Почему уходят меняются Сверхдержавы

Дмитрий Тагиров
Сверхдержаву найти легко, ищите центр эмиссии денег. Чья валюта есть мировая, та страна сверхдержава, гегемон. За всю историю человечества, гегемонов было несколько. Одни сменяли других, потом приходили другие и меняли последних. Мир не всегда был глобальным на всю планету, были времена когда миром было средиземноморье. Первым гегемонов по всей видимости был Рим, потом его сменила Византия, Византию Венеция и Генуя, им на смену пришли Португалия и Испания, последних сменила Голландия и Франция, затем вышла Англия, ну а Британию что правила морями, сменила США.
 При этом как видно, всегда был на подхвате субгегемон. При чем, Субгегемон  не всегда сменял Гегемона. Если рассматривать Гегемона как того, кто занимает первое место, то есть и призеры на вторых и третьих местах. Здесь конкуренция посильней, борьба за вторые и третьи места всегда жестче, претендентов больше. Как на чемпионате мира, в финале борются два претендента за призовое место, а за выход в финал целых четыре. Среди призеров всегда противостояние на уничтожение. Был Рим и был Карфаген, остаться должен был один, борьба была жесткой и долгой. Была Византия и был Рим, осталась Византия. Была Византия и появились Венеция и Генуя, вместе они съели Константинополь. Сначала первенство было у Венеции но  Генуя взяла верх, до сих пор Генуэзские крепости разбросаны  по чёрному морю, как остатки и напоминание о былом могуществе. Но а затем две державы, Португалия и Испания, которых первыми можно назвать глобальными Гегемонами. Португалия была везде, и в османской Византии и в Японии, и в южной Америке. В середине Европы Флоренция. Потом Испания и Франция, Франция и Испания, Франция и Голландия, Франция и Британия, Британия и Франция. Британия и Германия. Британия и США. Сейчас Гегемон США, но есть и Субгегемон, объединенная Европа и евро.               
 Кто то предрекает США скорую погибель и закат доллара, кто то долгую и вечную жизнь. Но как видно, ничто не вечно под луной.
Так куда и почему уходят Гегемоны. Для начала нужно понять, что делает страну Гегемоном, почему её монета, валюта является глобальной и принимается во всех портах. В чём ценность денег? На них можно купить товар, и чем больше и разнообразней товаров можно приобрести за ту или иную монету, тем она более ценна. Вначале товар, а только за ним деньги, и нет денег без товара. Легко предположить, что Гегемоном становится тот, кто может предложить больше товара, и следовательно его произвести. Субгегемон  прежде чем стать Гегемоном,  является центром  промышленного производства товаров. Где промышленность, там товар и где промышленность, там производство оружия. Торговлю двигает товар и прикрепленный к этому товару  авианосец. При чем, авианосец следует почти всегда параллельно или впереди товара. Авианосец, это образное выражение вершины технологического производства, раньше был мачтовый корабль, достаточно сложное в производстве и управлении промышленное изделие.

Прежде чем стать Гегемоном, нужно стать Субгегемоном а уже затем подвинуть Гегемона, при чем на всех этапах и всегда, как гласит история, это война. Нет Субгегемона без  войны и сражений, а уж об Гегемоне и говорить нечего. Чтобы подвинуть Британию, США устроили вторую мировую войну. Чтобы  повергнуть растущею Германию, Британии и Франции нужна была первая мировая. В процессе смены Гегемона Францию на Британию, лихорадило всю Европу. Один Наполеон чего стоил. Битвы Британии, Испании, Франции, Голландии между собой и друг с другом, полна вся история нового времени. Чтобы подвинуть Византию, Генуэзцы и Венецианцы устроили ей четвертый крестовый поход. А как Византия до этого подвинула Рим, можно только догадываться. А как лупили друг друга Венеция и Генуя на среднем море, это вообще отдельная песня. Кто то скажет что Британию с фунтом стерлингом  объединенная Европа подвинула мирно, а кто то укажет на развал СССР, Варшавского блока и бомбежку посреди мирной Европы Югославии.

 Смена Гегемона, это всегда война. Смена Субгегемона, как видно тоже война. Но прежде чем стать Субгегемоном, нужно стать центром производства высокотехнологичного товара и оружия. Отсюда можно понять, что если страна будучи Гегемоном или Субгегемоном, перестает производить высокотехнологичные товары и следовательно оружие, или отстает в этих технологиях то она может потерять свое место. А чтобы стать кандидатом в призеры, тем более нужно иметь высокотехнологичное производство. Вот здесь и становится понятны причины потери призового места. Это либо упадок и деградация промышленности, или застой и отставание в гонке технологий. Упадок  требует заболевания элиты государства, а просто застой легкой болезни или недомогания элиты, потери хватки и жизненных сил. Больная элита, как говорится не ловит мышей, больше нежится  в тени дворцов и вилл. Чтобы  участвовать в гонке технологий, нужно  шевелится, привлекать мозги и капитал. Причем мозги всегда в первую очередь. Создавать условия для их появления внутри страны, и также привлекать из за рубежа. Зазевался, отвлекся на вечеринки и футбол, и ты отстал.
С того момента как появилось производство, это производство всегда мозги. Можно купить ткацкий станок, гончарный круг, кузницу и водяное колесо, но кто будет работать на всем этом оборудовании, кто будет следить за производственным процессом  и согласовывать поставки сырья и комплектующих, логистику. Чем сложнее изделие, тем нужней более грамотные  исполнители. Завод, как бы он не был совершенен,  без специалистов он мертв. Сборная гастарбайтеров, согнанная на такой завод быстро приведет его в негодность, а о качестве продукции и говорить нечего. А технологи, а конструкторы, не говоря уже о мастерах и инженерах. Попробуйте сделать Галеон, Каравеллу или просто взгляните на конструкцию этого средневекового авианосца, вершины технологий того времени.
 Рим был Гегемоном, потому-то был центром высоких технологий своего времени. Тоже самое можно сказать и о Византии, Венеции, Генуи и Флоренции. Испания и Португалия были лидером в технологиях парусных кораблей и огнестрельного оружия, первые мушкеты появились там. То что Англия была мастерской мира знают все. А если вы претендуете на Субгегемона, то и ученые и исследователи. Передовые технологии требуют разработок. Причем, всего этого у вас должно быть не меньше чем у конкурентов. Потеря мозгов, отставание в мозгах, это отставание в технологиях. Вот здесь и становится понятна основная и главная причина ухода Гегемонов. Теряя мозги, Гегемон теряет своё место. Потеря мозгов, или отставание от конкурентов в их количестве, это всегда следствие создания неблагоприятных условий для их существования. Если элита погрязнет в грехах и коррупции,  будет вести себя высокомерно, выключит конкуренцию в обществе не давая мозгам реализовать себя, то мозги побегут от неё в разные стороны. Рим пал из за утечки мозгов в Византию, которая появилась ещё в бытность Рима. Византия теряла мозги, от создания для них плохих условий. Когда в Генуе окрепли цеха с их уставами и регламентацией, когда мастерами могли стать только дети мастеров, и когда толковые подмастерья, чтобы стать мастерами стали утекать из Геную на Пиренеи, в Португалию и Испанию, то она потеряла свое место Гегемона. Зато Испания и Португалия стартанули с места так, что пол мира говорит на этих языках. Венецианские подмастерья убежавшие в Голландию по этой же причине, принесли с собой технологии и знания. Точно так же, мозгами обзавелась и Англия. И в то время, Пётр первый поехал за мозгами в Голландию и Англию. А вот что стало с Испанией , то не нужно было будучи Гегемоном , устраивать инквизиции, гонятся за ведьмами и колдунами, мозги не любят когда их пугают, сжиганием живьем на костре.
Французские монархи понимая значение роста мозгов, стали разрушат цеха с их цеховой регламентацией, за что и получили феодальную реакцию в виде революции. Если бы Наполеон просто реставрировал монархию, как это сделал его аналог в Англии  генерал Джордж Монк, с гражданским кодексом, а не устроил безумные войны по всей Европе с единственной целью, остаться у власти, то возможно Британия не смогла бы подвинуть Францию, с его места Гегемона. Британия же никогда не страдала цеховой регламентацией и наследственностью мастеров, просто выросли США с более высокой концентрацией мозгов.

 Ну а рост США, это просто действующий насос по откачке мозгов, сначала из Европы а затем со всего мира, почти все мозги из России после революции сбежали туда. И пока этот насос будет работать, пока США будут являться передовым центром их производства, будут привлекательным местом для их обитания, США будет оставаться Гегемоном.  Как только Америка начнет терять лидерство в концентрации мозгов, так тут же, можно прогнозировать третью мировую войну. Смещение Гегемона,  как это показывает история, всегда война. Большая война.