Миномет

Иван Морозов 3
               Эта история произошла сразу же после того, как хутор Донской освободили от немцев. Фронт переместился на Запад, откуда все еще слышался гул канонады, а здесь, в Донском, начиналась новая, послевоенная жизнь.
               Половина вернувшихся из эвакуации жителей, остались без домов и без хозяйств, - все сгорело. Делать нечего, расселились в оставшихся домах по несколько семей и принялись за работу. Нужно было строить дома, восстанавливать колхоз.
               Весной, выехав в поле, начали пахать на быках и хозяйских коровах. Но через несколько дней работу пришлось прекратить. Плуги часто выворачивали из земли не разорвавшиеся снаряды, а потом, наступив на мину, подорвался один бык, затем другой. Как оказалось, все холмы, поля и леса были засеяны, в буквальном смысле этого слова, минами, снарядами и гранатами, собирать которые вышли все жители. Весь смертоносный груз сносили в блиндажи, где и закапывали…
               На холмах, изрытых извилистыми окопами, работали четверо ребят, лет по четырнадцать-пятнадцать. Они собирали боеприпасы и сносили в ближайший блиндаж. Вдруг, в одном из окопов ребята наткнулись на миномет. Целый и невредимый он стоял в нише выкопанной специально для него, а рядом лежали два ящика с минами. Направленный, почти вертикально вверх ствол, словно бы приглашал парней пострелять, и, естественно они соблазнились.
               Михаил, крупный, широкоплечий парень, выглядевший старше своего возраста, взял из ящика мину и попросил всех отойти в сторонку. Ребята прижались к стенкам окопа и заткнули уши. Михаил подошел к миномету и осторожно опустил мину в ствол. Миномет глухо «чихнул» и – тишина.
               - Осечка, - с видом знатока, произнес Иван, сухонький, болезненного вида паренек. и попытался заглянуть в ствол.
               Михаил поймал его за рукав и резко дернул на себя.
               - Ты хочешь, чтоб тебе голову снесло? – испуганно крикнул он.
В это время на склоне соседнего холма, взметнулся черный куст земли и прогремел взрыв.
               - Ни хрена себе! – воскликнул Иван. – Мы ждем грохота выстрела, а он только чихнул и все.
               Он подошел к миномету и хотел сдвинуть его с места.
               - Не трогай, - крикнул Михаил. – Сейчас миномет нацелен на соседний холм, а ты собьешь прицел, и тогда неизвестно куда он будет стрелять.
               - Ты собираешься еще стрелять? – спросил Иван.
               - Да, и не раз. Лучше таким образом уничтожить все мины из ящиков, чем закапывать в землю, где они все ровно будут представлять опасность.
               Все согласились, и по очереди начали опускать мины в ствол миномета. Тот словно обрадовался, что пришло время и ему поработать, часто и гулко «чихал», выплевывая мину за миной, а на соседнем холме не успевал осесть один «куст» взрыва, как тут же вырастал новый.
               - Ребята! – крикнул Иван. – Кажется, к нам гость спешит.
               От хутора, по направлению к ним, скакал всадник. С вершины холма ребятам было хорошо видно, как он беспощадно стегал лошадь. Это был бригадир, бывший фронтовик, недавно комиссованный по ранению. Бежать было бесполезно и ребята, стоя на краю окопа, терпеливо ждали. Еще издали он разразился отборным матом, и, соскочив с лошади, замахнулся кнутом.
               - Выпороть бы вас, сук-кины сыны, чтоб думали, прежде чем что-то делать, - кричал он, но никого не ударив, опустил кнут. – Да стыдно вроде, женихи уже. Что вы тут делаете? Всех баб переполошили, они уж кричать начали, немцы, мол, идут.
               - Да какие немцы, Павел Николаевич? – заговорил Михаил. – Идите сюда, посмотрите, - и он подвел бригадира к нише, где стоял миномет. – Видите, целый и не поврежденный миномет и два ящика мин. Вот мы и решили пострелять их, так сказать, уничтожить. Один ящик постреляли, остался еще один.
               Бригадир спустился в нишу, осмотрел миномет, что-то покрутил в нем, хмыкнул, потом заглянул в ящик:
               - Целый арсенал, - потом осмотрелся кругом и спросил: - А больше мин нет?
               - Никак фронт решили вспомнить? – улыбнулся Иван.
               - Да нет, - отмахнулся бригадир. – Фронт у меня вот здесь сидит, - провел он рукой по горлу. – Раз уж решили уничтожить мины, то нужно посмотреть, не остались ли еще где.
               - Посмотрим, Павел Николаевич, если найдем, то обязательно уничтожим, - заверили ребята. – Только вы там женщин успокойте, пусть не волнуются.
               - Хорошо, я предупрежу, - ответил бригадир. – Только вы, пожалуйста, осторожней тут, ребятки. Ведь смерть под ногами, будьте внимательны.
               С этими словами он влез на лошадь и поехал в деревню. А ребята рассыпались искать мины.