Отрывок из "ЭХ, ВА-НЮ-ША"
http://www.proza.ru/2012/03/11/1932
Дома и пристани в дыму береговом,*
И церковь белая на берегу крутом.
Какая б на глаза не оседала мгла,
Но в городе моем молчат колокола.
Арсений Тарковский, как будто бы предвидел в стихах «Плыл вниз от Юрьевца по Волге звон пасхальный…» (1932 г.) события начала нового тысячелетия. Больше месяца призрачная воздушная гора Жара не подпускала к подножию юрьевецких гор не только летние грозы и прохладу, но даже легкое облачко стало редким гостем. Сначала это даже порадовало как неожиданный праздник: купайся, загорай, жарь шашлыки на природе. А уж как во время жары развернулся юрьевецкий парт.ер могло бы позавидовать руководство и более благополучных городов.
Стыд не дым, глаза не выест
В новые времена ивановские власти взяли курс на шумные празднества с наплевательским отношением к сельчанам и горожанам, к Иванову, Юрьевцу и другим городам. Да и сами сельчане, и ивановцы, и юрьевчане с удовольствием освободились от тяжелого труда на полях и текстильных фабриках, на деревообрабатывающих и мебельных комбинатах, встали за прилавки в ТРЦ и с места их не сдвинешь с этих "рабочих" мест. Откуда товар? Из Китая вестимо, свои-то заводы и фабрики стоят!
В лесах раздавались визг пил и топоры дровосеков. Навстречу в гору медленно полз лесовоз. Куда наши деревья тупорылый везешь? Начальник вишь бабки рубит, а я за бугор отвожу. На другие свершения новое руководство оказалось неспособно, поскольку их интересовало лишь обустройство дачного поселка "Плешивая гора". Чтобы скрыть свою неспособность "руками водить" ивановские начальники и депутяти со Сверчком принялись переименовывать Иваново и его улицы. Но тут вышла промашка, переименовав улицу Боевиков (бывшую Грачёвскую), они выпустили на свободу души ивановских боевиков и посадили вместо них в Хутрово какого-то погорельца (Якова Гарелина), а сами смылись прохлаждаться на Волге. Так гад за гадом, череда местных руководителей, как в худшем анекдоте, оказалась без текстиля и портков, но зато в шляпе, т.е. в Плёсе.
Южское задымление
Казалось бы, что для жителей каменных джунглей проблемы каких-то болот. Изнеженные горожане особенно любят тепло, в погоне за которым толпами заполняют самолеты и, как стаи птиц, летят в Таиланд, Турцию, Египет, Испанию и на ЮБФ (южный берег Франции). Казалось, ничто не может прервать эти полеты во сне и наяву, но кому-то на небесах они изрядно поднадоели и потому для дорогих (и не очень) россиян устроили египетскую жару с доставкой на дом вместе с «английским» смогом от выхлопов автомобилей. Вскоре их совмещение в одном флаконе привело к весьма болезненным последствиям, когда от жары загорелись пожары в подмосковных лесах и болотах, деревнях и дачных посёлках. Тяжёлый плотный дым горящих Шатурских болот накрыл жителей Москвы.
В тот год и в Ивановской области огонь спустился под землю и там стало жарко, словно в преисподней. Шлейфы дыма из Южских торфяных болот, как бич божий, стегали несчастный край: его людей и зверей, бедных и богатых, сильных и слабых. Подует ветер с Юго-Востока, задыхаются шуяне и ивановцы, если с Юга, то достаётся родниковцам и вичужанам, с Юго-Запада плохо кинешемцам и юрьевчанам. Лишь южские начальники носятся как угорелые, одни по лесам, а другие и в жару предпочитают отдыхать на "Юг-ах".
Душа горит, а сердце плачет.
Задолго до пожаров, ещё в мае, все ивановские священники и монахи-шартомцы, местные чинуши с подчиненными и казаки с плётками, горожане и сельчане собрались в Юрьевце на Крестный ход в честь великомученика Георгия, авось Покровитель города увидит и поможет юрьевчанам его возродить. Не то чтобы им этого очень хотелось, но ритуал есть ритуал и его надо соблюдать хоть на ходу, хоть на поминках. Только деревенские ещё простодушно верили и восторженно, как первые христиане, несли крест и хоругви из ближнего села к храму, но они были лишь маленькой группкой в толпе богатоукрашенных попов в красно-золотых одеждах, столь неуместных в нищем городе с разрушенными храмами и разбитыми дорогами. Красномордые чинуши (бывшие коммунисты) вышли на Ход, как на первомайскую демонстрацию, и также привычно толкали речи. http://fotki.yandex.ru/users/iv-eparhya/album/122252/?&p=9
Когда красные рожи и красно-золотые одежды собрались вместе на площади вокруг, словно обгорелого, чёрного памятника Ленину, то всем стало как-то не по себе, будто подземный огонь вышел из под земли. Посреди толпы ходил маленький поп с глубоко-посаженными сверлящими глазами, большой черной бородой и огромной кистью в руке. Такого вечером встретишь хоть с кистью, хоть с кистенём, постараешься обойти стороной. С кисти градом направо-налево слетали сверкающие капли, отражаясь в красных одеждах. Стоявший в сторонке Попуткин обьяснял свои слушателям, что эти капли якобы порождают в душах жителей тлеющий огонь надежды на возрождение древнего Юрьевца. Но что толку, Горыныч до сих пор храмов не вернул, как и похищенный им исторический статус и деньги на реконструкцию невозвращённых храмов. Надо было его тоже окропить, но он не даётся, изворачивается и плюется, словно из огнемёта.
Вскоре началась засуха и торфяные пожары. Дым полностью накрыл окрестные леса и поля, спустился с юрьевецких гор по оврагам и долам к Волге,поглощая Юрьевец вместе с жителями. Но они не забыли Горыныча и с усердием, достойным лучшего применения, готовились ко Дню города, надувая его знаменитый образ.