Один день в Солотче

Леонид Карантаев
4 утра. Раннее утро. Солнце ещё не взошло, но, вот-вот, где-то рядом. Свежий воздух, туман закрывает луга. По знакомой дороге спускаемся вниз и погружаемся в «молоко». Обильная, даже слишком, роса. Комаров на удивление мало, можно сказать совсем нет – нет и нужды мазаться всякой спасительной дрянью.  Против обыкновения коростелей не слышно, кое-где бьёт перепел. С бугорков донёсся «бой» перепела, правее ещё один. Через дорогу, вдалеке, ещё….Трава невысокая – подрасти не успела. Спаниелям должно работаться легче. Вот только обильная, кажется, сверх меры роса может помешать. В стороне у кустов «скрипнул» одинокий коростель. Примечаем. Интересно, куда ж они подевались? Прошлый год от их какофонии оглохнуть можно было….
Испытуемые, со своими спаниелями на поводках, следуя по пятам  за комиссией, стараются держаться поближе…
            Дошли до дренажной канавы, разделяющий необъятный  луг пополам. Для начала председатель комиссии командует: «Кто по жребию первый? Покажите хождение питомца у ноги, с поводком и без. Вот по дороге. Затем остальные, по жребию…» Короткое дефиле: 10-15 метров туда-обратно. Казалось бы, простая формальность, рутина, ну, что тут такого важного? Но нет – здесь опытный эксперт получает массу информации о взаимоотношениях в паре  хозяин – спаниель: кто настоящий вожак, кто друг с равными правами, а кто просто «парень на побегушках»…. Вот, один шагает по колее – собака рядом по траве, другой наоборот уступает колею собаке, сам топчет обочину. У третьего собака, вроде, идёт рядом, но от нетерпения норовит рыскнуть в сторону – мол, когда же в поле? У четвёртого забегает наперёд и т. д. и т.п. Это уже не пустяки – сразу видно, во что ставит собака хозяина, каково будет реальное взаимодействие их «в поле», на охоте ?  Много есть тонкостей.
            Первая пара начала работу. Команда: «Ищи!», взмах рукой и спаниель понёсся  по молодой травке, сбивая росу в пыль.  Хозяин за ним, а эксперты за ними. Идём шеренгой, чтобы видеть элементы работы собаки одновременно с разных ракурсов. Так оценка будет объективней – один эксперт дополнит другого. Условия испытаний выдались нелёгкие: ветра почти нет, зато собака будто купалась - настолько обильна роса. Нелегко ей взять след, с морды течёт, как при насморке;  да и птица молчит – не сориентироваться охотнику на голос  - надо искать, работать. Спаниель двигается хорошо, быстрым галопом, иногда притормаживает, что-то отмечает, но не ковыряется на набродах. Бывает  уходит далековато от ведущего, надо отзывать. Челнок неровный, оставляет много не обысканных мест и ведущему приходится снова командовать, поправляя её.  В принципе, как и ожидалось, глядя на оценку хождения по команде «рядом» - 4. Время неумолимо «тикает», а подъема птицы всё нет. Вот, спаниель за что-то «зацепился»: замедлил ход, радостно  завертел хвостом. Подтягиваемся ближе, что бы не пропустить момент подъема перепела. То, что это перепел, а не коростель видно по рисунку «потяжки». Но вот собака закрутилась, вернулась немного назад, посовы вправо, влево. Стало понятно: потеряла, сбежал перепел. Ищем дальше. Всходит солнце. Его отраженный в каплях росы свет нет – нет, да и стрельнёт в глаз радужным семицветьем, что твой бриллиант…. Спаниель вновь зацепил след. Всё внимание к нему. Снова, похоже, перепел. Хоть наше дело и судить, но переживаем за собачку не меньше хозяина. Давай, милая, не подведи. Не подвела: ускорение, рывок и перед мордой взлетает мокрая птица. Смотрим на часы – отпущенное время кончилось. Всего одна работа. Жалко. Посовещавшись, Эксперты решили - учесть сложности и  дать собаке шанс. Есть такое право у экспертов при необходимости добавить несколько минут на доработку. Добавили, но это, к сожалению, ничего не изменило. Дополнительное время тоже кончилось, подьёма нет. Нет и диплома. Жаль, хороший спаниель, молодой. Ну, ничего, все победы у него  впереди….
Кто следующий?...
        Подал голос коростель между двух кустов. Подул ветерок. Можно зайти с «под-ветра». Продемонстрировав удовлетворительный челнок при приличной управляемости, спаниель верхом причуял птицу, сделал потяжку и начал кружить вокруг кустов по следу. «Бегун» оказался опытный («профессор», как сказал бы  опытный эксперт Пересыпкин В.И. из Майкопа), никак не хотел взлетать. Он, то заведёт пса в середину куста, то уведёт в поле, то затащит в другой куст, то, сделав 8-ку, вернётся обратно. В конце концов, сбив спаниеля со следа, захохотал из куста его хозяину вслед, когда тот, отчаявшись, увел четвероногого охотника. Мол, поищи лёгкую добычу в другом месте….
   Солнце ощутимо пригревает: трава пообсохла. Нудно запищали комары, не так что бы много, но достаточно и покусывают чувствительно – пришлось принимать защитные меры. Москитная сетка спасает, но появился иной вид дискомфорта – душно, потеешь. Ну, уж тут на выбор или потеть в духоте или химией спасаться….            
 .             Со всех сторон несутся брачные призывы перепелов. Только вот незадача, едва собака приблизится к какому – тот замолкает, будто и не было вовсе. Зато неподалёку, метрах 100,  распаляется другой, третий….  Перепелов в этом году, как прошлый год коростелей. В этом же их почти и не слышно. Кое-где, одиноко и робко скрипнет, одиночка.  Работай ушастый, ищи….
Суховатую серьёзность  атмосферы экспертизы разряжали   неожиданности. Наблюдая за чутьистой ковровской «звездой» Бруной и комментируя элементы её работы, эксперты двигаются плотной группой. Вдруг у них  мимолётное замешательство: взрывное фырканье крыльев под ногами, громкий выстрел над ухом  и – долгоносая птица кривым зигзагом рванула в сторону. Что такое? Оказалось, плотно затаился от собаки дупель и резко взлетел лишь когда на него едва не наступили. Причём, рванув вверх, птица, с испугу, врезалась в ногу эксперта. Тот чуть не упал от «подсечки» и от неожиданности нажал на курок «пугача». Всё произошло в одно мгновенье . Выстрел! Находившиеся рядом  эксперты вздрогнули, дёрнулись в разные стороны. Затем недоумевающе уставились на стрелявшего?  Наконец, поняв в чём дело, дружно расхохотались. А Бруне засчитали пропуск….
         Всё-таки, слишком обильная роса, по мнению многих, сильно влияет на чутьё и результативность. Вода забивает нос. Собака трясёт головой, фыркает, открывает пасть, чтобы дышать. Ну, а рецепторы обоняния находятся в носу, а не в пасти. Дальше всё понятно….
Типично для Русского охотничьего  спаниеля искать на галопе со «свечками» в высокой траве. Всегда радует сердце такой поиск. Но и тут не обошлось без курьёза. Повеселила собачка по кличке Румба (не помню чья) которая, причуяв  перепела,  начинала (видимо, на радостях), отталкиваясь 4 лапами одновременно делать высокие  подскоки, как мячик на одном месте. И приземлялась на все 4 лапы тут же. Это, в общем-то, необычное для спаниеля, поведение, надо было видеть! 5-7 подскоков подряд.  «Козлит» - пришло сравнение  на ум. Исполнив несколько «па» этого рода и повеселив зрителей, пёс, наконец, начинал «подводку». Но, увы, птичка, не ждала окончания представления, убегала раньше. Румбе приходилось начинать поиски сначала. Упущенный шанс, упущенное время. В итоге Д3. Потом на досуге мы долго вспоминали «козлящую» сучку....
Зато  радует сердце эксперта классное выступление хорошо  подготовленного и поставленного спаниеля. И не важно, какой породы он: русский охотничий спаниель, вахтель, кокер или спрингер. Главное наличие врождённых качеств: чутьё, охотничья страсть, стиль, помноженные на закреплённые хозяином: безукоризненное послушание, постановку.
Следующим выступает вахтельхунд по кличке Ухуру Самхаин В. Свинтицкого. Другое название этой интересной породы – «немецкий перепелиный спаниель». Ну, перепела, погодите! Уверенный поиск на галопе, быстрый подъем  на крыло 3-х зачётных птиц   – хорошая заявка на высокий полевой диплом! Осталось только подать с воды на «отлично»...
Солнце припекает, и комары, мало-помалу, отстали – можно скинуть капюшон с сеткой.  Приятный ветерок освежает потное лицо. По траве скользнула большая тень. Поднимаю голову  - высоко в синеве, раскинув широкие крылья и вытянув в линию длинные ноги, шею, клюв неспешно парят два журавля. Доносится их «курлы, курлы». Оказывается, вот чьи следы, похожие на  большие кресты, нашли мы поутру на сырой луговой дороге.  С любопытством наблюдаю за полётом этих добрых персонажей народных сказок. В стороне стремительно пронеслись утки. Кряквы….
Время к полудню. Жарко. По сухой траве собакам трудно работать. Перепелов почти не слышно – они взяли полуденный тайм аут. Все берут курс на озеро. Спешу и я мимо базы к воде, где сейчас собираются и эксперты и испытуемые, чьи собачки получили расценки в поле. Предстоит последнее испытание – «подача с воды», после чего будет объявлена окончательная оценка каждого выступления и степень полевого диплома. Стабильно подающие на «отлично» спаниели  быстро входят в воду, подбирают птицу и бегом прямо в руки. Таких - большинство. Но, иногда встречаются другие - бросают птицу, едва ступив на сушу, мол, дальше хозяин сам подбирай, если тебе надо. Есть и с «талантом» дрессировщика -  принесут, но, останавливаются, шага за два-три до ведущего, всем видом показывая – «щас» брошу. «Обученный» ею, хозяин послушно демонстрирует свои физические возможности, делая широкий шаг или прыжок навстречу, чтобы успеть подхватить дичь до её падения на землю. Иногда собачки попадаются такие, что прежде, чем отдадут в руки хозяину, вымотают ему нервы. Например, наша Бруна: подхватила с воды птицу, вышла на берег чуть в стороне, посмотрела на хозяина (тот замер в ожидании) и положила её на землю. Вновь взглянула на неподвижного хозяина (не побледнел ещё?), выдержав мимолётную паузу, отряхнулась, глянула на хозяина (мол, ну как ты?), подобрала добычу и  несёт как-то так, что не поймёшь – то ли к хозяину, то ли мимо. Тут уже переживания охватывают и сочувствующих зрителей (ну! давай! давай!). Последнюю остановку с видом «щас брошу» делает перед хозяином и смотрит (жив ли ещё?) на него. У того терпение на пределе – готов броситься на встречу и выхватить поноску (удерживают только строгие наставления экспертов – в ковровской команде не приветствуются  нарушения регламента). Наконец Бруна делает последние шаги, и хозяин, приседая, но, не сходя с места, забирает у неё  дичь. 5 баллов. Уф! – все вздохнули с облегчением, раздались аплодисменты Ну, не стерва ли?...
   С бугорка за подачей молодых спаниелей внимательно наблюдает  опытный рязанский охотник-спаниелист – Евгений Чувиков или, для друзей, просто Захарыч.  Ему далеко за семьдесят, но многим, более молодым, фору запросто даст. Говорят, он был в друзьях с самим Вагиным БЕ, вместе не раз охотились в в Солотче. Если порасспросить его – сколько важного и интересного для истории  становления породы РОС, он может рассказать.  (Но, увы,  к тому времени, когда этот рассказ был впервые напечатан в газете,  из Рязани пришло печальное сообщение: Евгений  Захарович Чувиков, последний современник начала становления породы РОС, неожиданно  ушёл. С ним ушли и достоверные свидетельства  о днях былых) .
 Подача с воды закончена и начинается общее обсуждение увиденного и фото на память. 
Ближе к вечеру жара спала,  и  вновь в луга. Состязания продолжаются до первой звезды, пока можно различить элементы работы спаниелей. Очень хотелось мне посмотреть работу совсем молоденькой спаниельки Феи-Герда А. Фролова из Серпухова. Такой интерес вызван двумя обстоятельствами: первое - собачка первопольная, всего год, а за весну уже три высоких рабочих диплома: один Д2 и два Д1 (пример начинающим спаниелистам!!!) и второе – она «наша», внучка моего Айтоса. Теперь понятно, откуда  чутьё у неё, что обычно не очень-то щедрый на высокие оценки, Андрей П., стабильно ставит более 20  баллов.  Но, к сожалению, жребий отправил её под другую комиссию….
 Незаметно стемнело. Первая звезда – Зухра – самая яркая и любимая, своим появлением  на синем небе, говорит: «На сегодня пора закругляться…». На горизонте мелькнула зарница, издалека донёсся еле слышимый глухой звук, будто пустая бочка прокатилась по булыжной мостовой. Гроза идёт или показалось?  На небе, цвета потухающей зари, ни облачка. Значит – показалось. На сегодня состязания закончены, но возбуждение  не покидает нас. По дороге к базе продолжается обсуждение наиболее ярких моментов. «Что-то жадные мы сегодня – ни одного Д1!» - заметила  Лариса Мартынова – эксперт из Новосибирска - «Посмотрим, как будет завтра». Распоясавшиеся  рязанские  соловьи заглушили  её слова.….
Уже совсем стемнело, когда эксперты тесным кружком собрались на ужин. И опять разговоры о перспективах и направлениях  развития популярных  пород спаниелей  в России…..
           Состязания продлятся ещё несколько дней.