Сухоруков Василий Тимофеевич

Владимир Пузиков
СУХОРУКОВ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОМИССАР, ВОЕННЫЙ РАЗВЕДЧИК

Сухоруков Василий Тимофеевич родился 21 марта 1898 года в городе Луганске в Украине в семье рабочего паровозостроительного завода. В 1909 году он окончил Макеевское народное училище, в возрасте одиннадцати лет стал трудиться на шахте «София». Позднее устроился на шахту «Иван» при станции Ханженково.

Как бы ни было трудно, Василий находил время для самообразования. В 1913 году он был принят на работу в контору Берестовско-Богодуховского рудника при станции Щегловка, в январе 1916 года выдержал экзаменационные испытания при Таганрогской мужской гимназии на звание «вольноопределяющегося II разряда».

Весной 1916 года Василий поступил в Тифлисское землемерное училище. Однако, сойдясь с большевиками, учебу не завершил. Весной 1917 года возвратился в Донбасс, принял непосредственное участие в пропаганде революционных, марксистских идей среди шахтеров Ханженковских рудников Макеевского района. В июне вступил в партию большевиков – РСДРП(б).

В январе 1918 года Макеевский район стал советским. Шахтеры избрали Василия Сухорукова председателем Совета рабочих депутатов. Ему пришлось организовывать отряды Красной Гвардии для защиты района от белогвардейских офицерских, кадетских и казачьих войск.

В. Сухоруков участвовал в боях против немецких оккупантов на Украине, пережил тяжесть поражений, когда отступал вместе с красногвардейскими отрядами до Ростова-на-Дону, а потом и до города Царицына (ныне Волгоград) на Волге.

***

В июле 1918 года Северо-Кавказский военный округ командировал В.Т. Сухорукова на Северный Кавказ в качестве политработника. В городе Пятигорске Терской области он получил назначение на должность военного комиссара Георгиевского фронта.
Деловые отношения В.Т. Сухорукова и Главкома Красной армии Северного Кавказа Сорокина Ивана Лукича не сложились. Биографы Сухорукова пишут: «…В период авантюры главкома Сорокина вышел из его подчинения и был назначен командующим фронтом вместо сбежавшего сорокинского ставленника Масловича». [2]

Таким образом, В.Т. Сухоруков становится командующим Северо-Западным фронтом Терской области. В декабре 1918 года, после разгрома контрреволюционных войск Бичерахова на Тереке, он назначается военным комиссаром Невинномысского боевого участка, затем командируется в 4-ю стрелковую дивизию XI армии.

Эта дивизия была преобразована из 2-го Ставропольского корпуса, состоявшего из 1-й Ставропольской советской истребительной дивизии, 2-й Северо-Благодарненской рабоче-крестьянской дивизии и 1-й Ставропольской кавалерийской дивизии.

В боях с Добровольческой Армией в декабре 1918 года на севере Ставропольской губернии в Приманычье корпус понес огромные потери, его остатки свели в 4-ю стрелковую дивизию. Командиром дивизии назначили бывшего военного комиссара Ставропольских войск А.Г. Топунова, политическим комиссаром – В.Т. Сухорукова, начальником штаба – В.И. Матузенко.

С полками этой дивизии комиссар В.Т. Сухоруков принимал участие в боях с белогвардейцами у села Дивного Ставропольской губернии, а за Манычем – в сражениях за населенные пункты: Приютное, Ремонтное, Элисту. [3]

В феврале 1919 года его назначили членом РВС Особой армии Степного фронта. После соединения с X армией был утвержден военкомом 2-й бригады 42-й стрелковой дивизии XIII армии, а в июле — комиссаром 57-й стрелковой дивизии XIV армии Южного фронта.

***

За боевые отличия на фронтах гражданской войны В.Т. Сухоруков награжден орденом Красного Знамени. В  августе 1919 года из района боевых действий Полтава-Миргород комиссией ЦК партии он направляется на учебу в Академию Генерального Штаба РККА.

 За время учебы его дважды направляли в «горячие точки». С июля по сентябрь 1920 года В.Т. Сухоруков находился на врангелевском фронте в должности начальника штаба бригады 46-й дивизии, а с мая по ноябрь 1921 года – на Дальнем Востоке. Здесь он «стажировался» при Главкоме В.К. Блюхере в качестве начальника отдела штаба армии.

В 1922 году В.Т. Сухоруков обучался в Москве на Восточном факультете Военной Академии им Фрунзе. После окончания учебы находился на военной работе за границей.

***

Разведывательную деятельность В.Т. Сухорукова описал  Е.А. Горбунов в книге «Схватка с Черным Драконом. Тайная война на Дальнем Востоке».

Из книги Е.А. Горбунова: «…Берзин достал из личного дела и еще раз перечитал характеристику, полученную Сухоруковым после окончания Академии: «26 лет. Из рабочих, член партии с июня 1917 года. В Красной Армии работник масштаба комиссара дивизии. Окончил Военную Академию в 1922 году. Успеваемость вполне удовлетворительная. Энергичен, со значительной инициативой, решителен и настойчив. Способности хорошие. Недостаточно выдержан и несколько резок. Востоком интересуется. Годен для самостоятельной, ответственной военной и политической работы по Востоку...

После окончания восточного отделения Сухоруков проходил спецподготовку в другом городе. Курсы усовершенствования по разведке были замаскированы под обычную пехотную школу, которых было много в центральных районах страны. Здесь проходили первоначальную специальную подготовку командиры, зачисленные в кадры военной разведки.

Берзин приезжал туда, знакомился с учебным процессом, проверял, хорошо ли слушатели усваивали специальные дисциплины. А таких дисциплин, несмотря на сжатые сроки обучения, было достаточно.

Во время встречи сказал:
- После окончания курсов вернешься в Москву. В управлении не появляйся. Незачем лишний раз мозолить глаза. Когда будет нужно, вызову. А пока отдыхай. Учти, что потом будет не до отдыха.

...Утром посыльный принес записку. Встреча в Управлении в 12 часов, костюм штатский…» [4]

И вот, бывший участник гражданской войны, политкомиссар, а теперь военный разведчик на приеме у Берзина:

«…- Здравствуй, Василий! Слышал о твоих успехах. Курс ты окончил хорошо. Хотя подготовка и была короткой, на более длительную сейчас, к сожалению, нет времени, она может пригодиться в твоей новой работе. А теперь само задание.

Берзин вышел из-за стола, подошел к стене и отдернул штору. За шторой висела крупномасштабная карта Дальнего Востока: Забайкалье, Приморье, Маньчжурия с Ляодунским полуостровом, в южной точке которого была военно-морская база. Железные и шоссейные дороги, реки, горные хребты и долины. Отлично выполненная карта давала полное представление об этом огромном крае. Пользуясь остро отточенным карандашом как указкой, Берзин показал большой район южной Маньчжурии.

- Вот поле твоей деятельности, Василий. Мукден, Южно-Маньчжурская железная дорога, полуостров с Порт-Артуром и Дальним, Квантунская армия. Армия небольшая, но отборная, лучшие офицерские кадры японской армии, причем, учти, самые реакционные. Так что возможность провокаций против китайских войск не исключается. Это для тебя враг номер один. И враг номер два – англичане, точнее, «Сикрет Интелинженс Сервис» [4]

Берзин поставил Сухорукову трудную задачу: создать в стратегически важном районе мощную разведывательную сеть. И не для текущей разведывательной работы, для этого достаточно и имеющейся агентуры, а с перспективой на будущее. Для дальнейшей агрессивной политики японской военщине нужен плацдарм на материке, и если этим плацдармом станет Маньчжурия, то японские войска могут появиться и у наших дальневосточных границ.

В.Т. Сухоруков отправился на выполнение задания под видом вице-консула Генерального консульства СССР в Харбине (Китай).

Е.А. Горбунов приводит официальные документы, подтверждающие участие В.Т. Сухорукова в работе Разведовательного управления при РВС СССР.

Из приказа Реввоенсовета по личному составу № 268 от 4 сентября 1924 года: «Назначается окончивший Военную Академию в 1922 году Сухоруков Василий Тимофеевич в распоряжение Разведывательного управления».

Из приказа Реввоенсовета по личному составу № 485 от 18 декабря 1924 года: «Увольняется в бессрочный отпуск за откомандированием вне военного ведомства состоящий в распоряжении Разведывательного управления Сухоруков Василий Тимофеевич». [4]
***

Сухоруков был откомандирован в Наркомат иностранных дел. Оформив необходимые документы, он добрался Транссибирским экспрессом до Харбина и далее до Мукдена. Его разведывательная работа продолжалась до весны 1927 года.

Е.А. Горбунов писал: «…После налета китайской полиции на советское посольство в Пекине 6 апреля были захвачены многочисленные документы военного атташата, в том числе и донесения Сухорукова. Его фамилия стала известна китайской полиции. На волне антисоветской истерии его дипломатический паспорт не мог уже служить гарантией безопасности. Летом 1927 года в Китае арестовывали и бросали в тюрьму советских дипломатов, невзирая на дипломатический иммунитет.

Резидент был полностью расшифрован, и это хорошо поняли в Москве. Как только в Разведупре стало известно о пекинском налете, Сухорукову была отправлена шифрованная радиограмма с приказом: немедленно исчезнуть из Мукдена. Основной путь ухода: поездом до советской границы был опасен. Китайская полиция проводила повальную проверку документов во всех поездах, следовавших в Советский Союз.

 Резидента могли опознать (его фотографии в китайской полиции имелись), арестовать и ссадить с поезда на любой станции. Поэтому, как вспоминал потом Сухоруков, он избрал другой путь ухода. Поездом до Квантунского полуострова, находившегося под юрисдикцией Японии, и порта Дальний. А оттуда пассажирским пароходом в Японию, где его дипломатический паспорт гарантировал полную безопасность. Из Японии обычным пассажирским рейсом до Владивостока.

После того как страсти, вызванные пекинским налетом улеглись, другой резидент прибыл в Мукден, принял созданную Сухоруковым агентурную сеть и продолжил работу…» [4]

***

До конца 1933 года В.Т. Сухоруков служил в 4 управлении штаба РККА. В марте 1933 года награжден орденом Ленина «за исключительную храбрость, мужество и умелое руководство боевыми действиями».

С 1934 по 1937 годы работал военным атташе при Полномочном представительстве СССР в Латвии и Болгарии. В 1935 году ему было присвоено воинское звание – полковник, приказом НКО СССР № 395 от 20 ноября 1935 года звание  – комкор.

28 апреля 1939 года В.Т. Сухоруков был осужден на 15 лет лишения свободы как «активный троцкист периода 1923 года». В июне 1943 года его дело было пересмотрено, заключенный оправдан. Однако, 8 марта 1944 года в отношение него был вынесен обвинительный приговор: «…8 лет лишения свободы за участие в антисоветском военном заговоре». [5, 6]

Только в 1955 году В.Т. Сухоруков вышел на свободу, реабилитирован, восстановлен в кадрах Советской Армии, в январе 1956 года уволен в запас в звании полковника.

 Проживал в г. Москве, работал научным сотрудником Центрального музея Советской Армии. Написал книгу: "XI Армия в боях на Северном Кавказе и Нижней Волге (1918-1920 гг.)". Умер в августе 1988 года.

ИСТОЧНИКИ:
1. Революционный держите шаг. Ставрополь, Кн. Изд., 1967 г. 152 с. с илл. Редактор Степанов.
2. Активные участники борьбы за власть Советов на Ставрополье. Под редакцией Д. Кочуры, Г. Краснова, П. Чепеля. Ставрополь. 1957 г.
3. Сухоруков В.Т. XI Армия в боях на Северном Кавказе и Нижней Волге (1918-1920 гг.)
4. Горбунов Е.А. Схватка с Черным Драконом. Тайная война на Дальнем Востоке. — М.: Вече, 2002. — 512 стр. (Серия: Военные тайны XX века). Тираж: 7000 экз.
5. Горчаков О.А. Ян Берзин – командарм ГРУ. С-Пб., "Нева", 2004.
6. Алексеев М.А., Колпакиди А.И., Кочик В.Я. Энциклопедия военной разведки. 1918-1945 гг. М., 2012, с. 744-745.

5 октября 2013 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков