.

Когда в водовороте жизни
Я пробивала путь себе одна
Тогда совсем бывало плохо
И капала слеза.

Я вспоминала сад цветущий
И чьи- то  добрые глаза
То были очи стороны далекой
Мне слала силы Родина моя.

               

Белая акация.

Белая акация, тополь на углу,
Дорогою длинною в школу я иду,
А под мостом реченька медленно течет,
Золотятся рыбки в ней, кувшинка цветет.
 
Здесь берет начало  река жизни моей,
Дом под серым шифером, пара лошадей,
Под горою вишни по весне цветут,
Сладкие их ягоды летом соберут.

А по весне ласточка,
Под крышу летит,
Хрусталем водица,
В кринице блестит.

Три черешни, словно стражи
Огород хранят,
Где початки кукурузы
Выстроились вряд.

Там, над озером, кудрятся
Вербы в камышах ,
Где квакушки и ужи
Наводили страх.

И мальчишка светло-русый,
Вихрем прокатясь,
Обжег ярким синим взглядом,
К речке торопясь .

Там, под куполом небесным,
Заповедный лес шумит.
На опушке мудрый воин,-
Столетний дуб тот лес хранит.

Деревья в нем стоят стеною,
На полянах ромашки цветут
И ландыши,  О  чудо!
Как много их весною тут…

Здесь  моя  обитель,
Детское   гнездо,
Первыми   шагами,
обмерено    оно.

Но жизнь текла, звала вперед
В далекую дорогу
Остались лишь следы мои
У старого порога.

В видениях снов предрассветных
Я уплываю  в    мечту
К алым макам в хлебном поле
И пенью ласточек поутру

К волошкам в пшенице
И  синим глазам
И к волшебной колеснице
На звездном небе по ночам.


Белая хата

Жизнь уже повернула к закату,
Но еще на вершине она,
Я вспоминаю белую хату,
Куда мама меня принесла.

Детство, юность, стала мамой
И уже повзрослела дочь,
Но мне чудится белая хата,
Где «тиха украинская ночь».

Там акацией пахнет душистой
И воздух чист как хрусталь,
Верхушка тополя стремится,
В бесконечную, синюю даль.

В те дали, я  в детстве   глядела,
Пытаясь заглянуть за край,
Туда, где кончается детство,
Где бесконечный взрослый рай.

Теперь я знаю - раем было детство,
Все остальное просто жизнь,
Где все кончается, бежит куда-то,
Лишь бесконечна синяя высь.


В тени белых акаций.

Где стремится к морю Южный Буг
И Савранка  - реченька струится
Там, в тени белых  акаций,
Местечко живет,
А в полях пшеница колосится.
Там родина моя, там мои корни,
Где похоронен отец,
Школа моя и далекое детство,
За поворотом судьбы,
Жизнь незабытых сердец
И сердце колыбели отчей,
Где могилы предков,
Тополь пушистый ,а под окном,
Белых акаций ветки.