Плохие сообщества

Александр Азовский
"Худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15:33).

Слова, которые цитирует Апостол Павел, принадлежат греческому драматургу Менандру. Они актуальны и сегодня.
Попадает кто-то в воровскую шайку или в общество наркоманов и алкоголиков и становится преступником, прежде всего потому, что окружающая среда на них дурно влияет, развращает добрые нравы и коллективно формирует противозаконное мировоззрение. Под влиянием "дружков" многие люди идут на попрание закона и морали, и попадают на скамью подсудимых, недаром народная мудрость гласит: "с кем поведёшься — от того и наберёшься", "рыбак рыбака видит издалека".
Как-то в поезде я оказался в одном купе с двумя наркоманами, у которых закончился наркотик, и они от этого жутко страдали. В завязавшейся беседе они признались, что многократно пытались освободиться от пагубного порока, и это им удавалось, когда они покидали Донецк. Но возвращаясь домой, молодые люди вновь оказывались в зоне влияния таких же, как они, друзей, и все попытки перестроиться рассеивались в прах. "Общество губит нас", — такой горький вывод сделали эти ребята.

На одном индонезийском острове обитает каннибальское племя Асмат, которое свято чтит традиции своего народа и не гак давно съело двух миссионеров и молодого антрополога Майкла Рокфеллера – представителя богатой и знаменитой американской династии. Что обусловливает неукоснительное соблюдение людоедских традиций этого племени? — Негативное влияние худого сообщества. Премудрый Соломон изрек такой афоризм: "Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего" (Пр. 27:17). В одном случае взгляд изощряется на поедание человечины, в другом — на убийство ближнего, в третьем — на хищение его имущества.
Как несовместимы вода и огонь, так же антагонистичны худые сообщества и добрые нравы.
Хотя есть люди, которые тешат себя иллюзиями крепкого иммунитета, то есть, невосприимчивости к пагубному влиянию злых сообществ, псалмопевец Давид рекомендовал не быть самонадеянным в оценке собственной непоколебимости: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей" (Пс. 1:1), истина, с которой спорить трудно.
Разумеется, бывают праведные люди, которые способны "осолить" любое плохое сообщество, в какой-то мере оздоровить его, но, как правило, несколько позже начинается реакция отторжения и подобное общество порывает с таким порядочным обличителем зла или побивает этого пророка либо камнями, либо топором.

Бесспорно, что фундаментом любого сообщества является общность взглядов, вкусов и интересов. При этом происходит взаимоиндукция, обмен опытом, привычками, лексиконом. "С волками жить — по-волчьи выть". Известны случаи, когда дети, попадали в среду волков, дичали там и теряли человеческий облик. Еще Спаситель в притче предсказывал, что хорошее растение, окружённое терниями и волчцами, как мы говорим, сорняками, чахнет и теряет способность приносить добрые плоды. Эту же мысль высказывал и поэт Фирдоуси:

Кто дружбы не водил с людьми плохими —
Ни честь свою не осквернил, ни имя.
Среди людей, что поступают низко,
Всегда страшней и хуже те, что близко.

Иоанн Златоуст советовал: "Злой и коварный человек подобен углю, который если не обожжет, то замарает. Удаляйся от черного сердца, как от угля: когда он горяч, то жжёт, а если остынет — запачкает руки. Не так дым ест глаза, как общение со злыми людьми уязвляет душу. Лучше со зверями жить, чем со злыми людьми".
Верно замечено, что злые люди больше вредят душе, чем ядовитые змеи, поскольку тайно заражают ядом греха и разврата.
Поэтому больных проказой, чумой, особо опасными инфекциями и даже гриппом карантинизируют, изолируют от здоровых людей.
Так же и социально-больных людей — преступников изолируют в тюрьмах и лагерях. В церквах еретиков и беззаконников подвергают духовной изоляции, церковному наказанию — берут на замечание, отлучают, "чтобы какой горький корень, возникнув, не причинял вреда, и чтобы им не осквернились многие, чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства" (Евр. 12:15-16).

В Коринфе, где жили верующие, которым апостол Павел адресовал свое письмо, было около 400000 жителей. Там было общество высокоинтеллектуальное, но с весьма распущенными нравами. Исходной точкой их безнравственности было отрицание загробной жизни и воскресения мертвых.
И "худые сообщества" — это, прежде всего, клубы еретиков, которые готовы спорить часами и даже неделями не ради истины, а во имя защиты собственной близорукой точки зрения.
Безусловно, все мы имеем потребность в общении. Но это нисколько не должно нас лишать бдительности в оценке сообществ, в которые попадаем мы или наши дети.

Иосафат был хорошим иудейским царем до тех пор, пока не разрешил своему сыну жениться на дочери израильского царя Ахава и его супруги Иезавели. В результате такой "дружбы" Иосафат едва не лишился головы. Откроем 2-ю книгу Паралипоменон (18:1-3): "И было у Иосафата много богатства и славы; и породнился он с Ахавом... И говорил Ахав Иосафату: пойдешь ли со мной в Рамоф Галаадский? Тот сказал ему: как ты, так и я; иду с тобою на войну". Что же произошло дальше? "И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень свои царские одежды... И царь Сирийский повелел своим начальникам колесниц, бывших у него, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царём Израильским. И когда увидели Иосафата, то подумали: "Это царь Израильский", и окружили его, чтобы сразиться с ним. Но Иосафат закричал, и Господь помог ему, и отвёл их Бог от него (2 Пар. 18: 29-31). Можно прямо сказать, что Ахав "подставил" своего родственника под удар врагов.
Кстати, и сын Иосафата — Иорам вёл себя так, как и поступал дом Ахавов, потому, что дочь Ахава была женою его; и делал неугодное в очах Господних (4Цар. 8:18). Всякий неразумный выбор спутников жизни, родственников или друзей может привести к опасным, даже трагическим последствиям.
Впрочем, русский писатель Николай Лесков писал, что многие молодые люди с большей тщательностью выбирают себе сапоги на базаре, чем спутницу жизни. И она, как дочь Ахава, затем "спутывает" своего супруга в прямом смысле этого слова.

Всякое общество отличается общностью языка, вплоть до жаргонного лексикона. Один водитель такси мне рассказывал. Подходит к его автомобилю молодые люди и один из них постучал ногтем по капоту и спрашивает:
— Водила, рябуха свободна?
— Какая рябуха? — удивился шофер.
— Твоя.
— Да, свободна.
Когда они уселись на заднее сиденье, то другой – приказал:
— Так, корешок: вокруг чучела и на Черкассы.
Под "чучелом" он имел в виду памятник Шевченко. Бедный Шофёр, всю дорогу слушающий весьма специфический язык, дрожал от страха и умолял Бога сохранить ему жизнь, сожалея, что оказался в столь рискованном сообществе. К счастью, он остался цел.

Иной раз встречаешь человека, повторяющего вроде попугая заученные слова, и понимаешь, с кем он общался. Некто заметил: "Скажи мне, с кем ты дружишь, и я скажу тебе, кто ты".
Впрочем, в наши дни многие люди крепко сдружились с электронными средствами массовой информации, где на телеэкранах "герои" позволяют себе такое вольное поведение и такие непристойные слова, что от соприкосновения с ними святости никак не наберёшься.

В книге Притчей (22:24) дана рекомендация: "Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою". Человек, который подружится с психопатом, добром не кончит, и обречет себя на многие неприятности, поскольку "малая закваска квасит все тесто". Происходит взаимоиндукция. Поэтому, если кто-то, будучи вспыльчивым от природы, выберет общество спокойных и уравновешенных друзей, то он научится обуздывать свой нрав и обретёт выдержку и самообладание.

"Не обманывайтесь; худые сообщества развращают добрые нравы". Вспомним трех честолюбивых смутьянов — Корея, Дафана и Авирона. Позавидовав положению Моисея, они организовали  мятеж  против  Моисея.  Бунтовщики развратили  многих сообщников, утверждая, будто все святы, а Моисей и Аарон берут слишком много на себя и "ставят себя выше народа Господня" (Числа 16,3). Этот путч плохо кончился для Корея и его "дружков": "И разверзла земля уста свои, и поглотила их и дома их, и всех людей Кореевых и все имущество. И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю..." (Числ. 16:32-33). Этот сюжет можно прокомментировать словами из книги Притчей (26:20-21): "Где  нет  больше  дров  —  огонь  угасает; и  где   нет наушника, раздор утихает. Уголь – для жару и дрова для огня; а человек сварливый — для разжжения ссоры". И еще: "Прогони кощунника,  и удалится раздор и прекратится ссора и брань" (Пр. 22:10).
Один смутьян частенько предлагал долготерпеливому священнику в церкви: "Выбросьте меня как Иону в море, и оно утихнет". В конце концов, так и сделали: когда его желание исполнили и исключили из общины — в ней сразу появился мир.

"Худые сообщества развращают добрые нравы". Надо заметить, что жестокость, очерствение сердца нередко исходит от общения с "героями" триллеров. Представьте себе обмен впечатлениями мальчишек, только что просмотревших фильм о гангстерах: "А этот ему как даст по голову, бум!", "А тот, помнишь тресь его, и он с крыши кубарем!", "А как тот на него бочку! Круто!" Парням, очевидно, понравился боевик, они были от него в экстазе.
Неслучайно современный поэт Евгений Евтушенко предостерегает:

В телеэкран — в голубой леденец
вы не всоситесь.
Не проглядите духовный конец —
сытость.

"Худые сообщества" растлевают добрые нравы и в аспекте отношения к одежде, которая должна быть "как прилично святым" (Еф. 5:3-4) и внешнего вида, и контроля за языком и даже образом мышления.

Подобные истины слушать не хочется
тому, что считает во всем себя правым.
Но Бог говорит, что дурные сообщества
всегда разрушают все добрые нравы.

Дружить с человеком гневливым и вспыльчивым —
читаем мы в Притчах — чревато болезнью...
При памяти цепкой стал кто-то обидчивым,
а кто-то грешит — вопреки правде — лестью.

Откуда такое попрание истины?
Как можно хвалить, то, что раньше ругали?
Плохие черты друг от друга заимствуя,
ведут себя многие как попугаи.

Копируя всё – от привычек до внешности,
друзьям подражают в прическах, одежде...
Ах, если бы мы ради неба и вечности
Христу подражали в любви и надежде!

Блажен – не сидящий в безбожном собрании!
Тот муж, кто не входит в совет нечестивых,
сумеет помочь и душою израненным,
и вытащить грешника сможет из тины.

"Спаситель грядет!" — мы читаем пророчество,
вникая в последние в Библии главы.
А враг создает сатанинские общества,
которые портят хорошие нрав.

Снаружи — успех, а внутри — одиночество.
И сыплется соль вместо мази на раны.
Зачем обольщаться? Плохие сообщества
всегда разрушают все добрые нравы!

"Не знаете ли, что дружба с миром, есть вражда против Бога!" (Иак. 4:4) — пишет апостол Иаков. Дай Бог, нам осознать это!

(Из авторской книги "Пальма", 1995)