Триптих Ева

Татьяна Бронникова
 Он умер. Я была рядом. Я держала его за руку. Я - его законная жена перед Богом и людьми. Мой Адам, мой муж. Я знала его столько лет, мы столько пережили вместе. Я делила с ним и радость, и горе. Я держала его руку в час, когда он умирал. Но в последний момент... Это было слабое дыхание, еле слышный вздох, но он обжег меня, как пламя Ада. Еле слышно, но я расслышала: твое имя. Ты выиграла? Нет! И как он мог? После всего? После всего, что мы пережили вместе? После всех этих лет... Он вспомнил тебя... Почему? Почему? Не ты, я была ему настоящей женой. Не ты, я. Ты обвиняешь меня в том, что я забрала его, но что ты дала ему? Что ты могла ему дать? Ты была как дитя, ты никогда не знала, что нужно ему. Сама невинность! Чиста как Ангел!
 Ты развлекала его пустой болтавней, ты была так счастлива в своем неведении. Но только я, слышишь?, я дала ему то, что он хотел. Он приходил, и я умела его понять, я слушала его и давала советы. Он ценил меня.
 Да, я грешна! Да, я сорвала это яблоко, этот запретный плод. Но зато тебе никогда не узнать эту сладость, эту неземную сладость. И я разделила ее с ним. Я дала ему этот Рай, Рай, в тысячу раз прекрасней того, откуда нас изгнали. Изгнали из-за тебя.
 Ты утверждаешь, что ты - его первая жена. Неправда! Он никогда не был твоим мужем. Он был моим! Потому что со мной проводил он бессонные ночи, потому что я шептала ему те слова, которых ты не знала. Потому что моим телом и моими ласками он восхищался. Потому что я рожала детей от него. Потому что я готовила для него обед и встречала его с работы. Мне приносил он плоды трудов своих, и я делила их с ним. Мы вместе растили детей. Мы, не ты.
 Если он был нужен тебе, если ты его любила, то зачем же тогда ты его отпустила? Почему не боролась за него? Ты сама разрешила ему уйти. Ты. А не я забрала его. Ты сама его отпустила. И в этом виновата лишь ты сама. А я - я ни в чем не виновата. Ни перед тобой, ни перед Богом. И ты не смеешь винить меня!
                2000.
 Ведь ты ничего не дала ему, а я, я любила его по настоящему. Я любила и давала ему все, что ему было надо. Я любила. Я отдала ему всю себя, свою молодость, свою красоту. Я состарилась с ним. А ты - ты все так же молода. И чем ты недовольна? По-моему, все справедливо. И вместо того, чтобы пытаться вернуть его, попросила бы Бога, и он создал бы для тебя другого мужчину. Или что, ты боишься, что я и его уведу?
 Да он сам уйдет. Уйдет, как ушел Адам. Он ушел от тебя потому, что я была лучше. Лучше тебя, и ты не можешь мне этого простить. Тебе просто хочется быть похожей на меня, но ты не можешь. И ты злишься. Но он мой. Слышишь, мой. Даже мертвый. И я предам его тело земле. А когда умру, наши дети положат меня рядом с ним. И наши тела опять будут вместе. Муж и жена. Вместе. Как сейчас. Ибо я все еще держу его холодную руку. И его тело здесь, со мной. А душа...
 Какое холодное его тело без души! И куда улетает она? Почему я не могу держать его душу как тело? "Лилит" - это было последнее его слово. Последний вздох, открывший врата для его души. И она улетела... Теперь со мной лишь его тело... Теперь его больше нет со мной... И я одна... Старая и больная... После стольких лет одна... Теперь уже навсегда. Ты выиграла?..
                2000.