Семен Закота. За правое дело. 1918 г

Владимир Пузиков
ЗАКОТА СЕМЕН СЕРГЕЕВИЧ
ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ.

Закота Семен Сергеевич родился в 1890 году. Летом 1918 года он возглавил 2-й Виноделенский краснопартизанский отряд Благодарненского уезда Ставропольской губернии. В сентябре этого года назначен помощником командира 2-й Ставропольской советской стрелковой дивизии, позднее – командиром полка 32-й стрелковой дивизии X армии.

За боевые заслуги С.С. Закота награжден орденом Красного Знамени. После демобилизации из Красной Армии работал в советских и хозяйственных органах. Член КПСС с 1919 года. Пенсионер республиканского значения. [1]


ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО

Семен Сергеевич Закота об участии в гражданской войне на Северном Кавказе писал:

«…Шел первый год Советской власти на Ставрополье. Сельская беднота восторженно приветствовала декреты о земле и мире, поддерживала Советы на местах. Но положение в губернии осложнялось с каждым днем. Контрреволюция угрожала не только Северному Кавказу, а всей Республике Советов. С оружием в руках встали на защиту завоеваний Октября бывшие солдаты-фронтовики, беднота.

В селах и станицах создавались краснопартизанские отряды. Одним из них, Виноделенским, в 1918 году довелось командовать мне. Он входил в ту пору в состав укрупненного отряда Петра Максимовича Ипатова.

***

Мне особенно запомнился один бой с белыми, который мы выиграли благодаря героизму людей, товарищеской взаимовыручке. Отряд наш расположился вблизи села Большой Джалги. Утомленные переходом бойцы отдыхали. Вскоре мне доложили, что задержан перебежчик со стороны белых. На допросе он рассказал, что в Большую Джалгу направляются два батальона казаков под командованием белогвардейского полковника Нефедьева.

Мы заняли оборону. Я до сих пор помню все детали того боя. Из-за ярко-зеленой стены подсолнечника появилась большая группа противника. Враги шли быстро, держа винтовки наперевес. Неожиданно они залегли. Видимо, ждали ответного удара. В утренней безмолвной тишине слышны были голоса пробудившихся птиц.

Наблюдая за противником, я пытался разгадать его замысел. Оказалось, что вражеские стрелки поджидали своих кавалеристов. Последние спешились в трехстах метрах от хутора Московского и стали разворачиваться цепью.

Проявляя большую выдержку, наши бойцы подпустили врагов поближе, а затем встретили их цепи дружным огнем. В эти решающие минуты застрочил наш станковый пулемет бойца С. Волынцева. И противник не выдержал, откатился назад.

Вряд ли можно было рассчитывать на большую передышку. Враги наступали снова и снова. Командиры рот Стрепетов и Шаповалов доложили о том, что патроны на исходе. Как быть? Я решил обратиться в главный штаб, к Ипатову. В донесении передал, что отбиты три атаки противника и обороняться больше нет возможности.

К Ипатову поехал коннонарочный Распопов. К донесению я приложил схему расположения противника. Примерно через час на тройке приехали Петр Максимович Ипатов и его помощник Иосиф Родионович Апанасенко.

- Ваше донесение получено, - прервав мой рапорт, - сказал Ипатов. - Покажи-ка, как все это выглядит на местности, в натуре...

Мы влезли на соломенную скирду, осмотрелись.
- Ну, товарищ Закота, твоя точка зрения совпадает с нашей. Продержись до прихода подкрепления.

Ипатов сдержал слово. Подмога пришла. Казаков атаковали лучшие роты командиров М. Корниенко и Ф. Поваляева, эскадроны Голубовского Василия Степановича.

Туго пришлось белоказакам. Сто пятьдесят тачанок, наполненных бойцами, развернулись. Гикнули возницы. Бойцы бросились в штыковую атаку. Враги не выдержали двойного удара и стали сдаваться.

***

Красные отряды дрались храбро и самоотверженно. Но требовалась более высокая организация их рядов. Помню совещание командиров в бывшем помещичьем имении (ныне племзавод «Большевик»).

П.М. Ипатов выступил с характеристикой положения в губернии. В Ставрополе в ту пору уже хозяйничали белогвардейцы. Участники собрания узнали, что на состоявшемся ранее съезде командиров, губернские руководители поручили члену Ставропольского губисполкома Ф.С. Сараеву и П.М. Ипатову создать из партизанских отрядов боевые соединения и кавалерийскую бригаду.

Командиром стрелковой дивизии утвердили Вдовиченко Антона Семеновича, помощником – меня, начальником штаба – Зиберова Ивана Григорьевича.

Здесь же утвердили командиров полков. Ими стали: Трунов Константин Архипович, А.М. Литвинов, Ипатов Петр Максимович, Романенко Прокофий Логвинович. Руководителем отдельной кавалерийской бригады избрали С. Неговору.

Созданные в короткое время на Ставрополье стрелковая дивизия, пехотные и кавалерийские полки представляли собой более мощную силу, чем разрозненные отряды. Они покрыли себя неувядаемой славой».   [1]


ИСТОЧНИКИ:
1. Революционный держите шаг. Ставрополь, Кн. Изд., 1967 г. 152 с. с илл. Редактор Степанов.

4 октября 2013 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков