Театр существует всегда вопреки

Татьяна Бушмелева 2
Интервью с народной артисткой России Ольгой Симоновой (1938-2013).

- Ольга Алексеевна, Вы – представитель старейшей актерской династии. Имя Вашей бабушки, народной артистки Северной Осетии Марии Репиной-Раппонет занесено в театральную энциклопедию. Старые вятские театралы хорошо помнят Ваших родителей – Алексея Дмитриевича и Ольгу Николаевну Чаловых. В театре работают Ваши сестра и ее дочь – обе Татьяны Борисовы. Какие семейные традиции все вы храните и продолжаете?

- Театр – это не просто работа, это образ жизни, который требует полной самоотдачи, преданности и любви, причем, несмотря на неудачи, которые, конечно, случаются.

- Поскольку Вы росли в театральной семье, наверное, проблемы с выбором профессии у Вас не было?

- Как раз наоборот. Отец еще в детстве передал мне многие актерские навыки – это был мой первый театральный учитель. Но он хотел, чтобы я попробовала себя в жизни, может быть, нашла бы себя в чем-то другом, приняла бы самостоятельное осознанное решение. Я пришла в театр в 24 года – уже сложившимся человеком, имея за плечами жизненный и духовный багаж. К этому времени я успела закончить физмат КГПИ им. Ленина, побывать на целине, пережить горечь первых утрат, имела опыт самостоятельной жизни вне дома. Все это потом пригодилось в актерской профессии.

- То есть перевесила та чаша весов Вашей натуры, на которой сказались актерские гены?

- Наверное, так. Я ведь никогда не разлучалась с творчеством: неплохо рисовала, участвовала в самодеятельности, пела, но больше всего любила сочинять и рассказывать сказки. Мы часто переезжали из города в город, и мое знакомство с новым классом обычно начиналось со сказки. Я их сочиняла по заказу – с определенным сюжетом, с хорошим или, наоборот, с плохим концом. А это, безусловно, как-то связано с актерской профессией.

- Вы играли «в театр» в детстве, как другие дети играют «в войну», «в магазин», «в дочки-матери»?

- Нет, но наши игры отличались от обычных и крутились вокруг книжных сюжетов и историй, увиденных в кино. У нас, девчонок, главным героем был «П.К.» - Павел Кадочников, который завоевал огромную популярность и любовь зрителей после выхода на экраны фильма «Подвиг разведчика». Бабушка работала библиотекарем, мама коллекционировала открытки – репродукции с картин «Третьяковки», и мы с сестрой были книжными детьми. Например, фотография великой Ермоловой в роли Орлеанской девы могла стать поводом для того, чтобы сочинить и разыграть похожую историю.

Хотя закулисными детьми мы никогда не были. Долгое время мы с сестрой хранили пиетет театра, уважение к его тайне. Мы не хотели видеть актера за кулисами, потому что там, как мы догадывались, он мог оказаться совсем другим и потерять для нас секрет своего обаяния. Как все девчонки в 12-15 лет, мы с сестрой влюблялись в актеров, вернее, в их роли: в Ромео, в Д,Артаньяна. И в ТЮЗе, и в драмтеатре были актеры, которые могли всерьез увлечь театром: Баскаков, Деньгин, Корсунский, Москаленко и другие.

- Ваши театральные университеты?

- Я начала учиться в ГИТИСе, когда уже была зачислена в труппу ТЮЗа. В репертуаре была занята очень активно, поэтому, как правило, играла в дубле с кем-нибудь из актрис.
Возможность два месяца в году жить в Москве, посещать столичные театры – это очень много. Театры Москвы – моя главная актерская школа. 70-е годы – время театрального бума, расцвет Таганки и «Современника». Мне довелось увидеть лучшие спектакли Юрия Любимова с Владимиром Высоцким, Анатолия Эфроса с Татьяной Яковлевой, Галины Волчек с Олегом Далем и Мариной Нееловой.

- Как Вы оцениваете свой театр в едином театральном процессе?

-  Я ценю в нашем театре то, что он стремится быть на общероссийском уровне, а не на уровне театральной жизни провинциального городка. Мне кажется, нам всегда везло. Очень многое для становления театра сделал режиссер Юрий Мезецкий, все первые постановки пьес Виктора Розова состоялись у нас. Евгений Минский привнес в театр постановочную культуру, он освоил новое здание театра. Следующей эпохой стал Алексей Бородин – режиссер-педагог, который очень много сделал для того, чтобы сформировать труппу, воспитать актеров. Он поднял сценографию на должный уровень, при нем работали замечательные сценографы Татьяна Сельвинская и Станислав Бенедиктов.

Нынешний главный режиссер Александр Павлович Клоков заявил о себе 19 лет назад первой самостоятельной работой «Любовь, джаз и черт». Он сформировал прекрасный репертуар, продолжил традиции его предшественников. Театр в моем понимании – это существование вопреки, он часто конфликтен по отношению к обществу. Говорить о справедливости в условиях отсутствия справедливости, говорить правду в обстановке всеобщей лжи – вот настоящий театр, вот его назначение.

- Трудно ли совмещать три профессии: актрисы, режиссера, директора театра?

- К работе режиссера я отношусь как к продолжению актерской работы: это тоже творчество. Происходит какое-то внутреннее накопление, хочется поменяться местами, попробовать себя в другом, посмотреть на сцену со стороны. Вообще-то я смущаюсь, когда меня называют режиссером, но вот уже 12 спектаклей поставлено, что-то удалось, что-то не удалось – это нормально. В режиссерской профессии больше синтеза, больше анализа, но с актерской они взаимосвязаны.

А вот директор – это совершенно иное: это требует знания науки управления, законодательства, организационных способностей. Причем, если сцена связана с потребностью выплеснуть себя, то директорская работа наоборот требует эмоции загонять вовнутрь, сдерживать себя. С годами я все больше понимаю классический конфликт ума и сердца, чувства и разума, желания и долга, реальности и фантазии. Компромисс возможен, но он проходит через тебя – это трудно. Из дисциплинированного управленца порой выглядывает неуправляемая актриса.

- Вы полностью реализовали себя?

- Как актрисе мне очень везло. Из огромного классического мирового репертуара выпало сыграть очень многое: мамашу Кураж, Ставрогину в «Бесах», Огудалову в «Бесприданнице», а в свое время мне доверил роль Офелии в «Гамлете» Евгений Минский. Известный критик Михаил Швыдкой писал, что впервые увидел Офелию женщиной Возрождения, будущей королевой Англии… Открою секрет, что у меня есть еще одна профессия – театроведа, и в этой области у меня все впереди.

- Какие уроки Вам преподнесла жизнь?

- Жизнь непредсказуема, но она постоянно учит, дает уроки ежедневно. А когда начинаешь понимать опыт предыдущих жизней, приходит мудрость. Одно из главных моих убеждений состоит в том, что надо искать партнеров в жизни, на сцене, в зрительном зале. Каждому нужны люди, которые его понимают. Да и сам человек должен стремиться быть на уровне партнерства.

- Ваш досуг?

- Шитье – это ведь тоже творчество. Когда плохо – покупаешь лоскут материи и мастеришь из него что-нибудь. Жизнь становится светлее.

-Что Вы можете сказать тем девушкам, которые мечтают стать актрисами?

- Пусть попробуют, несмотря на то, что возможностей сегодня меньше. И пусть больше читают: в книгах все сказано, нужно лишь усвоить эти первые уроки.

Написано и опубликовано в кировском еженедельнике «Пожалуйста» в 1999 году.