Новое открытие Америки

Уладзимир Траццякоу
Опубл. в “Белорусской деловой газете” 1.06.1998

В американском издательстве «Даблдэй» в прошлом году вышла книга Томаса Стюарта «Интеллектуальный капитал», имеющая подзаголовок «Новое богатство организаций». Главная мысль этой книги: в компаниях и корпорациях США и, по-видимому, других развитых стран мира, вперед, как наиболее ценное, выходят не деньги, не материальные активы, а нечто неосязаемое – то, что в головах у людей в виде знаний, умений, навыков, идей, замыслов, проектов. Т.е. то, что Томас Стюарт называет информационным и интеллектуальным капиталом.

«Новые русские», как и «новые белорусы», уже готовы были поверить, что доллар – это знамя нового времени, под которым весь мир войдет в третье тысячелетие, и на тебе – Америка в который раз преподнесла сюрприз. Речь идет о своего рода информационно-интеллектуальной революции, которая вроде бы и не предсказывалась. Хотя то, что на дворе информационный век, все наслышаны: ведь известно, что есть страны, где самый дорогой товар – информация; в тех областях деятельности, где занимаются производством, передачей, обработкой, обобщением информации, рабочих мест становится все больше; служба всякого рода информационного сервиса там, «у них», постоянно расширяется…Что же касается общества в целом, то оно становится все более информированным, причем в режиме оперативной связи, благодаря многочисленности и «носкости» информационных каналов. И вот происходит качественный революционный скачок, открывающий новые перспективы экономического развития.
 
Томас Стюарт датирует его началом 1991 года, когда в США появились компании, рыночная (акционерная) стоимость которых более чем вдвое превысила стоимость их материальных фондов, когда возник растущий спрос на специалистов нового типа – по информационному и  интеллектуальному менеджменту. Эти компании стали не только по-новому  использовать знания и опыт своих работников – по отдельности и в организационном единстве,
-- но знания и опыт своих постоянных клиентов. Именно это и позволяет говорить  соответственно о трех составляющих интеллектуального капитала – человеческом, структурном и потребительском. 

Информационная революция – это вроде бы хорошо, да только у многих советских прежнего доверия к революциям нет. «Наши люди» еще  и так могут высказаться: интеллектуальные компании – это лишь «их нравы», когда даже человеческие качества (к примеру духовность) капитализируются, выражаются в долларах. Нужны какие-то сильные доводы, чтобы подобные сомнения развеять.

Взглянем на все это с точки зрения Природы, частью которой человек по-прежнему является. Со времени появления животного мира его среда обитания постоянно усложнялась, и когда великое оледенение поставило вопрос выживания пралюдей ребром, им пришлось (кому удалось, конечно) использовать свой главный ресурс – разум. Это и породило вид Homo sapiens – человека разумного. На экономических организмов, каковыми являются компании, усложнение их «среды обитания», т.е. обострение до некоторого предела конкурентной борьбы за рынки сбыта, означает не что иное, как появление «разумных компаний». В книге они называются интеллектуальными и информационными. Так что если бы фирма, собираясь открыть у себя отдел информационного менеджмента, захотела бы получить благословение Природы --  «добро» было бы незамедлительно дано.

Появление таких экономичексих структур находится в соответствии с еще одной закономерностью эволюции живого на Земле – с распространением жизни на новые ареалы обитания, когда интенсивно идет видообразование. Компании, наращиваюшие свой интеллект, эволюционируют явно «по Дарвину», получая преимущество в выживании, занимая новые ниши на рынке товаров и услуг.  Появление у них филиалов и «дочерних» фирм сравнимо при этом с созданием потомства. Даже процесс простого «поумнения» компании, без распространения на новые рынки сбыта, и тот имеет природный аналог – индивидуальное развитие мозга в течение жизни, т.е. обучение, накопление жизненного опыта.

Что же дальше? Если интеллектуальных компаний будет достаточно много, то сама экономика станет интеллектуальной. Об этом тоже идет речь в книге Стюарта.

А теперь о том, чего там нет: не обозначена перспектива возникновения и формирования интеллектуальных государств. Кстати, подобная перспектива была обозначена в концепции проекта «Беларусь – интеллектуальная республика», разработанной и предложенной в 1992 году на рассмотрение правительства общественным объединением «Белорусский интеллектуальный ресурс» (см. в сб. Охватить умом планету). Увы, в верхах интеллектуальный вариант развития Беларуси энтузиазма не вызвал, и первопроходцами мы не стали.

И тем не менее очередное «открытие Америки» – как появляется, формируется и растет новое богатство организации – предстоит и русскоязычному читателю книги Стюарта: русская версия «Интеллектуального капитала» в ближайшее время, как уверяют в издательской фирме «Парадокс», должна появиться на книжном рынке.*)

Thomas STEWART. The Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. New York: DoubleDay Publishing House, 1997.

_______
*) Книжка действительно вышла в 1998 г. под названием «Богатство от ума. Мое участие в ее издании, к которому я был привлечен как вице-президент БелИР, выразилось в редактировании текста перевода, выполненного (очень профессионально) В.А.Ноздриной. Научное редактирование книги (ее экономических аспектов) осуществил к.э.н. Д.Михайлов, президент Балтийского компьютерного центра “ComputerLand”.