Велосипедистка

Лидия Креймер
      Майский     день выдался жарким, лишь к пяти вечера начал спадать зной.     На юге это самое чудесное время суток. Воздух     струится как шелк, становится мягким, невесомым.С гор начинает дуть ласковый умиротворяющий ветерок, усмиряющий негодование от чрезмерно  активного солнца.
       После дневной испепеляющей жары все живое начинает просыпаться, сбрасывает одуряющую дневную дрему, появляется желание двигаться, возвращается аппетит. Люди начинают выходить на воздух из своих плотнозашторенных домов, готовят ужин, который так приятно  вкушать, сидя под раскидистой кроной яблонь, или под раскинувшимся широким шатром виноградником.
       В небольшом доме, чистеньком, но явно нуждающемся в ремонте  ,   Нина,  девушка лет  шестнадцати-- старшая из пяти детей, живущих с матерью , без отца,озабоченно открыла шкафчик, зная, что ничего нового она там не обнаружит. Меньше полбуханки серого хлеба   (маловато,    надо , чтобы хотя бы по кусочку осталось на завтрак--  с утра  всем в школу), банка сгущенки( хорошо, можно намазать на хлеб малышам!), три картошки( неприкосновенный запас, оставить на суп),  четверть бутылки хлопкового масла (удача, можно поджарить хлеб, с виноградом очень вкусно!).
       --Да, -- подумала она,-- совсем негусто. Однако думать надо, чем малышей кормить сегодня.
          Тяжело     вздохнув,  Нина закрыла дверцу и пошла в соседнюю комнату, где младшая сестра сидела за  обеденным столом, обложившись учебниками.
      --Лен, ну ты скоро? Два часа уже сидишь, все никак закончить не можешь! Что у тебя такого важного? Может, отложишь на вечер, а то ехать поздно будет, темнеет быстро!
     -- Еще пять минут,      сочинение на дом задали, про Рахметова пишу. Слушай,Нин, а ты как к нему относишься?--   отозвалась Лена.-- Я вот например, уважаю, на гвоздях спал, я бы не смогла так!
     -- Мне бы его заботы, -- рассеянно отозвалась Нина. -- Подумаешь, герой!  Если бы у него была забота, как у нас с тобой, чем накормить всех на ужин, он бы живо  о своих гвоздях забыл. Короче, езжай, мама , наверняка, ждет уже!
     --Ладно,-- сказала Лена,-- хорош переживать!  Сейчас  сгоняю, велик на ходу, вчера   мальчишки помогли шину заклеить, что там пара километров!  Не в первый раз!.
   -- Ладно, езжай, я пока виноград нарежу, уроки  у малышей проверю, они уже есть хотят, я же знаю--  с грустью сказала Нина.-- Отвлеку их немного.
       Лена быстро собрала учебники  и сдвинула их на край стола, взяла хозяйственную сумку, с которой  их мать ходила по магазинам, и вышла во двор . Там, под навесом стоял старенький дорожный велосипед.Благодаря Ленкиным друзьям, вовремя смазывающим     втулки, звездочку, цепь,  двигался он  быстро и без натужного скрипа.  Лена вывела велосипед на улицу, вскочила в потертое седло  и с удовольствием помчалась  по центральной улице .
       Кататься она научилась рано, лет в семь. Почти у всех соседей на улице   имелись    велосипеды , для взрослых, конечно,и поначалу  она, как и другие дети, ездила  на   таком   велосипеде  под рамой.Это было не очень комфортно, но ощущение победы над собой( никто ведь не учил, все со взгляда на других), преодоление страха-- руль виляет, вот -вот свалишься, ощущение скорости, ветра в лицо, сладкое замирание сердца-- получается, не упала, до угла доехала, здорово!
       И, что греха таить, ощущение своего превосходства над некоторыми девчонками--трусихи, до сих пор упасть боятся, не научились ездить!    И уважительные взгляды мальчишек-- вот ведь, малявка, а гоняет, как пацан-- высшая степень признания.Без велосипеда Лена себя не мыслила. Сейчас, когда семья после развода  родителей переживала нелегкие времена, велосипед помогал ощущать свою причастность  к благополучным  и неущербным, а также давал возможность  передвижения и  быстрого решения   некоторых  возникающих проблем, таких, как сейчас:    куда-то быстро съездить, что-то тяжелое привезти.
          Проехав  до перекрестка, Лена свернула на главную улицу городка. Дома на нем были двухэтажные, к ним примыкали  гаражи- ракушки.  Вскоре дорога   плавно переходила в шоссе, по обеим сторонам которого тянулись   карты хлопковых полей.   Через десять  минут она доехала до перекрестка, который все местные называли"поворот". Примерно в трехстах метрах от него располагалась участковая больница  , в которой работала санитаркой их мама,Ольга . Только  дети знали , как тяжело ей было уходить на суточное дежурство,  оставляя детей одних.Это была невысокая худенькая , но очень мужественная женщина, которой не исполнилось еще и сорока лет. Когда  после развода   она осталась  одна с детьми на руках, находились доброхоты, подходившие к ней с ложным сочувствием
       -- Ох, Ольга, тяжело тебе будет!   Пятеро их, шутка сказать! Как же ты без мужика поднимать их станешь?  Отдай  в детдом, никто тебя не осудит!  Ты ж сама еще молодая, чуть за тридцать, може и замуж выйдешь, а с таким -то хвостом, кому ты нужна!
    На что  Ольга  укоризненно глянув на советчиков глубокими серо-зелеными глазами, отвечала
     -- Ничего, как -нибудь, пусть сухой хлеб грызть буду да водой холодной запивать, но детей никому не отдам, вместе будем, пробьемся!
     И пробивалась , как могла, работала через сутки, так как за ночные в конце месяца двадцатка набегала, а это для их бюджета целое богатство. Сама недоедала, все в дом несла, угостит кто-то конфетой, домой принесет, между всеми разделит. Вот и сейчас ждала дочку с нетерпением. Сердобольная повариха, зная о бедственном положении семьи, наскребала тарелку каши, в основном пшенной, так Ольга старалась эту тарелку домой передать, сама не ела. А сегодня повезло!  У медсестры    Салимы   вчера свадьба была,   брата женили,   и    принесла она угощение для коллектива-- целое блюдо ароматного плова, а потому никто из медперонала кашей ужинать не стал-- плов -то вкуснее!
       И перепала Ольге небольшая кастрюля пшенной каши,  да   горсть   лимонных  карамелек-- то-то радость для детей!А потому она с особым нетерпением ждала  дочку, нетерпеливо поглядывая на часы.  В очередной раз подойдя к воротам, она столкнулась со сторожем , заступившим на ночное дежурство.
    -- Здравствуй, Оля, что дочку ждешь?-- спросил он.
     --Здравствуйте, Латып-ака, жду, да что-то она сегодня запаздывает,-- отвечала Ольга.
     -- Не переживай, она девочка шустрая, приедет. А я тебе гостинчик принес, вот, возьми!-- он протянул Ольге большую пачку чая.-- Племянник из Ташкента прислал, бери, чай хороший, лечебный, девяносто пятый, слышала о таком?  Давление хорошо снимает  и нервы успокаивает!
     -- Спасибо вам, Латып -ака,-- смутилась Ольга.-- Не стоит, вам самому нужнее!
     --Бери-бери, не стесняйся,-- заулыбался Латып.-  У меня есть! Все мои внуки и племянники присылают. Что мне , чай этот, солить что ли?  А у тебя дети, и помочь некому. Бьешься одна, как рыба об лед!  Бери!
         Еще раз поблагодарив старика , Ольга положила пачку чая в карман халата, кинула взгляд на дорогу и , увидев, что дочка с поворота  быстро движется в направлении больницы, обрадовалась
     -- А вот и она, побегу гостинец взять!
     Едва Лена подъехала к воротам больницы, как сторож  Латып-ака  крикнул ей
    -- Салом, кизымка, ты сегодня чего так долго?  Мамка уже три раза к воротам приходила, на дорогу смотрела, тебя ждала!
     --Здравствуйте, дядя Латып, уроки долго делала!А мама где?-- бодро отвечала  Лена.
     --Увидела, что ты с поворота едешь, за гостинцами побежала, да вот она уже и здесь. Ох, Оля, быстро бегаешь, молодец!
       -- Приходится, Латып-ака, тороплюсь, потому что вечернюю уборку делать надо, посуду помыть, ужинать больные  уже  закончили, -- подходя к дочери и целуя ее в щеку , ответила Ольга.--Как вы сегодня, доча, как в школе, как малыши? 
     -- Да все в порядке , мам, все хорошо.
     --Ну, и слава Богу! Доча, я уж не пойду тебя до поворота провожать, езжай домой, пока не стемнело, кашу поешьте, горячая еще, вкусная! Уроки -то все сделали?
     --  Конечно, мам,   все в порядке, не переживай, доеду до дома, из автомата позвоню.
     -- Ну, давай ,поцелуй всех,   допоздна не засиживайтесь, в школу не проспите!-- напутствовала Ольга.
     -Да когда такое было?-- возмутилась Лена. -- Сроду мы никуда не опаздывали! Все, поехала я, пока, мам!  До свиданья, дядя Латып!
    Чмокнув   Ольгу в щеку ,  Лена  прикрепила к багажнику  сумку с маминым гостинцем , вскочила на своего "железного коня" и  бодро закрутила педали. Ехать было   легко   и  приятно. Солнце село, дул теплый ласковый ветерок, велосипед катился с горки-- не езда, а сплошное удовольствие.  Быстро проехав безлюдные хлопковые поля, Лена перевела дух. Вот уже и гаражи показались, до дома -- рукой подать. Между тем быстро смеркалось. Внезапно  она увидела какую-то тень,   затем раздался хриплый голос
      -- Эй, велосипедистка, что так торопишься, дай велик покататься!
       Холодок страха прокатился по спине девочки, не отвечая, она пригнулась к рулю и сильнее нажала на педали.
    -Стой, сука! Тебя пока вежливо просят!-- не отставала тень.
     Гладкая широкая дорога шла под уклон, велосипед мчался как стрела , пущенная из лука сильной рукой, однако вскоре Лена услышала    за спиной  хриплое дыхание преследователя.
     Увидев узкую дорожку между гаражами, Лена  резко повернула руль, направляя его в спасительное пространство. От неожиданности преследователь замер, до  девочки доносились его угрозы, вдруг она почувствовала удар в спину, дернулась, от неожиданности едва не выпустив руль,   услышала, что   слетела цепь  и, чтобы не упасть, резко опустила  на землю правую ногу. Аккуратно прислонив велосипед к стенке гаража, чтобы не упал драгоценный мамин гостинец, не обращая внимания на боль между лопатками, ничего не слыша кроме    бешеного стука сердца,  Лена на ощупь попыталась надеть  цепь. Она осторожно перебирала звенья,  провисшая цепь укорачивалась.Чувствуя, что еще несколько мгновений и поломка будет устранена, Лена успокоилась. 
       Еще раз проведя рукой по цепи и убедившись, что все в порядке, она прислушалась. Вокруг было тихо, не доносилось ни звука. Внезапно вспыхнули    фонари,   в их ярком свете, буквально в нескольких метрах от себя , девочка увидела  моргающего от неожиданности  преследователя. Вскочив в седло, Лена резко рванула прочь, пользуясь  его замешательством .
     Вот поворот на родную улицу, залитую светом фонарей, вот телефонная будка , прямо напротив дома, и -вот удача--трубка на месте,  не оторвана  местными умельцами, которые виртуозно вскрывали телефонный кабель, извлекали из него цветную проволоку,  и  использовали  ее   для изготовления плетеных колец.Прислонив свой велосипед  к стене,  Лена     распахнула двери будки, схватила трубку, опустив монету, быстро набрала мамин номер. Оттого, что ответ   прозвучал сразу после первого же гудка , Лена поняла,что мама    взволнована.
      --Алло, мам, я уже дома, все хорошо!-- бодрым голосом произнесла Лена.
      -- Леночка, а что так долго?  Я уже места себе не нахожу!-волновалась мама.
    --Да цепь слетела, мам, недалеко от гаражей, а там темно было, наощупь ставила, пришлось повозиться.  Я побегу, мам, мы сейчас пировать будем-- царский ужин у нас-- каша, да чай с конфетами!
  -- Ладно, доча, беги, поцелуй    Нину, Таню, Ксюшу и Олежку!  Спокойной вам ночи!  Пусть будут с вами ангелы- хранители.
    -Хорошо, мам , пока!- и Лена, повесив трубку,  перешла улицу , ведя велосипед   за руль.
   Войдя в дом она громко крикнула:
   -- Прибыли гостинцы от мамы, налетай!
Первой вышла Нина и голосом строгой учительницы спросила
  -- Ленка, ты где застряла? Я уже не знала, что думать!
Выразительно показав глазами на младших детей, Лена бодро ответила
   -- Цепь, зараза, слетела. Завтра к Валерке зайду, пусть глянет, что-то в последнее время часто слетает!  Давайте ужинать, у меня уже живот   от  голода  подвело!
    Глянув на сестру ,    Олежка  ,  самый младший из детей  и единственный в их семье мужчина  семи лет отроду,   спросил
    --А куда его подвело?
     Рассмеявшись, Лена ответила
-- --А подвело его под опасную черту, прямо под ребра!
    Все расселись за столом. Нина положила каждому в тарелку ароматную     рассыпчатую   пшенную  кашу, добавив самым младшим по ложечке сгущеного молока-- им еще расти и расти !
    После ужина, когда трое младших были уложены в постель, Нина принялась  мыть посуду, а Лена села было дописывать сочинение, но сосредоточиться не могла-- мешала боль в спине.
    -- Ты что крутишься?  Случилось что?  Рассказывай, я никому не скажу.-- глянув на Лену тихо сказала Нина.
   -- Глянь, что у меня на спине?  Болит сильно,  -- и задрав  футболку,     Лена     подставила сестре спину.
     -Ничего себе!-- ахнула Нина.-- Ты  что, как Рахметов, на гвоздях спала?  Синяк на полспины!
    --Куда уж мне!  Какой-то придурок  камень  кинул,        видишь, метким оказался ,  чуть не свалилась с велика, из-за этого и цепь слетела.  Маме не проговорись!-- понизив голос, сказала Лена.
    -- Да ты что, конечно, не скажу, у нее и без того забот хватает.  А ты в следующий раз не тяни, выезжай из дома пораньше, поняла?-- приказала  Нина.
    --Само собой, мне   сегодняшнего хватило!   Ладно, спать пошли, поздно уже, -ответила Лена.
   Ночью она спала плохо, спина ныла, Лена морщилась, но терпела, зная, что если перетерпеть, все пройдет.
    Утром   ,  по дороге в школу, внимательно  посмотрев на сестренку, Нина спросила
    -- Ну, ты как?  Может   в медпункт в школе зайдем, помажем чем-нибудь?  Я слышала, как ты всю ночь крутилась, места себе найти не могла.Сильно болит?
Беспечно махнув рукой, Лена ответила
      -- Да, ладно, пройдет!.. Зато сейчас я точно знаю, что Рахметов   не хлюпик    был-- на гвоздях спать наверняка больнее было!