Лохматушка

Вячеслав Сергеечев
     (рекомендуется читать на ПАРНАСЕ.РУ с многочисленными иллюстрвциями:   )

  Как хорошо растянуться под ласковым южным солнцем, когда у твоих ног плещется тёплое море, а мимо проплывают красавицы-яхты с белоснежными парусами!
               
      Я в Абхазии, где горы вплотную подступили к самому побережью. Утопающие в садах домики гурьбой ютятся на крутых склонах. Я остановился в самом ближнем к морю домике, находящемся рядом с шоссе, у радушных хозяев Адгура и Наалы. Адгур с абхазского переводится, как большое сердце, Наала – добрая и сердечная.
               
      У них пятеро детей и много живности.
               
       Со мной отдыхают от московской суеты сын Андрейка и дочка Надюшка. До моря рукой подать. Лежу на полупустынном галечном пляже, детишки плещутся у кромки моря. Недалеко от нас расположился абхазец, торгующий шашлыками. Торговля у него шла ни шатко, ни и валко: покупать шашлыки было почти некому. Редкие отдыхающие подходили, покупали шашлыки и отправлялись на своё пляжное место. Ничего достопримечательного рядом с шашлычником не было. Только одинокая собачка, виляющая хвостом при виде каждого покупателя, меня несколько удивила своей доброжелательностью. Увидев приближающегося покупателя, собачка ещё издали начинала активно проявлять свою радость. А когда покупатель подходил совсем близко, то собачка начинала припадать на передние лапы и так усердно махать хвостом, что её гибкое туловище сгибалось почти полукольцом. Но собачку никто не гладил. При этом она не выпрашивала угощений, а просто искала человеческой ласки. Не найдя ласки, собачка ждала следующего покупателя. Так продолжалось весь день. В этот вечер был шикарный закат.
               
      Налюбовавшись закатом,  я подошёл к шашлычнику, поздоровался и посмотрел на собачку. Она оказалась небольшим щенком, премиленьким и лохматым, и настолько грязным, что стало понятно, почему его никто не гладил. Его дружелюбие мне так понравилось, что я присел на корточки, взял его мордочку в свои руки и стал ласкать, умиляясь до слёз. Купив несколько шашлыков, я угостил пёсика двумя кусочками ароматного мяса. Щенок съел один кусочек шашлыка, но от второго отказался и продолжал усердно махать хвостом. Я спросил абхазца, не его ли этот щенок. Тот ответил, что щенок бездомный. Когда я стал отходить от шашлычника, этот лохматый комок увязался за мной.
      – Ой, какой милый лохматунчик, – дружно приветствовали щенка Андрейка и Надюшка.
      Они стали усердно тискать в своих объятьях щенка, а тот только повизгивал от удовольствия да махал хвостом. Стали собираться домой. Щенок увязался за нами, я не возражал. Подошли к нашему домику, открыли калитку и все вошли во двор, включая щенка. Я искупал его, израсходовав весь пузырёк с шампунем. Хорошо помыв собачку и, прополоскав под тёплым душем, я вытер её махровым полотенцем. Когда я отпустил щенка, его радости не было предела! Он стал бегать и прыгать вокруг нас, весело повизгивать, ни на секунду не прекращая махать хвостом. 
      – Что будем делать со щенком? – спрашиваю Андрейку и Надюшку.
      Те наперебой стали просить меня оставить у нас это милое создание. Щенок оказался девочкой. Тут же собачке дали кличку – Лохматушка. Так Лохматушка стала нашим другом и не отходила от нас ни на шаг. Мы с Лохматушкой ходили к морю, поднимались в горы, вместе лезли в пещеры. Нам с ней было весело и интересно. Мы души не чаяли друг в друге.
               
       Домик, где мы поселились, был огорожен забором. Многочисленная живность разгуливала по всей территории. Домик имел большую прихожую без двери, куда порою забредали куры, утки, козы и даже ишак. Но основной достопримечательностью был здоровенный кот Алхуз, что переводилось, как смелый охотник.
               
      Кот дружил с хозяйской дочкой Амзой, что по абхазски значило – луна.
               
      Алхуз оправдывал своё имя успешной охотой на голубей.
               
      Лохматушка пробовала подружиться с Алхузом. Она подходила к нему, как всегда, виляя хвостом, припадала на передние лапы и принюхивалась. Алхуз выгибал спину дугой, взъерошивая шерсть, пятился, а когда Лохматушка совсем близко подходила, он бил её лапой по носу. Лохматушка, повизгивая, тут же обиженно убегала. Посидев немного в сторонке, Лохматушка снова пыталась подойти к Алхузу, но, помня про его когтистую лапу, принюхивалась только издалека.
      На наше крыльцо часто прилетала маленькая желтоватая птичка, свившая гнездо в углублении нашей крыши. В гнезде тихо сидели три птенчика. Как только птичка подлетала к гнезду, птенчики поднимали гвалт и широко открывали свои рты. Корм доставался тому, кто шире открывал рот.
            
      Мы подкармливали птичку, бросая ей семечки. Как-то Алхузу удалось поймать эту птичку.
               
      Лохматушка тут же к нему близко подбежала и гавкнула. Алхуз от неожиданности выронил птичку, которая сразу и улетела. Он обиженно, но с достоинством отошёл под виноградную лозу и стал отплёвываться от птичьих перьев. С Алхузом быстро подружился мой Андрейка, привечая его шашлыками.
               
      Надюшке больше понравился черномордый котёнок, который часто заглядывал к нам от соседей. Она с котёнком любила играть в шахматы.
               
      Как-то Алхуз увидел в саду маленького ежонка.
               
      Он подошёл к ежонку и стал принюхиваться, пытаясь потрогать его лапой. Ежонок свернулся в клубочек, Алхуз слегка укололся, лизнул лапу и отошёл недовольным. Я взял ежонка в руки. Он был очарователен.
               
      Надюшка уговорила меня взять ежонка домой. Я принёс его в прихожую, накопав в саду дождевых червей и положив в мисочку. Ежонок стал есть червей, а Алхуз рядом с ним уткнулся мордочкой в свою миску.
               
      Надюшка была в умилении. Она предложила ежонку кусочек сыра. Ежонок ел сыр, а дочка не могла оторвать от него взгляда...
               
      Алхуз иногда пропадал на несколько дней, уходя вверх по склону, где на обширных лугах росли горные тюльпаны.
               
      Этим пользовалась соседская рыжая кошка. Она появлялась и сразу бежала к миске Алхуза, быстро её опустошая.
               
      Иногда за ней увязывался её отпрыск – очаровательный котёнок, который тыкался мордочкой в миску вместе со своей мамашей. И если ему что-то удавалось съесть, то он тут же сладко и засыпал.
               
      Котёнок оказался очень храбрым. Когда его с мамашей на крыльце дома застала хозяйская охотничья собака, он не убежал, как его мать, а, выгнув спину, взъерошив шерсть и угрожающе зашипев, привёл собаку в замешательство, когда она стала принюхиваться к нему.
               
      За всеми детьми и живностью в доме присматривала хозяйка Наала, голубоглазая, уравновешенная и доброжелательная до предела. Она первой в доме вставала и последней ложилась спать.
               
      Любопытную картину удалось мне как-то наблюдать вечером после того, как Наала подоила корову: из-за ограды появились две соседские кошки и стали пытаться тоже подоить корову, слизывая с сосков молоко. Корова долго терпела кошек, затем лягнула их ногой – кошки разбежались.
               
           Старшая дочь Наалы – Гумала, что значило – покладистая, ей постоянно помогала по хозяйству.
               
      А самая младшая Сария, что означало родник, нас постоянно умиляла, предлагая всем подряд поцеловаться.
               
      Отказывалась с Сарией целоваться только её сестра Аша – горькая.
               
     А Назира – предостерегающая и Ханифа – праведная – чаще вытирали ей сопливый нос, чем целовались.               
      По утрам меня часто будил хозяйский ишак. Он бесцеремонно заходил в прихожую и орал во всю глотку, требуя его накормить.
               
      И пока хозяйка Наала не подставит под его морду ведро с пищевыми отходами, он орал не переставая. Когда ишак задерживался, меня будил Алхуз, помня, что для него у меня всегда припасён кусочек-другой шашлычка, до которого он был очень горазд.
               
      Но чаще всего, ещё засветло, меня будил голосистый петух, при этом он оглушительно хлопал крыльями.
               
      На мой подоконник по утрам прилетал воробей.
               
      Поклевав разброшенных для него зёрнышек, он весело чирикал. Лохматушка смотрела вместе со мной на воробушка, норовясь к нему подойти, но я её постоянно одёргивал. А на дереве рядом с окном белка развешивала грибы, готовясь к зиме.
               
      Лохматушка высовывалась из окна и лаяла на белку, что заставляло белку подниматься на самую макушку дерева и там прятаться. Иногда наступали такие душные вечера, что на ночь мы перебирались в сад. Наше любимое место было под развесистым инжирным деревом. Лохматушка устраивалась у нас в ногах, свернувшись калачиком. Мы все просыпались, наскоро завтракали и бежали к морю. Лохматушка бежала всегда впереди всех. По вечерам я рассказывал всей детворе сказки про чертей, леших, водяных и прочих сказочных персонажей.

     Рядом с нашим домиком находилось небольшое ущелье, по которому протекала шустрая речушка с перекатами и ледяной водой. В этой речке отлично ловилась на спиннинг форель.   
               
      Больше всех радовалась форели Лохматушка. Иногда форель срывалась с блесны и плюхалась на мелководье. Лохматушка ловко ловила её и приносила мне. Когда наступал вечер, и ущелье покрывалось стелющимся туманом, мы все возвращались домой.
               
      Впереди всех бежала Лохматушка с последней форелью в зубах. Побережье нас встречало заходящим солнцем и вечерней прохладой. Мы не ограничивались только морем и часто посещали местные достопримечательные места. Интересный случай произошёл, когда мы отправились на местную ферму по выращиванию цыплят.
   
      Недавно вылупившиеся цыплята с конвейера, как горох, сыпались на вращающееся кольцо-распределитель. Один из них вывалился с конвейера. Наша Лохматушка подбежала к цыплёнку, бережно взяла его в рот и принесла мне. Я взял цыплёнка и посадил в коробку, куда он и должен был попасть. Когда же на море начинался шторм, мы любовались набегающими на побережье волнами.
 
       Если шторм долго не унимался, то садились в автобус и отправлялись в путешествие вдоль по побережью. В одном из черноморских зоопарков мы были свидетелями, как слонов кормили тыквой.
               
     В сочинском океанариуме мы наблюдали людей и акул в одном водном пространстве. В его лабиринтах нетрудно было и заблудиться.

      Сочинский дельфинарий поразил нас гигантскими белухами, играющими с мячами.
               
      А огромные котики жонглировали, «играли» на гитарах и саксофонах.
               
      Дельфины прыгали через обруч и «писали» картины.
 
      Мы сидели в первом ряду. Небольшой усастый котик подплыл к нам. Лохматушка выскочила на арену, завиляла, как всегда, хвостом и подошла к котику, принюхиваясь.
               
      Котик истошно закричал, Лохматушка, испугавшись, ретировалась  и забилась под лавку.
      Новоафонская пещера встретила нас миниатюрным подземным метро, где пассажиры ехали в пещеру открытыми вагончиками без крыши.
               
      Многочисленные подземные залы поражали своими сталактитами и сталагмитами.
       
       С небольших площадок мы любовались каскадами каменных водопадов.
               
      Сухумский обезьяний питомник очаровал нас изобилием экзотических обезьян.
 
      Лохматушка тут беззлобно налаялась вдосталь и чуть не подружилась с одной из небольших обезьянок с грустными глазами. Мы давали Лохматушке угощения, а она, проникнув за ограждение, предавала их обезьянке.
               
      Батумский ботанический сад понравился разнообразием растений, деревьев и ландшафтов.
 
      Рядом с нами находились Гагры, которые славились на всё побережье своим розарием.
               
      Розы привлекали большое количество бабочек.
               
      Но отпуск мой закончился, рано утром я с детьми должен был улететь в прохладную и суетливую Москву, где Лохматушке не находилось места. Как она будет себя чувствовать в моей малогабаритной квартире, когда с утра и до позднего вечера я должен быть на работе, как и моя жена, а наши дети –  в школе-интернате? А мои частые командировки? Мои радушные хозяева Адгур и Наала согласились приютить Лохматушку у себя. Решение оставить Лохматушку далось мне нелегко.
      Накормив Лохматушку, мы с Андрейкой и Надюшкой стали с ней прощаться. Я пытался Лохматушке объяснить, что взять её с собой не могу, что ей здесь будет лучше. Лохматушка смотрела на меня своими выразительными глазами, но понять меня не могла. Я приласкал её последний раз, прижал к груди, а растроганные Андрейка и Надюшка её расцеловали. Лохматушка затихла, чего-то подозревая. А когда мы её оставили, закрыв за собой калитку, Лохматушка всё поняла и заметалась вдоль забора, жалобно заскулив. Нам пришлось вернуться и снова её приласкать. Однако самолёт ждать не будет. Ещё в последний раз, приласкав нашу любимцу, мы с детьми решительно пересекли шоссе, у которого с Лохматушкой интересно и счастливо прожили целый месяц. Увидев, что мы садимся в остановленную машину без неё, Лохматушка разбежалась и сходу перепрыгнула через забор. Не чувствуя под собой ног, она бросилась к нам. В это время по шоссе на большой скорости проезжал грузовик. Завизжали тормоза, но это Лохматушку не спасло. Я взял искалеченную, но ещё живую Лохматушку на руки и отнёс назад в дом. Лохматушка виновато смотрела на меня и жалобно скулила. Через несколько минут она умерла. Похоронили мы нашего лохматого друга в саду под инжирным деревом…
                ***
                (65 фотографий)
)