Как живешь, левша?

Анюта 7
   

                КАК   ЖИВЕШЬ,   ЛЕВША?
                (Глава 1.4 из книги  «Цветы Разума»)

             Существует ли в наше время в обществе проблема левшей? Похоже, современная медицинская наука отвечает «нет». Если замечено на каком-то году развития ребенка, что он отдает предпочтение левой руке, как ведущей, то не следует его переучивать, а надо помочь приспособиться к праворукому миру, в котором ему придется жить – вот и все. Проблем  нет. Браво, наука! И практика тоже.
             Но хорошо бы еще спросить у самих левшей, есть ли у них проблемы? Думаю, ответ будет неоднозначен. В самом деле, праворукий мир очень неудобен для левшей чисто физически, не говоря уже о моральных травмах. А в некоторых (экстремальных) ситуациях возможны и несчастные случаи, о чем есть свидетельства в научной литературе, да и в журналистике.
Наблюдения за леворукими людьми показали, что при утомлении, снижении внимания или в состоянии сильного волнения они инстинктивно начинают пользоваться левой рукой, что приводит иногда к авариям на производстве или другим тяжелым последствиям.
             Но и в обычной жизни разнорукость человечества весьма неудобна. Как установлено исследованиями, левши тяготеют к зеркальному письму, причем иногда переходят на него неосознанно. Оно для них легче и в самом акте письма, и в чтении. Постигая грамоту, некоторые дети-левши норовят писать не только левой рукой, но и зеркально. Их переучивают, а как же иначе в праворуком мире? Но и после овладения обычным письмом дети и взрослые в состоянии утомления или рассеянного внимания непроизвольно начинают писать зеркально.
             Издавна левшей пытались переучивать («для их же блага») но процесс, как правило, был мучительным, не только для обучаемых, но и для учителей. В семьях так вообще дело доходило до битья по рукам (просто варварство!) но результат почти не достигался.
             Проблему эту изучают давно и достаточно глубоко. В последние полвека наука многого добилась, углубившись в изучение мозга. Многое стало яснее. Была обнаружена функциональная асимметрия мозга, то есть несколько отличающиеся реакции правого и левого полушарий головного мозга на определенные внешние воздействия. Установлено, что чем ярче выражена функциональная асимметрия мозга, тем богаче и свободнее рассудочные способности. Поэтому был сделан вывод, что переучивание левшей,  ведущее к ослаблению специализации полушарий (то есть к  уменьшению асимметрии) отрицательно скажется на творческих способностях мозга, а стопроцентных правшей из них все равно не получится. Дальнейшие работы в этой области привели некоторых исследователей к утверждению, что леворукость заложена уже на генном уровне. Приплыли! Таким образом, левши остаются левшами, и общество должно принять их такими, какие они есть. Иными словами, если признать, что леворукость генетически предопределена (что требует бесспорных доказательств, а их пока нет), то через какое-то время окажется, что в мире увеличилось количество левшей или хотя бы амбидекстров (людей, у которых правая и левая рука равнозначны). Ведь переучивать их не рекомендовано.
             Число левшей колеблется в разных сообществах от 5 до 8%, причем в странах, где давно уже терпимо относятся к леворукости, число левшей увеличивается до 15% и имеет тенденцию к росту. Не говорит ли это скорее о генетическом равноправии право- и леворукости человека? Но рост левшей (в пределе до 50%) уже не только теоретически, но и практически заставит человечество перестраивать привычный уклад жизни: производить специальный инструмент и машины для левшей, может быть создавать какие-то рабочие места, а то и предприятия, учитывающие специфику левшей. И представьте, что в скором будущем появится узаконенное зеркальное письмо. Ведь человечество развивается именно таким образом: сначала законодательно признаются права этнических меньшинств (что справедливо), затем на сцену выходят сексуальные меньшинства и тоже требуют предоставления им определенных узаконенных прав (что в некоторых аспектах весьма спорно), но чем хуже левши? Тем более, если их в недалеком будущем окажется не 5-8%  и даже не 15% как в некоторых регионах, а приблизится к 50%?  Тогда никто не будет вправе отказать левшам в полной их бытовой и социальной реабилитации. И как многие сейчас могут читать не только на родном языке, но и на каком-либо иностранном, так же и мы будем вынуждены изучать зеркальное письмо и пользоваться им, чтобы понимать друг друга. Тогда, похоже, господствующая в медицине тенденция к невмешательству в формирование разнорукого мира наложит массу ограничений на всю нашу жизнь. Извините, но это не тот мир, который можно назвать удобным для человечества в целом.
          Прошу простить, если кому-то покажется, что противопоставление правшей и левшей  выглядит дискриминацией последних в моем изложении темы. Но может быть, кому-то поможет избежать неприятностей, связанных с леворукостью, предлагаемая ниже методика. К сожалению, не уже сформировавшимся левшам, а их детям, вообще всем детям, которые в силу нашего невнимания могут оказаться левшами.
          Данная методика предполагает, что возможно вполне безболезненное управляемое ранневозрастное развитие праворукости у ребенка.
          Проблема левшей настолько широко известна, обсуждается в таком большом количестве работ, что невозможно обозреть их все. Гипотезы, наблюдения, рассмотрение психологического и морального аспектов судеб левшей… Но что характерно – говорится о леворукости только после явного ее проявления у детей, то есть после двух-трехлетнего возраста ребенка. Заявляю – тут решительно упущено время. Интересным подтверждением этого служит опыт с зябликом.
Но прежде позвольте напомнить, что полушария головного мозга командуют органами и функциями человека и животных перекрестным образом. Это, к несчастью, иногда приходится наблюдать в жизни: если в результате инсульта у человека нарушается работа левого полушария, то затруднения возникают у правой руки, правой ноги, вообще правой половины тела. Пострадает и речь, так как центр управления речью находится у человека также в левом полушарии. И наоборот, поражение правого полушария ведет к парализации левой стороны тела.
          Так вот – об опыте с зябликом. «Основная функция пения у зяблика возложена на левый глоточный нерв, правый же контролирует лишь высокочастотные элементы звучания. Но если перерезать левый нерв до начала первого весеннего пения, правый возьмет на себя его обязанности, и вокальные способности зяблика ничуть не пострадают. Если же левый нерв перерезать после весеннего пения, голосовые данные зяблика пострадают непоправимо. Произойдет то же, что и со взрослым человеком, у которого поражено левое полушарие. Очевидно, в развитии всякой особи есть период, когда оба полушария способны взять на себя любую функцию. Но если сформировалась функция – никаких полноценных замещений быть не может. Потому что,  по-видимому, сформировалась та мозговая структура, на которую данная функция опирается». /В.Мосидзе. Ж-л «Наука и религия» №9, 1983г./  Все!!! Назад хода нет.
          Но вернемся к детям. В самом раннем периоде, когда у ребенка начинают формироваться произвольные движения руками, идет интенсивное образование сложных рефлексов. В полушариях мозга возникают определенные связи, так называемые рефлекторные дуги. И, заметьте, одни и те же функции могут быть представлены у одних индивидуумов в левом полушарии, а у других – в правом. Однако случаи повреждения одного из полушарий показали, что возможен перенос функции с одной стороны тела на другую. Правда, не всякой функции и не при любом типе поражения. «Как бы там ни было, человек рождается  не с асимметрией полушарий, а только с предрасположенностью к ней. И человек, и всякое животное. Мозг животных так же функционально асимметричен, как и мозг человека, и его полушария, как и у человека, таят в себе равные возможности» /там же/.
          Известно, что последовательность развития сенсорных (ощущающих) и моторных (двигательных) функций организма влечет за собой определенную последовательность формирования рефлекторных дуг. Это значит, что осуществляется оккупация полушарий головного мозга различными функциями путем образования в нем нейронных цепей и нейронных ансамблей, то есть более или менее сложных связей между нервными клетками. Одновременно происходит образование миелиновых оболочек, которые одевают нервные волокна, изолируют их друг от друга, предотвращая рассеивание нервных импульсов и переход их на другие волокна.
          Ах, как интересно заглянуть в эту «святая святых», в эту лабораторию развивающегося мозга, где дендриты и аксоны тянутся друг к другу, плетут свои сети, создавая афферентные (к центру) и эфферентные (от центра) пути прохождения импульсов… Но не будем о сложном. Мозг это целый мир. Космос. Очень сложный, но интересный мир. Он содержит порядка четырех миллиардов нейронов. Как вы думаете, каким количеством связей можно соединить между собою это скопище нервных клеток? Вы только представьте себе: озера и реки, протоки и каналы, вновь пробивающиеся ручейки между ними и засыхающие мелкие канавки – вот простор для путешествий! И по этой водной паутине снуют скутера, оставляя на берегах пенный след. И по этому следу бегут новые скутера, либо ищут другие, более удобные тропы. А миелиновые оболочки одевают образовавшиеся пути как гранитом, чтобы закрепить проторенные маршруты и пользоваться ими потом всю долгую жизнь. Сколько возможностей, сколько путей, чтобы из точки А достигнуть точки В, из точки В попасть в точку С или D, либо из точки N пройти в точку М (или наоборот). И у каждого человека в этом лабиринте выстраиваются свои тропы. Это все очень индивидуально. И от этих связей зависит наша неповторимая походка, характерные жесты и мимика.
           А ребенок продолжает развиваться; создаются новые связи; миелиновые оболочки изолируют образующиеся рефлекторные дуги, необходимость которых подтверждена многократным опытом. Так скутера ежедневно гоняют за хлебом и молоком кратчайшим путем, раз в неделю добираются до аптеки тоже знакомой дорогой, а раз или два в месяц заглядывают в керосиновую лавку (там мыло подешевле) – когда по большаку, а когда и заросшей тропочкой.
           Так и ребенок, осваивая новые функции, начинает держать головку; так задается определенный тонус мышцам спины и другим скелетным мышцам; так формируются связи, обеспечивающие произвольные движения рук, пальцев и т.п. Дальнейшее освоение необходимых навыков также идет путем проторения новых связей, рефлекторных дуг, которые фиксируются миелиновыми изоляторами. Так записываются алгоритмы различных видов локомоций (движений). Если во время формирования рефлекторных дуг и миелиновых оболочек на нервных волокнах было предоставлено предпочтение одной из рук (то есть стимулировалась ее активность), то ее ведущее положение будет закреплено по определенному алгоритму, «зашито», как сказал бы программист, и дальнейшее переучивание окажется затруднительным и болезненным. Поэтому в возрасте после двух лет мы получаем вполне определившегося правшу или левшу, которого современная медицина не рекомендует переучивать, чтобы не травмировать ребенка. Какие травмы ждут его в дальнейшем, покажет жизнь.
          Хотя переучивание, в принципе, возможно.  Напомним, что обучение ребенка игре на фортепьяно (для примера) происходит значительно позже двух лет. Конечно, для детей это процесс не из приятных, но терпение и труд дают свой результат. Причем особенно важен труд и терпение педагога. Так что переучивание левшей тоже возможно, но по особой методике, терпеливое и длительное. Самодеятельность учителя здесь не приветствуется. Но это, скажу я вам, все же не лучший выбор. Как говорил известный классик, «мы пойдем другим путем».
          Избежать всех неприятностей переучивания можно достаточно просто, если быть внимательным к ребенку с самого раннего возраста, с одного-двух месяцев, когда он еще лежит в колыбельке. Надо просто целенаправленно развивать именно правую руку, уделяя ей чуть больше внимания, чем левой. Когда у ребенка начинают формироваться произвольные движения (после второго месяца) стоит придерживаться следующих несложных правил:
1. Над колыбелькой надо подвешивать различные цветные игрушки-погремушки, как это и делается обычно, но наиболее яркие и заметные – над правой рукой.
2. Игрушки подвешиваются так, чтобы легче дотягиваться до них правой рукой, для чего сдвинуть чуть больше вправо или подвесить чуть ниже, чем слева.
3. Когда ребенок пробует удерживать игрушки в руках (в четыре-шесть месяцев) следует давать их ему сначала в правую руку, одновременно произнося ласковые слова, даже длинные фразы, как обычно говорят с детьми: «Возьми, моя лапонька, держи хорошо, крепче держи. Вот умничек, так-так, хорошо» и т.п.
4. В левую руку следует давать игрушки чуть реже, сопровождая действия  более короткими фразами, хотя тоже ласковыми: «Возьми в ручку, миленький. Держи. На, лапонька, не роняй».
Постарайтесь соблюдать эту разницу, но не переборщите с ограничениями. Левая рука тоже должна развиваться. Как видите, это даже не упражнения, а обычное общение с ребенком, но при наличии особого внимания. С семи-девяти месяцев уже можно наблюдать, не проявилось ли предпочтение одной из рук. В этом возрасте можно усилить словесную поддержку и занимательность игрушек. После бросания ребенком предмета на пол чаще подавайте его в правую руку, сопровождая какими-то фразами, можно строгими (интонационное разнообразие). Обычно к полутора годам уже достаточно очевидным становится, что ребенок – правша.
Значит, при целенаправленном развитии двигательной активности, подкрепленной речевым сопровождением, правая рука ребенка формируется в качестве ведущей.
Вывод: если во время формирования рефлекторных дуг и образования миелиновых оболочек на нервных волокнах было предоставлено предпочтение одной из рук (то есть стимулировалась ее активность), то ее ведущее положение будет закреплено. Дальнейшее переучивание окажется затруднительным и болезненным. Все!!! Первая песня зяблика уже спета, и в возрасте после двух лет мы получаем вполне определившегося правшу или левшу. Не упускайте время, оно необратимо. Предложенная методика совсем не сложная, она даже не требует скрупулезного исполнения по всем пунктам, но все же в какой-то мере следуя ей можно из ста новорожденных воспитать сто правшей.

Потеряем ли мы что-то при этом или приобретем? Ответить с ходу затруднительно. Это задачка не только для медиков, но,  пожалуй,  и для философов.

Предположим, что, начиная с какого-то поколения, все делается вовремя, дети нормально обучаются праворукости,  и вот получается такая картина: все мы хорошо понимаем друг друга, без всякого зеркального письма, и все мы счастливы. Но в философском аспекте вопрос не так прост. В самом деле, кто-нибудь может объяснить, во-первых, случайно или закономерно человечество стало праворуким? Ведь если генетически любое из полушарий могло взять на себя любые функции, то мы с равным успехом могли бы быть левшами? Но предпочтение правой руки наблюдается и на разных континентах, и в разных цивилизациях, и в разные исторические времена. Чем это обусловлено?
На первостепенное значение правизны и левизны  для живого вещества в жизни организма  впервые указал Л.Пастер. В результате своих опытов он обнаружил, что правые и левые формы в живом веществе оказываются телами резко различной устойчивости, телами химически явно не тождественными, в то время как в косных естественных телах и в природных явлениях нет различия в химических проявлениях правизны и левизны.
Пастер назвал открытое им явление диссимметрией, поскольку законы симметрии, обязательные для косных кристаллических тел, в живом веществе оказываются нарушенными. В твердых и жидких продуктах, образуемых биохимическими процессами, химическое неравенство правых и левых форм проявляется очень резко. Оно проявляется и в свойствах живого вещества биосферы.
В одной из своих лекций В.И.Вернадский, отметив явления правизны и левизны, наблюдаемых в обычной жизни (правые и левые изомеры, правые и левые формы раковин, правши и левши, наконец), дал обзор некоторых теорий происхождения и существования правых и левых форм, и указал на связь этих явлений с геометрическими формами пространства, с правым и левым космическим пространством /Л. Гумилевский. «Вернадский В.И» .  Серия ЖЗЛ. Изд. «Молодая Гвардия» 1988г. Стр.197/.
 Можно напомнить о правых и левых спиралях Галактик, о рождении правых и левых торсионных полей и их влиянии на живое вещество. Возможно и у древнейших наших предков, (да будь они даже атлантами!) преобладало предпочтение правизны. Это осталось во многих языках, где правое соответствует правильному, правде, праву. Так же как, например, в английском – right – и правая сторона, правая рука, и справедливость, порядок.
Поэтому закономерен вопрос: что более способствовало бы гармоничному развитию человечества в целом – праворукость или леворукость? Почему может возникать этот вопрос? Наукой сейчас установлена функциональная асимметрия мозга, но что касается структурной (или морфологической) асимметрии, то на уровне коры она как будто бы не обнаруживается. А что известно о подкорке? Точно ли симметрична связь коры больших полушарий с подкоркой? И симметрична ли сама подкорка? По некоторым данным наше правостороннее подсознание не совсем идентично левостороннему. Эмоционально они противостоят друг другу как пессимист и оптимист, а в пространственно-временном отношении как Янус, обращенный одним ликом в прошлое, другим – в будущее. Если это действительно так, то может быть совсем не безразлично, какое полушарие должно быть ведущим, и к чему это приводит (простите за каламбур). Не связано ли предпочтение той или иной руки с агрессивностью характера (за счет активации подсознания), что было когда-то необходимо человеку в борьбе с противостоящим ему враждебным миром, но теперь может обернуться бедой для человечества в целом? Это уже похоже на фантазему, но если наука установит такую связь между ведущей правой рукой и агрессивностью, то возможно, человечество когда-нибудь сообща решит стать терпимым, общительным, доброжелательным – и всего-то за счет правильного выбора ведущей руки!
Вот такой заключительный аккорд одной левой. 
Почему-то приходят на память слова Л.Треера: «Чем меньше мы знаем, тем ярче рассуждаем. Дилетант уверенно спорит со специалистом и ставит его в тупик широтой эрудиции и глубиной невежества».
Можно ответить: «Да.  Но это естественно».
Дилетант правильно оценивает широту собственной эрудиции, и это придает ему уверенность и мужество. Но оценить глубину невежества можно только с высоты знания, а этого-то дилетанту не дано. Нельзя его винить за то, что у него нет достаточно глубокого знания в какой-то области, но у него должно быть осознание, что он не имеет этой глубины.
Поэтому, кто знает больше меня, пусть скажет лучше меня. И тогда, возможно, дилетант найдет правильную линию поведения не только в споре со специалистом, но и в совместном заинтересованном поиске решения проблем.
А все же замечание Л.Треера очень остроумно.

   

                КАК   ЖИВЕШЬ,   ЛЕВША?
                (Глава 1.4 из книги  «Цветы Разума»)

             Существует ли в наше время в обществе проблема левшей? Похоже, современная медицинская наука отвечает «нет». Если замечено на каком-то году развития ребенка, что он отдает предпочтение левой руке, как ведущей, то не следует его переучивать, а надо помочь приспособиться к праворукому миру, в котором ему придется жить – вот и все. Проблем  нет. Браво, наука! И практика тоже.
             Но хорошо бы еще спросить у самих левшей, есть ли у них проблемы? Думаю, ответ будет неоднозначен. В самом деле, праворукий мир очень неудобен для левшей чисто физически, не говоря уже о моральных травмах. А в некоторых (экстремальных) ситуациях возможны и несчастные случаи, о чем есть свидетельства в научной литературе, да и в журналистике.
Наблюдения за леворукими людьми показали, что при утомлении, снижении внимания или в состоянии сильного волнения они инстинктивно начинают пользоваться левой рукой, что приводит иногда к авариям на производстве или другим тяжелым последствиям.
             Но и в обычной жизни разнорукость человечества весьма неудобна. Как установлено исследованиями, левши тяготеют к зеркальному письму, причем иногда переходят на него неосознанно. Оно для них легче и в самом акте письма, и в чтении. Постигая грамоту, некоторые дети-левши норовят писать не только левой рукой, но и зеркально. Их переучивают, а как же иначе в праворуком мире? Но и после овладения обычным письмом дети и взрослые в состоянии утомления или рассеянного внимания непроизвольно начинают писать зеркально.
             Издавна левшей пытались переучивать («для их же блага») но процесс, как правило, был мучительным, не только для обучаемых, но и для учителей. В семьях так вообще дело доходило до битья по рукам (просто варварство!) но результат почти не достигался.
             Проблему эту изучают давно и достаточно глубоко. В последние полвека наука многого добилась, углубившись в изучение мозга. Многое стало яснее. Была обнаружена функциональная асимметрия мозга, то есть несколько отличающиеся реакции правого и левого полушарий головного мозга на определенные внешние воздействия. Установлено, что чем ярче выражена функциональная асимметрия мозга, тем богаче и свободнее рассудочные способности. Поэтому был сделан вывод, что переучивание левшей,  ведущее к ослаблению специализации полушарий (то есть к  уменьшению асимметрии) отрицательно скажется на творческих способностях мозга, а стопроцентных правшей из них все равно не получится. Дальнейшие работы в этой области привели некоторых исследователей к утверждению, что леворукость заложена уже на генном уровне. Приплыли! Таким образом, левши остаются левшами, и общество должно принять их такими, какие они есть. Иными словами, если признать, что леворукость генетически предопределена (что требует бесспорных доказательств, а их пока нет), то через какое-то время окажется, что в мире увеличилось количество левшей или хотя бы амбидекстров (людей, у которых правая и левая рука равнозначны). Ведь переучивать их не рекомендовано.
             Число левшей колеблется в разных сообществах от 5 до 8%, причем в странах, где давно уже терпимо относятся к леворукости, число левшей увеличивается до 15% и имеет тенденцию к росту. Не говорит ли это скорее о генетическом равноправии право- и леворукости человека? Но рост левшей (в пределе до 50%) уже не только теоретически, но и практически заставит человечество перестраивать привычный уклад жизни: производить специальный инструмент и машины для левшей, может быть создавать какие-то рабочие места, а то и предприятия, учитывающие специфику левшей. И представьте, что в скором будущем появится узаконенное зеркальное письмо. Ведь человечество развивается именно таким образом: сначала законодательно признаются права этнических меньшинств (что справедливо), затем на сцену выходят сексуальные меньшинства и тоже требуют предоставления им определенных узаконенных прав (что в некоторых аспектах весьма спорно), но чем хуже левши? Тем более, если их в недалеком будущем окажется не 5-8%  и даже не 15% как в некоторых регионах, а приблизится к 50%?  Тогда никто не будет вправе отказать левшам в полной их бытовой и социальной реабилитации. И как многие сейчас могут читать не только на родном языке, но и на каком-либо иностранном, так же и мы будем вынуждены изучать зеркальное письмо и пользоваться им, чтобы понимать друг друга. Тогда, похоже, господствующая в медицине тенденция к невмешательству в формирование разнорукого мира наложит массу ограничений на всю нашу жизнь. Извините, но это не тот мир, который можно назвать удобным для человечества в целом.
          Прошу простить, если кому-то покажется, что противопоставление правшей и левшей  выглядит дискриминацией последних в моем изложении темы. Но может быть, кому-то поможет избежать неприятностей, связанных с леворукостью, предлагаемая ниже методика. К сожалению, не уже сформировавшимся левшам, а их детям, вообще всем детям, которые в силу нашего невнимания могут оказаться левшами.
          Данная методика предполагает, что возможно вполне безболезненное управляемое ранневозрастное развитие праворукости у ребенка.
          Проблема левшей настолько широко известна, обсуждается в таком большом количестве работ, что невозможно обозреть их все. Гипотезы, наблюдения, рассмотрение психологического и морального аспектов судеб левшей… Но что характерно – говорится о леворукости только после явного ее проявления у детей, то есть после двух-трехлетнего возраста ребенка. Заявляю – тут решительно упущено время. Интересным подтверждением этого служит опыт с зябликом.
Но прежде позвольте напомнить, что полушария головного мозга командуют органами и функциями человека и животных перекрестным образом. Это, к несчастью, иногда приходится наблюдать в жизни: если в результате инсульта у человека нарушается работа левого полушария, то затруднения возникают у правой руки, правой ноги, вообще правой половины тела. Пострадает и речь, так как центр управления речью находится у человека также в левом полушарии. И наоборот, поражение правого полушария ведет к парализации левой стороны тела.
          Так вот – об опыте с зябликом. «Основная функция пения у зяблика возложена на левый глоточный нерв, правый же контролирует лишь высокочастотные элементы звучания. Но если перерезать левый нерв до начала первого весеннего пения, правый возьмет на себя его обязанности, и вокальные способности зяблика ничуть не пострадают. Если же левый нерв перерезать после весеннего пения, голосовые данные зяблика пострадают непоправимо. Произойдет то же, что и со взрослым человеком, у которого поражено левое полушарие. Очевидно, в развитии всякой особи есть период, когда оба полушария способны взять на себя любую функцию. Но если сформировалась функция – никаких полноценных замещений быть не может. Потому что,  по-видимому, сформировалась та мозговая структура, на которую данная функция опирается». /В.Мосидзе. Ж-л «Наука и религия» №9, 1983г./  Все!!! Назад хода нет.
          Но вернемся к детям. В самом раннем периоде, когда у ребенка начинают формироваться произвольные движения руками, идет интенсивное образование сложных рефлексов. В полушариях мозга возникают определенные связи, так называемые рефлекторные дуги. И, заметьте, одни и те же функции могут быть представлены у одних индивидуумов в левом полушарии, а у других – в правом. Однако случаи повреждения одного из полушарий показали, что возможен перенос функции с одной стороны тела на другую. Правда, не всякой функции и не при любом типе поражения. «Как бы там ни было, человек рождается  не с асимметрией полушарий, а только с предрасположенностью к ней. И человек, и всякое животное. Мозг животных так же функционально асимметричен, как и мозг человека, и его полушария, как и у человека, таят в себе равные возможности» /там же/.
          Известно, что последовательность развития сенсорных (ощущающих) и моторных (двигательных) функций организма влечет за собой определенную последовательность формирования рефлекторных дуг. Это значит, что осуществляется оккупация полушарий головного мозга различными функциями путем образования в нем нейронных цепей и нейронных ансамблей, то есть более или менее сложных связей между нервными клетками. Одновременно происходит образование миелиновых оболочек, которые одевают нервные волокна, изолируют их друг от друга, предотвращая рассеивание нервных импульсов и переход их на другие волокна.
          Ах, как интересно заглянуть в эту «святая святых», в эту лабораторию развивающегося мозга, где дендриты и аксоны тянутся друг к другу, плетут свои сети, создавая афферентные (к центру) и эфферентные (от центра) пути прохождения импульсов… Но не будем о сложном. Мозг это целый мир. Космос. Очень сложный, но интересный мир. Он содержит порядка четырех миллиардов нейронов. Как вы думаете, каким количеством связей можно соединить между собою это скопище нервных клеток? Вы только представьте себе: озера и реки, протоки и каналы, вновь пробивающиеся ручейки между ними и засыхающие мелкие канавки – вот простор для путешествий! И по этой водной паутине снуют скутера, оставляя на берегах пенный след. И по этому следу бегут новые скутера, либо ищут другие, более удобные тропы. А миелиновые оболочки одевают образовавшиеся пути как гранитом, чтобы закрепить проторенные маршруты и пользоваться ими потом всю долгую жизнь. Сколько возможностей, сколько путей, чтобы из точки А достигнуть точки В, из точки В попасть в точку С или D, либо из точки N пройти в точку М (или наоборот). И у каждого человека в этом лабиринте выстраиваются свои тропы. Это все очень индивидуально. И от этих связей зависит наша неповторимая походка, характерные жесты и мимика.
           А ребенок продолжает развиваться; создаются новые связи; миелиновые оболочки изолируют образующиеся рефлекторные дуги, необходимость которых подтверждена многократным опытом. Так скутера ежедневно гоняют за хлебом и молоком кратчайшим путем, раз в неделю добираются до аптеки тоже знакомой дорогой, а раз или два в месяц заглядывают в керосиновую лавку (там мыло подешевле) – когда по большаку, а когда и заросшей тропочкой.
           Так и ребенок, осваивая новые функции, начинает держать головку; так задается определенный тонус мышцам спины и другим скелетным мышцам; так формируются связи, обеспечивающие произвольные движения рук, пальцев и т.п. Дальнейшее освоение необходимых навыков также идет путем проторения новых связей, рефлекторных дуг, которые фиксируются миелиновыми изоляторами. Так записываются алгоритмы различных видов локомоций (движений). Если во время формирования рефлекторных дуг и миелиновых оболочек на нервных волокнах было предоставлено предпочтение одной из рук (то есть стимулировалась ее активность), то ее ведущее положение будет закреплено по определенному алгоритму, «зашито», как сказал бы программист, и дальнейшее переучивание окажется затруднительным и болезненным. Поэтому в возрасте после двух лет мы получаем вполне определившегося правшу или левшу, которого современная медицина не рекомендует переучивать, чтобы не травмировать ребенка. Какие травмы ждут его в дальнейшем, покажет жизнь.
          Хотя переучивание, в принципе, возможно.  Напомним, что обучение ребенка игре на фортепьяно (для примера) происходит значительно позже двух лет. Конечно, для детей это процесс не из приятных, но терпение и труд дают свой результат. Причем особенно важен труд и терпение педагога. Так что переучивание левшей тоже возможно, но по особой методике, терпеливое и длительное. Самодеятельность учителя здесь не приветствуется. Но это, скажу я вам, все же не лучший выбор. Как говорил известный классик, «мы пойдем другим путем».
          Избежать всех неприятностей переучивания можно достаточно просто, если быть внимательным к ребенку с самого раннего возраста, с одного-двух месяцев, когда он еще лежит в колыбельке. Надо просто целенаправленно развивать именно правую руку, уделяя ей чуть больше внимания, чем левой. Когда у ребенка начинают формироваться произвольные движения (после второго месяца) стоит придерживаться следующих несложных правил:
1. Над колыбелькой надо подвешивать различные цветные игрушки-погремушки, как это и делается обычно, но наиболее яркие и заметные – над правой рукой.
2. Игрушки подвешиваются так, чтобы легче дотягиваться до них правой рукой, для чего сдвинуть чуть больше вправо или подвесить чуть ниже, чем слева.
3. Когда ребенок пробует удерживать игрушки в руках (в четыре-шесть месяцев) следует давать их ему сначала в правую руку, одновременно произнося ласковые слова, даже длинные фразы, как обычно говорят с детьми: «Возьми, моя лапонька, держи хорошо, крепче держи. Вот умничек, так-так, хорошо» и т.п.
4. В левую руку следует давать игрушки чуть реже, сопровождая действия  более короткими фразами, хотя тоже ласковыми: «Возьми в ручку, миленький. Держи. На, лапонька, не роняй».
Постарайтесь соблюдать эту разницу, но не переборщите с ограничениями. Левая рука тоже должна развиваться. Как видите, это даже не упражнения, а обычное общение с ребенком, но при наличии особого внимания. С семи-девяти месяцев уже можно наблюдать, не проявилось ли предпочтение одной из рук. В этом возрасте можно усилить словесную поддержку и занимательность игрушек. После бросания ребенком предмета на пол чаще подавайте его в правую руку, сопровождая какими-то фразами, можно строгими (интонационное разнообразие). Обычно к полутора годам уже достаточно очевидным становится, что ребенок – правша.
Значит, при целенаправленном развитии двигательной активности, подкрепленной речевым сопровождением, правая рука ребенка формируется в качестве ведущей.
Вывод: если во время формирования рефлекторных дуг и образования миелиновых оболочек на нервных волокнах было предоставлено предпочтение одной из рук (то есть стимулировалась ее активность), то ее ведущее положение будет закреплено. Дальнейшее переучивание окажется затруднительным и болезненным. Все!!! Первая песня зяблика уже спета, и в возрасте после двух лет мы получаем вполне определившегося правшу или левшу. Не упускайте время, оно необратимо. Предложенная методика совсем не сложная, она даже не требует скрупулезного исполнения по всем пунктам, но все же в какой-то мере следуя ей можно из ста новорожденных воспитать сто правшей.

Потеряем ли мы что-то при этом или приобретем? Ответить с ходу затруднительно. Это задачка не только для медиков, но,  пожалуй,  и для философов.

Предположим, что, начиная с какого-то поколения, все делается вовремя, дети нормально обучаются праворукости,  и вот получается такая картина: все мы хорошо понимаем друг друга, без всякого зеркального письма, и все мы счастливы. Но в философском аспекте вопрос не так прост. В самом деле, кто-нибудь может объяснить, во-первых, случайно или закономерно человечество стало праворуким? Ведь если генетически любое из полушарий могло взять на себя любые функции, то мы с равным успехом могли бы быть левшами? Но предпочтение правой руки наблюдается и на разных континентах, и в разных цивилизациях, и в разные исторические времена. Чем это обусловлено?
На первостепенное значение правизны и левизны  для живого вещества в жизни организма  впервые указал Л.Пастер. В результате своих опытов он обнаружил, что правые и левые формы в живом веществе оказываются телами резко различной устойчивости, телами химически явно не тождественными, в то время как в косных естественных телах и в природных явлениях нет различия в химических проявлениях правизны и левизны.
Пастер назвал открытое им явление диссимметрией, поскольку законы симметрии, обязательные для косных кристаллических тел, в живом веществе оказываются нарушенными. В твердых и жидких продуктах, образуемых биохимическими процессами, химическое неравенство правых и левых форм проявляется очень резко. Оно проявляется и в свойствах живого вещества биосферы.
В одной из своих лекций В.И.Вернадский, отметив явления правизны и левизны, наблюдаемых в обычной жизни (правые и левые изомеры, правые и левые формы раковин, правши и левши, наконец), дал обзор некоторых теорий происхождения и существования правых и левых форм, и указал на связь этих явлений с геометрическими формами пространства, с правым и левым космическим пространством /Л. Гумилевский. «Вернадский В.И» .  Серия ЖЗЛ. Изд. «Молодая Гвардия» 1988г. Стр.197/.
 Можно напомнить о правых и левых спиралях Галактик, о рождении правых и левых торсионных полей и их влиянии на живое вещество. Возможно и у древнейших наших предков, (да будь они даже атлантами!) преобладало предпочтение правизны. Это осталось во многих языках, где правое соответствует правильному, правде, праву. Так же как, например, в английском – right – и правая сторона, правая рука, и справедливость, порядок.
Поэтому закономерен вопрос: что более способствовало бы гармоничному развитию человечества в целом – праворукость или леворукость? Почему может возникать этот вопрос? Наукой сейчас установлена функциональная асимметрия мозга, но что касается структурной (или морфологической) асимметрии, то на уровне коры она как будто бы не обнаруживается. А что известно о подкорке? Точно ли симметрична связь коры больших полушарий с подкоркой? И симметрична ли сама подкорка? По некоторым данным наше правостороннее подсознание не совсем идентично левостороннему. Эмоционально они противостоят друг другу как пессимист и оптимист, а в пространственно-временном отношении как Янус, обращенный одним ликом в прошлое, другим – в будущее. Если это действительно так, то может быть совсем не безразлично, какое полушарие должно быть ведущим, и к чему это приводит (простите за каламбур). Не связано ли предпочтение той или иной руки с агрессивностью характера (за счет активации подсознания), что было когда-то необходимо человеку в борьбе с противостоящим ему враждебным миром, но теперь может обернуться бедой для человечества в целом? Это уже похоже на фантазему, но если наука установит такую связь между ведущей правой рукой и агрессивностью, то возможно, человечество когда-нибудь сообща решит стать терпимым, общительным, доброжелательным – и всего-то за счет правильного выбора ведущей руки!
Вот такой заключительный аккорд одной левой. 
Почему-то приходят на память слова Л.Треера: «Чем меньше мы знаем, тем ярче рассуждаем. Дилетант уверенно спорит со специалистом и ставит его в тупик широтой эрудиции и глубиной невежества».
Можно ответить: «Да.  Но это естественно».
Дилетант правильно оценивает широту собственной эрудиции, и это придает ему уверенность и мужество. Но оценить глубину невежества можно только с высоты знания, а этого-то дилетанту не дано. Нельзя его винить за то, что у него нет достаточно глубокого знания в какой-то области, но у него должно быть осознание, что он не имеет этой глубины.
Поэтому, кто знает больше меня, пусть скажет лучше меня. И тогда, возможно, дилетант найдет правильную линию поведения не только в споре со специалистом, но и в совместном заинтересованном поиске решения проблем.
А все же замечание Л.Треера очень остроумно.

   

                КАК   ЖИВЕШЬ,   ЛЕВША?
                (Глава 1.4 из книги  «Цветы Разума»)

             Существует ли в наше время в обществе проблема левшей? Похоже, современная медицинская наука отвечает «нет». Если замечено на каком-то году развития ребенка, что он отдает предпочтение левой руке, как ведущей, то не следует его переучивать, а надо помочь приспособиться к праворукому миру, в котором ему придется жить – вот и все. Проблем  нет. Браво, наука! И практика тоже.
             Но хорошо бы еще спросить у самих левшей, есть ли у них проблемы? Думаю, ответ будет неоднозначен. В самом деле, праворукий мир очень неудобен для левшей чисто физически, не говоря уже о моральных травмах. А в некоторых (экстремальных) ситуациях возможны и несчастные случаи, о чем есть свидетельства в научной литературе, да и в журналистике.
Наблюдения за леворукими людьми показали, что при утомлении, снижении внимания или в состоянии сильного волнения они инстинктивно начинают пользоваться левой рукой, что приводит иногда к авариям на производстве или другим тяжелым последствиям.
             Но и в обычной жизни разнорукость человечества весьма неудобна. Как установлено исследованиями, левши тяготеют к зеркальному письму, причем иногда переходят на него неосознанно. Оно для них легче и в самом акте письма, и в чтении. Постигая грамоту, некоторые дети-левши норовят писать не только левой рукой, но и зеркально. Их переучивают, а как же иначе в праворуком мире? Но и после овладения обычным письмом дети и взрослые в состоянии утомления или рассеянного внимания непроизвольно начинают писать зеркально.
             Издавна левшей пытались переучивать («для их же блага») но процесс, как правило, был мучительным, не только для обучаемых, но и для учителей. В семьях так вообще дело доходило до битья по рукам (просто варварство!) но результат почти не достигался.
             Проблему эту изучают давно и достаточно глубоко. В последние полвека наука многого добилась, углубившись в изучение мозга. Многое стало яснее. Была обнаружена функциональная асимметрия мозга, то есть несколько отличающиеся реакции правого и левого полушарий головного мозга на определенные внешние воздействия. Установлено, что чем ярче выражена функциональная асимметрия мозга, тем богаче и свободнее рассудочные способности. Поэтому был сделан вывод, что переучивание левшей,  ведущее к ослаблению специализации полушарий (то есть к  уменьшению асимметрии) отрицательно скажется на творческих способностях мозга, а стопроцентных правшей из них все равно не получится. Дальнейшие работы в этой области привели некоторых исследователей к утверждению, что леворукость заложена уже на генном уровне. Приплыли! Таким образом, левши остаются левшами, и общество должно принять их такими, какие они есть. Иными словами, если признать, что леворукость генетически предопределена (что требует бесспорных доказательств, а их пока нет), то через какое-то время окажется, что в мире увеличилось количество левшей или хотя бы амбидекстров (людей, у которых правая и левая рука равнозначны). Ведь переучивать их не рекомендовано.
             Число левшей колеблется в разных сообществах от 5 до 8%, причем в странах, где давно уже терпимо относятся к леворукости, число левшей увеличивается до 15% и имеет тенденцию к росту. Не говорит ли это скорее о генетическом равноправии право- и леворукости человека? Но рост левшей (в пределе до 50%) уже не только теоретически, но и практически заставит человечество перестраивать привычный уклад жизни: производить специальный инструмент и машины для левшей, может быть создавать какие-то рабочие места, а то и предприятия, учитывающие специфику левшей. И представьте, что в скором будущем появится узаконенное зеркальное письмо. Ведь человечество развивается именно таким образом: сначала законодательно признаются права этнических меньшинств (что справедливо), затем на сцену выходят сексуальные меньшинства и тоже требуют предоставления им определенных узаконенных прав (что в некоторых аспектах весьма спорно), но чем хуже левши? Тем более, если их в недалеком будущем окажется не 5-8%  и даже не 15% как в некоторых регионах, а приблизится к 50%?  Тогда никто не будет вправе отказать левшам в полной их бытовой и социальной реабилитации. И как многие сейчас могут читать не только на родном языке, но и на каком-либо иностранном, так же и мы будем вынуждены изучать зеркальное письмо и пользоваться им, чтобы понимать друг друга. Тогда, похоже, господствующая в медицине тенденция к невмешательству в формирование разнорукого мира наложит массу ограничений на всю нашу жизнь. Извините, но это не тот мир, который можно назвать удобным для человечества в целом.
          Прошу простить, если кому-то покажется, что противопоставление правшей и левшей  выглядит дискриминацией последних в моем изложении темы. Но может быть, кому-то поможет избежать неприятностей, связанных с леворукостью, предлагаемая ниже методика. К сожалению, не уже сформировавшимся левшам, а их детям, вообще всем детям, которые в силу нашего невнимания могут оказаться левшами.
          Данная методика предполагает, что возможно вполне безболезненное управляемое ранневозрастное развитие праворукости у ребенка.
          Проблема левшей настолько широко известна, обсуждается в таком большом количестве работ, что невозможно обозреть их все. Гипотезы, наблюдения, рассмотрение психологического и морального аспектов судеб левшей… Но что характерно – говорится о леворукости только после явного ее проявления у детей, то есть после двух-трехлетнего возраста ребенка. Заявляю – тут решительно упущено время. Интересным подтверждением этого служит опыт с зябликом.
Но прежде позвольте напомнить, что полушария головного мозга командуют органами и функциями человека и животных перекрестным образом. Это, к несчастью, иногда приходится наблюдать в жизни: если в результате инсульта у человека нарушается работа левого полушария, то затруднения возникают у правой руки, правой ноги, вообще правой половины тела. Пострадает и речь, так как центр управления речью находится у человека также в левом полушарии. И наоборот, поражение правого полушария ведет к парализации левой стороны тела.
          Так вот – об опыте с зябликом. «Основная функция пения у зяблика возложена на левый глоточный нерв, правый же контролирует лишь высокочастотные элементы звучания. Но если перерезать левый нерв до начала первого весеннего пения, правый возьмет на себя его обязанности, и вокальные способности зяблика ничуть не пострадают. Если же левый нерв перерезать после весеннего пения, голосовые данные зяблика пострадают непоправимо. Произойдет то же, что и со взрослым человеком, у которого поражено левое полушарие. Очевидно, в развитии всякой особи есть период, когда оба полушария способны взять на себя любую функцию. Но если сформировалась функция – никаких полноценных замещений быть не может. Потому что,  по-видимому, сформировалась та мозговая структура, на которую данная функция опирается». /В.Мосидзе. Ж-л «Наука и религия» №9, 1983г./  Все!!! Назад хода нет.
          Но вернемся к детям. В самом раннем периоде, когда у ребенка начинают формироваться произвольные движения руками, идет интенсивное образование сложных рефлексов. В полушариях мозга возникают определенные связи, так называемые рефлекторные дуги. И, заметьте, одни и те же функции могут быть представлены у одних индивидуумов в левом полушарии, а у других – в правом. Однако случаи повреждения одного из полушарий показали, что возможен перенос функции с одной стороны тела на другую. Правда, не всякой функции и не при любом типе поражения. «Как бы там ни было, человек рождается  не с асимметрией полушарий, а только с предрасположенностью к ней. И человек, и всякое животное. Мозг животных так же функционально асимметричен, как и мозг человека, и его полушария, как и у человека, таят в себе равные возможности» /там же/.
          Известно, что последовательность развития сенсорных (ощущающих) и моторных (двигательных) функций организма влечет за собой определенную последовательность формирования рефлекторных дуг. Это значит, что осуществляется оккупация полушарий головного мозга различными функциями путем образования в нем нейронных цепей и нейронных ансамблей, то есть более или менее сложных связей между нервными клетками. Одновременно происходит образование миелиновых оболочек, которые одевают нервные волокна, изолируют их друг от друга, предотвращая рассеивание нервных импульсов и переход их на другие волокна.
          Ах, как интересно заглянуть в эту «святая святых», в эту лабораторию развивающегося мозга, где дендриты и аксоны тянутся друг к другу, плетут свои сети, создавая афферентные (к центру) и эфферентные (от центра) пути прохождения импульсов… Но не будем о сложном. Мозг это целый мир. Космос. Очень сложный, но интересный мир. Он содержит порядка четырех миллиардов нейронов. Как вы думаете, каким количеством связей можно соединить между собою это скопище нервных клеток? Вы только представьте себе: озера и реки, протоки и каналы, вновь пробивающиеся ручейки между ними и засыхающие мелкие канавки – вот простор для путешествий! И по этой водной паутине снуют скутера, оставляя на берегах пенный след. И по этому следу бегут новые скутера, либо ищут другие, более удобные тропы. А миелиновые оболочки одевают образовавшиеся пути как гранитом, чтобы закрепить проторенные маршруты и пользоваться ими потом всю долгую жизнь. Сколько возможностей, сколько путей, чтобы из точки А достигнуть точки В, из точки В попасть в точку С или D, либо из точки N пройти в точку М (или наоборот). И у каждого человека в этом лабиринте выстраиваются свои тропы. Это все очень индивидуально. И от этих связей зависит наша неповторимая походка, характерные жесты и мимика.
           А ребенок продолжает развиваться; создаются новые связи; миелиновые оболочки изолируют образующиеся рефлекторные дуги, необходимость которых подтверждена многократным опытом. Так скутера ежедневно гоняют за хлебом и молоком кратчайшим путем, раз в неделю добираются до аптеки тоже знакомой дорогой, а раз или два в месяц заглядывают в керосиновую лавку (там мыло подешевле) – когда по большаку, а когда и заросшей тропочкой.
           Так и ребенок, осваивая новые функции, начинает держать головку; так задается определенный тонус мышцам спины и другим скелетным мышцам; так формируются связи, обеспечивающие произвольные движения рук, пальцев и т.п. Дальнейшее освоение необходимых навыков также идет путем проторения новых связей, рефлекторных дуг, которые фиксируются миелиновыми изоляторами. Так записываются алгоритмы различных видов локомоций (движений). Если во время формирования рефлекторных дуг и миелиновых оболочек на нервных волокнах было предоставлено предпочтение одной из рук (то есть стимулировалась ее активность), то ее ведущее положение будет закреплено по определенному алгоритму, «зашито», как сказал бы программист, и дальнейшее переучивание окажется затруднительным и болезненным. Поэтому в возрасте после двух лет мы получаем вполне определившегося правшу или левшу, которого современная медицина не рекомендует переучивать, чтобы не травмировать ребенка. Какие травмы ждут его в дальнейшем, покажет жизнь.
          Хотя переучивание, в принципе, возможно.  Напомним, что обучение ребенка игре на фортепьяно (для примера) происходит значительно позже двух лет. Конечно, для детей это процесс не из приятных, но терпение и труд дают свой результат. Причем особенно важен труд и терпение педагога. Так что переучивание левшей тоже возможно, но по особой методике, терпеливое и длительное. Самодеятельность учителя здесь не приветствуется. Но это, скажу я вам, все же не лучший выбор. Как говорил известный классик, «мы пойдем другим путем».
          Избежать всех неприятностей переучивания можно достаточно просто, если быть внимательным к ребенку с самого раннего возраста, с одного-двух месяцев, когда он еще лежит в колыбельке. Надо просто целенаправленно развивать именно правую руку, уделяя ей чуть больше внимания, чем левой. Когда у ребенка начинают формироваться произвольные движения (после второго месяца) стоит придерживаться следующих несложных правил:
1. Над колыбелькой надо подвешивать различные цветные игрушки-погремушки, как это и делается обычно, но наиболее яркие и заметные – над правой рукой.
2. Игрушки подвешиваются так, чтобы легче дотягиваться до них правой рукой, для чего сдвинуть чуть больше вправо или подвесить чуть ниже, чем слева.
3. Когда ребенок пробует удерживать игрушки в руках (в четыре-шесть месяцев) следует давать их ему сначала в правую руку, одновременно произнося ласковые слова, даже длинные фразы, как обычно говорят с детьми: «Возьми, моя лапонька, держи хорошо, крепче держи. Вот умничек, так-так, хорошо» и т.п.
4. В левую руку следует давать игрушки чуть реже, сопровождая действия  более короткими фразами, хотя тоже ласковыми: «Возьми в ручку, миленький. Держи. На, лапонька, не роняй».
Постарайтесь соблюдать эту разницу, но не переборщите с ограничениями. Левая рука тоже должна развиваться. Как видите, это даже не упражнения, а обычное общение с ребенком, но при наличии особого внимания. С семи-девяти месяцев уже можно наблюдать, не проявилось ли предпочтение одной из рук. В этом возрасте можно усилить словесную поддержку и занимательность игрушек. После бросания ребенком предмета на пол чаще подавайте его в правую руку, сопровождая какими-то фразами, можно строгими (интонационное разнообразие). Обычно к полутора годам уже достаточно очевидным становится, что ребенок – правша.
Значит, при целенаправленном развитии двигательной активности, подкрепленной речевым сопровождением, правая рука ребенка формируется в качестве ведущей.
Вывод: если во время формирования рефлекторных дуг и образования миелиновых оболочек на нервных волокнах было предоставлено предпочтение одной из рук (то есть стимулировалась ее активность), то ее ведущее положение будет закреплено. Дальнейшее переучивание окажется затруднительным и болезненным. Все!!! Первая песня зяблика уже спета, и в возрасте после двух лет мы получаем вполне определившегося правшу или левшу. Не упускайте время, оно необратимо. Предложенная методика совсем не сложная, она даже не требует скрупулезного исполнения по всем пунктам, но все же в какой-то мере следуя ей можно из ста новорожденных воспитать сто правшей.

Потеряем ли мы что-то при этом или приобретем? Ответить с ходу затруднительно. Это задачка не только для медиков, но,  пожалуй,  и для философов.

Предположим, что, начиная с какого-то поколения, все делается вовремя, дети нормально обучаются праворукости,  и вот получается такая картина: все мы хорошо понимаем друг друга, без всякого зеркального письма, и все мы счастливы. Но в философском аспекте вопрос не так прост. В самом деле, кто-нибудь может объяснить, во-первых, случайно или закономерно человечество стало праворуким? Ведь если генетически любое из полушарий могло взять на себя любые функции, то мы с равным успехом могли бы быть левшами? Но предпочтение правой руки наблюдается и на разных континентах, и в разных цивилизациях, и в разные исторические времена. Чем это обусловлено?
На первостепенное значение правизны и левизны  для живого вещества в жизни организма  впервые указал Л.Пастер. В результате своих опытов он обнаружил, что правые и левые формы в живом веществе оказываются телами резко различной устойчивости, телами химически явно не тождественными, в то время как в косных естественных телах и в природных явлениях нет различия в химических проявлениях правизны и левизны.
Пастер назвал открытое им явление диссимметрией, поскольку законы симметрии, обязательные для косных кристаллических тел, в живом веществе оказываются нарушенными. В твердых и жидких продуктах, образуемых биохимическими процессами, химическое неравенство правых и левых форм проявляется очень резко. Оно проявляется и в свойствах живого вещества биосферы.
В одной из своих лекций В.И.Вернадский, отметив явления правизны и левизны, наблюдаемых в обычной жизни (правые и левые изомеры, правые и левые формы раковин, правши и левши, наконец), дал обзор некоторых теорий происхождения и существования правых и левых форм, и указал на связь этих явлений с геометрическими формами пространства, с правым и левым космическим пространством /Л. Гумилевский. «Вернадский В.И» .  Серия ЖЗЛ. Изд. «Молодая Гвардия» 1988г. Стр.197/.
 Можно напомнить о правых и левых спиралях Галактик, о рождении правых и левых торсионных полей и их влиянии на живое вещество. Возможно и у древнейших наших предков, (да будь они даже атлантами!) преобладало предпочтение правизны. Это осталось во многих языках, где правое соответствует правильному, правде, праву. Так же как, например, в английском – right – и правая сторона, правая рука, и справедливость, порядок.
Поэтому закономерен вопрос: что более способствовало бы гармоничному развитию человечества в целом – праворукость или леворукость? Почему может возникать этот вопрос? Наукой сейчас установлена функциональная асимметрия мозга, но что касается структурной (или морфологической) асимметрии, то на уровне коры она как будто бы не обнаруживается. А что известно о подкорке? Точно ли симметрична связь коры больших полушарий с подкоркой? И симметрична ли сама подкорка? По некоторым данным наше правостороннее подсознание не совсем идентично левостороннему. Эмоционально они противостоят друг другу как пессимист и оптимист, а в пространственно-временном отношении как Янус, обращенный одним ликом в прошлое, другим – в будущее. Если это действительно так, то может быть совсем не безразлично, какое полушарие должно быть ведущим, и к чему это приводит (простите за каламбур). Не связано ли предпочтение той или иной руки с агрессивностью характера (за счет активации подсознания), что было когда-то необходимо человеку в борьбе с противостоящим ему враждебным миром, но теперь может обернуться бедой для человечества в целом? Это уже похоже на фантазему, но если наука установит такую связь между ведущей правой рукой и агрессивностью, то возможно, человечество когда-нибудь сообща решит стать терпимым, общительным, доброжелательным – и всего-то за счет правильного выбора ведущей руки!
Вот такой заключительный аккорд одной левой. 
Почему-то приходят на память слова Л.Треера: «Чем меньше мы знаем, тем ярче рассуждаем. Дилетант уверенно спорит со специалистом и ставит его в тупик широтой эрудиции и глубиной невежества».
Можно ответить: «Да.  Но это естественно».
Дилетант правильно оценивает широту собственной эрудиции, и это придает ему уверенность и мужество. Но оценить глубину невежества можно только с высоты знания, а этого-то дилетанту не дано. Нельзя его винить за то, что у него нет достаточно глубокого знания в какой-то области, но у него должно быть осознание, что он не имеет этой глубины.
Поэтому, кто знает больше меня, пусть скажет лучше меня. И тогда, возможно, дилетант найдет правильную линию поведения не только в споре со специалистом, но и в совместном заинтересованном поиске решения проблем.
А все же замечание Л.Треера очень остроумно.

   

                КАК   ЖИВЕШЬ,   ЛЕВША?
                (Глава 1.4 из книги  «Цветы Разума»)

             Существует ли в наше время в обществе проблема левшей? Похоже, современная медицинская наука отвечает «нет». Если замечено на каком-то году развития ребенка, что он отдает предпочтение левой руке, как ведущей, то не следует его переучивать, а надо помочь приспособиться к праворукому миру, в котором ему придется жить – вот и все. Проблем  нет. Браво, наука! И практика тоже.
             Но хорошо бы еще спросить у самих левшей, есть ли у них проблемы? Думаю, ответ будет неоднозначен. В самом деле, праворукий мир очень неудобен для левшей чисто физически, не говоря уже о моральных травмах. А в некоторых (экстремальных) ситуациях возможны и несчастные случаи, о чем есть свидетельства в научной литературе, да и в журналистике.
Наблюдения за леворукими людьми показали, что при утомлении, снижении внимания или в состоянии сильного волнения они инстинктивно начинают пользоваться левой рукой, что приводит иногда к авариям на производстве или другим тяжелым последствиям.
             Но и в обычной жизни разнорукость человечества весьма неудобна. Как установлено исследованиями, левши тяготеют к зеркальному письму, причем иногда переходят на него неосознанно. Оно для них легче и в самом акте письма, и в чтении. Постигая грамоту, некоторые дети-левши норовят писать не только левой рукой, но и зеркально. Их переучивают, а как же иначе в праворуком мире? Но и после овладения обычным письмом дети и взрослые в состоянии утомления или рассеянного внимания непроизвольно начинают писать зеркально.
             Издавна левшей пытались переучивать («для их же блага») но процесс, как правило, был мучительным, не только для обучаемых, но и для учителей. В семьях так вообще дело доходило до битья по рукам (просто варварство!) но результат почти не достигался.
             Проблему эту изучают давно и достаточно глубоко. В последние полвека наука многого добилась, углубившись в изучение мозга. Многое стало яснее. Была обнаружена функциональная асимметрия мозга, то есть несколько отличающиеся реакции правого и левого полушарий головного мозга на определенные внешние воздействия. Установлено, что чем ярче выражена функциональная асимметрия мозга, тем богаче и свободнее рассудочные способности. Поэтому был сделан вывод, что переучивание левшей,  ведущее к ослаблению специализации полушарий (то есть к  уменьшению асимметрии) отрицательно скажется на творческих способностях мозга, а стопроцентных правшей из них все равно не получится. Дальнейшие работы в этой области привели некоторых исследователей к утверждению, что леворукость заложена уже на генном уровне. Приплыли! Таким образом, левши остаются левшами, и общество должно принять их такими, какие они есть. Иными словами, если признать, что леворукость генетически предопределена (что требует бесспорных доказательств, а их пока нет), то через какое-то время окажется, что в мире увеличилось количество левшей или хотя бы амбидекстров (людей, у которых правая и левая рука равнозначны). Ведь переучивать их не рекомендовано.
             Число левшей колеблется в разных сообществах от 5 до 8%, причем в странах, где давно уже терпимо относятся к леворукости, число левшей увеличивается до 15% и имеет тенденцию к росту. Не говорит ли это скорее о генетическом равноправии право- и леворукости человека? Но рост левшей (в пределе до 50%) уже не только теоретически, но и практически заставит человечество перестраивать привычный уклад жизни: производить специальный инструмент и машины для левшей, может быть создавать какие-то рабочие места, а то и предприятия, учитывающие специфику левшей. И представьте, что в скором будущем появится узаконенное зеркальное письмо. Ведь человечество развивается именно таким образом: сначала законодательно признаются права этнических меньшинств (что справедливо), затем на сцену выходят сексуальные меньшинства и тоже требуют предоставления им определенных узаконенных прав (что в некоторых аспектах весьма спорно), но чем хуже левши? Тем более, если их в недалеком будущем окажется не 5-8%  и даже не 15% как в некоторых регионах, а приблизится к 50%?  Тогда никто не будет вправе отказать левшам в полной их бытовой и социальной реабилитации. И как многие сейчас могут читать не только на родном языке, но и на каком-либо иностранном, так же и мы будем вынуждены изучать зеркальное письмо и пользоваться им, чтобы понимать друг друга. Тогда, похоже, господствующая в медицине тенденция к невмешательству в формирование разнорукого мира наложит массу ограничений на всю нашу жизнь. Извините, но это не тот мир, который можно назвать удобным для человечества в целом.
          Прошу простить, если кому-то покажется, что противопоставление правшей и левшей  выглядит дискриминацией последних в моем изложении темы. Но может быть, кому-то поможет избежать неприятностей, связанных с леворукостью, предлагаемая ниже методика. К сожалению, не уже сформировавшимся левшам, а их детям, вообще всем детям, которые в силу нашего невнимания могут оказаться левшами.
          Данная методика предполагает, что возможно вполне безболезненное управляемое ранневозрастное развитие праворукости у ребенка.
          Проблема левшей настолько широко известна, обсуждается в таком большом количестве работ, что невозможно обозреть их все. Гипотезы, наблюдения, рассмотрение психологического и морального аспектов судеб левшей… Но что характерно – говорится о леворукости только после явного ее проявления у детей, то есть после двух-трехлетнего возраста ребенка. Заявляю – тут решительно упущено время. Интересным подтверждением этого служит опыт с зябликом.
Но прежде позвольте напомнить, что полушария головного мозга командуют органами и функциями человека и животных перекрестным образом. Это, к несчастью, иногда приходится наблюдать в жизни: если в результате инсульта у человека нарушается работа левого полушария, то затруднения возникают у правой руки, правой ноги, вообще правой половины тела. Пострадает и речь, так как центр управления речью находится у человека также в левом полушарии. И наоборот, поражение правого полушария ведет к парализации левой стороны тела.
          Так вот – об опыте с зябликом. «Основная функция пения у зяблика возложена на левый глоточный нерв, правый же контролирует лишь высокочастотные элементы звучания. Но если перерезать левый нерв до начала первого весеннего пения, правый возьмет на себя его обязанности, и вокальные способности зяблика ничуть не пострадают. Если же левый нерв перерезать после весеннего пения, голосовые данные зяблика пострадают непоправимо. Произойдет то же, что и со взрослым человеком, у которого поражено левое полушарие. Очевидно, в развитии всякой особи есть период, когда оба полушария способны взять на себя любую функцию. Но если сформировалась функция – никаких полноценных замещений быть не может. Потому что,  по-видимому, сформировалась та мозговая структура, на которую данная функция опирается». /В.Мосидзе. Ж-л «Наука и религия» №9, 1983г./  Все!!! Назад хода нет.
          Но вернемся к детям. В самом раннем периоде, когда у ребенка начинают формироваться произвольные движения руками, идет интенсивное образование сложных рефлексов. В полушариях мозга возникают определенные связи, так называемые рефлекторные дуги. И, заметьте, одни и те же функции могут быть представлены у одних индивидуумов в левом полушарии, а у других – в правом. Однако случаи повреждения одного из полушарий показали, что возможен перенос функции с одной стороны тела на другую. Правда, не всякой функции и не при любом типе поражения. «Как бы там ни было, человек рождается  не с асимметрией полушарий, а только с предрасположенностью к ней. И человек, и всякое животное. Мозг животных так же функционально асимметричен, как и мозг человека, и его полушария, как и у человека, таят в себе равные возможности» /там же/.
          Известно, что последовательность развития сенсорных (ощущающих) и моторных (двигательных) функций организма влечет за собой определенную последовательность формирования рефлекторных дуг. Это значит, что осуществляется оккупация полушарий головного мозга различными функциями путем образования в нем нейронных цепей и нейронных ансамблей, то есть более или менее сложных связей между нервными клетками. Одновременно происходит образование миелиновых оболочек, которые одевают нервные волокна, изолируют их друг от друга, предотвращая рассеивание нервных импульсов и переход их на другие волокна.
          Ах, как интересно заглянуть в эту «святая святых», в эту лабораторию развивающегося мозга, где дендриты и аксоны тянутся друг к другу, плетут свои сети, создавая афферентные (к центру) и эфферентные (от центра) пути прохождения импульсов… Но не будем о сложном. Мозг это целый мир. Космос. Очень сложный, но интересный мир. Он содержит порядка четырех миллиардов нейронов. Как вы думаете, каким количеством связей можно соединить между собою это скопище нервных клеток? Вы только представьте себе: озера и реки, протоки и каналы, вновь пробивающиеся ручейки между ними и засыхающие мелкие канавки – вот простор для путешествий! И по этой водной паутине снуют скутера, оставляя на берегах пенный след. И по этому следу бегут новые скутера, либо ищут другие, более удобные тропы. А миелиновые оболочки одевают образовавшиеся пути как гранитом, чтобы закрепить проторенные маршруты и пользоваться ими потом всю долгую жизнь. Сколько возможностей, сколько путей, чтобы из точки А достигнуть точки В, из точки В попасть в точку С или D, либо из точки N пройти в точку М (или наоборот). И у каждого человека в этом лабиринте выстраиваются свои тропы. Это все очень индивидуально. И от этих связей зависит наша неповторимая походка, характерные жесты и мимика.
           А ребенок продолжает развиваться; создаются новые связи; миелиновые оболочки изолируют образующиеся рефлекторные дуги, необходимость которых подтверждена многократным опытом. Так скутера ежедневно гоняют за хлебом и молоком кратчайшим путем, раз в неделю добираются до аптеки тоже знакомой дорогой, а раз или два в месяц заглядывают в керосиновую лавку (там мыло подешевле) – когда по большаку, а когда и заросшей тропочкой.
           Так и ребенок, осваивая новые функции, начинает держать головку; так задается определенный тонус мышцам спины и другим скелетным мышцам; так формируются связи, обеспечивающие произвольные движения рук, пальцев и т.п. Дальнейшее освоение необходимых навыков также идет путем проторения новых связей, рефлекторных дуг, которые фиксируются миелиновыми изоляторами. Так записываются алгоритмы различных видов локомоций (движений). Если во время формирования рефлекторных дуг и миелиновых оболочек на нервных волокнах было предоставлено предпочтение одной из рук (то есть стимулировалась ее активность), то ее ведущее положение будет закреплено по определенному алгоритму, «зашито», как сказал бы программист, и дальнейшее переучивание окажется затруднительным и болезненным. Поэтому в возрасте после двух лет мы получаем вполне определившегося правшу или левшу, которого современная медицина не рекомендует переучивать, чтобы не травмировать ребенка. Какие травмы ждут его в дальнейшем, покажет жизнь.
          Хотя переучивание, в принципе, возможно.  Напомним, что обучение ребенка игре на фортепьяно (для примера) происходит значительно позже двух лет. Конечно, для детей это процесс не из приятных, но терпение и труд дают свой результат. Причем особенно важен труд и терпение педагога. Так что переучивание левшей тоже возможно, но по особой методике, терпеливое и длительное. Самодеятельность учителя здесь не приветствуется. Но это, скажу я вам, все же не лучший выбор. Как говорил известный классик, «мы пойдем другим путем».
          Избежать всех неприятностей переучивания можно достаточно просто, если быть внимательным к ребенку с самого раннего возраста, с одного-двух месяцев, когда он еще лежит в колыбельке. Надо просто целенаправленно развивать именно правую руку, уделяя ей чуть больше внимания, чем левой. Когда у ребенка начинают формироваться произвольные движения (после второго месяца) стоит придерживаться следующих несложных правил:
1. Над колыбелькой надо подвешивать различные цветные игрушки-погремушки, как это и делается обычно, но наиболее яркие и заметные – над правой рукой.
2. Игрушки подвешиваются так, чтобы легче дотягиваться до них правой рукой, для чего сдвинуть чуть больше вправо или подвесить чуть ниже, чем слева.
3. Когда ребенок пробует удерживать игрушки в руках (в четыре-шесть месяцев) следует давать их ему сначала в правую руку, одновременно произнося ласковые слова, даже длинные фразы, как обычно говорят с детьми: «Возьми, моя лапонька, держи хорошо, крепче держи. Вот умничек, так-так, хорошо» и т.п.
4. В левую руку следует давать игрушки чуть реже, сопровождая действия  более короткими фразами, хотя тоже ласковыми: «Возьми в ручку, миленький. Держи. На, лапонька, не роняй».
Постарайтесь соблюдать эту разницу, но не переборщите с ограничениями. Левая рука тоже должна развиваться. Как видите, это даже не упражнения, а обычное общение с ребенком, но при наличии особого внимания. С семи-девяти месяцев уже можно наблюдать, не проявилось ли предпочтение одной из рук. В этом возрасте можно усилить словесную поддержку и занимательность игрушек. После бросания ребенком предмета на пол чаще подавайте его в правую руку, сопровождая какими-то фразами, можно строгими (интонационное разнообразие). Обычно к полутора годам уже достаточно очевидным становится, что ребенок – правша.
Значит, при целенаправленном развитии двигательной активности, подкрепленной речевым сопровождением, правая рука ребенка формируется в качестве ведущей.
Вывод: если во время формирования рефлекторных дуг и образования миелиновых оболочек на нервных волокнах было предоставлено предпочтение одной из рук (то есть стимулировалась ее активность), то ее ведущее положение будет закреплено. Дальнейшее переучивание окажется затруднительным и болезненным. Все!!! Первая песня зяблика уже спета, и в возрасте после двух лет мы получаем вполне определившегося правшу или левшу. Не упускайте время, оно необратимо. Предложенная методика совсем не сложная, она даже не требует скрупулезного исполнения по всем пунктам, но все же в какой-то мере следуя ей можно из ста новорожденных воспитать сто правшей.

Потеряем ли мы что-то при этом или приобретем? Ответить с ходу затруднительно. Это задачка не только для медиков, но,  пожалуй,  и для философов.

Предположим, что, начиная с какого-то поколения, все делается вовремя, дети нормально обучаются праворукости,  и вот получается такая картина: все мы хорошо понимаем друг друга, без всякого зеркального письма, и все мы счастливы. Но в философском аспекте вопрос не так прост. В самом деле, кто-нибудь может объяснить, во-первых, случайно или закономерно человечество стало праворуким? Ведь если генетически любое из полушарий могло взять на себя любые функции, то мы с равным успехом могли бы быть левшами? Но предпочтение правой руки наблюдается и на разных континентах, и в разных цивилизациях, и в разные исторические времена. Чем это обусловлено?
На первостепенное значение правизны и левизны  для живого вещества в жизни организма  впервые указал Л.Пастер. В результате своих опытов он обнаружил, что правые и левые формы в живом веществе оказываются телами резко различной устойчивости, телами химически явно не тождественными, в то время как в косных естественных телах и в природных явлениях нет различия в химических проявлениях правизны и левизны.
Пастер назвал открытое им явление диссимметрией, поскольку законы симметрии, обязательные для косных кристаллических тел, в живом веществе оказываются нарушенными. В твердых и жидких продуктах, образуемых биохимическими процессами, химическое неравенство правых и левых форм проявляется очень резко. Оно проявляется и в свойствах живого вещества биосферы.
В одной из своих лекций В.И.Вернадский, отметив явления правизны и левизны, наблюдаемых в обычной жизни (правые и левые изомеры, правые и левые формы раковин, правши и левши, наконец), дал обзор некоторых теорий происхождения и существования правых и левых форм, и указал на связь этих явлений с геометрическими формами пространства, с правым и левым космическим пространством /Л. Гумилевский. «Вернадский В.И» .  Серия ЖЗЛ. Изд. «Молодая Гвардия» 1988г. Стр.197/.
 Можно напомнить о правых и левых спиралях Галактик, о рождении правых и левых торсионных полей и их влиянии на живое вещество. Возможно и у древнейших наших предков, (да будь они даже атлантами!) преобладало предпочтение правизны. Это осталось во многих языках, где правое соответствует правильному, правде, праву. Так же как, например, в английском – right – и правая сторона, правая рука, и справедливость, порядок.
Поэтому закономерен вопрос: что более способствовало бы гармоничному развитию человечества в целом – праворукость или леворукость? Почему может возникать этот вопрос? Наукой сейчас установлена функциональная асимметрия мозга, но что касается структурной (или морфологической) асимметрии, то на уровне коры она как будто бы не обнаруживается. А что известно о подкорке? Точно ли симметрична связь коры больших полушарий с подкоркой? И симметрична ли сама подкорка? По некоторым данным наше правостороннее подсознание не совсем идентично левостороннему. Эмоционально они противостоят друг другу как пессимист и оптимист, а в пространственно-временном отношении как Янус, обращенный одним ликом в прошлое, другим – в будущее. Если это действительно так, то может быть совсем не безразлично, какое полушарие должно быть ведущим, и к чему это приводит (простите за каламбур). Не связано ли предпочтение той или иной руки с агрессивностью характера (за счет активации подсознания), что было когда-то необходимо человеку в борьбе с противостоящим ему враждебным миром, но теперь может обернуться бедой для человечества в целом? Это уже похоже на фантазему, но если наука установит такую связь между ведущей правой рукой и агрессивностью, то возможно, человечество когда-нибудь сообща решит стать терпимым, общительным, доброжелательным – и всего-то за счет правильного выбора ведущей руки!
Вот такой заключительный аккорд одной левой. 
Почему-то приходят на память слова Л.Треера: «Чем меньше мы знаем, тем ярче рассуждаем. Дилетант уверенно спорит со специалистом и ставит его в тупик широтой эрудиции и глубиной невежества».
Можно ответить: «Да.  Но это естественно».
Дилетант правильно оценивает широту собственной эрудиции, и это придает ему уверенность и мужество. Но оценить глубину невежества можно только с высоты знания, а этого-то дилетанту не дано. Нельзя его винить за то, что у него нет достаточно глубокого знания в какой-то области, но у него должно быть осознание, что он не имеет этой глубины.
Поэтому, кто знает больше меня, пусть скажет лучше меня. И тогда, возможно, дилетант найдет правильную линию поведения не только в споре со специалистом, но и в совместном заинтересованном поиске решения проблем.
А все же замечание Л.Треера очень остроумно.