Песни Выи

Нина Гринбанд
 Выйские, старинные, песни. Записаны вначале 50-ых годов прошлого века и много не пелись

      Выя – кладовая песен.   Песни из тетради «Песни прошлых времён», датированной 1954 годом – от бывшего тракториста из Выи, Леонида Ивановича Савёлова, записанные им со слов Онисьи Трофимовны Засухиной из д. Заборье.
      
      В 2005 году узнал, что оказывается на нашей Вые пели старинные песни, до этого в голову не приходило, что у нас такое богатство было. Почему дальше песни «Прошлого времени» не полетели по белу свету, прославляя выйский край? Ведь есть же хорошие, голосистые женщины. Наши бабки жили потрудней, и поголодней, но песня-то жила в их устах. Рассказывал мне Константин Николаевич Лобанов ( 1936 г.р.), уроженец деревни,( где проживала песельница Онисья Трофимовна): помню, как в праздники, Забором, старухи пели: мы, ещё маленькие были, так слушать бегали. Пели протяжно, и красиво вилась, извивалась старинная песня, улетая под голубые небеса, чтобы там парить вечно.
Леонид Иванович Савёлов, приходился внуком, а его мать, Анастасия Ефимовна, дочерью Онисье Трофимовне. Хорошо, что записал этот бесценный клад народного творчества. Включая эти песни из книги Александра Тунгусова «Кабы, не Арза, не река», хочу, чтобы поколение 21-го века приобщилось к песенной культуре малой родине. Думается, что может вновь оживёт выйская песня, и как в старые, добрые, времена полетит с крутого угора, над рекой Выей.

А.Е. Засухин(Поздеев)




Мальчик в городе женился
Мальчик в городе женился.
Жить в деревню воротился.
Взял мещаночку замуж за себя.
Мещаночка отвечала:
Во крестьянках не живала.
Во крестьянках мало ночки спят.
Друг за дружкой торопятся.
Поскорей с поля убраться.
Чтобы тученька с громом не нашла.
Находила тучка с громом.
Разносила ветерком.
Всю во полюшке шелкову траву.


Посылала мати Ваню

Посылала мати Ваню яровое жито жати.
Не хотелось Ванюшке идти.
Пошёл-вышел на крылечко.
Положил серпок на плечко.
Сам заплакал Иванушка, пошёл.
Шёл-пошёл не той дорожкой.
Не нашёл своей полоски.
Начинает чужое жито жать.
Первый снопик нарезал, праву рученьку урезал.
Полилась у Вани ала кровь.
Недалёка мила жала.
К Иванушке прибежала.
Алым платочком руку завязала.
Недолго Ванюша жал, за межичкой пролежал.
Всё на любушку свою проглядел.


Ехал Ванька, торопился

Ехал Ванька торопился, калин мостик обвалился. На Ваню беда.
Катерина рядом жала, Ваню за руку держала.
Звала во лесок:
- Пойдём, Ванька, во лесок.На жёлтенький песок.
Сядем под кусток. Посидим, Ванька, здесь. Пока волюшка нам есть.
Ох, до того часу, до того часу.
Когда часика не будет, тёмна ноченька прибудет.
Мы пойдём домой…
Не дошли и до двора, целовала молодца:
-Прощай, милый мой, прощай, дорогой.
- Прощай, любушка милая, прощай радость дорогая.
- Эх! Не забудь меня.
- Я тогда тебя забуду, когда на свете не буду, мил-сердечный мой.


Мой соколик

Вылетает мой соколик высоко и далеко.
Сколь высоко, сколь далёко, из очей моих, из глаз.
- Поезжай, друг, парень любезный, жить во дальни города.
Жить-то во дальний город, незнакомый, славный город Петербург.
Оставляет свою любезну во селенье во своём. Да во слезах-то я его просила:
- Хоть-то немножечко поживём.
Один кругленький годок погуляем, мой соколик.
Мой хороший паренёк, погуляем красный вечерок.


Сидел Ваня на диване

Сидел Ваня на диване, стакан рому наливал.
Не наливши Ваня по стакану, сам за Катенькой Ваня посылал.:
- Уж, ты, Катенька, радость, Катюша объясняй-ко свою любовь.
Я любил-то Катерину, любил-то года два.
Да, а теперь стал молодчик волен, я поеду, поеду в Петербург…
…Петербурски девки надоели, много денег Ваня прогулял.
Прогулял мальчишка тысяч двадцать, остаётся у Вани сто рублей.
А на эти оставши деньги найму тройку лошадей, найму тройку вороных лошадок…
…Вдоль по Питеру Ванюша-то на тройке, по- за Питеру пешком.



Мальчик долго не женился, неженатым лето жил.
Осень прожил, зиму пролежал, вёсну в карты проиграл.
Поневоле жениться стал, поневоле молодец женился.
Он неровню себе взял.
Неровню жёнку, недородну: я не стану в любях жить.
Не влюбе жить стану, не в совете, в гости за реченьку стану ходить.
Трёх девушек буду любить, трёх я девок, трёх подружек.
На жену смерти молить:
- Приди, смерточка, приди престрашна, помори мою жену.
Не успел я словушка промолвить, стала жёнушка хворать.
Ударил я в спину кулаком, прикрыл тоненьким белым полотном.
Сам поехал мальчик за попом.
Скоро ехал мальчик, торопился, в хоровод к девкам зашёл.
- Веселитесь вы, мои подружки, померла моя жена.
Одна девка стала туманна, с хоровода вся пошла.
С хоровода, из зелёного садочка, видно, жёнина, родня.
Видно, двоюродна сестра


Песни от Л. И. Савёлова, записанные со слов Екатерины Дмитриевны Сосниной из д. Белоусовская:

Расставание

Свистит свисток уныло, его уж не слыхать.
И пароход далёко, его уж не видать.
Все птички канарейки, все жалобно поют.
Нам с тобою, милый, разлуку придают.
Скука и разлука, чужая сторона.
Никто нас не разлучит: ни солнце, ни луна.
Зачем нам разлучаться, зачем в разлуке жить?
Нам лучше повенчаться и друг друга любить.
Рука моя писала, не знаю для чего?
Сердечко подсказало: для друга моего.
Подруга моя, Катя, соперница моя.
Любила ли ты, как друга, люби его, как я.


Где, милая. простудилась?

Где милая, простудилась, где шлялася по ночам.
Разве ты в кого влюбилась? Я не знаю, просто срам!
Аль в парня молодого, аль в старого старика?
У старого старика много злата, серебра.
А как у парня молодого денег нету ни гроша.
Деньги – дело наживное, о них нечего тужить.
А любовь – дело другое, ею надо дорожить.
Не про нас ли люди знают, все соседи говорят?
А девчёнушке стало стыдно, стала плакать, горевать.
- А не плачь ты, моя любая, возьму замуж за себя.
У тебя тятенька богатый, а я так бедный сирота.
У тебя братцы родные стороной будут ходить.
Твои сёстры-лиходейки во глаза будут корить.
Ни на кого не погляжу, за себя замуж возьму.



Эта песня записана мной в 1989 году, со слов Анастасии Александровны Нифаниной из д.Окулова:

Летает с поволи орёл молодой.
Летает с поволи орёл молодой.
Летает с поволи орёл молодой.
Летавши с поволи добычу искал.
Нашёл он добычу-сам в клетку попал.
Сидит за решёткой орёл молодой.
Кровавую пищу клюёт пред собой.
Клюёт и бросает, сам смотрит в окно.
К нему прилетает товарищ его.
Товарищ, друг верный, давай полетим.
Лети мой товарищ, а я за тобой.
Где горы высоки, круты берега.
Там ходит гуляет казачка одна.
Не одна она ходит, с донским казаком.
Казачка не плачет, казак слёзы льёт.
Почему она не плачет? -дружка в гости ждёт.
Казачка, казачка, изменщица ты.
Мне изменила -сама померла.

Толокно.
1.Три дня хлеба не пёкла.
Печи не топила.
Мужа с раннего утра.
В город спроводила.
2.Три лукошка толокна.
Продала соседу.
Накупила я вина.
Собрала беседу.
3.Уж я пела и плясала.
Напилась-свалилась.
В эту пору,в это время.
Тихо дверь открылась.
4.Я немного поднялась.
Увидала мужа.
Дети с голоду кричат.
И дрожат от стужи.

5.Посмотрел муж на меня.
Покосился с гневом.
И давай меня стегать.
Плетью и с припевом.
6.Эй,жена моя,жена.
Разобью всю плётку.
Никогда ты не меняй.
Толокна на водку.

7.У соседа толокно.
Деточки хлебают.
Деточки хлебают.
Почему же у тебя.
Голодны замерзают.
8.Он стегал меня,стегал.
Дале стало жалко.
Он убросил в угол плеть.
Да схватил он палку.
9.Раза три перекрестил.
С горя плюнул на пол.
Три недели на печи.
Охала,стонала.
10.Уж как это толокно.
Солоно досталось.
Ой болит моя спина.
Голова кружится.
Лягу спать,а мне во сне.
Толокно вверзится.



Давно уже нет страны - Советского Союза, но песни, прославляющиеся труд,
остались.  Записаны две песни со слов Анастасии Александровны Нифаниной:

Раз полоску Маша жала
1.Раз полоску Маша жала.
Золоты снопы вязала молодая, эх молодая.
И всегда сказать не смела.
Что мол наше бабье дело доля злая,эх злая.
2.Скоро
всё переменилось.
Революция случилась в нашем крае,эх в нашем крае.
Ничего теперь не робщем.
Бабье дело стало общим,всё раскрылось;эх всё раскрылось.
3.Раньше я пою бывало,как полосоньку я жала.
И рыдаю.эх,рыдаю.
Песни старые пропеты,я сама теперь в Советы выбираю.Эх,выбираю.
4.Прежде пьяный муж напьётся,подойдёт да развернётся.
Ухо хватит.Эх,ухо хватит.
Теперь мы народ свободный.
Как подам я в суд народный,штраф заплатишь.
Эх,штраф заплатишь.
5.Улетучились напасти,нынче при Советской власти равноправье.
Эх,равноправье.
Труд и отдых делим вместе.Ну-ка братцы грянем песню.
Да за здравье,эх да за здравье.
«За рекою у колодца».
1.За рекою у колодца.
Где студёная вода.
Вслед за жнейкою вязала.
Снопы девка молода.
2.Ой,вязала девка пела.
Любо нам на свете жить.
Если честно дело делать.
Надо труд свой полюбить.
3.Кругом поля шумели,говорили.
Говорили и о том.
Что колхозное богатство.
Смело входит в каждый дом.
4.Сколь могуча наша сила.
Хороши наши поля.
Безобидная родная.
Здравствуй русская земля.

Песни собраны и записаны Сергем Евгеньевичем Засухиным (Поздеевым)

http://www.proza.ru/avtor/szasuhin