О романе Людмилы Волковой Оглянуться назад

Владмир Пантелеев
ВНИМАНИЕ! Это архивный сборник, материал может показаться не актуальным.

О романе (автобиографической повести) Людмилы Волковой   «Оглянуться назад».


      На фоне 90% мыльных пузырей, запускаемых авторами «Прозы ру», начиная от сверх заумных до глупо пошлых, ( не волнуйтесь, и у меня проценты такие же ) роман Людмилы Волковой «Оглянуться назад»  стоит особняком, утёсом, о который разбиваются волны, льющейся на сайт «воды».

     Я не профессиональный литератор, поэтому не берусь судить о соответствии рецензируемого романа литературным канонам, но беру на себя смелость сказать, что, не взирая, на большой объём, роман читается легко, сразу оживая в зрительном восприятии.

     Здесь и далее буду говорить только  своё личное мнение, хотя каждая глава сопровождается  восторженными рецензиями читателей. Часть первая меня тронула больше. Повествование о войне всегда более динамично и драматично, и к тому же меня увлекли те новые, ранее для меня, и, видимо, для многих, честные, а потому и неизвестные стороны быта и психологии людей в годы войны, особенно на территориях, захваченных врагом.

     Моё детское сознание пробудилось в году 49-50том. Поэтому жизнь героини в послевоенные годы мне близка и понятна.  Читая, я пытался постоянно сравнивать героиню со своей старшей сестрой, ныне здравствующей, в свои, 79 лет.  Послевоенная всенародная бедность  приводила к вынужденной коллективизации быта, поэтому их тогдашние жизни, да и моя, похожи, словно они начерчены по одному лекалу.

       Но таких «мастодонтов», как я, на сайте не так уж и много, поэтому более молодых читателей часть вторая должна заинтересовать не меньше первой. Что хотелось бы высказать автору?

     Роман будет жить, если его оценит молодое поколение, к огромному сожалению, практически в большинстве своём потерявшее интерес к чтению. Поэтому всякая прочитанная историческая книга или увиденный исторический фильм, становятся для молодёжи «истиной в первой инстанции».  Cейчас и учебники по истории пишутся с диаметрально противоположным истолкованием исторических фактов, что же говорить о литературе и кино, где среди фальсификации, искажения, приукрашивания и т.д. умалчивание самый либеральный способ изменить историю. К чему это я говорю?
 
  За свою жизнь я неоднократно читал из разных источников публицистические материалы о подпольщиках Днепропетровской области в годы фашистской оккупации, писали, что даже действовал подпольный обком партии. Велась активная партизанская война.

   Конечно, пяти-шести летняя героиня романа в силу возраста, замалчивания (в целях безопасности) старшими и родителями, понятного замалчивания (своих неудач) оккупантами всего этого могла и не знать.  В романе нет и намёка на существование организованного сопротивления оккупантам. Считаю, что какое бы отношение не испытывала автор к советскому строю, но в одном из «лирических» отступлений к зрелому возрасту, всё таки, следовало упомянуть о хотя бы известных  подпольщиках Днепропетровской области приближавших освобождение и Победу, многие из которых отдали за это свои жизни. Молодёжь должна знать реальную картину событий, и помнить этих героев.

  Глубокоуважаемая Людмила Волкова! Вы мужественный человек! Вы продолжали писать, даже будучи скованы тяжелой болезнью. Дай Вам бог силы победить недуги, чтобы Вы могли наслаждаться жизнью и ещё много лет радовать нас, читателей, своими новыми произведениями!

   Популяризацию  прекрасного, нужного, профессионально написанного Вашего  романа посредством данной открытой рецензии, примите  как доказательство моего восхищения Вашим творчеством!

 С низким поклоном и Глубочайшим Уважением!

                Владмир  Пантелеев. 


Примечание: Чтобы быстро найти автора Людмилу Волкову, зайдите на моей главной странице в список избранных авторов.